Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №_____от «____»_____________20___г Руководитель МО _________ Манькова Т.Н. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Мерзликина Г.В «_____»____________20____г | «Утверждаю» Приказ №_____ от «_____» __________20__г Директор школы _________ Щербатых А.И. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
для 7 класса
Составил: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ряховская М. Б.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
- Содержания образовательного стандарта основного общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Рабочей программы для основной школы «Русский язык» 5-9 классы: авт.-сост. М. М. Разумовская, С. И. Львова. В. И. Капинос. В. В. Львов, Г. А. Богданова;
- Основной образовательной программы основного общего образования на 2013 – 2018 г. МКОУ Козловской СОШ
- Учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник (Русский язык: Учебник для 7 класса общеобраз. учрежд. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2е изд., стереотип. – М.: «Дрофа» в 2015 г.), методическое пособие для учителя (Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009) и Рабочую тетрадь к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта: орфография/Ларионова. – М.: Дрофа, 2015.
Учебник «Русский язык» 7 класс» М. Разумовской и др. содержит разнообразные упражнения к каждому параграфу. Среди них: задания, связанные с закреплением изученного материала, задания повышенной трудности, занимательные и развивающие упражнения, некоторые упражнения из учебника с пояснениями, иллюстрациями, образцами выполнения заданий, помогающими учащимся лучше понять их содержание. Состоит в федеральном перечне. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: изложения, сочинения разных типов, построение устных и письменных текстов, тестирование по темам курса, устные опросы по орфограммам и пунктограммам, контрольные диктанты с грам. заданиями, контрольные работы по разделам языка.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Описание Места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 7 классе 4 учебных часа в неделю, всего 140 уроков в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы по русскому языку.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание тем учебного предмета
О языке
Русский язык как развивающееся явление. Этимология как раздел лингвистики. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о языке, элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка; находить справочный материал в учебнике, читать и анализировать лингвистический текст
Повторение изученного в 5-6 классах
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Словообразование знаменательных изменяемых частей. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем. Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательное гнездо. Словообразовательные словари. Правописание: орфография и пунктуация. Правила употребления букв. Употребление ъ и ь в речи. ь для обозначения мягкости согласных, и ь как показатель грамм. формы. О-Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок. Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Не и ни в отрицательных местоимениях. Употребление дефиса. Грамматика: морфология и синтаксис. Дифференциация постоянных и непостоянных признаков самостоятельных частей речи. Контрольный диктант.
Цель: закрепить и развить навыки производить фонетический и орфоэпический анализ слова, характеризовать звуки; определять способ образования слов, производить словообразовательный разбор; В данной теме повторяются сведения о частях речи и их морфологических признаках, понятия, что обозначают термины «орфография», «орфограмма», «пунктуация», «знаки препинания».
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий на -о, -е. НЕ в наречия на -о,-е. Буквы Н-НН в наречиях на -о, -е. Буквы О, Е на конце наречий после шипящих. Буквы А-О на конце наречий. Дефис в наречиях. Не и ни в отрицательных наречиях. Буква на конце нареч. после шипящих. Употребление наречий в речи. Произношение наречий. Контрольная работа по теме «Наречие». Контрольный диктант с заданиями.
Цель: расширить представление учащихся о понятии наречия; формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ; объяснять грамматическое значение наречия, владеть знанием, чем отличается наречие от других частей речи.
Служебные части речи
Предлог. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Правописание, употребление.
Союз. Союз как часть речи. Разряды. Правописание союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Произношение союзов. Контрольный диктант.
Частица. Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц. Контрольный диктант.
Междометие. Междометия. Звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Цель: расширить представление учащихся о служебных частях речи; формировать умение правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова; умения раздельно-дефисного написания частиц; упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи.
Повторение
Фонетика. Орфоэпия. Состав слова и словообразование. Лексика и фразеология. Грамматика: морфология и синтаксис. Орфография. Пунктуация. Повторение и обобщение изученного по основным разделам науки о языке. Итоговый контрольный диктант.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по основным разделам русского языка.
