СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 анатомия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка).

Изучение дисциплины начинается на втором курсе/году обучения и продолжается в течение двух семестров.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 66 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 анатомия»

Министерство спорта Республики Хакасия


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»





УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель директора

______________С.В. Павленко

«____»______________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01 АНАТОМИЯ



49.02.01 Физическая культура

(углубленная подготовка)























Абакан, 2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка).




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».




Разработчик:

Трусова О.Г. - преподаватель профессионального цикла



ОДОБРЕНО

на заседании МК

председатель

___________О.Г.Трусова

(подпись)

от "___" _________ 20__ г."

протокол № ____



СОГЛАСОВАНО

Методист

______________Н.В. Копченова

(подпись)

«____»_________20___г.





СОДЕРЖАНИЕ









стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


АНАТОМИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки).

Освоение дисциплины ведется на основе ранее приобретенных знаний по биологии.

Дисциплина имеет метапредметные связи с такими дисциплинами и профессиональными модулями учебного плана по специальности как биомеханика, физиология с основами биохимии, лечебная физическая культура и массаж.

Изучение дисциплины начинается на втором курсе/году обучения и продолжается в течение двух семестров.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования: общепрофессиональная учебная дисциплина относится к обязательной части профессионального учебного цикла.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «Анатомия» студент должен

уметь:


  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • определять возрастные особенности строения организма человека;

  • применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

  • отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:

  • основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, и анатомии человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

  • анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

  • динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

  • способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;


В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать:

- общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.


- профессиональными компетенциями, соответствующим основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.

ПК 1.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 2.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельности.

ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий, мероприятий и занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 66 часов.













2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

198

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:


практические занятия

100

контрольные работы

2

дифференцированный зачёт

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

66

в том числе:


заполнение таблицы

2

подготовка докладов

24

написание рефератов

12

подготовка к практическим занятиям

28

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

АНАТОМИЯ


Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

3 семестр

Раздел I. Введение.


8


Тема 1.1. Введение.

Содержание учебного материала

2

2

1

Анатомия как наука.



2

Ключевые понятия анатомии.



3

История развития анатомии как науки



Тема 1.2. Методы исследования

Содержание учебного материала

2

2

1

Группа методов на трупном материале.



2

Группа методов на живом человеке.



Тема 1.3. Организм как единое целое.

Содержание учебного материала

2

2

1

Уровни организации живой материи.



2

Орган. Системы органов.



3

Аппараты органов.



4

Плоскости и оси тела человека.



Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Заполнение таблицы по материалам лекции на тему «Ученые-анатомы и их вклад в развитие анатомии как науки».

2


Раздел II. Морфофункциональная организация и онтогенез человека.


14


Тема 2.1. Клетка.

Практические занятия

2

2,3

1

1. Строение и функции клетки. Деление клетки.



Тема 2.2. Ткани.


Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация и функции тканей.



2

Эпителий, эпителиоциты.



3

Коллагеновые, ретикулярные и эластические волокна.



4

Фиброциты.



5

Хондроциты.



6

Остеоциты, остеобласты, остеокласты.



7

Миоциты.



8

Нейрон.



Практические занятия



1

2. Строение и функции эпителиальной ткани.

2

2,3

2

3. Строение и функции соединительной ткани.

2

2,3

3

4. Строение и функции мышечной и нервной тканей.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Подготовка к практическим занятиям №1, 2, 3, 4.

4


Раздел III. Возрастные и половые особенности организма человека.


20


Тема 3.1. Онтогенез человека.

Содержание учебного материала

2

2

1

Периоды онтогенеза.



2

Половые гормоны.



3

Механизм созревания половых клеток.



4

Эмбриональное развитие организма.



Тема 3.2. Возрастная периодизация постнатального периода.

Практические занятия



1

5. Семинар. Особенности организма в период новорожденности, грудном и ясельном возрастах.

2

2,3

2

6. Семинар. Особенности организма в дошкольном, младшем школьном и среднем школьном возрастах.

2

2,3

3

7.Семинар. Особенности организма в старшем школьном возрасте, среднем и пожилом возрастах.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №3

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Физическая активность детей до 1 года жизни.

2. Физическая активность детей от 1 до 3 лет.

3. Физическая активность детей от 3 до 5 лет.

4


Внеаудиторная самостоятельная работа №4

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Физическая активность детей от 5 до 7 лет.

