Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования
7 класс
Количество часов: 70 ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.
Учебник: Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2016 (ФГОС)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающиеся научатся: —— давать общую характеристику бактерий; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. — основные методы изучения растений; — основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые своей местности), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику царства Растения; — объяснять роль растений в биосфере; — характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. — основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; — основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный; — подразделение истории Земли на эры и периоды; — искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; — принципы построения естественной системы живой природы. — в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований; — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни; — иметь представление о естественной системе органической природы; — давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: — различать объём и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия в наименовании вида; — определять аспект классификации и проводить классификацию; — выстраивать причинно-следственные связи.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; - готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов. Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов; — под руководством учителя оформлять отчёт о проведён ном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
— Соблюдение учащимися правил поведения в природе; — осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проведение обучающимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы; — умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде своего родного края; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
— определять понятия «фитоценоз»;
— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
— роль растений в жизни планеты и человека;
— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Выпускник научится:
— определять тип фитоценоза;
— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)
Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождение видов (2 ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Тема 1.3. История развития жизни на Земле(4 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. Многообразие бактерий (2 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1. Строение и функции грибов (2 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (4 ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов. Лабораторные и практические работы Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. Группа Лишайники (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Раздел 4. Царство Растения (35 ч)
Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология (6 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. Отдел моховидные (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах). Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (11 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 4 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.
Тема 4.6. Эволюция растений (2 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1. Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов (4 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. Растения и человек (2 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ (2 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Повторение– 4 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч) |
1 | Введение. Мир живых организмов | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | Уровни организации живого | 1 | 05.09 | 05.09 |
3 | Общее представление о биосфере | 1 | 09.09 | 09.09 |
4 | Причины многообразия живых организмов | 1 | 12.09 | 12.09 |
5 | Причины многообразия живых организмов | 1 | 16.09 | 16.09 |
6 | Возникновение Земли как космического тела | 1 | 19.09 | 19.09 |
7 | Геохронологическая история Земли | 1 | 23.09 | 23.09 |
8 | Развитие жизни на Земле | 1 | 26.09 | 26.09 |
9 | Развитие жизни на Земле | 1 | 30.09 | 30.09 |
10 | Искусственная система живого мира | 1 | 03.10 | 03.10 |
11 | Основы естественной классификации живых организмов | 1 | 07.10 | 07.10 |
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч) |
12 | Общая характеристика бактерий | 1 | 10.10 | 10.10 |
13 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Л.р. «Строение бактериальной клетки» | 1 | 14.10 | 14.10 |
14 | Подцарство Архебактерии. | 1 | 17.10 | 17.10 |
15 | Подцарство Оксифотобактерии | 1 | 21.10 | 21.10 |