Речь
Повторение и обобщение изученного о стилях и типах речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили речи. Публицистический стиль. Заметка в газету. Типы речи. Рассуждение-размышление. Описание состояния человека. Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Описание внешности человека. Характеристика человека. Повторение изученного и обобщение. Изложение «Лёнька, любимец ребят». Сочинение-рассуждение публицистического стиля. Соч.-описание сост. человека. Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». Соч. «Описание внешности чел.» Сжатое изложение по тексту К. Чуковского «О Чехове». Сочинение «Что за человек был(а)…?» или «Я».
Цель: повторить и обобщить изученное о стилях и типах речи, способах и средства х связи предложений в тексте, о стилях речи; дать представление о характеристике; формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении; выработать умение составлять собственные тексты подобного типа.
Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| О языке | 1 | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему. Пользоваться этимологическим словарём при объяснении значения, происхождения и правописания слов |
1 | Изменяется ли язык с течением времени? | 1 |
| Повторение изученного в 5-6 кл. | 34 | Владеть знанием о повествовании делового и научного стилей, уметь определять данный тип речи. Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О. Винокура. Писать изложение. Владеть знанием об образовании знаменательных частей речи. Определять средства связи предложений в тексте, морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов. Распознавать в словах орфограммы. Различать проверяемые и непроверяемые гласные (согласные в корне, непроизносимые удвоенные согласные) в корне, подбирать однокоренные слова. Осознавать эстетическую ценность русского языка. Распознавать морфемы как части слова. Отрабатывать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма. Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости. Соблюдать лексические нормы языка. Закреплять навыки разграничения частей речи и членов предложения |
2 | Р Что мы знаем о стилях речи | 1 |
3 | Р Что мы знаем о типах речи | 1 |
4-5 | Фонетика и орфоэпия | 2 |
6-10 | Словообразование самостоятельных измен. частей речи | 5 |
11 | Р Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
12 | Р Изл.«Лёнька, любимец ребят» | 1 |
13 | Анализ изложен. и конт. дикт. | 1 |
14 | Правописание: орф. и пункт. | 1 |
15 | Буквы Ъ и Ь. Разделит. ъ и ь | 1 |
16 | Буква ь как показатель мягкости согласного и грам. формы | 1 |
17 | Буквы О-Ё после шипящих и Ц | 1 |
18 | Правописание приставок | 1 |
19 | Орфограммы в корне слов | 1 |
20-21 | Правописание суффиксов | 2 |
22 | Правописание окончаний | 1 |
23-24 | Слитное и раздел. написание НЕ с разными частями речи | 2 |
25 | Не и ни в отрицательных местоимениях | 1 |
26 | Употребление дефиса | 1 |
27-28 | Словарное богатство русск. яз. | 2 |
29-30 | Грамматика: морф. и синтаксис | 2 |
31-32 | Контрольный диктант с дополн. заданиями и его анализ | 2 |
33-34 | Р Публицистич. стиль речи | 2 |
35 | Р Заметка в газету | 1 |
| Наречие | 29 | Объяснять грамматическое значение наречия, владеть знанием, чем отличается наречие от других частей речи. Распознавать наречие и созвучные формы других частей речи. Правильно проводить морфологический разбор наречия. Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило. Владеть знанием о разрядах наречий по значению. Образовывать степени сравнения наречий. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений. Различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. Правильно использовать в речи термины о наречии. Формулировать правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е. Распознавать н и нн в прилагательных, образованных от сущ., буквы о,е в конце наречий после шипящих. Распознавать и составлять уст. и письм. тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окруж. людьми в процессе реч. общения, фрагменты рассуждения-размышления в тексте; виды рассужд., композиция соч.-рассужд. Правильно, уместно и выразит. употр. слова изуч. частей речи. Отличать нареч. от форм кратк. страд. прич. и на этой основе верно писать слова с н и нн в суф. данных групп слов. Замечать и выделять типовые фрагм. со знач. состояния лица при чтении худ. произв.; находить в предл. опорные слова и выражения, передающие состояние героев произв. |
36 | Какие слова явл. наречиями | 1 |
37-38 | Как отличить наречие от других созвучн. форм других ч.р | 2 |
39 | Разряды наречий по значению | 1 |
40-41 | Степени сравнения наречий | 2 |
42-43 | Словообразование наречий | 2 |
44 | Конт. раб. по теме «Наречие» | 1 |
45-46 | Правописание наречий, образованных от существит. | 2 |
47 | Правописание наречий на -о, -е. НЕ в нареч. на -о,-е. | 1 |
48 | Буквы Н-НН в нареч. на-о,-е | 1 |