2. Физическая активность детей от 7 до 11 лет.

3. Физическая активность детей от 11 до 14 лет.

4


Внеаудиторная самостоятельная работа №5

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в старшем школьном возрасте.

2. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в среднем возрасте.

3. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в пожилом возрасте.

4


Раздел IV. Анатомо-физиологическая характеристика опорно-двигательного аппарата.


32


Тема 4.1. Общая характеристика скелета, строение и развитие костей.

Содержание учебного материала

2

2

1

Строение и функции пассивной части опорно-двигательного аппарата.



2

Классификация костей.



3

Строение костей.



4

Развитие костей.



Тема 4.2. Общая характеристика скелета туловища человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Отделы позвоночного столба.



2

Лордоз. Кифоз.



3

Позвонки.



4

Грудная клетка. Ребра.



Практические занятия



1

8. Строение и функции позвоночного столба.

2

2,3

2

9. Строение и функции грудной клетки.

2

2,3

3

10. Строение и функции скелета конечностей.

2

2,3

4

11. Строение скелета верхних конечностей.

2

2,3

5

12. Строение скелета нижних конечностей.

2

2,3

Тема 4.3. Строение скелета головы, черепа.

Содержание учебного материала

2

2

1

Мозговой отдел черепа.



2

Лицевой отдел черепа.



Практические занятия



1

13. Строение скелета головы.

2

2,3

Тема 4.4. Классификация и виды соединения костей»

Практические занятия



1

14. Соединение костей.

2

2,3

2

15. Классификация суставов.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №6

Подготовка к практическим занятиям №8,9,10,11,12,13,14,15.

8


Раздел V. Анатомо-физиологическая характеристика мышечной системы.


27


Тема 5.1. Строение и развитие мышц.

Содержание учебного материала

2

2

1

Строение и развитие мышц.



2

Апоневроз.



3

Сухожилие.



Практические занятия



1

16. Строение мышечных волокон. Формы мышц.

2

2,3

1

17. Вспомогательный аппарат мышц.

2

2,3

1

18. Силовая характеристика мышц.

2

2,3

1

19. Мышцы, обеспечивающие движения позвоночного столба.

2

2,3

2

20. Мышцы головы.

2

2,3

3

21. Мышцы, обеспечивающие движение верхней конечности.

2

2,3

Дифференцированный зачёт


2


Всего часов за 3 семестр


90


4 семестр

Тема 5.2. Оценка росто-весового соотношения.

Практические занятия



1

22. Мышцы, обеспечивающие движение нижней конечности.

2

2,3

2

23. Оценка росто-весового соотношения. Индекс Брока.

2

2,3

3

24. Оценка росто-весового соотношения. Индекс Кетле.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №7

Подготовка к практическим занятиям №16,17,18,19,20,21,22.

7


Раздел VӀ. Нервная и эндокринная система, их строение и функции.


16


Тема 6.1. Нервная система.

Содержание учебного материала

2

2

1

Нервная система.



2

Классификация нейронов.



3

Понятие о рецепторах и синапсах.



4

Строение нервов, виды нервов.



Практические занятия



1

25. Значение и функции спинного мозга.

2

2,3

2

26. Значение и функции головного мозга.

2

2,3

3

27. Значение и функции периферической и вегетативной нервной системы.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №8

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Гормоны, участвующие в процессе роста.

2. Роль гормонов в адаптации к физическим нагрузкам.

3. Значение сна для организма спортсмена.

4. Режим сна. Классификация сновидений.

4


Внеаудиторная самостоятельная работа №9

Подготовка к практическим занятиям №25,26,27.

4


Раздел VӀӀ. Общая характеристика сенсорных систем.


19


Тема 7.1. Органы чувств.


Практические занятия



1

28. Зрительный анализатор.

2

2,3

2

29. Слуховой анализатор.

2

2,3

Содержание учебного материала

2

2

1

Строение и функции кожи.



2

Волосы. Ногти.



3

Сальные и потовые железы.



Практические занятия



1

30. Кожный анализатор.

2

2,3

2

31. Органы вкуса и обоняния.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №10

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Роль болевой и температурной чувствительности для организма человека.

2. Значение вестибулярной и сенсорной системы для организма спортсмена.

4


Внеаудиторная самостоятельная работа №11

Подготовка к практическим занятиям №28,29,30,31.

5


Раздел VӀӀӀ. Пищеварительная система ее строение и функции.


