УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Категория: высшая
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
Класс: 1
Предметы: Окружающий мир
Программа курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» Пояснительная записка
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .
Цель курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. А также формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных УУД ( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основные задачи
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта;
Формирование у школьника УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
Развитие умений работы с научно – популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, Росси, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:
Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
Выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
Системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
Специальным местоположением вопросов – заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей закономерностей и правил;
Иллюстративным материалом ( фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
Общая характеристика учебного предмета
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Содержание учебников, учитывая интересы и потребности современного ребенка, предлагает ему:
На выбор источники дополнительной информации ( хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «готовимся к школьной олимпиаде»);
Участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно – конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
Социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений ( как учеником, так и учителем), прежде всего:
Задания на самопроверку и взаимопроверку ( работа в парах);
Задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
Завуалированные требования быть внимательными при чтении текста;
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс окружающего мира представлен в области предмета «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю, При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 часов ( 34 учебных недели).
Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная каротина мира ;
Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
Поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье достаток, уважение к родителям;
Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору;
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1 – го года обучения:
Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
Различать предметы и выделять их признаки;
Проводить групповые исследования ( опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
Объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
Сравнивать и различать деревья , кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
Называть условия, необходимые для жизни растений и животных – дыхание, питание, рост, размножение;
Проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениям, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
Называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
Приводить примеры животных своего края; насекомых, рыб, птиц, зверей ( 8 – 10 шт.);
Приводить примеры диких и домашних животных ( 8 – 10 шт.);
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»;
Различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
Оказывать помощь птицам в зимнее время года;
Проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
Различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
Оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
Знать название своего города (села, поселка) и своей улицы;
Называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
Узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
Выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна;
Выполнять правила поведения, которые допустимы в школе и в других присутственных местах;
Знать название своего края, своей школы, адрес школы;
Называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
Узнавать российский Государственный флаг среди других флагов других стран;
Рассказывать о результатах экскурсии по городу, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края;
Называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
Использовать мобильный телефон для связи с родителями;
Выполнять правила перехода проезжей части улицы;
Называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
Называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул ( тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
Приводить примеры распространенных грибов своего края;
Рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Программа 1 – го класса ( 66 часов)
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2 – 3) предприятия, учреждения культуры, быта, из назначение, достопримечательности . Окружающий ребенка мир – природа живая и неживая. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств .
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры ( теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности ( мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа ( 10 ч)
Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение.
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения – часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Природа и ее сезонные изменения (38ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменения окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды ( снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии. Урок – экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок – экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина – Россия ( 10 ч)
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия – многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы ( Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсии по достопримечательностям родного края.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир .1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: тетерадь для самостоятельной работы. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.
Развернутый календарно – тематический план:
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол - во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
| | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире ( 8 часов ) | |
1 | | Где живет семья Ивановых | 1 | Изучение нового | Населенный пункт проживания: адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Фронтальная беседа |
2 | | Где живет семья Ивановых | 1 | Урок – игра | Текущий |
3 | | Мы познаем мир | 1 | Изучение нового | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета ( цвет, форма, размер) | Практическая работа |
4 | | Мы познаем мир | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
5 | | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | 1 | Практикум | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа | Текущий. Индивидуальный опрос |
6 | | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
7 | | Что нас окружает | 1 | Изучение нового | Как человек познает природу. Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Текущий. Индивидуальный опрос |
8 | | Что нас окружает | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
| | Живая природа ( 10 часов) | |
9 | | Животные – часть природы | 1 | Комбинированный | Животные : разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
