СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий Мир 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа Окружающий мир. 2 класс. Разработана в соответствии требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий Мир 2 класс»

УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна

Категория: высшая

Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района

Класс: 2

Предметы: Окружающий мир

Окружающий мир Пояснительная записка





Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .

Цель курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. А также формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных УУД ( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основные задачи

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта;

  • Формирование у школьника УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • Развитие умений работы с научно – популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, Росси, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:

  • Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • Выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

  • Системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

  • Специальным местоположением вопросов – заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей закономерностей и правил;

  • Иллюстративным материалом ( фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).





Общая характеристика учебного предмета



Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Содержание учебников, учитывая интересы и потребности современного ребенка, предлагает ему:

  • На выбор источники дополнительной информации ( хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «готовимся к школьной олимпиаде»);

  • Участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно – конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

  • Социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений ( как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • Задания на самопроверку и взаимопроверку ( работа в парах);

  • Задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

  • Завуалированные требования быть внимательными при чтении текста;

Место учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс окружающего мира представлен в области предмета «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю, При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 270 часов.

Определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная каротина мира ;

  • Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

  • Поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье достаток, уважение к родителям;

  • Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета во 2 классе

В результаты изучения раздела «Человек и природ» обучающиеся научатся:

  • Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и земли;

  • Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей живой и неживой природой;

  • Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

  • Демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

  • Сравнивать внешний вид и характерные особенности и насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • Группировать объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие ( животные);

  • Сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

  • Называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • Характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

  • Группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние – многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия ;

  • Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • Наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

  • На основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • Выращивать растения в группе;

  • Использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

  • Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

  • Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • Понимать необходимость здорового образа жизни (режим дня, правила личной гигиены, правильное питание);

  • Находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • Соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • Оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

  • Называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

  • Различать государственную символику России;

  • Ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;

  • Описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • Использовать дополнительные источники информации;

  • Работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

  • Проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

  • Использовать дополнительные источники информации, находить факты в Интернете;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • Оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • Понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

  • Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при возникновении простудных заболеваний;

  • Работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • Соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

  • Выполнять правила безопасного поведения в природе.



Программа 2 класса (68 ч)

Человек и природа (42 ч)

Человек и общество (26 ч)

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса



Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.

Развернутый календарно – тематический план:

п\п

Дата

Тема урока

Кол – во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные


Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1


Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам

1

Комбинированный

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окру­жающем мире. Уметь:

- выделять отличительные признаки живой природы;

- распределять объекты в группы по общим признакам.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

С. 6 – 8

2


Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

Экскурсия

Разнообразие природы. Наблюдение тел живой и неживой природы

Уметь:

- находить взаимосвязи живой и неживой природы;

- узнавать растения и животных своей местности.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации.

Задания по группам

С. 9 – 10

3


Мир живой и неживой природы. Советы старших

1

Комбинированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Уметь:

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и спра­вочной литературой;

- искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 11 – 12

4


Осенние работы на пришкольном участке

1

Экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- работать в группе (умение договари­ваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать).

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Подготовить рисунки по результатам экскурсии

5


Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать, что такое оглавление, как ори­ентироваться по оглавлению в содер­жании учебника. Уметь:

- работать с книгой как с источником информации;

- ориентироваться в словарях, словар­ных статьях;

- находить ответы на свои вопросы с помощью словаря.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный опрос

С. 13 – 15

6


Опыт и наблюдение

1

Комбинированный

Знать:

- понятия «опыт», «наблюдение»;

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюде­ния по плану.

Знать географические и биологические объекты родного края.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

С. 15 – 16


Планеты и звезды ( 5 часов)


7


Земля. Модель Земли

1

Комбинированный

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы

Знать:

- название нашей планеты;

- форму Земли;

- глобус – модель Земли;

- ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.

Знать: Луна – спутник Земли; лунные фазы.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный опрос

С. 17 - 20

8


Почему на Земле день сменяется ночью?

1

Комбинированный

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли

Знать:

- особенности движения Земли вокруг своей оси;

- что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

Работать с компасом. Знать стороны горизонта.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации.

Тест. Самостоятельная работа

С. 20 – 23

9


Звезды и созвездия


Комбинированный

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь:

- характеризовать звезды и планеты;

- находить на небе известные небесные тела.

Уметь ориентироваться по звездам.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Индивидуальный опрос

С 23 – 28

10


Планеты

1

Комбинированный

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы

Иметь представление о планетах Солнечной системы.

Знать:

- как отличить планеты от звезд;

- как можно отыскать планету на звездном небе.

