СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета литература для обучающегося с ЗПР 7 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Илекского района Оренбургской области
| | Приложение_______ к адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающейся 7 класса с задержками психического развития |
«Рассмотрено» на заседании ППК Руководитель ППК: ________ Мурина Н.П Протокол от .08.2017 года № 1
| «Согласовано» зам. директора по УВР МБОУ Студеновская СОШ ________ Щуклина Н.А Протокол пед.совета от .08.2017 года № 1 | «Утверждаю» директор МБОУ Студеновская СОШ ________ Левина Л.Н приказ от .08.2017 года № 123 |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для обучающейся с ОВЗ (ЗПР)
Класс: 7
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ Студеновская СОШ Илекского района Оренбургской области Дубова Анастасия Александровна |
Рабочая программа учебного предмета «Литература» предназначена для обучающейся 7 класса с задержками психического развития.
Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов, В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин –Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа по литературе разработана на основе нормативных документов:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 г. № 1297 г. «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
ПИСЬМА МИНОБРНАУКИ РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей от 05.09.2013 года № 07-1317;
Приказа Минобрнауки РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
Письма Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации";
Указа Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 № 1186, от 24.09.2007 № 1216)).
Адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающейся 7 класса с задержками психического развития;
ИУП МБОУ Студеновская средняя школа для обучающейся 7 класса с задержками психического развития на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по литературе предназначена для обучающейся 7 класса с задержками психического развития и включают в себя:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета
«Литература»;
описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане;
содержание учебного предмета «Литература»;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»;
календарно-тематическое планирование;
приложение:
Приложение№1««Контрольно-измерительные материалы»;
Приложение № 2 « Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по «Литературе».;
Приложение № 3 «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса».
Пояснительная записка
Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся.
Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится
с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья; социально-трудовую адаптацию.
Цели изучения курса «Литература» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение литературы направлено на достижение целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, учащихся, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение умением формулировать цель своей деятельности, планировать её, находить необходимую информацию из различных источников.
Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения.
К основным обще учебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:
умение читать и пересказывать художественное произведение;
умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать;
самостоятельно формулировать тему и идею произведения;
анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности;
работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;
владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров.
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.
Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входят:
формирование умений творческого углубленного чтения;
читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
знакомство с понятием характеры героев;
формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное;
умение составить конспект статьи;
умений прокомментировать прочитанное;
объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;
умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесса, рекомендуем не изменять последовательность изучения тематических блоков.
Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане
ИУП направлен на изучение учебного предмета «Литература» обучающееся с ОВЗ (ЗПР) в 7 классе и отводит 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год.
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение(1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века ( 2 ч)
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века (28 ч)
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».«Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы ХХ века (22 ч)
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века.
Из литературы народов России (1 ч)
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы ( 6 ч)
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение | |
Творческих работ | Контрольных работ | |||
1 | Введение | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 5 | 3 | 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 3 | 1 | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | 1 | |
5 | Из русской литературы ХIХ века | 28 | 4 | 5 |
6 | Из русской литературы XX века | 23 | 3 | 2 |
7 | Из зарубежной литературы | 5 | 1 | 1 |
8 | Итоговые уроки | 1 | | |
9 | Итого | 68 | 13 | 9 |
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература»
В результате изучения литературы обучающиеся должны знать, понимать:
образную природу словесного искусства;
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20 веков;
основные теоретические понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления); жанры литературы (начальные представления); балшлада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Обучающиеся должны уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
выявлять авторскую позицию;
переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
выразительно читать эпические произведения за героя и автора;
использовать различные формы пересказа;
отличать стихи от прозы, пользуясь элементарными сведениями о стихосложении;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторстве (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Обучающиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор; устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Обучающиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации или конкретному произведению);
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
создавать сочинения – миниатюры по картине.
Приложение № 1. Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» №1
1.К какому роду относятся былины?
А) лирика; б) драма; в) эпос.
2. Написать названия трех прочитанных вами былин.
3.Соотнести названия былин с циклами.
1.«Садко» 2. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
А)Киевский цикл; б) Новгородский цикл.
4.Какому богатырю соответствует приведенное описание?
Уоратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
А) Илья Муромец б) Микула Селянинович в) Вольга Святославович.
5.Выбрать примеры употребления гиперболы.