49 | Буквы О, Е на конце наречий после шипящих | 1 |
50 | Р Рассуждение-размышление | 1 |
51 | Р Соч.-рассужд. публ. стиля | 1 |
52 | Буквы А-О на конце наречий | 1 |
53 | Дефис в наречиях | 1 |
54 | Не и ни в отрицател. нареч. | 1 |
55 | Буква ь на конце нареч. после шипящих | 1 |
56 | Употребление нареч. в речи | 1 |
57 | Произношение наречий | 1 |
58 | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 |
59 | Контр. диктант с заданиями | 1 |
60-62 | Р Описание состояния челов. | 3 |
63 | Р Соч.-описание сост. челов. | 1 |
64 | Р Анализ сочинения и дикт. | 1 |
| Служебные части речи. Предлог | 10 | Распознавать предлог как часть речи, определять роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Выполнять морфологический разбор предлога. Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. Правильно использовать в речи термины Использовать в речи нерасчленяемые предложения. Располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Создавать устные и письменные тексты. Воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация) |
65 | Предлог как часть речи | 1 |
66 | Разряды предлогов | 1 |
67 | Правописание предлогов | 1 |
68-69 | Употребл. предлогов в речи | 2 |
70- 71 | Р Порядок слов в спокойной монологической речи | 2 |
72 | Р Обр. порядок слов, усиливающ. эмоциональность речи | 1 |
73-74 | Р Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». Анализ | 2 |
| Союз | 14 | Формировать правильное письмо составных союзов, различать союзы и омонимичные слова. Распознавать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, употребление союзов в простых и сложных предложениях. Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения |
75 | Союз как часть речи | 1 |
76-77 | Разряды союзов | 2 |
78-79 | Правописание союзов | 2 |
80-83 | Употребление союзов в простом и сложном предложен | 4 |
84 | Контрольный диктант | 1 |
85-86 | Р Описание внешности челов. | 2 |
87 | Р Повт. по теме «Оп.внеш. ч. | 1 |
88 | Р Соч. «Опис. внешн. чел.» | 1 |
| Частица | 14 | Опред., к какой ч. речи относится слово. Распозн. част. в тексте. Объясн. смысл. роль част. в анализир. высказыв. Формулир. правило разд.-дефисн. написан. част. Правильно и уместно употр. в речи и произн. част. Упражн-ся в правильн. произн. предл., союзов, частиц. Распозн. союзы, опред. тип предл. и пункт. правильно оформл. его на письме. Иметь предст. о союзных словах, их роли в сложноподч. предл. и отличии от подчин. союзов. Употр. в речи союзы в соответствии с их знач. и стилист. особенностями. Вып. морф. разб. предл., союзов, частиц. |
89-90 | Частица как часть речи Разряды частиц | 2 |
91-94 | Правописание частиц | 4 |
95-98 | Употребление частиц в речи | 4 |
99- 100 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 2 |
101 | Контрольный диктант | 1 |
102 | Работа над ошибками | 1 |
| Междометия | 14 | Распознавать междометие как часть речи. Объяснять грам. знач. междометия, владеть знанием, чем отличается междометие от знаменательных и служебных частей речи. Объяснять грам. значение звукоподражательных слов. Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило. Различать грамматические омонимы, переход одной части речи в другую, проводить семантико-грам. анализ. Составление текста с омонимами. Различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении. Составлять собственные тексты подобного типа. Воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости. |
103- 105 | Междометия | 3 |
106- 107 | Звукоподражательные слова | 2 |
108- 111 | Омонимия слов разных частей речи | 4 |
112 | Р Характеристика человека | 1 |
113-114 | Р Сжатое изложен. по тексту К. Чуковского «О Чехове» | 2 |
115 | Р Характеристика человека | 1 |
116 | Р Сочинение «Что за человек был(а)…?» или «Я» | 1 |
| Повторение | 24 | Разбирать слова по составу. Видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова. Определять способы словообразования и на их основе определять морфемное строение слова, работать со словообразовательным словариком Дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. Различать «глаголы и его формы – причастия и деепричастия. Работать с различными типами лексических словарей. Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи |
117-118 | Фонетика. Орфоэпия | 2 |
119 | Состав слова и словообразов. | 1 |
120-121 | Состав слова и словообразование | 2 |
122-124 | Лексика и фразеология | 3 |
125-127 | Грамматика: морфология и синтаксис | 3 |
128-129 | Орфография | 2 |
130 | Пунктуация | 1 |
131-132 | Итоговый контрольный диктант. Анализ | 2 |
133-134 | Стили и типы речи | 2 |
135 | Типы речи | 1 |
136-138 | Тестовая работа по всему курсу русского языка | 3 |
139-140 | Обобщающее повторение | 2 |
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Контрольно-измерительные материалы Русский язык ФГОС 7 класс /Сост. Н. В. Егорова- 2е изд. перераб. –М.: «ВАКО» 2014
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.