Знать спутники планет.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Разгадывание кроссворда; тест

С. 29 – 32. Подготовить сообщение о Земле, Луне

11


Движение Земли вокруг Солнца

1

Комбинированный

Годовое Движение Земли. Високосный год

Знать:

- особенности движения Земли вокруг Солнца;

- что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

- объяснять причину смены времен года;

- демонстрировать с помощью глобу­са движение Земли вокруг Солнца.

Работать с теллурием. Солнце – не­бесное тело. Погода, климат.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Фронтальный опрос

С. 33 – 34



Неживая и живая природа Земли ( 2 часа)


12


Как связаны неживая и живая природа?

1

Комбинированный

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь:

- сравнивать предметы живой и неживой природы;

- планировать и проводить несложные опыты.

Знать явления природы, ветер.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 35 – 41

13


Условия жизни на Земле

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются.

Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 41 – 44


Свойства воздуха и воды (4 часа)

14


Свойства воздуха

1

Комбинированный

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воздуха;

- значение воздуха в природе.

Уметь:

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ.

Знать окисление.

Медленное окисление. Дыхание.

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воздуха;

- значение воздуха в природе.

Уметь:

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ.

Работа в парах, оформление опытов в тетради

С. 45 – 49

15


Кому и для чего нужна вода?

1

Комбинированный

Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное

Знать:

- основные, легко определяемые свой­ства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

- значение воды в природе;

- ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

- проводить опыты с водой и фикси­ровать в таблице результаты своих наблюдений;

- сравнивать свойства воды и воздуха.

Знать электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС).

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 50 – 52, сообщение об источниках воды

16


Вода и ее свойства

1

Комбинированный

Круговорот воды в природе. Три состояния воды

Знать:

- основные, легко определяемые свой­ства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве.

Знать теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 52 – 58

17


Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»

1

Обобщение знаний

Свойства воздуха и воды

Уметь:

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать).

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест

С. 59 – 60


Солнце, воздух, вода и… растения ( 4 часа)

18


Условия, необходимые для развития растений

1

Комбинированный

Теневыносливые, светолюбивые растения

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Самостоятельная работа

С. 61 – 63, правила ухода за растениями

19


Корень, стебель и лист

1

Комбинированный

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Уметь:

- различать части растений;

- из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения.

Исследовать видоизменения частей растений и их функции.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

С. 63 – 66

20


Питание растений

1

Комбинированный

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

Уметь использовать книгу как источник информации.

Иметь представление о питании растений.

Исследовать углеводы (сахар и крахмал).

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос

С. 67 – 70

21


Обобщение по теме «»Солнце, воздух, вода и … растения»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений

Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнооб­разных жизненных форм растений.

Определять основную и второстепенную информацию.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Тест

С. 71 – 72



Разнообразие растений (4 часа)


22


Цветковые и хвойные растения

1

Комбинированный

Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли).

Знать хвойные и лиственные растения степи.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест. Индивидуальный опрос

С. 73 – 75

23


Папоротники, мхи и водоросли

1

Комбинированный

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

Исследовать лечебные и ядовитые растения.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос. Практическая работа

С. 76 – 80

24


Красная книга России. Правила поведения на природе

1

Комбинированный

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

Знать:

- названия растений

Красной книги

(не менее 2-3);

- правила поведения в природе. Уметь:

- кратко характеризовать средства сохранения природы;

- выполнять простейшие инструкции;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России

(не менее 2-3).

Знать Красную книгу родного края.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 81 – 85, конкурс на лучший экологический знак

25


Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест

С. 86


Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26


Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Комбинированный

Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.)

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений. Уметь:

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы.

Знать историю культурных растений.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Индивидуальный опрос

С. 87 – 91, подготовить загадки о растениях

27


Какие части культурных растений используют люди?

1

Комбинированный

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений. Уметь:

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы.

Исследовать культурные растения родного края.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Дидактическая игра

С. 92 – 93

28


Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Комбинированный

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений

Знать:

- основные растения огорода;

- части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь:

- ухаживать за огородными расте­ниями;

- правильно подбирать рассаду или семена.

Знать озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюби­вые

растения.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Таблица сроков огородных растений родного края

С. 94 – 97

29


От чего зависит урожай зерновых?

1

Комбинированный

Значение зерновых культур в жизни человека

Знать:

- названия (изображения) зерновых растений;

- важность зерновых культур в жизни человека.

Определять виды с/х работы на полях страны.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Тест

С. 97 – 100

30


Растения сада

1

Комбинированный

Садовые растения. Труд людей в саду

Знать основные растения сада. Уметь:

- находить и определять садовые рас­тения;

- ухаживать за растениями.

