УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
| Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) |
1 | | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу | Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | С. 6 – 8 |
2 | | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | Экскурсия | Разнообразие природы. Наблюдение тел живой и неживой природы | Уметь: - находить взаимосвязи живой и неживой природы; - узнавать растения и животных своей местности. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. | Задания по группам | С. 9 – 10 |
3 | | Мир живой и неживой природы. Советы старших | 1 | Комбинированный | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу | Уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; - искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный, индивидуальный опрос | С. 11 – 12 |
4 | | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | Экскурсия | Наблюдения явлений природы по сезонам года | Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный, индивидуальный опрос | Подготовить рисунки по результатам экскурсии |
5 | | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике | 1 | Комбинированный | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь: - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы с помощью словаря. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный опрос | С. 13 – 15 |
6 | | Опыт и наблюдение | 1 | Комбинированный | Знать: - понятия «опыт», «наблюдение»; - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. | Знать географические и биологические объекты родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | С. 15 – 16 |
| Планеты и звезды ( 5 часов) | |
7 | | Земля. Модель Земли | 1 | Комбинированный | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы | Знать: - название нашей планеты; - форму Земли; - глобус – модель Земли; - ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | Знать: Луна – спутник Земли; лунные фазы. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный опрос | С. 17 - 20 |
8 | | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Комбинированный | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли | Знать: - особенности движения Земли вокруг своей оси; - что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | Работать с компасом. Знать стороны горизонта. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. | Тест. Самостоятельная работа | С. 20 – 23 |
9 | | Звезды и созвездия | | Комбинированный | Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы | Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь: - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небесные тела. | Уметь ориентироваться по звездам. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Индивидуальный опрос | С 23 – 28 |
10 | | Планеты | 1 | Комбинированный | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы | Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать: - как отличить планеты от звезд; - как можно отыскать планету на звездном небе. | Знать спутники планет. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Разгадывание кроссворда; тест | С. 29 – 32. Подготовить сообщение о Земле, Луне |
11 | | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | Комбинированный | Годовое Движение Земли. Високосный год | Знать: - особенности движения Земли вокруг Солнца; - что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь: - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | Работать с теллурием. Солнце – небесное тело. Погода, климат. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Фронтальный опрос | С. 33 – 34 |
| | Неживая и живая природа Земли ( 2 часа) | |
12 | | Как связаны неживая и живая природа? | 1 | Комбинированный | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь: - сравнивать предметы живой и неживой природы; - планировать и проводить несложные опыты. | Знать явления природы, ветер. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный, индивидуальный опрос | С. 35 – 41 |
13 | | Условия жизни на Земле | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются. | Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный, индивидуальный опрос | С. 41 – 44 |
| Свойства воздуха и воды (4 часа) |
14 | | Свойства воздуха | 1 | Комбинированный | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества | Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ. | Знать окисление. Медленное окисление. Дыхание. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ. | Работа в парах, оформление опытов в тетради | С. 45 – 49 |
15 | | Кому и для чего нужна вода? | 1 | Комбинированный | Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь: - проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; - сравнивать свойства воды и воздуха. | Знать электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 50 – 52, сообщение об источниках воды |
16 | | Вода и ее свойства | 1 | Комбинированный | Круговорот воды в природе. Три состояния воды | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве. | Знать теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 52 – 58 |
17 | | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | 1 | Обобщение знаний | Свойства воздуха и воды | Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Тест | С. 59 – 60 |
| Солнце, воздух, вода и… растения ( 4 часа) |
18 | | Условия, необходимые для развития растений | 1 | Комбинированный | Теневыносливые, светолюбивые растения | Знать условия, необходимые для развития растений. Уметь: - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. | Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Самостоятельная работа | С. 61 – 63, правила ухода за растениями |
