СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Учебник «  Литература .10 класс: в 2 частях. Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин. М.:ООО «Русское слово». 2012год.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №127 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________ Т.Н.Безрукова

«____»____________ 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школа №127

___________Р.С.Рахимова

Приказ № 370

06.09.2017 г.







Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

10 класс








Разработана

______________________

учителем ____________


РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей

_______________________

Протокол № 1 от 28.08.2017 г.

Руководитель ШМО

______ /Драгун Т.В./







Уфа – 2017


Планируемые результаты


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.




Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы на базовом уровне выпускник должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Место предмета в учебном плане


На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Учебник « Литература .10 класс: в 2 частях. Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин. М.:ООО «Русское слово». 2012год.




Учебно-тематический план


п/п


Наименование

Количество часов

Общее количество

Из них


КС

ДС

1

Введение

1



Из литературы первой половины XIX века (11 часов)

2

Творчество А.С.Пушкина

4



3

Творчество М.Ю.Лермонтова

3



4

Творчество Н.В.Гоголя

3

1


Из литературы второй половины XIX века (87 часов)

5

Литература и журналистика 50-80 годов XIX века

1



6

Творчество А.Н.Островского

8

1


7

Творчество И.А.Гончарова

7

1


8

Творчество И.С.Тургенева

10


1

9

Творчество Ф.И.Тютчева

3



10

Творчество А.А.Фета

2



11

Творчество А. К. Толстого

3



12

Литература 60-70 гг

5



13

Творчество Н.А.Некрасова

10

1


14

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

5

1


15

Творчество Ф.М.Достоевского

11


1

16

Творчество Л.Н.Толстого

18

1


17

Творчество А.П.Чехова

5



18

Обобщение по курсу

6




Итого

105

4

3



Основное содержание программы

Введение (1 час).Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

  1. А.С. ПУШКИН (4 часа)

  2. Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

  3. Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

  4. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

  5. Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

  6. Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

  7. Уметь:анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  8. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  9. Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

  10. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)

  11. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

  12. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

  13. Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

  14. Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

  15. Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

  16. Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

  17. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  18. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  19. Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

  20. Повести: «Невский проспект», «Нос».

  21. «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

  22. Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

  23. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

  24. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

  25. Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

  26. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  27. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  28. А.Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов)

  29. Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

  30. «Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.

  31. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

  32. Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

  33. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

  34. Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

  35. Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

  36. Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

  37. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  38. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  39. Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

  40. И.А. ГОНЧАРОВ (7 часов)

  41. Роман «Обломов».

  42. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

  43. Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

  44. Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

  45. Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).

  46. Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

  47. Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

  48. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  49. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  50. Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

  51. И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)

  52. Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

  53. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

  54. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

  55. Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

  56. Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

  57. Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

  58. Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

  59. Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

  60. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  61. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  62. Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  63. Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

  64. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

  65. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

  66. Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

  67. Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

  68. Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

  69. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  70. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  71. А.А. ФЕТ ( 2 часов)

  72. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

  73. «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

  74. Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

  75. Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

  76. Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

  77. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  78. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  79. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

  80. А.К. ТОЛСТОЙ (3 часа)

  81. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

  82. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

  83. Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  84. Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

  85. Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

  86. Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

  87. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  88. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  89. Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

  90. Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (5 час).

  91. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры. Н.С. ЛЕСКОВ. Повесть «Очарованный странник».

  92. Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

  93. Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  94. Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

  95. Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

  96. Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

  97. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  98. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  99. Н.А. НЕКРАСОВ (10 часов)

  100. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  101. Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках.Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

  102. Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

  103. Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

  104. Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

  105. Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

  106. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  107. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  108. Сочинение-рассуждение по творчеству Н.А.Некрасова.

  109. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

  110. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

  111. «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

  112. Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

  113. Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

  114. Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

  115. Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

  116. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  117. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  118. Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  119. Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина».

  120. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (11 часов)

  121. Роман «Преступление и наказание».

  122. Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

  123. Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

  124. Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

  125. Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

  126. Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

  127. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  128. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  129. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  130. Л.Н. ТОЛСТОЙ (18 часов)

  131. Роман «Война и мир».