Львов В.В. Тематический контроль по русскому языку. Учимся писать и говорить правильно. 7 класс. Тетрадь 1, 2. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.
Методические рекомендации к учебнику: Учебник для 7 класса общеобраз. учрежд. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2е изд., стереотип. –М.: «Дрофа» 2015.
Программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень)» Разумовская М. М., В. И. Капинос, С. И. Львов, Г. А. Богданова, В. В. Львов, «Просвещение», 2009 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта: орфография / Ларионова. – М.: Дрофа, 2015.
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобраз. учрежд. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2е изд., стереотип. –М.: «Дрофа» 2015.-286: ил., цв. вкв.
Русский язык. 7 кл.: поурочные планы по учебнику под ред. М. М. Разумовской сост. Н. О. Краморенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Проверяем безударную гласную/Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск: Харвест, 2006. – 96 с. – (Словарь школьника).
Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программам: М. М. Разумовской и др., и С. И. Львовой и др. / Л. И. Мальцева, П. И. Нелин – Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д. А.; М.: НИИ школьных технологий, 2011.-160 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ учебного ПРЕДМЕТА
О языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Повторение изученного в 5-6 классах
Ученик научится:
• строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать» схемы), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — опорные слова («данное» и «новое»);
• опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа;
• выполнять комплексный анализ текста: определять тему, основную мысль текста, устанавливать стиль речи, находить характерные языковые средства, определять ведущий тип речи;
• находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте;
• подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
• строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативн. задачей;
• владеть изученными сведениями из области лексики;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений;
• предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами;
• свободно владеть орфографическим словарём, извлекать полную информацию из его словарной статьи;
• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
• определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
• записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
• строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Наречие
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы (наречия);
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (неизменяемость, вопросы, разряды);
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• проводить семантико-грамматический анализ наречий, на основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий;
• проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа;
• отличать наречия от форм кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с н и нн в суффиксах данных групп слов;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;
• понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями;
• правильно произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения и ударения.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Служебные части речи
Ученик научится:
• опознавать служебные части речи;
• владеть сведениями о предлоге, проводить морфологический разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи; различать разряды предлогов: производные — непроизводные; простые — составные;
• употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка;
• правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
• различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• опознавать звукоподражательные слова, наблюдать за их использованием в разговорной речи и в художественных произведениях;
• объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании;
• наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов.
Ученик получит возможность научиться:
•создавать текст типа характеристики или сами характеристики, где чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства;
•различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа;
•пользоваться орфоэпическим словарём.
Повторение
Ученик научится:
• строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану;
•на программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии;
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Речь
Ученик научится:
• выразительно читать текст публицистического стиля;
• определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте;
• определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте;
• подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи;
• сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
• создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;
• видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
• создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»).
Ученик получит возможность научиться:
• писать заметки в газету, рекламные аннотации;
• с учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.