19 | | Корень, стебель и лист | 1 | Комбинированный | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений | Уметь: - различать части растений; - из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения. | Исследовать видоизменения частей растений и их функции. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Оформление заданий в таблицах, устный опрос | С. 63 – 66 |
20 | | Питание растений | 1 | Комбинированный | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание | Уметь использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | Исследовать углеводы (сахар и крахмал). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Устный опрос | С. 67 – 70 |
21 | | Обобщение по теме «»Солнце, воздух, вода и … растения» | 1 | Обобщение знаний | Разнообразие растений | Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений. | Определять основную и второстепенную информацию. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Тест | С. 71 – 72 |
| | Разнообразие растений (4 часа) | |
22 | | Цветковые и хвойные растения | 1 | Комбинированный | Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения | Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли). | Знать хвойные и лиственные растения степи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Тест. Индивидуальный опрос | С. 73 – 75 |
23 | | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Комбинированный | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Исследовать лечебные и ядовитые растения. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Устный опрос. Практическая работа | С. 76 – 80 |
24 | | Красная книга России. Правила поведения на природе | 1 | Комбинированный | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу | Знать: - названия растений Красной книги (не менее 2-3); - правила поведения в природе. Уметь: - кратко характеризовать средства сохранения природы; - выполнять простейшие инструкции; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Знать Красную книгу родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 81 – 85, конкурс на лучший экологический знак |
25 | | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | Обобщение знаний | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Тест | С. 86 |
| Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) |
26 | | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | Комбинированный | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.) | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Знать историю культурных растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Индивидуальный опрос | С. 87 – 91, подготовить загадки о растениях |
27 | | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | Комбинированный | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Исследовать культурные растения родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Дидактическая игра | С. 92 – 93 |
28 | | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | Комбинированный | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений | Знать: - основные растения огорода; - части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь: - ухаживать за огородными растениями; - правильно подбирать рассаду или семена. | Знать озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Таблица сроков огородных растений родного края | С. 94 – 97 |
29 | | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | Комбинированный | Значение зерновых культур в жизни человека | Знать: - названия (изображения) зерновых растений; - важность зерновых культур в жизни человека. | Определять виды с/х работы на полях страны. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Тест | С. 97 – 100 |
30 | | Растения сада | 1 | Комбинированный | Садовые растения. Труд людей в саду | Знать основные растения сада. Уметь: - находить и определять садовые растения; - ухаживать за растениями. | Знать с/х машины и оборудование для работы в саду. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Устный опрос | С. 100 – 102 |
31 | | Сколько живут растения? | 1 | Комбинированный | Сроки жизни растений; расселение растений на новые места | Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь: - определять возраст растений; - составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; - характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений. | Знать памятники природы (дубы, сосны и т. д.). | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Устный опрос | С. 102 – 104, составить таблицу «Продолжительность жизни растений» |
32 | | Размножение растений своими частями | 1 | Комбинированный | Вегетативное размножение растений | Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | Исследовать размножение водорослей и грибов. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Индивидуальный опрос | С. 105 – 106 |
33 | | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Обобщение знаний | Культурные растения. Продолжительность жизни растений | Знать: - дикорастущие и культурные растения своей местности; - сельскохозяйственные растения своей местности. Уметь: - раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Тест | С. 107 – 108 |
| Грибы (3 часа) |
34 | | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Комбинированный | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | Знать: - свойства и признаки грибов; - взаимосвязь живой и неживой природы; - чем питаются грибы. | Знать значение грибов в природе и жизни человека. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Устный опрос. Тест | С. 109 – 112 |
