СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.

 

Учебник: Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2016 (ФГОС)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по ФГОС.»

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





« Утверждаю »

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от _______________№_______

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

основного общего образования

7 класс



Количество часов: 70 ч (2ч в неделю)

Учитель: Никулина Е.В.





Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.



Учебник: Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2016 (ФГОС)





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся научатся: —— давать общую характеристику бактерий; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. — основные методы изучения растений; — основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые своей местности), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику царства Растения; — объяснять роль растений в биосфере; — характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. — основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; — основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный; — подразделение истории Земли на эры и периоды; — искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; — принципы построения естественной системы живой природы. — в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований; — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни; — иметь представление о естественной системе органической природы; — давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся: — различать объём и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия в наименовании вида; — определять аспект классификации и проводить классификацию; — выстраивать причинно-следственные связи.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; - готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов. Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов; — под руководством учителя оформлять отчёт о проведён ном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

— Соблюдение учащимися правил поведения в природе; — осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проведение обучающимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы; — умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде своего родного края; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценно­стей по отношению к объектам живой природы (при­знание высокой ценности жизни во всех её проявлени­ях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях и животных в на­учно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и перево­дить из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

— определять понятия «фитоценоз»;

— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;

— роль растений в жизни планеты и человека;

— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.

Выпускник научится:

— определять тип фитоценоза;

— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;

— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)

Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.

Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождение видов (2 ч)

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Тема 1.3. История развития жизни на Земле(4 ч)

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 ч)

Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Лабораторные и практические работы

Определение систематического положения домашних животных

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. Многообразие бактерий (2 ч)

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)

Тема 3.1. Строение и функции грибов (2 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (4 ч)

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов. Лабораторные и практические работы Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. Группа Лишайники (2 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (35 ч)

Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология (6 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. Отдел моховидные (2 ч)

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 ч)

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах). Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (11 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 4 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Тема 4.6. Эволюция растений (2 ч)

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Лабораторные и практические работы

Построение родословного древа царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1. Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов (4 ч)

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. Лабораторные и практические работы

Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. Растения и человек (2 ч)

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Лабораторные и практические работы

Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ (2 ч)

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Лабораторные и практические работы

Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

Повторение– 4 часа





















  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)

1

Введение. Мир живых организмов

1

02.09

02.09

2

Уровни организации живого

1

05.09

05.09

3

Общее представление о биосфере

1

09.09

09.09

4

Причины многообразия живых организмов

1

12.09

12.09

5

Причины многообразия живых организмов

1

16.09

16.09

6

Возникновение Земли как космического тела

1

19.09

19.09

7

Геохронологическая история Земли

1

23.09

23.09

8

Развитие жизни на Земле

1

26.09

26.09

9

Развитие жизни на Земле

1

30.09

30.09

10

Искусственная система живого мира

1

03.10

03.10

11

Основы естественной классификации живых организмов

1

07.10

07.10

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)

12

Общая характеристика бактерий

1

10.10

10.10

13

Строение и жизнедеятельность бактерий. Л.р. «Строение бактериальной клетки»

1

14.10

14.10

14

Подцарство Архебактерии.

1

17.10

17.10

15

Подцарство Оксифотобактерии

1

21.10

21.10

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)

16

Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов

1

24.10

24.10

17

Основные черты организации многоклеточных грибов

1

28.10

28.10

18

Отделы Хитридиомикота, Зигомикота. Л. р. «Строение плесневого гриба мукора»

1

31.10

31.10

19

Отдел Аскомита, или Сумчатые грибы

1

11.11

11.11

20

Отдел Базидиомикота. П.р. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

14.11

14.11

21

Несовершенные грибы. Отдел Оомикота

1

18.11

18.11

22

Общая характеристика лишайников

1

21.11

21.11

23

Особенности жизнедеятельности лишайников

1

25.11

25.11

Раздел 4. Царство Растения (35 ч)

24

Отличительные признаки растительных организмов

1

28.11

28.11

25

Общая характеристика водорослей. Л.р. «Внешнее строение водорослей»

1

02.12

02.12

26

Особенности размножения и развития водорослей

1

05.12

05.12

27

Многообразие водорослей. Отдел Зеленые водоросли

1

09.12

09.12

28

Многообразие водорослей. Отдел Красные водоросли

1

12.12

12.12

29

Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли

1

16.12

16.12

30

Общая характеристика подцарства Высшие растения

1

19.12

19.12

31

Отдел Моховидные. Л.р. «Внешнее строение мхов»

1

23.12

23.12

32

Споровые сосудистые растения

1

26.12

26.12

33

Отдел Плауновидные

1

30.12

30.12

34

Отдел Хвощевидные. Л.р. «Внешнее строение спороносящего хвоща»

1

16.01

16.01

35

Отдел Папоротниковидные. Л.р. «Внешнее и внутреннее строение папоротников»

1

20.01

20.01

36

Размножение и развитие папоротников

1

23.01

23.01

37

Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения»

1

27.01

27.01

38

Происхождение и особенности строения голосеменных растений

1

30.01

30.01

39

Голосеменные растения. Л.р. «Строение и многообразие голосеменных растений»

1

03.02

03.02

40

Голосеменные растения. Л.р. «Строение хвои хвойных растений»

1

06.02

06.02

41

Голосеменные растения. Л.р. «Строение шишек хвойных растений»

1

10.02

10.02

42

Многообразие голосеменных растений

1

13.02

13.02

43

Л.р. «Строение побегов хвойных растений»

1

17.02

17.02

44

Роль голосеменных растений

1

20.02

20.02

45

Обобщающий урок по теме «Отдел Голосеменные растения»

1

27.02

27.02

46

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений

1

03.03

03.03

47

Покрытосеменные растения. Л.р. «Строение покрытосеменных растений»

1

06.03

06.03

48

Особенности размножения покрытосеменных растений

1

10.03

10.03

49

Класс Двудольные: семейство Крестоцветные. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

13.03

13.03

50

Класс Двудольные: семейство Розоцветные. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

17.03

17.03

51

Класс Двудольные: семейство Пасленовые. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

20.03

20.03

52

Класс Двудольные: семейство Бобовые. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

24.03

24.03

53

Класс Однодольные: семейство Злаковые. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

03.04

03.04

54

Класс Однодольные: семейство Лилейные. Л.р. «Распознавание растений своей местности»

1

07.04

07.04

55

Многообразие, распространение и значение покрытосеменных растений

1

10.04

10.04

56

Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные растения»

1

14.04

14.04

57

Возникновение жизни и появление первых растений

1

17.04

17.04

58

Развитие растений Л.р. «Построение родословного древа царства Растения»

1

21.04

21.04

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

59

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

1

24.04

24.04

60

Характеристика лесных растительных сообществ

1

28.04

28.04

61

Характеристика растительных сообществ луга, болота, поля, сада

1

05.05

05.05

62

Экскурсия в ближайшее природное сообщество

1

08.05

08.05

63

Значение растений в жизни планеты

1

12.05

12.05

64

Значение растений в жизни человека. Проект «Выращивание с/х растений на школьном дворе»

1

15.05

15.05

65

Охрана растений П.р. «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории»

1

19.05

19.05

66

Законодательство в области охраны растений

1

22.05

22.05

67

Повторение изученного материала. Итоговое тестирование.

2

26.05

26.05

68

Обобщение изученного.

2

29.05

29.05



В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 70 учебных часов, а за 68 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./

от________201_г №______ подпись


________________________ _____ ________________201__г

подпись руководителя МС дата