Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп. 09 Технологическая оснастка»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 3 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОП.09 Технологическая оснастка
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Технологическая оснастка по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка, очная форма обучения), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. №350.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в профессиональный учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение, устройство и область применения станочных приспособлений;
схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях;
приспособления для станков с ЧПУ и обрабатывающих центров;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины у студентов будут формироваться следующие компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 | Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. |
ПК 1.2 | Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. |
ПК 1.3 | Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1.4 | Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1.5 | Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2.1 | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. |
ПК 2.2 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 2.3 | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. |
ПК 3.1 | Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. |
ПК 3.2 | Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 153 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа; самостоятельной работы обучающегося – 51 час.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 153 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
в том числе: практические занятия | 40 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 51 |
в том числе: | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 25 |
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите. | 26 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Технологическая оснастка
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения* |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Детали, механизмы и приводы станочных приспособлений | | 101 | |
Тема 1.1. Общие сведения о приспособлениях, их классификация | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие технологической оснастки. Роль технологической оснастки в современном производстве. Классификация приспособлений. |
2 | Основные принципы выбора приспособлений для различных типов производства. Основные конструктивные элементы приспособлений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление таблицы классификации приспособлений по степени специализации. |
Тема 1.2. Базирование заготовок в станочных приспособлениях | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Способы установки заготовок для обработки. Понятие о базировании, базах, установке. Правило шести точек. Классификация и назначение баз по ГОСТ 21495 - 76 |
2 | Основные схемы базирования заготовок. Особенности базирования заготовок, обрабатываемых на станках с ЧПУ. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Выбор способа базирования заготовок в приспособлении. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Выполнение схем базирования для различных видов обработки, подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3. Установочные элементы приспособлений | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Назначение и технические требования, предъявляемые к установочным элементам. Материал для изготовления установочных элементов. |
2 | Классификация установочных элементов. Конструкции основных плоскостных штырей, опорных пластин. |
3 | Установочные элементы приспособлений для установки заготовок по наружным и внутренним цилиндрическим поверхностям; их виды и конструкции. Графические обозначения опор и установочных элементов (ГОСТ 3.1107). |
4 | Погрешность базирования заготовки. Стандарты на установочные элементы. |
5 | Примеры расчёта погрешности установки заготовок на типовые установочные элементы. Контрольная работа. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Расчет погрешности базирования. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач на определение погрешности базирования заготовок, подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
Тема 1.4 Расчётная схема приспособлений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Определение необходимого усилия зажима заготовки. Коэффициент надежности закрепления заготовки. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Расчет необходимого усилия зажима заготовки. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление расчётной схемы для заданной технологической операции, подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.5 Зажимные механизмы приспособлений | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Назначение, классификация и технические требования, предъявляемые к зажимным механизмам. |
2 | Конструкция и расчёт исходного усилия зажима винтового механизма. |
3 | Конструкция и расчёт исходного усилия зажима клинового механизма. |
4 | Конструкция и расчёт исходного усилия зажима эксцентрикового механизма. |
5 | Конструкция и расчёт исходного усилия зажима рычажного механизма . |
6 | Конструкция и расчёт исходного усилия зажима комбинированных механизмов. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Расчет усилия зажима, развиваемого зажимными механизмами различных типов |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
Тема 1.6 Механизированные приводы в станочных приспособлениях | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Требования к механизированным приводам. |
2 | Конструкции и расчёт пневматических приводов. |
3 | Конструкции и расчёт гидравлических приводов. |
4 | Конструкции магнитных приводов. Назначение и конструкции механизмов-усилителей. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Расчет механизированных приводов приспособлений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.7 Направляющие и настроечные элементы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Классификация направляющих и настроечных элементов Назначение направляющих элементов приспособлений. |
2 | Конструкции кондукторных втулок различного типа. Конструкции направляющих элементов: установы, щупы, шаблоны, копиры. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление таблицы направляющих элементов приспособлений. |
Тема 1.8 Делительные и поворотные устройства | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Делительные и поворотные устройства. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Проведение анализа типов деления с помощью универсальной делительной головки. |
Тема 1.9 Корпусы приспособлений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Корпусы приспособлений. Особенности установки приспособлений на станках с ЧПУ. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление перечня инструментной оснастки для станков с ЧПУ |
Раздел 2 Станочные приспособления | | 36 | |
Тема 2.1 Универсально- сборные приспособления (УСП) | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Назначение и требования, предъявляемые к УСП. Конструктивные особенности УСП. |
2 | Техническая характеристика комплекта УСП. УСП для станков с ЧПУ. |
Практическая работа | 8 | 3 |
1.Выбор компоновки сборки приспособлений из комплекта УСП для обработки заготовки на заданном станке. 2. Выбор рациональной схемы сборки и разборки образцов приспособлений с зажимами различного типа. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
Тема 2.2 Приспособления для токарных и шлифовальных станков Тема 2.3 Приспособления для сверлильных станков | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Виды приспособлений для токарных и шлифовальных станков. Приспособления для обработки отверстий. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Выбор станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Составление перечня приспособлений для токарных станков. Подготовка к практической работе, оформление практической работы, подготовка к защите. |
Тема 2.4 Приспособления для фрезерных станков, зубообрабатывающих и протяжных станков Тема 2.5 Приспособления для станков с ЧПУ и обрабатывающих центров | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Назначение и классификация приспособлений для фрезерных станков. Приспособления для протяжных работ. |
2 | Приспособления для обработки зубчатых колёс. Приспособления для станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Контрольная работа. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление перечня приспособлений для фрезерных и зубообрабатывающих станков, подготовка к устным ответам по теме 2.5. |
Раздел 3 Техническое задание на проектирование приспособления | | 16 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.1 Этапы проектирования приспособлений | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Исходные данные для проектирования приспособлений. |
2 | Составление технического задания на проектирование, последовательность проектирования, расчеты, оформление технического задания на проектирование. |
Практическая работа | 8 | 3 |
Разработка технического задания на проектирование станочного приспособления. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите. |
Всего: | 153 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Технология машиностроения. Подготовка к итоговой аттестации».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
методические рекомендации по выполнению практических работ,
справочная и учебная литература.
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Ермолаев В.В. Технологическая оснастка: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермолаев – М.: Издательский центр «Академия»
Черпаков Б.И. Технологическая оснастка. – М.: Издательский центр «Академия»
Дополнительные источники
Ансеров М.А. Приспособления для металлорежущих станков. – М.: Машиностроение
Болотин Х.Л., Костромин Ф.П. Станочные приспособления. – М.: Машиностроение
Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков. – Справочник. – М.: Машиностроение
Корсаков В.С. Основы конструирования приспособлений в машиностроении. – М.: Машиностроение
Интернет- ресурсы
1. Технологическая оснастка: лекции [Электронный ресурс] URL: http://technopom.narod.ru
2. Лекции по технологической оснастке [Электронный ресурс] URL: http://gendocs.ru
3.Проектирование металлообрабатывающих инструментов и технологической оснастки в T-FLEX CAD [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru
4. Проектирование технологических процессов в машиностроении [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru
5. Проектирование технологических процессов обработки заготовок на станках с ЧПУ [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: Знать: назначение, устройство и область применения станочных приспособлений; схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях; приспособления для станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. | Оценка в ходе проведения и защиты практических работ Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в группе. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов контрольных работ. Оценка результатов экзамена. |
5