А)«Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь»
Б)«Птицей-соколом летать ему под оболока»
В)«Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи».
6.Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»
Чисто конь
Добрый поле
Буйная дружинушка
Хоробрая головушка
7. К какому древнему жанру былина ближе всего?
А) сказка б) миф в) легенда г) историческая повесть
8. Перечислите художественные особенности былин.
9. Что такое пословица?
10. В чем сходство былины и сказки?
11. Что общего у Ильи-Муромца и Микулы Селяниновича
12.В чем различие между пословицей и поговоркой?
Пословицы и поговорки
Вариант 1
1.Что называется пословицами и поговорками? К какому роду творчества их можно отнести?
2..Прочитайте пословицы. Объясните их прямой и переносный смысл. Разъясните, как построены данные пословицы.
Одна пчёлка много мёду натаскает.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
До слова крепись, а давши слово, держись.
На чужой стороне и весна не красна.
Лес рубят – щепки летят.
3.Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знания, книга.
4. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: «Трус и таракана принимает за великана».
Пословицы и поговорки
Вариант 2
1.Что такое пословицы и поговорки? Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?
2.Объясните, как построены данные пословицы. Какие особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Не мил и свет, когда друга нет.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Добро творить – себя веселить.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
3.Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Укажите однозначные и многозначные изречения.
Терпенье и труд всё перетрут.
Лес сечь – не жалеть плеч.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
На чужом хребте легко работать.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Былина «Вольга и Микула» Вариант 1
1.Что такое былина? Когда появились былины? Кто их герои?
2.Перечислите имена уже известных вам богатырей. С какими их подвигами вы знакомы?
3.Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? Какими художественными средствами создаётся представление о его могуществе и силе?
4.Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин.
5.Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича.
Былина
Вариант 2
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
1.Перечислите особенности жанра былины.
2.Какие исторические места и лица упоминаются в былине?
3.Нарисуйте словесный портрет Ильи Муромца. Какие его качества вам кажутся главными?
4.Перечитайте сцену победы Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке? Выпишите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приёмы.
5.Выразите своё отношение к прочитанной былине. Кому из героев вы симпатизируете и почему? Какой эпизод былины вы считаете особенно значимым для понимания идеи этого произведения?
Древнерусская литература
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Вариант 1
1.Это произведение принадлежит перу священнослужителя Ермолая-Еразма. К какому жанру духовной литературы её можно отнести? В чём автор повести отступает от традиций жанра?
2.Какие заслуги героев перед Богом и людьми перечисляет автор в заключение повести? Что мы узнаём о самом писателе?
3.Какие особенности стиля писателя можно отметить, прочитав данный отрывок?
«Радуйся, Пётр, ибо дана была тебе от Бога сила убить летающего свирепого змея! Ему же подобает вместе с безначальным его Отцом и с Пресвятым, благим и животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно и во веки веков. Аминь».
4.Вспомните эпизод, понравившийся вам больше других. Какие важные черты характера героев проявились в этом эпизоде?
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Вариант 2
Вспомните, какие жанры духовной литературы вам известны. К какому из них вы могли бы отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Почему?
Кроме традиционного житийного жанра, автор использует фольклорные мотивы, исторические реалии, детали быта. Приведите примеры.
Попробуйте перечислить все достойные качества (или, как называли раньше, добродетели) Петра и Февронии.
Как автор относится к своим героям? В чём это проявляется?
Контрольная работа по творчеству
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова № 2
Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
1802 – 1841
1789 – 1828
1799 – 1837
1805 – 1840
Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
1799 – 1837
1814 – 1841
1795 – 1829
1801 - 1845
Назовите город – место рождения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Петербург
Москва
Киев
Тула
Как называется привилегированное образовательное учреждение для дворянских детей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин?
Царскосельский лицей
Благородный пансион Московского университета
Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге
Кембриджский университет
В какое время года Пушкиным «овладевал бес стихотворства»?
зима
весна
лето
осень
Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
ребенка
второстепенный персонаж
человека, не имеющего высокого чина
типичный образ бедного человека, страдающего от социальнойнесправедливости
Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
осуждение детей, забывающих своих родителей
изображение жизни «маленького человека»
реалистическое описание почтовой станции
Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
горшки с бальзамином
картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
кровать с пестрой занавеской
Каким предстаёт в «Песне...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?