4


Тема 8.1. Желудочно-кишечный тракт.

Практические занятия



1

32. Строение и функции органов желудочно-кишечного тракта.

2

2,3

Тема 8.2. Способы регуляции процессов пищеварения и их значение для организма спортсмена.

Содержание учебного материала

2

2

1

Способы регуляции процессов пищеварения.



2

Значение регуляции пищеварения для организма спортсмена.



Раздел ӀX. Мочеполовая система.


12


Тема 9.1. Общий обзор мочевыделительной системы.

Практические занятия



1

33. Органы мочеобразования и мочевыделения, их строение и функции.

2

2,3

Тема 9.2. Половая система, ее строение и функции.

Практические занятия



1

34. Мужские половые органы.

2

2,3

2

35. Женские половые органы.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №12

Написание реферата на тему: Половые гормоны.

6


Раздел X. Дыхательная система, ее строение и функции.


6


Тема 10.1. Общий обзор органов дыхания.

Практические занятия



1

36. Строение и функции органов дыхания.

2

2,3

Тема 10.2. Физиология дыхания.

Содержание учебного материала

2

2

1

Вентиляция легких.



2

Газообмен.



Практические занятия



1

37. Определение кардиоресператорного резерва по Штанге (модификация).

2

2,3

Раздел . Сердечно­сосудистая система.


6


Тема 11.1. Общий обзор сердечнососудистой системы.

Практические занятия



1

38. Строение и функции сердечнососудистой системы.

2

2,3

2

39. Работа сердца.

2

2,3

3

40. Реакция сердечно - сосудистой системы на наклоны туловища.

2

2,3

Раздел XӀI. Динамическая анатомия.


16


Тема 12.1. Динамическая анатомия.

Практические занятия



1

41. Анатомо-физиологический анализ статических упражнений

2

2,3

2

42. Анатомо-физиологический анализ упражнений без смены места опоры.

2

2,3

3

43. Анатомо-физиологический анализ упражнений со сменой места опоры.

2

2,3

4

44. Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной и субмаксимальной мощности.

2

2,3

5

45. Физиологическая характеристика упражнений большой и умеренной мощности.

2

2,3

Тема 12.2. Структурные основы адаптации организма к физическим нагрузкам.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие адаптации.



2

Гипертрофия.



3

Атрофия.



Внеаудиторная самостоятельная работа №13

Подготовка доклада на тему по выбору:

1. Спортивная работоспособность и ее изменения.

2. Образование двигательного навыка.

4


Раздел XӀII. Физиологические основы развития тренированности и двигательных качеств.


18


Тема 13.1. Физиологические основы развития тренированности и двигательных качеств.

Практические занятия



1

46. Анатомо-физиологические механизмы развития силы.

2

2,3

2

47. Анатомо-физиологические механизмы развития быстроты.

2

2,3

3

48. Анатомо-физиологические механизмы ловкости.

2

2,3

4

49. Анатомо-физиологические механизмы гибкости.

2

2,3

5

50. Анатомо-физиологические механизмы развития выносливости.

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа №14

Написание реферата на тему: Показатели тренированности.

6


Контрольная работа за 4 семестр.

Содержание учебного материала



1

Контрольная работа № 1.

2


Всего часов за 4 семестр


108


Всего


198


Экзамен





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия» в соответствие с ФГОС СПО по специальности.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия»;


Технические средства обучения: заявка подана.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. П.К.Лысов, Д.Б.Никитюк, М.Р.Сапин. Анатомия (с основами спортивной морфологии) под ред.академика РАМН и РАЕН М.Р.Сапина. Учебная литература для студентов физкультурных вузов и факультетов физического воспитания академий и университетов. М., Медицина, 2003 1 том

  2. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах – ростов н/Д: Феникс 2006 – 573 (среднее профессиональное образование).

  3. Смирнов В.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб для студ сред и высш учебных заведений. – М.: Издат-во «ВЛАДОС- ПРЕСС» 2002.


Дополнительные источники:


  1. Серебряков Г.И. основы медико-биологических дисциплин. Анатомия: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1996, 58 с.

  2. Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. Пособие для поступающих в ВУЗы, 1995 – 96 с .

  3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека учебник / Н.И. Федюковия. – изд. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 480 с. (СПо).

  4. Тристан В.Г. Практи кум по физиологии нервной и двигательной систем: учебное пособие. Омск: СибГАФК. 1996.