35 | | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | 1 | Комбинированный | Съедобные и ядовитые грибы | Знать: - отличительные признаки съедобных грибов; - съедобные грибы, растущие в родном крае; - несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов. | Определять пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | С. 113 – 115 |
36 | | Как правильно собирать грибы? | 1 | Комбинированный | Правила сбора грибов | Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Тест | С. 115 – 117 |
| Животные (8 часов) |
37 | | Разнообразие животных | 1 | Комбинированный | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные | Знать группы животных и их признаки. Уметь: - приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; - раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Знать отличительные признаки животных разных групп. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Фронтальный, индивидуальный опрос | С. 5 – 8 подготовить рассказ о животных |
38 | | Насекомые | 1 | Комбинированный | Растительноядные, хищные и всеядные насекомые | Знать: - отличительные признаки насекомых и деление их на группы; - названия насекомых родного края. | Знать редких насекомых нашей страны. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 9 – 11 |
39 | | Рыбы | 1 | Комбинированный | Приспособления рыб для жизни в воде | Знать: - отличительные признаки рыб; - приспособления рыб к жизни в воде; - группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные). | Знать двоякодышащих и кистеперых рыб. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Тест | С. 12 – 14, сообщения о рыбах родного края |
40 | | Земноводные | 1 | Комбинированный | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки | Уметь: - высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; - называть земноводных родного края. | Исследовать размножение и развитие амфибии. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | индивидуальный опрос | С. 15 – 17 |
41 | | Пресмыкающиеся | 1 | Комбинированный | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями | Знать: - черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; - сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; - опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними. | Знать отличительные признаки гадюки и ужа. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Устный опрос | С. 18 – 20 |
42 | | Птицы | 1 | Комбинированный | Признаки птиц. Значение перьевого покрова Способы добычи пищи птенцам | Знать: - отличительные признаки птиц; - группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Уметь определять птиц среди других животных. | Знать птиц из Красной книги. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельная работа | С. 21 – 23, птицы родного края |
43 | | Звери | 1 | Комбинированный | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих | Знать: - значение понятий «звери», «млекопитающие»; - млекопитающих родного края. Уметь: - определять млекопитающих среди других животных; - описывать млекопитающих (по выбору). | Исследовать ехидну и утконоса. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Работа в парах | С. 24 – 26 |
44 | | Как животные защищаются | 1 | Комбинированный | Различные группы животных | Знать: - группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - способы защиты животных от врагов. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Устный опрос. Работа в парах | С. 26 – 28 |
| Человек и животные ( 6 часов) |
45 | | Домашние животные | 1 | Комбинированный | Домашние животные | Знать: - признаки домашних животных; - об особенностях диких и домашних животных. Уметь раскрывать особенности домашних животных. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Беседа по вопросам | С. 29 – 31, наблюдение за д\ж |
46 | | Живой уголок | 1 | Комбинированный | Обитатели живого уголка | Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность). | Знать рассказы-загадки о животных. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Беседа по статье | С. 32 – 34 |
47 | | Урок – экскурсия ( заочная) на станцию юннатов | 1 | Экскурсия | Знакомство с жизнью животных на станции юннатов | Знать правила поведения и обращения с животными. Уметь: - наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; - обобщать результаты наблюдений по экскурсии. | Ухаживать за животными. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Беседа по вопросам | Подготовить рисунки по материалам экскурсии |
48 | | Значение диких животных | 1 | Комбинированный | Расширить знания о диких животных | Знать диких животных родного края. Уметь определять значение диких животных в жизни человека. | Знать животных, приносящих ущерб человеку. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Работа по группам | С. 35 – 38 |
49 | | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | 1 | Комбинированный | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека | Знать: - правила поведения в природе; - правила обращения с дикими и домашними животными; - животных, занесенных в Красную книгу России, родного края. | Исследовать заказники; заповедники родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Викторина. Конкурсы. Фронтальный опрос | С.39 – 40 |
50 | | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | Обобщение знаний | Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе | Знать: - названия животных Красной книги России (не менее 2-3); - правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае. | Знать животных и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Беседа по вопросам. Тест | С. 41 – 42, нарисовать экологические знаки |
| Человек разумный – часть природы (6 часов) |