жестоким, бессердечным властителем
добрым царём-батюшкой
справедливым и мудрым правителем
За что бился в кулачном бою купец Калашников?
хотел показать свою удаль перед царём
за младших братьев
за честь семьи
за родину
Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».
«Смерть Поэта»
«Тучи»
«Парус»
«Бородино»
Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?
«Повесть временных лет»
«История государства Российского» Н.М. Карамзина
исторические хроники
Каким стихотворным размером написана поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»(«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»)?
хорей
ямб
амфибрахий
анапест
Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…»)?
ямб
дактиль
амфибрахий
анапест
Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «бедный чёлн», «стремился одиноко», «вознёсся… горделиво»?
гипербола
сравнение
олицетворение
эпитет
Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэмах «Полтава», «Медный всадник: «Горит восток зарёю новой», «В гранит оделасяНева»?
метафора
антитеза
гипербола
эпитет
Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Полтава», Лермонтовым в «Песни про… купца Калашникова»: «Как пахарь, битва отдыхает», «Побледнел, как осенний лист», «Повалился, будто сосенка»?
гипербола
литота
метафора
сравнение
Назовите фамилию поэта – правнука Ганнибала, «арапа Петра Великого»?
Назовите фамилию поэта, который обладал разнообразными талантами: редкой музыкальностью (виртуозно играл на скрипке, рояле, пел арии, сочинял музыку), рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками?
Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…».
Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье…».
В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова использованы эпитеты «жизнь трудная», «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»? Напишите его название без кавычек.
Установите соответствие между названиями произведений А.С. Пушкина и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР
а) «Песнь о вещем Олеге» 1) повесть
б) «Станционный смотритель» 2) баллада
в) «Борис Годунов» 3) драма
Установите соответствие между названиями произведений М.Ю. Лермонтова и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР
а) «Молитва» 1) роман
б) «Песня про царя Ивана Васильевича, 2) стихотворение
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
в) «Герой нашего времени» 3) поэм
Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им моменты произведения: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ МОМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
а) экспозиция 1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной
б) завязка 2) казнь Калашникова
в) кульминация 3) рассказ о могиле
г) развязка 4) пир у Грозного
д) эпилог 5) сцена кулачного боя
Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом; б) гнездо; в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его; б) убил его; в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы; б) месть; в) любовь.
8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.
14. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?
а) торговля;
б) гульба;
в) дипломатическая деятельность.
15. Какие задачи ставил перед собой Тарас Булъба в борьбе с поляками?
а) борьба за национальную независимость Украины;
б) расширение границ русского государства;
в) завоевание славы среди казаков.
16. С какой целью Н.В. Гоголь при описании боя запорожцев с врагами использует приемы народного творчества?
а) подчеркнуть физическую силу казаков;
б) провести параллель образов казаков с богатырями;
в) показать любовь народа к казакам.
17. Кому принадлежат слова: «Есть ещё порох в пороховницах!»?
а) Куренному атаману;
б) Тарасу;
в) Остапу.
18. Какой факт дает основания считать, что Андрий даже перед смертью не раскаивается в предательстве?
а) он не просит пощады у отца;
б) умирает с именем прекрасной полячки на устах;
в) он даже не вспоминает об Остапе.
19. Впервые повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь опубликовал в сборнике:
а) «Сорочинская Ярмарка»
б) «Миргород»;
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
20. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?
а) Андрия;
б) Остапа.
21. Степь для казаков олицетворяла собою:
а) дикие поля для хлебопашества;
б) раздолье, волю и гульбу;
в) милую сердцу родину.
22. О ком идет речь: «Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мёртв…»?
а) Андрий;
б) Тарас;
в) Остап.
Контрольная работа № 4 по творчеству и произведениям Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова и М.Е.Салтыкова - Щедрина.
1 вариант
1. С каким имением связана жизнь И. Тургенева?
1) Болдино,
2) Грешнёво,
3) Спасское-Лутовиново,
4) Ясная Поляна.
2. Какую газету читали генералы из сказки Салтыкова-Щедрина на необитаемом острове? 1) «Московские ведомости», 2) «Московское обозрение», 3) «Московская правда», 4) «Петербургские ведомости». 3. Какой художественный приём использует Н. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»? 1) Гипербола, 2) метафора, 3) параллелизм, 4) антитеза.
4. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
Иван Сергеевич Пушкин
Николай Васильевич Салтыков-Щедрин
Николай Алексеевич Лермонтов
Михаил Евграфович Гоголь
Александр Сергеевич Ломоносов
Алексей Константинович Тургенев
Михаил Юрьевич Некрасов
Михаил Васильевич Толстой
5. Кому посвящено произведение Н. Некрасова «Русские женщины»? 1) Всем декабристам, 2) жёнам декабристов, 3) всем русским женщинам, 4) русским читателям.
6. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»? 1) война с Наполеоном 1812г. 2) восстание декабристов
3) отмена крепостного права
7. Какие качества генералов высмеивает автор в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Как он относится к мужику? Дайте развёрнутый ответ.
8. Почему княгиня Трубецкая – героиня произведения Н. Некрасова - оставляет семью и отправляется за мужем в Сибирь? 9. С кем сравнивает Н. Некрасов свою музу? 10. О каком герое идёт речь (герой, произведение, автор)? «Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы, чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.» 11. Какое средство выразительности использует И. Тургенев в зарисовке? «Душный жар внезапно сменился холодом».
12. Что послужило поводом к написанию стихотворения «Размышления у парадного подъезда»?
13. В какой сборник входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»?
14. Назовите сатирические произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина.
15. Дать толкование термина сатира.
16. Какие порядки и законы в Запорожской Сечи поддерживали дисциплину и порядок?
Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов.
1.По имени и отчеству определите фамилию писателя.
Александр Николаевич
Иван Сергеевич
Антон Павлович
Михаил Евграфович
Алексей Константинович
2. Определите произведение и авторов, откуда взяты следующие герои:
Степан Парамонович Калашников
Минский
Княгиня Трубецкая
Карл Иваныч
Андрий
Самсон Вырин
Денис Григорьев
Василий Шибанов
Николенька Иртеньев
3. Соотнесите название произведения и его автора:
1. «Борис Годунов» а) Некрасов Н.А.
2. «Близнецы» б) Пушкин А.С.
3. «Вчерашний день часу в шестом…» в) Тургенев И.С.
4. «Князь Михайло Репнин» г) Чехов А.П.
5. «Злоумышленник» д) Толстой А.К.
6. «Станционный смотритель» е) Тургенев И.С.
7. «Злоумышленник» ж) Лермонтов М.Ю.
8. «Князь Михайло Репнин» з) Чехов А.П.
9. «Молитва» и) Пушкин А.С.
10. «Два богача» к) Толстой А.К.
4. Между кем происходит следующий диалог? Назовите автора и произведение.
А.- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько… Экие свитки! Таких свиток ещё и отродясь на свете не было…
Б. -Не смейся, не смейся, батьку!
В. -Смотри, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
Г. -Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Д. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…На площади нет ни души…
5. В данном стихотворении Лермонтова найдите и выпишите эпитеты, метафоры, олицетворения. Определите стихотворный размер.
* * *
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
1837
6. Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
7. Как называется использованное поэтом художественно-выразительное средство, с помощью которого поэт характеризует художественные образы: «глашатая медного», «мертвые листы»?
8. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих строчках: «ель завесила тропинку», «листья кружатся».
9. Назовите родовое имение М.Ю.Лермонтова
10. Что такое композиция произведения?
11. Каково отношение А.С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»
а) восторженное б) негативное
в) двойственное г) равнодушное
12. Какие произведения вы советовали бы (не советовали бы) прочитать будущим семиклассникам? (на примере двух произведений). Написать мини - сочинение.
Контрольная работа № 6 по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова
1 Герои Алёша Пешков, Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело — это герои произведения:
а) А.М.Горького «Детство» б) И.А.Бунина «Цифры» в) А.П.Чехова «Злоумышленник»
2 Главный герой «Легенды о Данко» А. М. Горького — смельчак, который:
А) привёл людей к их прежнему месту жительства, освободив его от захватчиков;
Б) спас людей от неминуемой гибели в лесу, прорубив просеку волшебным мечом ;
В) вывел людей из непроходимого леса, осветив им путь светом своего сердца
3. Главная идея стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским на даче» заключена в словах:
А) а вот идёшь — взялось идти, идёшь — и светишь в оба!»;
Б)Светитъ всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — никаких гвоздей...»;
В) «Я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами».
4. Под какими псевдонимами писал свои произведения М. Горький?
