МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №127 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Протокол № 1 от 28.08.2017 г.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
Учебник « Литература .10 класс: в 2 частях. Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин. М.:ООО «Русское слово». 2012год.
А.С. ПУШКИН (4 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь:анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»
И.А. ГОНЧАРОВ (7 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.
И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. ФЕТ ( 2 часов)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
А.К. ТОЛСТОЙ (3 часа)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (5 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры. Н.С. ЛЕСКОВ. Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. НЕКРАСОВ (10 часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках.Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по творчеству Н.А.Некрасова.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (11 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Л.Н. ТОЛСТОЙ (18 часов)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
А.П. ЧЕХОВ (5 часов)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
1. | Введение. «Прекрасное начало…» ( К истории русской литературы 19 века) | 1 неделя | | |
2. | А.С. Пушкин. (НРК. Жизнь башкирского народа, образы башкир – борцов за свободу и справедливость в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».) Основные темы и мотивы лирики. Эволюция темы свободы и рабства («Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» и др.) | 1 неделя | | |
3. | «Душа в заветной лире». Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторен.ранее изученного). «Поэт»,«Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 неделя | | |
4. | Петербургская поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме Пушкина. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме. Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | 2 неделя | | |
5. | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». | 2 неделя | | |
6. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Своеобразие художествен.мира поэта. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | 2 неделя | | |
7. | Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова. | 3 неделя | | |
8. | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород», «Ах,Невский…Всемогущий Невский» (Н.В. Гоголь «Петербургские повести»). | 3 неделя | | |
9. | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Сравнительнаяхарактерист. Пискарева и Пирогова (по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»). | 3 неделя | | |
10. | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» Чин или Человек (по повести Н.В. Гоголя «Нос»). | 4 неделя | | |
11. | РРСочинение по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. (Тему выбирает обучающийся) | 4 неделя | | |
12. | Введение. Русская литература второй половины XIX века. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Литературная критика 60-х гг.НРК. Башкирия в творчестве С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова-внука») | 4 неделя | | |
13. | А.Н.Островский. «Гроза». «Бесприданница» - 8 часов «Колумб Замоскворечья». Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Работа над содержанием «Грозы». | 5 неделя | | |
14. | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | 5неделя | | |
15. | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | 5неделя | | |
16. | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | 6 неделя | | |
17. | «Горячее сердце» Ларисы Огудаловой («Бесприданница»). | 6 неделя октября | | |
18. | РР.Урок развития речи. Обучение сочинению на литературную тему. | 6 неделя | | |
19-20. | РР.Урок развития речи. Сочинение по произведениям А.Н.Островского. | 7 неделя | | |
21. | И.А.Гончаров. Роман «Обломов» - 7 часов И.А.Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». | 7 неделя | | |
22. | Роман «Обломов». Усвоение содержания. | 8 неделя | | |
23. | Обломов – «коренной народный наш тип». Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 8 неделя | | |
24. | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | 8 неделя | | |
25. | Обломов и Штольц. Почему цель жизни Штольца не устраивает Обломова | 9 неделя | | |
26. | Ольга Ильинская – центральный образ романа. Обломов и Ольга. Почему между ними произошел разрыв? | 9 неделя | | |
27. | РР.Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям И.А. Гончарова. | 9 неделя | | |
28. | И.С.Тургенев. «Отцы и дети» - 10 часов И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 10 неделя | | |
29. | Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети». Анализ глав 1-9. «Отцы» и молодые герои романа. | 10 неделя | | |
30. | Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10, 11 глав. | 10 неделя | | |
31. | Сила и слабость Евгения Базарова. Авторская позиция. | 11 неделя | | |
32. | Любовь в жизни героев романа. «Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева. | 11 неделя | | |
33. | РР.Урок развития речи. Анализ эпизода романа по выбору. | 11 неделя | | |
34. | Базаров и Аркадий Кирсанов. Значение Аркадия для понимания главного героя. | 12 неделя | | |
35. | Образ Евгения Базарова в романе. Художественная сила последних сцен романа (глава 27, эпилог). Споры вокруг романа. | 12 неделя | | |
36. | РР.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 12 неделя | | |
37. | Беседы по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Обсуждение рефератов учащихся. Урок внеклассного чтения | 13 неделя | | |
38. | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | 13 неделя | | |
39. | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | 13 неделя | | |
40. | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 14 неделя | | |
41. | А.А.Фет. Лирика. - 2 часа А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 14 неделя | | |
42. | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 14 неделя | | |
43. | А. К. Толстой. Лирика – 3 часа А.К.Толстой Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого Тема России в лирике А.К.Толстого | 15 неделя | | |
44. | Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого | 15 неделя | | |
45. | Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого | 15 неделя | | |
46. | Литература 60-70-х гг. IX века – 5 часов Н.С.Лесков. Особенности творчества. Национальный характер в рассказах Н.С.Лескова | 16 неделя | | |
47. | Повесть «Очарованный странник». | 16 неделя | | |
48. | Путешествие по России с очарованным странником. | 16 неделя | | |
49-50. | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Старый мир в изображении Н.Г. Чернышевского. «Будущее светло и прекрасно». Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» как реалистический роман и социальная утопия. | 17 неделя | | |
51. | Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - 10 часов Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | 17 неделя | | |
52. | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | 18 неделя | | |
53. | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | 18 неделя | | |
54. | Поэма «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. | 18 неделя | | |
55-56. | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 19 неделя | | |
57. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 19 неделя | | |
58. | «Есть женщины в русских селеньях…». Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 20 неделя | | |
59. | РР.Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям Н.А.Некрасова. | 20 неделя | | |
60. | РР.Урок развития речи. Сочинение по произведениям Н.А.Некрасова. | 20 неделя | | |
61. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки. Роман «История одного города» - 5 часов М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 21 неделя | | |
62. | Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках. | 21 неделя | | |
63. | Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников. | 21 неделя | | |
64. | Сатирическое изображение русской истории. Прием гротеска. Отношение к народу. НРК.Отражение жизни, быта, истории башкирского народа в творчестве С-Щедрина | 22 неделя | | |
65. | РР.Урок развития речи. Письменная работа «Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина» (анализ самостоятельно прочитанной сказки). | 22 неделя | | |
66. | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» - 11 часов М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 22 неделя | | |
67. | История создания романа «Преступление и наказание». Анализ содержания 1-2 глав. | 23 неделя | | |
68. | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. | 23 неделя | | |
69. | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 23 неделя | | |
70. | Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности. | 24 неделя | | |
71. | Наказание преступника. Крушение теории Раскольникова. | 24 неделя | | |
72. | РР.Урок развития речи. Письменный анализ эпизода романа «Преступление и наказание». | 24 неделя | | |
73. | «Двойники» Раскольникова. «Ангелы» и «Демоны» Родиона Раскольникова. Соня Мармеладова и Раскольников. | 25 неделя | | |
74. | Автор и его герой. Мастерство Достоевского – художника. | 25 неделя | | |
75. | Диагностическая работа. Тест по тексту романа «Преступление и наказание». | 25 неделя | | |
76. | РР.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. | 26 неделя | | |
77. | Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» - 18 час Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 26 неделя | | |
78. | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. НРК. Лев Николаевич Толстой и Башкирия | 26 неделя | | |
79. | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 27 неделя | | |
80. | Великосветское общество в романе «Война и мир». Анализ сцен из 1, 2 частей I тома. | 27 неделя | | |
81. | История семейств. Усвоение содержания I тома. | 27 неделя | | |
82. | Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Действия и поступки героев Толстого на войне. | 28 неделя | | |
83. | Усвоение содержания II тома романа «Война и мир». | 28 неделя | | |
84. | Усвоение содержания II тома романа «Война и мир». | 28 неделя | | |
85. | «Война – противная всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года. | 29 неделя | | |
86. | Бородинское сражение. Усвоение содержания III тома романа «Война и мир». | 29 неделя | | |
87. | Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. | 29 неделя | | |
88. | Тема народа в романе «Война и мир». | 30 неделя | | |
89. | Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | 30 неделя | | |
90. | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 30 неделя | | |
91. | РР.Урок развития речи. Письменная работа «Роль эпизода в раскрытии замысла автора». | 31 неделя | | |
92. | Женские образы в романе «Война и мир». Природа в изображении Л.Н. Толстого.художественное мастерство писателя. | 31 неделя | | |
93-94. | РР.Уроки развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям Л.Н. Толстого Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого | 31-32 неделя | | |
95. | А.П.Чехов. Рассказы, повести, пьеса «Вишневый сад» - 5 часов А.П. Чехов. Жизнь и творчество. НРК. Чехов и Башкирия. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 32 неделя | | |
96. | «Его врагом была пошлость» (Анализ рассказов «О любви», «Крыжовник»). «Всюду – палата №6. Это Россия…» | 32 неделя | | |
97. | Духовная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 33 неделя | | |
98. | Особенности драматургии А.П. Чехова. Чеховский театр. Новаторство Чехова-драматурга История создания, жанр, особенности сюжета и конфликта, система образов пьесы «Вишнёвый сад». | 33 неделя | | |
99. | Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» (Разрушение дворянского гнезда, Символ сада в комедии, Молодое поколение в пьесе.Загадка Ермолая Лопахина).Своеобразие чеховского стиля. | 33 неделя | | |
100-101. | Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие | 34 неделя | | |
102-103. | Мировое значение русской литературы XIX века. Обобщение изученного. | 34-35 неделя | | |
104-105. | Беседа по современной литературе. Проблематика произведений конца 20 века. | 35 неделя | | |