СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа поможет вам в вашей работе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс Математика»

Рабочая программа по математике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по математике составлена на основе:

- Примерной программы по математике (М.: Просвещение, 2011г.), соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.09);

- Авторской программы по математике А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой. / М.: Академкнига Учебник,2012./;

- Программы Регионального компонента начального общего образования Архангельской области. /Авторы-составители: Ногина РМ, Полякова И.Ф.: - АО ИППК РО, 2006/; программы по краеведению «Морянка»: Архангельск, 2010;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.

Программа адресована учащимся 1 ступени общеобразовательной школы (базовый уровень).

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Основная идея УМК "Перспективная начальная школа" - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то - обучающего, то в роли организатора этого процесса.

Основные принципы развивающей, личностно-ориентированной системы "Перспективная начальная школа"

- принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого;

- принцип целостности картины мира;

- принцип учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

- принцип прочности и наглядности;

- принцип практической направленности;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.

Данный учебный предмет входит в образовательную область: Математика и информатика.

Цели и задачи:

Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Планируемые результаты изучения курса «Математика» 1 класс

Личностные результаты.

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУДСистема заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.Ученик научится или получит возможность научиться:        

подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

владеть общими приемами решения задач,выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.);

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ);  

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУДУченик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

Предметными результатами изучения курса «Математика»

в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (,

  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;

  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;

  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);

  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;

  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

  • определять прямые углы с помощью угольника;

  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);

  • распознавать и формулировать простые задачи;

  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

  • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (,

  • записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, –);

  • употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);

  • пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

  • воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

  • применять переместительное свойство сложения;

  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

  • выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;

  • применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

  • выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;

  • применять правила сложения и вычитания с нулем;

  • понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

  • распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;

  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);

  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);

  • распознавать симметричные фигуры и изображения;

  • распознавать и формулировать простые задачи;

  • употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);

  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;

  • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле);

  • использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать количественный и порядковый смысл числа;

  • понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

  • воспроизводить переместительное свойство сложения;

  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; вычитания числа из суммы и суммы из числа;

  • воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;

  • использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

  • устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

  • понимать и использовать термин «точка пересечения»;

  • строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

  • описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);

  • понимать суточную и годовую цикличность;

  • представлять информацию в таблице.

Общая характеристика учебного предмета.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные,  групповые, парные.

Основные виды деятельности обучающихся.

  • Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

  • Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).

  • Описание явлений и событий с использованием величин.

  • Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.

  • Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.

  • Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

  • Выполнение геометрических построений.

  • Выполнение арифметических вычислений.

  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

  • Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.

  • С равнение разных способов вычислений, решения задачи;

  • выбор рационального (удобного) способа.

  • Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета "Математика" в начальной школе выделяется 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Математика» связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты изучения учебного предмета.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной  жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный  интерес к математической науке.

Метапредметными  результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Содержание курса.

Тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Числа и величины (70ч).

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочивание чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочивание величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Числа

Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Число «ноль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до 1 000 000. Представление числа в виде разрядных слагаемых. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания, деления). Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.

Величины

Различные способы измерения величин. Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, вместимости: литр, времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Стоимость. Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Упорядочение величин. Доля величины. Нахождение доли величины.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Моделировать ситуации, требующие перехода одних единиц измерения к другим.

Группировать числа по заданному и самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять)числовую последовательность по заданному и самостоятельно составленному правилу.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием величин.

Арифметические действия(190ч).

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).

Алгоритм письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).  

Сложение и вычитание

Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.

Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля.

Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитание. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста, в том числе с 0 и 1).

Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единиц разряда) больше или меньше данного.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление

Умножение. Множители, произведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей в произведении двух чисел. Перестановка и группировка множителей в произведении нескольких чисел. Внетабличное умножение в пределах ста. Умножение на нуль, умножение нуля.

Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Внетабличное деление в пределах ста. Деление нуля. Деление с остатком, проверка правильности выполнения действия.

Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента умножения, деления. Устное умножение и деление в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста). Умножение и деление суммы на число.

Отношения «больше в… раза», «меньше в… раза». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного.

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трёхзначное число.

Числовые выражения

Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Проверка правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения, относительно вычитания. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).

Сравнивать разные вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождения значения числового выражения и т.д.).

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать иосуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения.

Работа с текстовыми задачами (110 ч).

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производи-тельность, количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Задача

Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, диаграммы, краткой записи и другой модели. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в) …», «уменьшить на (в) …»; сравнение величин.

Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, путь), работы (производительность труда, время, объём работы), купли-продажи (цена товара, количество товара, стоимость).

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Примеры задач, решаемых разными способами.

Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.); задачи на нахождение доли целого и целого по доле.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать: обнаруживать иустранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

Наблюдать за изменение решения задачи при изменении условия (вопроса).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50 ч).

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.).

Распознавание и расположение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические фигуры в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Пространственные отношения

Описание местоположения предметов в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.

Геометрические фигуры

Распознавание и расположение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Выделение фигур на чертеже.

Изображение фигуры от руки.

Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определёнными длинами сторон с помощью чертёжных инструментов (линейки, чертёжного угольника) на бумаге в клетку.

Построение окружности с помощью циркуля.

Использование свойств прямоугольника и квадрата для решения задач.

Соотнесение реальных объектов с моделями геометрических фигур. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур,преобразовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира:сопоставлять их с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме.

Геометрические величины (40 ч).

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).

Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерения площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Длина отрезка. Периметр

Измерение длины отрезка.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр; соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника.

Площадь

Представление о площади геометрической фигуры.

Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр; соотношения между ними. Точное и приближённое измерения площади геометрической фигуры (в том числе с помощью палетки). Вычисление площади прямоугольника, квадрата.

Выбор единиц измерения для нахождения длины, периметра, площади геометрической фигуры.

Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближённо (на глаз).

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

Находить геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

Работа с информацией (40 ч).

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин; фиксирование результатов.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Чтение столбчатой диаграммы.

Формулирование проблемы для поиска информации, составление простейшего алгоритма (или плана) поиска, отбор источников информации, выбор способа представления результатов.

Сбор информации. Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки, таблицы, схемы. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации.

Логические выражения, содержащие связки «…и…», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»: чтение, понимание, составление, проверка истинности утверждения.

Упорядочение математических объектов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов.

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и др. и самостоятельно); использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации; интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы).

Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.).

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. Строить иобъяснять простейшие логические выражения.

Находить общее свойство группы предметов, геометрических фигур, числовых выражений и пр.; проверять его выполнение.

Материально-техническое обеспечение.

        Р.Г. Чуракова. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

        Р.Г. Чуракова. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

А.Л. Чекин. Математика. 1 – 4 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Академкнига/Учебник.

О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. 1 – 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы в 2-х частях. – М.: Академкнига/Учебник.

Р.Г. Чуракова. Математика. 1 – 4 класс. Тетрадь для проверочных работ. – М.: Академкнига/Учебник.

Р.Г. Чуракова. Математика. 1 – 4 класс. Поурочное планирование в 2-х частях. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

А.Л. Чекин. Математика. 1 – 4 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

О.А. Захарова. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!