а) А. Пешков б) один из недоумевающих в) один из неизвестных
5) Соотнесите авторов и их произведения:
1.И. А. Бунин
2.М. Горький
3. Л.Н. Андреев
4. В.В. Маяковский
5. А.П. Платонов
а. «Юшка»
б. «Хорошее отношение к лошадям»
в. «Кусака»
г. «Необычное приключение…»
д. «Данко»
е. «Цифры»
ж. «Детство»
6. Почему и взрослые, и дети называли Юшку, главного героя одноимённого рассказа А. П. Платонова, по прозвищу?
А) Из-за пренебрежительного к нему отношения;
Б) Относились к нему как к ребёнку;
В) Не знали его настоящего имени
7.Каково отношение автора к Юшке?
А) Сострадательное; б) восхищенное; в) уважительное
8. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду;
б) он был незаменим в кузнице, без него трудно работать;
в) он был сельским праведником, подававшим пример.
А9.Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) Он учил людей доброте и терпимости;
б) он поставил на ноги девушку-сироту;
в) он помогал в работе кузнецу.
10. Почему Юшка никогда не пил чаю с сахаром и не покупал себе новой одежды?
а) Считал возможным обходиться без этого;
б) был скупым, жалко было тратить деньги;
в) копил деньги на доброе дело — содержание сироты.
11 Родина В.В.Маяковского:
А) Воронеж; б) Богдади; в) Таганрог
12. Укажите годы жизни И.А. Бунина:
а)1860-1904 б) 1865-1921 в)1870-1953 г)1899-1960
13. Не является автобиографическим произведением:
А) М.Горького «Детство» Б) Л.Н .Толстого «Детство» В) И.А.Бунина «Лапти»
14. У кого из писателей отец был землемером?
А) Бунин б) Горький в)Маяковский г) Андреев
15. Как звали главного героя рассказа Бунина «Цифры»?
А) Николенька; б) Женя; в) Тёма
Часть 2
1. Назовите настоящее имя и фамилию М.Горького
2. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
3. В какой цвет решил покрасить скатерть Алеша? ( «Детство» Горький)
4. О ком идет речь: «Родился в 1899 году в Воронеже. Настоящая фамилия Климентов. Автор сказки-быль «Неизвестный цветок». Назовите Ф.И.О. писателя.
5. После чего Кусака совсем перестала доверять людям?
Приложение № 2. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
читает в основном правильно, бегло;
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - допускает ошибки в тделении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно,
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он;
читает по слогам;
допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведенияфрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; - не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающихсмысл прочитанного;
не понимает смысла произведения; искажает его основноесодержание;
не знает наизусть стихотворения.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в
котором имеются значительные отступления от
авторского текста (тема не раскрыта),
имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Отметка «1»ставится в том случае, если ученик не справился с написаниемизложения или сочинения. Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя
речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться
синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных
смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Приложение № 3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. (под ред.В.Я.Коровиной) Программа по литературе. 5-11 классы (базовый уровень) - М.: Просвещение, 2008. – 256 с.
2. Коровин а В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. В 2 частях. 7 класс. -М.: Просвещение, 2009-2011.
3. Тесты по литературе. 7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. - Ляшенко Е.Л.
4. Методическое пособие (основное): Полухина В.П. Литература. 7 класс. Методические советы. М.: Просвещение, 2005. Дидактический материал: Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 7 класс. М.: Просвещение, 2005
5. Аудиозаписи Фонохрестоматия Интернет – ресурсы ЭОР: : http://schoolcollection.edu.ru/ http://window.edu. ru/ и др. Компьютерное оборудование , цифровые видео материалы.
6. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. - М.: Мнемозина, 2014.
7. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для образоват. учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2014.
8. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2015.
9. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2009.
Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материал по лит.: 7 кл./ Авт - сост. В.Я.Коровина и др.. – М.: Просвещение, 2007
Адрессайта, блога, страницы (страниц)в социальной сети, используемых в работе:
http: //festival. 1september. ru (уроки, исследовательские работы учащих- ся)
http://interaktiveboard.ru/load/ (база материалов для
интерактивной доски)
http://it-n.ru/ (сеть творческих учителей)
http://www.rusedu.ru/ ( архив учебных программ и презентаций) 5.http://festival.1september.ru/ ( Фестиваль пед.идей "Открытый урок")
Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
Диск «Биографии писателей» фильм в 2-х ч.
- Диск Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».