Рабочая программа учебного предмета по природоведению (далее Программа) составлена на основе ФКГОС, примерной программы «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы - М.: Вента-граф, 2010.
Программа для 5 класса рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Цель учебного предмета природоведение — формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира.
Задачи:
-
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
-
Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
-
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
-
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
- < > полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
-
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.
-
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.
Курс природоведения строится не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.
В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.
Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволяет убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого из нас и человечества в целом зависит от того, как мы распорядимся этими знаниями.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.