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч) |
16 | Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов | 1 | 24.10 | 24.10 |
17 | Основные черты организации многоклеточных грибов | 1 | 28.10 | 28.10 |
18 | Отделы Хитридиомикота, Зигомикота. Л. р. «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | 31.10 | 31.10 |
19 | Отдел Аскомита, или Сумчатые грибы | 1 | 11.11 | 11.11 |
20 | Отдел Базидиомикота. П.р. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | 14.11 | 14.11 |
21 | Несовершенные грибы. Отдел Оомикота | 1 | 18.11 | 18.11 |
22 | Общая характеристика лишайников | 1 | 21.11 | 21.11 |
23 | Особенности жизнедеятельности лишайников | 1 | 25.11 | 25.11 |
Раздел 4. Царство Растения (35 ч) |
24 | Отличительные признаки растительных организмов | 1 | 28.11 | 28.11 |
25 | Общая характеристика водорослей. Л.р. «Внешнее строение водорослей» | 1 | 02.12 | 02.12 |
26 | Особенности размножения и развития водорослей | 1 | 05.12 | 05.12 |
27 | Многообразие водорослей. Отдел Зеленые водоросли | 1 | 09.12 | 09.12 |
28 | Многообразие водорослей. Отдел Красные водоросли | 1 | 12.12 | 12.12 |
29 | Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли | 1 | 16.12 | 16.12 |
30 | Общая характеристика подцарства Высшие растения | 1 | 19.12 | 19.12 |
31 | Отдел Моховидные. Л.р. «Внешнее строение мхов» | 1 | 23.12 | 23.12 |
32 | Споровые сосудистые растения | 1 | 26.12 | 26.12 |
33 | Отдел Плауновидные | 1 | 30.12 | 30.12 |
34 | Отдел Хвощевидные. Л.р. «Внешнее строение спороносящего хвоща» | 1 | 16.01 | 16.01 |
35 | Отдел Папоротниковидные. Л.р. «Внешнее и внутреннее строение папоротников» | 1 | 20.01 | 20.01 |
36 | Размножение и развитие папоротников | 1 | 23.01 | 23.01 |
37 | Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения» | 1 | 27.01 | 27.01 |
38 | Происхождение и особенности строения голосеменных растений | 1 | 30.01 | 30.01 |
39 | Голосеменные растения. Л.р. «Строение и многообразие голосеменных растений» | 1 | 03.02 | 03.02 |
40 | Голосеменные растения. Л.р. «Строение хвои хвойных растений» | 1 | 06.02 | 06.02 |
41 | Голосеменные растения. Л.р. «Строение шишек хвойных растений» | 1 | 10.02 | 10.02 |
42 | Многообразие голосеменных растений | 1 | 13.02 | 13.02 |
43 | Л.р. «Строение побегов хвойных растений» | 1 | 17.02 | 17.02 |
44 | Роль голосеменных растений | 1 | 20.02 | 20.02 |
45 | Обобщающий урок по теме «Отдел Голосеменные растения» | 1 | 27.02 | 27.02 |
46 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений | 1 | 03.03 | 03.03 |
47 | Покрытосеменные растения. Л.р. «Строение покрытосеменных растений» | 1 | 06.03 | 06.03 |
48 | Особенности размножения покрытосеменных растений | 1 | 10.03 | 10.03 |
49 | Класс Двудольные: семейство Крестоцветные. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 13.03 | 13.03 |
50 | Класс Двудольные: семейство Розоцветные. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 17.03 | 17.03 |
51 | Класс Двудольные: семейство Пасленовые. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 20.03 | 20.03 |
52 | Класс Двудольные: семейство Бобовые. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 24.03 | 24.03 |
53 | Класс Однодольные: семейство Злаковые. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 03.04 | 03.04 |
54 | Класс Однодольные: семейство Лилейные. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 07.04 | 07.04 |
55 | Многообразие, распространение и значение покрытосеменных растений | 1 | 10.04 | 10.04 |
56 | Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные растения» | 1 | 14.04 | 14.04 |
57 | Возникновение жизни и появление первых растений | 1 | 17.04 | 17.04 |
58 | Развитие растений Л.р. «Построение родословного древа царства Растения» | 1 | 21.04 | 21.04 |
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч) |
59 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов | 1 | 24.04 | 24.04 |
60 | Характеристика лесных растительных сообществ | 1 | 28.04 | 28.04 |
61 | Характеристика растительных сообществ луга, болота, поля, сада | 1 | 05.05 | 05.05 |
62 | Экскурсия в ближайшее природное сообщество | 1 | 08.05 | 08.05 |
63 | Значение растений в жизни планеты | 1 | 12.05 | 12.05 |
64 | Значение растений в жизни человека. Проект «Выращивание с/х растений на школьном дворе» | 1 | 15.05 | 15.05 |
65 | Охрана растений П.р. «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории» | 1 | 19.05 | 19.05 |
66 | Законодательство в области охраны растений | 1 | 22.05 | 22.05 |
67 | Повторение изученного материала. Итоговое тестирование. | 2 | 26.05 | 26.05 |
68 | Обобщение изученного. | 2 | 29.05 | 29.05 |
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 70 учебных часов, а за 68 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата