СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий Мир 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по УМК "Перспективная начальная школа". Разработана в соответсвии треюованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий Мир 1 класс»

УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна

Категория: высшая

Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района

Класс: 1

Предметы: Окружающий мир

Программа курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» Пояснительная записка



Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .

Цель курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. А также формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных УУД ( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основные задачи

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта;

  • Формирование у школьника УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • Развитие умений работы с научно – популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, Росси, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:

  • Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • Выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

  • Системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

  • Специальным местоположением вопросов – заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей закономерностей и правил;

  • Иллюстративным материалом ( фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).





Общая характеристика учебного предмета



Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Содержание учебников, учитывая интересы и потребности современного ребенка, предлагает ему:

  • На выбор источники дополнительной информации ( хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «готовимся к школьной олимпиаде»);

  • Участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно – конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

  • Социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений ( как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • Задания на самопроверку и взаимопроверку ( работа в парах);

  • Задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

  • Завуалированные требования быть внимательными при чтении текста;

Место учебного предмета в учебном плане



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс окружающего мира представлен в области предмета «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю, При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 часов ( 34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 270 часов.

Определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная каротина мира ;

  • Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

  • Поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье достаток, уважение к родителям;

  • Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору;

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1 – го года обучения:

  • Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  • Различать предметы и выделять их признаки;

  • Проводить групповые исследования ( опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

  • Объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

  • Сравнивать и различать деревья , кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

  • Называть условия, необходимые для жизни растений и животных – дыхание, питание, рост, размножение;

  • Проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениям, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

  • Называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

  • Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

  • Приводить примеры животных своего края; насекомых, рыб, птиц, зверей ( 8 – 10 шт.);

  • Приводить примеры диких и домашних животных ( 8 – 10 шт.);

  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»;

  • Различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

  • Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

  • Оказывать помощь птицам в зимнее время года;

  • Проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

  • Различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • Оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

  • Знать название своего города (села, поселка) и своей улицы;

  • Называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

  • Узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

  • Выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна;

  • Выполнять правила поведения, которые допустимы в школе и в других присутственных местах;

  • Знать название своего края, своей школы, адрес школы;

  • Называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;

  • Узнавать российский Государственный флаг среди других флагов других стран;

  • Рассказывать о результатах экскурсии по городу, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края;

  • Называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

  • Использовать мобильный телефон для связи с родителями;

  • Выполнять правила перехода проезжей части улицы;

  • Называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

  • Называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул ( тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

  • Приводить примеры распространенных грибов своего края;

  • Рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Программа 1 – го класса ( 66 часов)



  1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2 – 3) предприятия, учреждения культуры, быта, из назначение, достопримечательности . Окружающий ребенка мир – природа живая и неживая. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств .

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры ( теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности ( мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

  1. Живая природа ( 10 ч)

Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение.

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения – часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

  1. Природа и ее сезонные изменения (38ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменения окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды ( снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии. Урок – экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок – экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

  1. Наша родина – Россия ( 10 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия – многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы ( Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсии по достопримечательностям родного края.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса



  1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  2. Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир .1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

  3. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: тетерадь для самостоятельной работы. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  4. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.

Развернутый календарно – тематический план:

п/п

Дата

Тема урока

Кол - во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля



Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире ( 8 часов )


1


Где живет семья Ивановых

1

Изучение нового

Населенный пункт проживания: адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы

Фронтальная беседа

2


Где живет семья Ивановых

1

Урок – игра

Текущий

3


Мы познаем мир

1

Изучение нового

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета ( цвет, форма, размер)

Практическая работа

4


Мы познаем мир

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

5


Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

1

Практикум

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа

Текущий. Индивидуальный опрос

6


Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

7


Что нас окружает

1

Изучение нового

Как человек познает природу. Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Текущий. Индивидуальный опрос

8


Что нас окружает

1

Комбинированный

Текущий. Заполнение дневников наблюдений



Живая природа ( 10 часов)


9


Животные – часть природы

1

Комбинированный

Животные : разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

10


Дикие и домашние животные

1

Урок – путешествие

Отличительные признаки диких и домашних животных

Текущий. Индивидуальный опрос

11


Дикие и домашние животные

1

Комбинированный

Текущий. Заполне

ние дневников

12


Насекомые – часть природы

1

Изучение нового

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

13


Насекомые – часть природы

1

Комбинированный

Проверочная работа

14


Растения – часть живой природы

1

Изучение нового

Растения : разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения

Текущий. Индивидуальный опрос

15


Растения – часть живой природы

1

Комбинированный

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

16


Что общего у трав, кустарников и деревьев

1

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков

Текущий. Индивидуальный опрос

17


Как растения расселяются на новые места

1

Изучение нового

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

18


Как растения расселяются на новые места

1

Комбинированный

Текущий. Индивидуальный опрос



Природа и ее сезонные изменения ( 38 часов)


19


Природа и ее сезонные изменения

1

Изучение нового

Явления природы. Времена года, их особенности

Тест ( 9 минут)

20


Жизнь растений осенью

1

Изучение нового

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии

Текущий.

