РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности
23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
преподаватель: Ефремова Г.Н.
2016
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Разработчик:
Ефремова Галина Николаевна - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО – 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-Основные категории и понятия философии;
-Роль философии в жизни человека и общества;
-Основы философского учения о бытии;
-Сущность процесса познания;
-Основы научной, философской и религиозной картин мира;
-Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) - не предусмотрено | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе 1. Подготовка конспектов 2. Подготовка сообщений «Источники негативных факторов, характеристика их воздействий на человека», «Защита человека от физических негативных факторов», наиболее важные теоретические вопросы, подготовка презентаций. | 4 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Содержание учебной дисциплины: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 27 | |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Платон «Апология Сократа». Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» | 1 | |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия) | 1 |
2 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 2 |
3 | Философия Древнего Рима. | 2 |
4 | Средневековая философия: патристика и схоластика | 2 |
Практические занятия№1 | 2 | |
1 | Философия Древнего Китая Древней Индии: сравнительный аспект- ответы на вопросы Философские школы Древней Греции –тест Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии- устное задание |
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания | 2 3 |
2 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма | 3 |
Практические занятия№2 | 2 | |
1 | Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени- тест Основные понятия немецкой классической философии –работа с философским словарем Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени- тест Основные понятия немецкой классической философии –работа с философским словарем |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций. Самостоятельная работа с литературой по теме: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений Творческое задание: Почему позитивизм как философия науки появился в XIX веке? | 1 |
Тема 2.2. Современная философия | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного | 2 |
2 | Особенности русской философии. Русская идея | 2 |
3 | Философия русского космизма | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Основные направления философии экзистенциализм и психоанализа- работа с философским словарем Работа с текстами : Э. Фромм «Душа человека», В. С. Соловьев «Русская идея» | 1 | |
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 31 |
Тема 2.3. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | 2 |
1 3 3 | Этапы философии: античный, средневековой, Нового времени, XX века. Основные картины мира- философская картина мира- философская (античность), религиозная(средневековье), научная(новое время, 20 век) Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций. Составление схемы «Методы философии и ее внутреннее строение» Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты» | 1 | |
Тема 2.4 Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Онтология- учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность | 3 |
2 | Гносеология-учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» | 1 | |
Тема 2.5. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 2 |
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие Философия и глобальные проблемы современности | 2 |
Практические занятия №3 | 2 | |
1 | Значение этики Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии Работа с текстом первоисточников: «Философия и глобальные проблемы современности» |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами –Сенека «Нравственные письма к Луцилию» Подготовка эссе «Россия и глобализация» | 1 |
Тема 2.6 Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Философия как рациональная часть духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии | 3 |
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. | 3 |
3 | Философия как учение о целостной личности. | 3 |
4 | Роль философии в современном мире. Будущее философии | 3 |
Практические занятия№4 | 2 | |
1 | Сравнение философии с другими отраслями культуры Сопоставление личности философа и его философской системы |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 4 |
| Всего часов | 58 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета: ПК с лицензионным программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочие места студентов, тексты заданий для практических работ, комплект методических указаний для практических работ.
Технические средства обучения: ПК с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, видеокамера, телевизор –видеодвойка, сканер, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений./А. А. Горелов.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256с.
Губин В. Д. Основы философии: учебное пособие./ В. Д. Губин-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 288 с.
Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений.-/ В.А. Канке. М.: Университетская книга, Логос,2013.-286 с.
Дополнительные источники:
1.Краткий философский1 словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева.-М.: РГ-Пресс.2010.- 496 с.
2.Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008,480 с. 3.Кохановский В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 320 с. 4.Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006, 506 с. Интернет-ресурсы: http://labrip.com/ http://www.filosofia-totl.narod.ru |
www/alleg.ru/edu/ philosl.рmt
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | Оценка выполнения заданий по сопоставлению понятий и категорий; тестирование |
Знания: Основные категории и понятия философии; Роль философии в жизни человека и общества; Основы философского учения о бытии; Сущность процесса познания; Основы научной, философской и религиозной картин мира; Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта; - оценка индивидуальных устных ответов; - оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; - оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; - оценка точности определения различных философских концепций; - оценка результатов защиты рефератов Оценка правильности решения ситуационных задач - оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций |
4