  132. По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

  133. Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

  134. Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

  135. Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

  136. Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

  137. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  138. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

  139. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

  140. А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

  141. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

  142. Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

  143. Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

  144. Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

  145. Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

  146. Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

  147. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  148. Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.















Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 10 классе (105 ч.)

2017-2018 учебный год


п/п

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

1.

Введение. «Прекрасное начало…»

( К истории русской литературы 19 века)

1 неделя



2.

А.С. Пушкин. (НРК. Жизнь башкирского народа, образы башкир – борцов за свободу и справедливость в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».) Основные темы и мотивы лирики. Эволюция темы свободы и рабства («Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» и др.)

1 неделя



3.

«Душа в заветной лире». Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторен.ранее изученного). «Поэт»,«Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1 неделя



4.

Петербургская поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме Пушкина. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме. Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

2 неделя



5.

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

2 неделя



6.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Своеобразие художествен.мира поэта. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

2 неделя



7.

Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова.

3 неделя



8.

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород», «Ах,Невский…Всемогущий Невский» (Н.В. Гоголь «Петербургские повести»).

3 неделя



9.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Сравнительнаяхарактерист. Пискарева и Пирогова (по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»).

3 неделя



10.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» Чин или Человек (по повести Н.В. Гоголя «Нос»).

4 неделя



11.

РРСочинение по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. (Тему выбирает обучающийся)

4 неделя



12.

Введение. Русская литература второй половины XIX века. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Литературная критика 60-х гг.НРК. Башкирия в творчестве С.Т. Аксакова

(«Детские годы Багрова-внука»)

4 неделя



13.

А.Н.Островский. «Гроза». «Бесприданница» - 8 часов

«Колумб Замоскворечья». Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Работа над содержанием «Грозы».

5 неделя



14.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

5неделя



15.

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

5неделя



16.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

6 неделя



17.

«Горячее сердце» Ларисы Огудаловой («Бесприданница»).

6 неделя октября



18.

РР.Урок развития речи. Обучение сочинению на литературную тему.

6 неделя



19-20.

РР.Урок развития речи. Сочинение по произведениям А.Н.Островского.

7 неделя



21.

И.А.Гончаров. Роман «Обломов» - 7 часов И.А.Гончаров.

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».

7 неделя



22.

Роман «Обломов». Усвоение содержания.

8 неделя



23.

Обломов – «коренной народный наш тип». Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

8 неделя



24.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

8 неделя



25.

Обломов и Штольц. Почему цель жизни Штольца не устраивает Обломова

9 неделя



26.

Ольга Ильинская – центральный образ романа. Обломов и Ольга. Почему между ними произошел разрыв?

9 неделя



27.

РР.Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям И.А. Гончарова.

9 неделя



28.

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» - 10 часов И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

10 неделя



29.

Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети». Анализ глав 1-9. «Отцы» и молодые герои романа.

10 неделя



30.

Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10, 11 глав.

10 неделя



31.

Сила и слабость Евгения Базарова. Авторская позиция.

11 неделя



32.

Любовь в жизни героев романа. «Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.

11 неделя



33.

РР.Урок развития речи. Анализ эпизода романа по выбору.

11 неделя



34.

Базаров и Аркадий Кирсанов. Значение Аркадия для понимания главного героя.

12 неделя



35.

Образ Евгения Базарова в романе. Художественная сила последних сцен романа (глава 27, эпилог). Споры вокруг романа.

12 неделя



36.

РР.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

12 неделя



37.

Беседы по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Обсуждение рефератов учащихся. Урок внеклассного чтения

13 неделя



38.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

13 неделя



39.

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

13 неделя



40.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

14 неделя



41.

А.А.Фет. Лирика. - 2 часа

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

14 неделя



42.

Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

14 неделя



43.

А. К. Толстой. Лирика – 3 часа А.К.Толстой

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого

Тема России в лирике А.К.Толстого

15 неделя



44.

Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого

Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого

15 неделя



45.

Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

15 неделя



46.

Литература 60-70-х гг. IX века – 5 часов Н.С.Лесков. Особенности творчества. Национальный характер в рассказах Н.С.Лескова

16 неделя



47.

Повесть «Очарованный странник».

16 неделя



48.

Путешествие по России с очарованным странником.

16 неделя



49-50.