21


Жизнь растений осенью

1

Урок – экскурсия

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

22


Труд людей осенью

1

Урок – практикум

Особенности времен года. Признаки овощей и фруктов. Техника безопасности при работе в саду


23


Как животные готовятся к зиме

1

Изучение нового

Признаки зимы. Подготовка животных к зиме

Текущий. Индивидуальный опрос

24


Как животные готовятся к зиме

1

Комбинированный

Перелетные и зимующие птицы

Текущий. Заполнение дневников

25


Пришла зима

1

Экскурсия (заочная)

Времена года. Изменения в природе с приходом зимы

Текущий. Индивидуальный опрос

26


Пришла зима

1

Комбинированный

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

27


Снежные загадки

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ. Разные состояния воды. Вода в природе

Наблюдение

28


Жизнь лесных зверей

1

Изучение нового

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных: зверей

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

29


Жизнь лесных зверей

1

Комбинированный

Текущий. Индивидуальный опрос

30


Как помочь птицам зимой

1

Изучение нового

Особенности времен года. Животные: разнообразие. Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

31


Как помочь птицам зимой

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы. Охрана природных богатств

Текущий. Индивидуальный опрос

32


Есть ли жизнь в воде подо льдом

1

Изучение нового

Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения у водоемов

Текущий. Индивидуальный опрос

33


Как зимуют травы, кустарники и деревья

1

Комбинированный

Особенности жизни травянистых растений в зимний период

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

34


Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Изучение нового

Культура поведения в природе

Текущий. Индивидуальный опрос

35


Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок – экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

36


Труд людей зимой

1

Комбинированный

Особенности времен года.

Текущий. Индиви

дуальный опрос

37


Пришла весна

1

Экскурсия

Явления природы. Весенние изменения в природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

38


Пришла весна

1

Комбинированный

Весенние изменения в неживой природе

Текущий. Индивидуальный опрос

39


Как растения весной цвести торопятся

1

Изучение нового

Жизнь растений весной

Наблюдение

40


Как растения весной цвести торопятся

1

Комбинированный

Охрана природных богатств

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

41


Как животные весну встречают

1

Изучение нового

Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы

Текущий. Индивидуальный опрос

42


Как животные весну встречают

1

Комбинированный

Охрана природных богатств

Наблюдение за птицами

43


Про больших и маленьких

1

Комбинированный

Ознакомление с термином «млекопитающие»

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

44


Лето пришло

1

Комбинированный

Особенности времен года. Природа в летнее время года

Текущий. Индивидуальный опрос

45


Лето пришло

1

Экскурсия

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

46


В лес по ягоды пойдем

1

Изучение нового

Ознакомление с разнообразием растений

Текущий. Индивидуальный опрос

47


В лес по ягоды пойдем

1

Комбинированный

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

48


С лукошком за грибами

1

Изучение нового

Многообразие живой и неживой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба

Текущий. Индивидуальный опрос

49


С лукошком за грибами

1

Урок – игра

Наблюдение


50


Зеленая аптека

1

Изучение нового

Растения : разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

51


Зеленая аптека

1

Урок – викторина

Охрана природных богатств. Разнообразие растительного мира

Текущий. Индивидуальный опрос

52


Природа и мы

1

Изучение нового

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Тест ( 5 минут)

53


Природа и мы

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

54


Природа и мы

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой

Текущий. Индивидуальный опрос

55


Красная книга

1

Изучение нового

Красная книга России, ее назначение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

56


Красная книга

1

Комбинированный

Текущий. Индивидуальный опрос



Наша Родина – Россия ( 10 часов)


57


Родной край

1

Комбинированный

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

58


Наша родина – Россия

1

Комбинированный

Россия – наша Родина

Текущий. Индивидуальный опрос

59


Государственная символика

1

Изучение нового

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

60


Государственная символика

1

Комбинированный

Текущий. Индивидуальный опрос

61


Москва – столица нашего государства

1

Изучение нового

Россия – наша Родина. Москва – столица Россия

Текущий. Заполнение дневн

62


Москва – столица нашего государства

1

Урок – путешествие

Россия – наша Родина. Москва – столица Россия

Текущий. Индивидуальный опрос

63


Москва – столица нашего государства

1

Комбинированный

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

64


Экскурсия в город

1

Экскурсия

Родной край – малая родина. Родной город, поселок: название, основные достопримечательности

Текущий. Индивидуальный опрос

65


Экскурсия в город

1

Экскурсия

Правила поведения в городе и на природе

Наблюдение

66


Обобщение «Мы и окружающий мир»

1

Урок – отчет

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе

Тематический









Ресурсы, использованные в работе:

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир .1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: тетерадь для самостоятельной работы. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига

  • Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор - составитель Лободина Н В Вологоград