  5. Тистан В.Г., Корягина ЮВ. Физиологические основы физической культуры и спорта, часть 1 и 2 учебное пособие. Омск: СибГАФК., 2001.

  6. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для студентов сред и высш мед учеб заведений – 4-е издание. Издательский дом «ОНИКС 21 век» 2003.

  7. Анатомия человека. Как работает ваше тело/ перевод с англ. О.В. Ивановой. – М.: ООО «ТД» 2006 – 320 ст.

  8. Атомический атлас. Издано « Мриан Кевиндиш Букс» 1997г.

  9. Тристан В.Г., Черяпкин В.И. Практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 2. Пищеварение, выделение, обмен веществ и энергии, теплообмен: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997.56 с.

  10. Тристан В.Г., Черяпкин В.И. Практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание. Учебное пособие. Омск: СибГАФК. 1997 – 72 ст.

  11. Тристан В.Г. , глухих Ю.Н. Спортивная антропология и морфология: Учебное пособие.-Омск: СибГАФК, 2000 г – 112 с.

12. Карты по темам занятий.




  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами самостоятельных заданий.


4.1. Перечень соответствия умений и знаний разделам и темам учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Раздел I. Введение


Уметь:

  • - определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;


знать:

  • - основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, и анатомии человека;

Оценка за ВСР №1 в форме заполнения таблицы по материалам лекции на тему «Ученые-анатомы и их вклад в развитие анатомии как науки».


Раздел II. Морфофункциональная организация и онтогенез человека.


Уметь:

- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;


знать:

  • - основные положения и терминологию цитологии, гистологии;


Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 1. Строение и функции клетки. Деление клетки.

№2. Строение и функции эпителиальной ткани.

№3. Строение и функции соединительной ткани.

№4. Строение и функции мышечной и нервной тканей.


Оценка за ВСР №2 в форме подготовки к практическим занятиям №1,2,3,4.

Раздел III. Возрастные и половые особенности организма человека.


Уметь:

- определять возрастные особенности строения организма человека;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

-отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;


знать:

- основные положения и терминологию эмбриологии, морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

Оценка за ЛПЗ:

№ 5. Семинар. Особенности организма в период новорожденности, грудном и ясельном возрастах.

№ 6. Семинар. Особенности организма в дошкольном, младшем школьном и среднем школьном возрастах.

№ 7.Семинар. Особенности организма в старшем школьном возрасте, среднем и пожилом возрастах.


Оценка за ВСР №3 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Физическая активность детей до 1 года жизни.

2. Физическая активность детей от 1 до 3 лет.

3. Физическая активность детей от 3 до 7 лет.


Оценка за ВСР №4 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Физическая активность детей от 7 до 10 лет.

2. Физическая активность детей от 11 до 14 лет.

3. Физическая активность детей от 14 до 18 лет.


Оценка за ВСР №5 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в дошкольном возрасте.

2. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в школьном возрасте.

3. Особенности двигательной активности и дозировка физической нагрузки в юношеском возрасте.

Раздел IV. Анатомо-физиологическая характеристика опорно-двигательного аппарата.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции опорно-двигательной системы и органов здорового человека:

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 8. Строение и функции позвоночного столба.

№ 9. Строение и функции грудной клетки.

№ 10. Строение и функции скелета конечностей.

№ 11. Строение скелета верхних конечностей.

№ 12. Строение скелета нижних конечностей.

№ 13. Строение скелета головы.

№ 14. Соединение костей.

№ 15. Классификация суставов.


Оценка за ВСР №6 в форме подготовки к практическим занятиям №48,9,10,11,12,13,14,15.

Раздел V. Анатомо-физиологическая характеристика мышечной системы.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции опорно-двигательной системы и органов здорового человека:

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 16. Строение мышечных волокон. Формы мышц.

№ 17. Вспомогательный аппарат мышц.

№ 18. Силовая характеристика мышц.

№ 19. Мышцы, обеспечивающие движения позвоночного столба.

№ 20. Мышцы головы.

№ 21. Мышцы, обеспечивающие движение верхней конечности.

№ 22. Мышцы, обеспечивающие движение нижней конечности.

№ 23. Оценка росто-весового соотношения. Индекс Брока.

№ 24. Оценка росто-весового соотношения. Индекс Кетле.


Оценка за ВСР №7 в форме подготовки к практическим занятиям №16,17,18,19,20,21,22.


