МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛОБАНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседание методического объединения предметов социально-гуманитарного и эстетического циклов Протокол № _____ от «30» августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______А.Н. Бушманова от «31» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лобановская школа» .____________С.В.Костыря Приказ № ___________ от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
11 КЛАСС
Составила:
Анисимова Л.Ю.
учитель изобразительного искусства
с. Лобаново, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по мировой художественной культуре для 11 класса МОУ «Лобановская школа» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004 г. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования № 413 от 17.05.2012 г.
Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы. Мировая художественная культура, допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва. 2010 год;
учебника: Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть: МХК [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
методические рекомендации по разработке основных образовательных программ и рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2);
методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2015/2016 учебном году;
образовательной программы основного общего образования по ФКГОС МОУ «Лобановская школа» (2015 г.);
учебного плана МОУ «Лобановская школа» на 2016-2017 учебный год.
Цель курса «Художественная культура мира 19 – 20 вв.»: — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.
Задачи предмета:
развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе). Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Мировая художественная культура» обучающиеся должны знать:
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост обучающихся, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. (8 часов)
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Раздел 2. Художественная культура России 19-20 века. (8 часов)
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В. Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. (11 часов)
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Творчество А. Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д. Джойс. Жанр «интеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. (7 часов)
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячилетия. Молодежная субкультура.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ раздела | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 раздел. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века | 8 |
1 | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. | 1 |
2 | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 1 |
3 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. | 1 |
4 | Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. | 1 |
5 | Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. | 3 |
6 | Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 1 |
2 раздел. Художественная культура России 19-20 века | 8 |
7 | Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. | 2 |
8 | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. | 2 |
9 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». | 2 |
10 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. | 2 |
3 раздел. Европа и Америка: художественная культура 20 века | 11 |
11 | Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. | 2 |
12 | Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века. | 2 |
13 | Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. | 2 |
14 | Художественная культура Америки: обаяние молодости. | 5 |
4 раздел. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 7 |
15 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. | 2 |
16 | Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 1 |
17 | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». | 1 |
18 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. | 2 |
19 | Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
№ | Основные виды оценивания (ОВО) | Кол-во |
1 | Теория | 4 |
2 | Интерпретация произведений искусства | 4 |
3 | Художественно-практическая деятельность | 4 |
| Всего | 12 |
№ | Основные виды оценивания (ОВО) | Кол-во |
1 | Теория | 4 |
2 | Интерпретация произведений искусства | 4 |
3 | Художественно-практическая деятельность | 4 |
| Всего | 12 |
0