СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет вам в вашей работе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- Примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение, 2011г.), соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.09);

- Авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой,  Г. В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой. / М.: Академкнига/Учебник, 2012./;

- Программы Регионального компонента начального общего образования Архангельской области. /Авторы-составители: Ногина РМ, Полякова И.Ф.: - АО ИППК РО, 2006/; программы по краеведению «Морянка»: Архангельск, 2010;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.

Программа адресована учащимся 1 ступени общеобразовательной школы (базовый уровень).

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Основная идея УМК "Перспективная начальная школа" - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то - обучающего, то в роли организатора этого процесса.

Основные принципы развивающей, личносто-ориентированной системы "Перспективная начальная школа"

- принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого;

- принцип целостности картины мира;

- принцип учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

- принцип прочности и наглядности;

- принцип практической направленности;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.

 Данный учебный предмет входит в образовательную область: Обществознание и естествознание.

Цели и задачи:

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Планируемые результаты обучения

I. Результаты изучения окружающего мира в 1 классе

Личностные результаты

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

  • Объяснять, как люди помогают друг другу жить.

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Называть основные особенности каждого времени года.

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

  • Оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  • различать предметы и выделять их признаки;

  • проводить групповые исследования;

  • проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

  • объяснять, как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;

  • назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;

  • называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;

  • описывать сезонные изменения в природе;

  • наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

  • приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;

  • приводить примеры домашних и диких животных;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

  • называть основные органы чувств человека и их основные функции;

  • называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • проводить индивидуальные наблюдения  и опытные исследования на признаках предметов;

  • оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  • проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;

  • различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • оценивать необходимость подготовки к уроку;

  • знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

  • узнавать  государственную символику России;

  • знать первый куплет и припев гимна России;

  • выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;

  • называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

  • узнавать  государственную символику России;

  • рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;

  • выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

  • называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

  • использовать мобильный телефон для связи  с родителями;

  • называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;

  • называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;

  • приводить примеры несъедобных грибов своего края;

  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;

  • рассказывать об оказании первой помощи  при укусе пчелы или осы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

  •  выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

Общая характеристика учебного предмета.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Формы работы и организации учебного процесса: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира, заседание школьного клуба.

Реализуется принцип деятельностного подхода. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении  нового материала;

– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета "Окружающий мир" в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. 

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  •  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

  •  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

  •  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

  • различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

  • описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные  объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;  

  • использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

  • использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • работать с картой;

  • различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

  • воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться

  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  

  • обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметные результаты

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

  • сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

  • сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

  • сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

  • способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

  • способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схем экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.

  • умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

  • способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничествеучитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

  • способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Содержание тем учебного курса.

Класс

Основные содержательные линии

Количество часов

1 класс

- Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире.

- Живая природа.

- Природа и её сезонные изменения.

- Наша родина – Россия.

66ч.

Раздел

Содержание

Характеристика  учебной деятельности

Человек и природа

(49 ч)

Природа – это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение тёплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твёрдое – лёд, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времен года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлёт перелётных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов.

- Сравнение и различение объектов живой и неживой природы.

Группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам.

Выделение из объектов неживой природы изделий человека.

Выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных.

Выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе.

Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам.

Группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Классификация объектов природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения.

Знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом.

Обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета.

Расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период.

Уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных.

Знакомство с особенностями появления потомства у животных.

Систематизация жизненных наблюдений о труде.

- Классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов).

Уточнение представлений о грибах.

- Знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями.

Использование термина «экология» в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний.

Человек и общество

 (17 ч)

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъёма и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Достопримечательности столицы – Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника.

Использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков.

Применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них.

Моделирование  и оценивание различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Знакомство с правилами игры.

Формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за своё государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн).

Воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.

Правила безопасного поведения

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

 Ознакомление с внешним видом наиболее распространённых шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомых (пчёлы, осы).

Нахождение класса, своего места в классе.

- Ознакомление с местом расположения школы, её адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе.

Изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами.

Знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические пособия для учащихся:

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 1–4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 1–4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Хрестоматия. 1–4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя 

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова в 2-х частях / авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!