Знать с/х машины и оборудование для работы в саду.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос

С. 100 – 102

31


Сколько живут растения?

1

Комбинированный

Сроки жизни растений; расселение растений на новые места

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь:

- определять возраст растений;

- составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

- характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений.

Знать памятники природы (дубы, сосны и т. д.).

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный опрос

С. 102 – 104, составить таблицу «Продолжительность жизни растений»

32


Размножение растений своими частями

1

Комбинированный

Вегетативное размножение растений

Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.

Исследовать размножение водорослей и грибов.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Индивидуальный опрос

С. 105 – 106

33


Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Обобщение знаний

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

Знать:

- дикорастущие и культурные расте­ния своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3).

Выделять и формулировать познавательную цель.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Тест

С. 107 – 108


Грибы (3 часа)

34


Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Комбинированный

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Знать:

- свойства и признаки

грибов;

- взаимосвязь живой и неживой при­роды;

- чем питаются грибы.


Знать значение грибов в природе и жизни человека.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный опрос. Тест

С. 109 – 112

35


Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов

1

Комбинированный

Съедобные и ядовитые грибы

Знать:

- отличительные признаки съедобных грибов;

- съедобные грибы, растущие в род­ном крае;

- несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов.

Определять пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

С. 113 – 115

36


Как правильно собирать грибы?

1

Комбинированный

Правила сбора грибов

Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тест

С. 115 – 117


Животные (8 часов)

37


Разнообразие животных

1

Комбинированный

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Знать группы животных и их признаки. Уметь:

- приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

Знать отличительные признаки животных разных групп.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 5 – 8 подготовить рассказ о животных

38


Насекомые

1

Комбинированный

Растительноядные, хищные и всеядные насекомые

Знать:

- отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

- названия насекомых родного края.

Знать редких насеко­мых нашей страны.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 9 – 11

39


Рыбы

1

Комбинированный

Приспособления рыб для жизни в воде

Знать:

- отличительные признаки рыб;

- приспособления рыб к жизни в воде;

- группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные).

Знать двоякодыша­щих и кистеперых рыб.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тест

С. 12 – 14, сообщения о рыбах родного края

40


Земноводные

1

Комбинированный

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

Уметь:

- высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

- называть земноводных родного края.

Исследовать размножение и развитие амфибии.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

индивидуальный опрос

С. 15 – 17

41


Пресмыкающиеся

1

Комбинированный

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

Знать:

- черты сходства и различия крокоди­лов, ящериц, черепах, змей;

- сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

- опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними.

Знать отличительные признаки гадюки и ужа.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устный опрос

С. 18 – 20

42


Птицы

1

Комбинированный

Признаки птиц. Значение перьевого покрова Способы добычи пищи птенцам

Знать:

- отличительные признаки птиц;

- группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Уметь определять птиц среди других животных.

Знать птиц из Красной книги.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельная работа

С. 21 – 23, птицы родного края

43


Звери

1

Комбинированный

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Знать:

- значение понятий «звери», «млекопитающие»;

- млекопитающих родного края. Уметь:

- определять млекопитающих среди других животных;

- описывать млекопитающих (по выбору).

Исследовать ехидну и утко­носа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Работа в парах

С. 24 – 26

44


Как животные защищаются

1

Комбинированный

Различные группы животных

Знать:

- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- способы защиты животных от врагов.


Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный опрос. Работа в парах

С. 26 – 28


Человек и животные ( 6 часов)

45


Домашние животные

1

Комбинированный

Домашние животные

Знать:

- признаки домашних животных;

- об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности до­машних животных.

Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.




Беседа по вопросам

С. 29 – 31, наблюдение за д\ж

46


Живой уголок

1

Комбинированный

Обитатели живого уголка

Уметь ухаживать за обитателями жи­вого уголка (питание, безопасность).

Знать рассказы-загадки о животных.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.


Беседа по статье

С. 32 – 34

47


Урок – экскурсия ( заочная) на станцию юннатов

1

Экскурсия

Знакомство с жизнью животных на станции юннатов

Знать правила поведения и обращения с животными.

Уметь:

- наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;

- обобщать результаты наблюдений по экскурсии.

Ухаживать за животными.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Беседа по вопросам

Подготовить рисунки по материалам экскурсии

48


Значение диких животных

1

Комбинированный

Расширить знания о диких животных

Знать диких животных родного края.

Уметь определять значение диких животных в жизни человека.


Знать животных, приносящих ущерб человеку.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Работа по группам

С. 35 – 38

49


Человек в ответе не только за тех, кого приручил

1

Комбинированный

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека

Знать:

- правила поведения в природе;

- правила обращения с дикими и домашними животными;

- животных, занесенных в Красную книгу России, родного края.


Исследовать заказники; заповедники родного края.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Викторина. Конкурсы. Фронтальный опрос

С.39 – 40

50


Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Обобщение знаний

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе

Знать:

- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

- правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае.


Знать животных и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Беседа по вопросам. Тест

С. 41 – 42, нарисовать экологические знаки


Человек разумный – часть природы (6 часов)

51


Про тебя

1

Комбинированный

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

- о значении природы для здоровья и жизни человека;

- об отдельных видах труда, связанных с природой;

- о значении данного труда;

- сходство и различие людей друг от друга.


Исследовать органы чувств человека, их значение.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Устный опрос. Практическая работа

С. 43 – 48

52


Что умеет человек?

1

Комбинированный

Человек – существо социальное, член общества

Уметь формировать выводы на осно­ве своих наблюдений.

Знать различные профессии человека.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос.

С. 49 – 53

53


Расти здоровым

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать:

- понятие «здоровье»;

- причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;

- компоненты, от которых зависит здоровье человека;

- какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему.


Исследовать причины простудных заболеваний и меры их предупреждения.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Самостоятельная работа

С. 54 – 59

54


Питание и здоровье

1

Комбинированный

Режим питания

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний.


Составлять калорийность пищи, меню.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Работа в парах и по группам

С. 60 – 65

55


От кого зависит твой режим дня?

1

Комбинированный

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

Знать условия хорошего самочувствия. Уметь:

- соблюдать режим дня;

- составлять режим своего рабочего и выходного дня.


Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы.

Фронтальный опрос

С. 66 – 69

56


Обобщение по теме « Человек разумный – част природы»

1

Обобщение знаний

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены. Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах.


Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тест

С. 70



Как уберечь себя от беды? ( 5 часов)


57


Чистота – залог здоровья

1

Комбинированный

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной гигиены

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены. Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами.


Уметь оказывать первую помощь при простудных заболеваниях.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Практическая работа

С. 71 – 76

58


Берегись простуды!

1

Комбинированный

Охрана и укрепление здоровья

Знать:

- знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора;

- правила поведения в природе;

- что такое опасная ситуация. Уметь:

- составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях.


Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Фронтальный, индивидуальный опрос

С. 77 – 79

59


Твоя безопасность на улице

1

Комбинированный

Дорога от дома до школы. ПДД. Опасности, при общении с незнакомцами

Знать:

- знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора;

- правила поведения в природе;

- что такое опасная ситуация. Уметь:

- составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях.


Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Работа в группах

С. 80 – 85

60


Твоя безопасность дома

1

Комбинированный

Правила б\ п поведения дома

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

- вызвать помощь;

- вести себя в нестандартных ситуациях.


Знать службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 86 – 90

61


Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

1

Викторина

Охрана и укрепление здоровья

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура).

Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тест

С. 91 – 92


В родном краю ( 7 часов)

62


Имя города, села, поселка

1

Комбинированный

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащие­ся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации.


Исследовать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

Беседа по вопросам. Фронтальный опрос

С. 93 – 97

63


История Московского Кремля

1

Комбинированный

Москва – столица России. История отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля


Знать родословную своей семьи. Рассказывать о старших членах своей семьи. Уметь работать с различными источниками информации.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.


Беседа по вопросам

С. 98 – 101

64


Экскурсия в город

1

Экскурсия

Предприятия, обслуживающие жителей города

Рассказывать о возникновении Москвы, называть достопримечательности Московского Кремля. Уметь:

- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

- самостоятельно работать с книгой.


Знать достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Отчет о посещении краеведческого музея

С. 103 – 106

65


Общий дедушка

1

Комбинированный

Школьник и его семья. Правила Взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Уметь:

- работать с оглавлением и справоч­никами учебника;

- анализировать полученную инфор­мацию;

- соблюдать правила во время экскур­сии в

город.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Дидактическая игра. Фронтальный опрос

С. 107 – 109

66


День Победы

1

Комбинированный

Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ

Знать:

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

- способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи.


Собирать информацию о своей родословной. Труд, отдых в семье.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Устный опрос

С. 110 – 113

67


День Конституции

1

Комбинированный

Государственные праздники

Знать:

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);


Изучать Конституцию – основной Закон России.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальный опрос

С. 114 – 117

68


Обобщение по теме «В родном краю»

1

Обобщение знаний

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации.


Выделять и формулировать познавательную цель.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Тест. Задание «Проверь себя»

С. 118 – 121




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!