10 | | Дикие и домашние животные | 1 | Урок – путешествие | Отличительные признаки диких и домашних животных | Текущий. Индивидуальный опрос |
11 | | Дикие и домашние животные | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполне ние дневников |
12 | | Насекомые – часть природы | 1 | Изучение нового | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
13 | | Насекомые – часть природы | 1 | Комбинированный | Проверочная работа |
14 | | Растения – часть живой природы | 1 | Изучение нового | Растения : разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения | Текущий. Индивидуальный опрос |
15 | | Растения – часть живой природы | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
16 | | Что общего у трав, кустарников и деревьев | 1 | Комбинированный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Текущий. Индивидуальный опрос |
17 | | Как растения расселяются на новые места | 1 | Изучение нового | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
18 | | Как растения расселяются на новые места | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный опрос |
| | Природа и ее сезонные изменения ( 38 часов) | |
19 | | Природа и ее сезонные изменения | 1 | Изучение нового | Явления природы. Времена года, их особенности | Тест ( 9 минут) |
20 | | Жизнь растений осенью | 1 | Изучение нового | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии | Текущий. |
21 | | Жизнь растений осенью | 1 | Урок – экскурсия | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
22 | | Труд людей осенью | 1 | Урок – практикум | Особенности времен года. Признаки овощей и фруктов. Техника безопасности при работе в саду | |
23 | | Как животные готовятся к зиме | 1 | Изучение нового | Признаки зимы. Подготовка животных к зиме | Текущий. Индивидуальный опрос |
24 | | Как животные готовятся к зиме | 1 | Комбинированный | Перелетные и зимующие птицы | Текущий. Заполнение дневников |
25 | | Пришла зима | 1 | Экскурсия (заочная) | Времена года. Изменения в природе с приходом зимы | Текущий. Индивидуальный опрос |
26 | | Пришла зима | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
27 | | Снежные загадки | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ. Разные состояния воды. Вода в природе | Наблюдение |
28 | | Жизнь лесных зверей | 1 | Изучение нового | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных: зверей | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
29 | | Жизнь лесных зверей | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный опрос |
30 | | Как помочь птицам зимой | 1 | Изучение нового | Особенности времен года. Животные: разнообразие. Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
31 | | Как помочь птицам зимой | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы. Охрана природных богатств | Текущий. Индивидуальный опрос |
32 | | Есть ли жизнь в воде подо льдом | 1 | Изучение нового | Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения у водоемов | Текущий. Индивидуальный опрос |
33 | | Как зимуют травы, кустарники и деревья | 1 | Комбинированный | Особенности жизни травянистых растений в зимний период | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
34 | | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Изучение нового | Культура поведения в природе | Текущий. Индивидуальный опрос |
35 | | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок – экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
36 | | Труд людей зимой | 1 | Комбинированный | Особенности времен года. | Текущий. Индиви дуальный опрос |
37 | | Пришла весна | 1 | Экскурсия | Явления природы. Весенние изменения в природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
38 | | Пришла весна | 1 | Комбинированный | Весенние изменения в неживой природе | Текущий. Индивидуальный опрос |
39 | | Как растения весной цвести торопятся | 1 | Изучение нового | Жизнь растений весной | Наблюдение |
40 | | Как растения весной цвести торопятся | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
41 | | Как животные весну встречают | 1 | Изучение нового | Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы | Текущий. Индивидуальный опрос |
42 | | Как животные весну встречают | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств | Наблюдение за птицами |
43 | | Про больших и маленьких | 1 | Комбинированный | Ознакомление с термином «млекопитающие» | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
44 | | Лето пришло | 1 | Комбинированный | Особенности времен года. Природа в летнее время года | Текущий. Индивидуальный опрос |
45 | | Лето пришло | 1 | Экскурсия | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
46 | | В лес по ягоды пойдем | 1 | Изучение нового | Ознакомление с разнообразием растений | Текущий. Индивидуальный опрос |
47 | | В лес по ягоды пойдем | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
48 | | С лукошком за грибами | 1 | Изучение нового | Многообразие живой и неживой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба | Текущий. Индивидуальный опрос |
49 | | С лукошком за грибами | 1 | Урок – игра | Наблюдение |
50 | | Зеленая аптека | 1 | Изучение нового | Растения : разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
51 | | Зеленая аптека | 1 | Урок – викторина | Охрана природных богатств. Разнообразие растительного мира | Текущий. Индивидуальный опрос |
52 | | Природа и мы | 1 | Изучение нового | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Тест ( 5 минут) |
53 | | Природа и мы | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
54 | | Природа и мы | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой | Текущий. Индивидуальный опрос |
55 | | Красная книга | 1 | Изучение нового | Красная книга России, ее назначение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
56 | | Красная книга | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный опрос |
| | Наша Родина – Россия ( 10 часов) | |
57 | | Родной край | 1 | Комбинированный | Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
58 | | Наша родина – Россия | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина | Текущий. Индивидуальный опрос |
59 | | Государственная символика | 1 | Изучение нового | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
60 | | Государственная символика | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный опрос |
61 | | Москва – столица нашего государства | 1 | Изучение нового | Россия – наша Родина. Москва – столица Россия | Текущий. Заполнение дневн |
62 | | Москва – столица нашего государства | 1 | Урок – путешествие | Россия – наша Родина. Москва – столица Россия | Текущий. Индивидуальный опрос |
63 | | Москва – столица нашего государства | 1 | Комбинированный | Текущий. Заполнение дневников наблюдений |
64 | | Экскурсия в город | 1 | Экскурсия | Родной край – малая родина. Родной город, поселок: название, основные достопримечательности | Текущий. Индивидуальный опрос |
65 | | Экскурсия в город | 1 | Экскурсия | Правила поведения в городе и на природе | Наблюдение |
66 | | Обобщение «Мы и окружающий мир» | 1 | Урок – отчет | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе | Тематический |
Ресурсы, использованные в работе:
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир .1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: тетерадь для самостоятельной работы. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.
Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига
Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор - составитель Лободина Н В Вологоград