51 | | Про тебя | 1 | Комбинированный | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | Знать: - о значении природы для здоровья и жизни человека; - об отдельных видах труда, связанных с природой; - о значении данного труда; - сходство и различие людей друг от друга. | Исследовать органы чувств человека, их значение. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Устный опрос. Практическая работа | С. 43 – 48 |
52 | | Что умеет человек? | 1 | Комбинированный | Человек – существо социальное, член общества | Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений. | Знать различные профессии человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Устный опрос. | С. 49 – 53 |
53 | | Расти здоровым | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: - понятие «здоровье»; - причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; - компоненты, от которых зависит здоровье человека; - какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему. | Исследовать причины простудных заболеваний и меры их предупреждения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Самостоятельная работа | С. 54 – 59 |
54 | | Питание и здоровье | 1 | Комбинированный | Режим питания | Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний. | Составлять калорийность пищи, меню. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Работа в парах и по группам | С. 60 – 65 |
55 | | От кого зависит твой режим дня? | 1 | Комбинированный | Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека | Знать условия хорошего самочувствия. Уметь: - соблюдать режим дня; - составлять режим своего рабочего и выходного дня. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы. | Фронтальный опрос | С. 66 – 69 |
56 | | Обобщение по теме « Человек разумный – част природы» | 1 | Обобщение знаний | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; - оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах. | Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Тест | С. 70 |
| | Как уберечь себя от беды? ( 5 часов) | |
57 | | Чистота – залог здоровья | 1 | Комбинированный | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной гигиены | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами. | Уметь оказывать первую помощь при простудных заболеваниях. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Практическая работа | С. 71 – 76 |
58 | | Берегись простуды! | 1 | Комбинированный | Охрана и укрепление здоровья | Знать: - знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях. | Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Фронтальный, индивидуальный опрос | С. 77 – 79 |
59 | | Твоя безопасность на улице | 1 | Комбинированный | Дорога от дома до школы. ПДД. Опасности, при общении с незнакомцами | Знать: - знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях. | Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Работа в группах | С. 80 – 85 |
60 | | Твоя безопасность дома | 1 | Комбинированный | Правила б\ п поведения дома | Знать правила безопасного поведения дома. Уметь: - вызвать помощь; - вести себя в нестандартных ситуациях. | Знать службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 86 – 90 |
61 | | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 | Викторина | Охрана и укрепление здоровья | Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура). | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Тест | С. 91 – 92 |
| В родном краю ( 7 часов) |
62 | | Имя города, села, поселка | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Исследовать народные промыслы России, особенности труда людей родного края. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Беседа по вопросам. Фронтальный опрос | С. 93 – 97 |
63 | | История Московского Кремля | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. История отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля | Знать родословную своей семьи. Рассказывать о старших членах своей семьи. Уметь работать с различными источниками информации. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Беседа по вопросам | С. 98 – 101 |
64 | | Экскурсия в город | 1 | Экскурсия | Предприятия, обслуживающие жителей города | Рассказывать о возникновении Москвы, называть достопримечательности Московского Кремля. Уметь: - описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); - самостоятельно работать с книгой. | Знать достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Отчет о посещении краеведческого музея | С. 103 – 106 |
65 | | Общий дедушка | 1 | Комбинированный | Школьник и его семья. Правила Взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Уметь: - работать с оглавлением и справочниками учебника; - анализировать полученную информацию; - соблюдать правила во время экскурсии в город. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Дидактическая игра. Фронтальный опрос | С. 107 – 109 |
66 | | День Победы | 1 | Комбинированный | Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ | Знать: - фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; - основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); - способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи. | Собирать информацию о своей родословной. Труд, отдых в семье. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Устный опрос | С. 110 – 113 |
67 | | День Конституции | 1 | Комбинированный | Государственные праздники | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); | Изучать Конституцию – основной Закон России. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Фронтальный опрос | С. 114 – 117 |
68 | | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | Обобщение знаний | Россия – наша Родина | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | Тест. Задание «Проверь себя» | С. 118 – 121 |