Оценка за Дифференцированный зачет в виде теста.

Раздел VӀ. Нервная и эндокринная система, их строение и функции.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС);


Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 25. Значение и функции спинного мозга.

№ 26. Значение и функции головного мозга.

№ 27. Значение и функции периферической и вегетативной нервной системы.


Оценка за ВСР №8 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Гормоны, участвующие в процессе роста.

2. Роль гормонов в адаптации к физическим нагрузкам.

3. Значение сна для организма спортсмена.

4. Режим сна. Классификация сновидений.


Оценка за ВСР №9 в форме подготовки к практическим занятиям №25,26,27.

Раздел VӀӀ. Общая характеристика сенсорных систем.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: покровной, анализаторов;


Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 28. Зрительный анализатор.

№ 29. Слуховой анализатор.

№ 30. Кожный анализатор.

№ 31. Органы вкуса и обоняния.


Оценка за ВСР №10 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Роль болевой и температурной чувствительности для организма человека.

2. Значение вестибулярной и сенсорной системы для организма спортсмена.


Оценка за ВСР №11 в форме подготовки к практическим занятиям №28,29,30,31.

Раздел VӀӀӀ. Пищеварительная система ее строение и функции.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции пищеварительной системы и органов здорового человека,

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 32. Строение и функции органов желудочно-кишечного тракта.

Раздел ӀX. Мочеполовая система.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: выделительной, половой;

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 33. Органы мочеобразования и мочевыделения, их строение и функции.

№ 34. Мужские половые органы.

№ 35. Женские половые органы.


Оценка за ВСР №12 в форме написания реферата на тему: Половые гормоны.

Раздел X. Дыхательная система, ее строение и функции.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции дыхательной системы и органов здорового человека;

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 36. Строение и функции органов дыхания.

№ 37. Определение кардиоресператорного резерва по Штанге (модификация).

Раздел . Сердечно­сосудистая система.


Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;


знать:

- основные положения и терминологию морфологии, и анатомии человека;

- строение и функции кровеносной системы и органов здорового человека;

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 38. Строение и функции сердечнососудистой системы.

№ 39. Работа сердца.

№ 40. Реакция сердечно - сосудистой системы на наклоны туловища.

Раздел XӀI. Динамическая анатомия.


Уметь:

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;


знать:

- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 41. Анатомо-физиологический анализ статических упражнений

№ 42. Анатомо-физиологический анализ упражнений без смены места опоры.

№ 43. Анатомо-физиологический анализ упражнений со сменой места опоры.

№ 44. Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной и субмаксимальной мощности.

№ 45. Физиологическая характеристика упражнений большой и умеренной мощности.


Оценка за ВСР №13 в форме подготовки доклада на тему по выбору:

1. Спортивная работоспособность и ее изменения.

2. Образование двигательного навыка.

Раздел XӀII. Физиологические основы развития тренированности и двигательных качеств.


Уметь:

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;


знать:

- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

Оценка за выполнение и защиту ЛПЗ:

№ 46. Анатомо-физиологические механизмы развития силы.

№ 47. Анатомо-физиологические механизмы развития быстроты.

№ 48. Анатомо-физиологические механизмы ловкости.

№ 49. Анатомо-физиологические механизмы гибкости.

№ 50. Анатомо-физиологические механизмы развития выносливости.


Оценка за ВСР №14 в форме написания реферата на тему: Показатели тренированности.


Оценка за контрольную работу № 1 в виде теста.



    1. Перечень соответствия овладения компетенций темам учебной дисциплины

Компетенции

Разделы учебной дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта.

Раздел I. Введение

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел II. Морфофункциональная организация и онтогенез человека.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.

Раздел III. Возрастные и половые особенности организма человека.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел IV. Анатомо-физиологическая характеристика опорно-двигательного аппарата.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел V. Анатомо-физиологическая характеристика мышечной системы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел VӀ. Нервная и эндокринная система, их строение и функции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел VӀӀ. Общая характеристика сенсорных систем.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

Раздел VӀӀӀ. Пищеварительная система ее строение и функции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

Раздел ӀX. Мочеполовая система.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

Раздел X. Дыхательная система, ее строение и функции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Раздел XӀ. Сердечно­сосудистая система.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с  руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта.

Раздел XӀI. Динамическая анатомия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с  руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта.

Раздел XӀII. Физиологические основы развития тренированности и двигательных качеств.


8