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Старый мир в изображении Н.Г. Чернышевского. «Будущее светло и прекрасно». Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» как реалистический роман и социальная утопия.

17 неделя



51.

Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - 10 часов

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

17 неделя



52.

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

18 неделя



53.

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

18 неделя



54.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

18 неделя



55-56.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

19 неделя



57.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

19 неделя



58.

«Есть женщины в русских селеньях…». Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

20 неделя



59.

РР.Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям Н.А.Некрасова.

20 неделя



60.

РР.Урок развития речи. Сочинение по произведениям Н.А.Некрасова.

20 неделя



61.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки. Роман «История одного города» - 5 часов

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

21 неделя



62.

Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках.

21 неделя



63.

Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников.

21 неделя



64.

Сатирическое изображение русской истории. Прием гротеска. Отношение к народу.

НРК.Отражение жизни, быта, истории башкирского народа в творчестве С-Щедрина

22 неделя



65.

РР.Урок развития речи. Письменная работа «Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина» (анализ самостоятельно прочитанной сказки).

22 неделя



66.

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» - 11 часов М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

22 неделя



67.

История создания романа «Преступление и наказание». Анализ содержания 1-2 глав.

23 неделя



68.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.

23 неделя



69.

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

23 неделя



70.

Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности.

24 неделя



71.

Наказание преступника. Крушение теории Раскольникова.

24 неделя



72.

РР.Урок развития речи. Письменный анализ эпизода романа «Преступление и наказание».

24 неделя



73.

«Двойники» Раскольникова. «Ангелы» и «Демоны» Родиона Раскольникова. Соня Мармеладова и Раскольников.

25 неделя



74.

Автор и его герой. Мастерство Достоевского – художника.

25 неделя



75.

Диагностическая работа. Тест по тексту романа «Преступление и наказание».

25 неделя



76.

РР.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

26 неделя



77.

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» - 18 час Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

26 неделя



78.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

НРК. Лев Николаевич Толстой и Башкирия

26 неделя



79.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

27 неделя



80.

Великосветское общество в романе «Война и мир». Анализ сцен из 1, 2 частей I тома.

27 неделя



81.

История семейств. Усвоение содержания I тома.

27 неделя



82.

Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Действия и поступки героев Толстого на войне.

28 неделя



83.

Усвоение содержания II тома романа «Война и мир».

28 неделя



84.

Усвоение содержания II тома романа «Война и мир».

28 неделя



85.

«Война – противная всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года.

29 неделя



86.

Бородинское сражение. Усвоение содержания III тома романа «Война и мир».

29 неделя



87.

Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

29 неделя



88.

Тема народа в романе «Война и мир».

30 неделя



89.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

30 неделя



90.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

30 неделя



91.

РР.Урок развития речи. Письменная работа «Роль эпизода в раскрытии замысла автора».

31 неделя



92.

Женские образы в романе «Война и мир». Природа в изображении Л.Н. Толстого.художественное мастерство писателя.

31 неделя



93-94.

РР.Уроки развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям Л.Н. Толстого

Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого

31-32 неделя



95.

А.П.Чехов. Рассказы, повести, пьеса «Вишневый сад» - 5 часов

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

НРК. Чехов и Башкирия. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

32 неделя



96.

«Его врагом была пошлость» (Анализ рассказов «О любви», «Крыжовник»).

«Всюду – палата №6. Это Россия…»

32 неделя



97.

Духовная деградация человека в рассказе «Ионыч».

33 неделя



98.

Особенности драматургии А.П. Чехова. Чеховский театр. Новаторство Чехова-драматурга История создания, жанр, особенности сюжета и конфликта, система образов пьесы «Вишнёвый сад».

33 неделя



99.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» (Разрушение дворянского гнезда, Символ сада в комедии, Молодое поколение в пьесе.Загадка Ермолая Лопахина).Своеобразие чеховского стиля.

33 неделя



100-101.

Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие

34 неделя



102-103.

Мировое значение русской литературы XIX века. Обобщение изученного.

34-35 неделя



104-105.

Беседа по современной литературе. Проблематика произведений конца 20 века.

35 неделя