СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "шахматы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "шахматы в школе"»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

/Подлесных Т. Н./

Протокол № __1_ от

«___» __________2017 г.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от

«___» __________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

с. Кривополянье

/Щептев Ю. М./

Приказ № ___ от

«___» __________2017г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 села Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Шахматы в школе»

на 2017-2018 учебный год







Учитель: Подлесных Т.Н.



Результаты освоения курса

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания






























2. Содержание курса

№п/п

Содержание

Виды деятельности

Краткая история шахмат

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Поиск информации об истории шахмат, Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

Шахматная нотация

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2».


Ценность шахматных фигур

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Техника матования одинокого короля

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против

короля.

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала . Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.



Формы деятельности: комбинированное занятие( теория и практика), игра, турнир













Тематический план








Название раздела


Количество часов

1

Краткая история шахмат

2

Шахматная нотация

3

Ценность шахматных фигур

10ч

4

Техника матования одинокого короля

5

Достижение мата без жертвы материала


Итого

35ч






Календарно – тематическое планирование.



Тема




Дата

Примечания

По плану

фактически

Краткая история шахмат

Рождение шахмат.




Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.




Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”.




Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”.




От чатуранги к шатранджу.




Шахматная нотация

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”.




Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”.




Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”.




Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”.




Шахматы проникают в Европу.




Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”.




Ценность шахматных фигур

Ценность шахматных фигур.




Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”.




Чемпионы мира по шахматам.




Сравнительная сила фигур.




Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”.




Абсолютная и относительная сила фигур.




Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”.




Выдающиеся шахматисты нашего времени.




Достижение материального перевеса.




Нападение и защита.




Способы защиты.




П/и: “Защита”.




Шахматные правила FIDE.




Техника матования одинокого короля

Мат различными фигурами.




Ферзь и ладья против короля.




Две ладьи против короля.




Король и ферзь против короля.




Этика шахматной борьбы.




Король и ладья против короля.




Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).




Миттельшпиле (середина игры).




Эндшпиле (конец игры).




Защита от мата.




Практическое занятие-турнир














Дидактические игры и игровые задания.


“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).


“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.


“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.


“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.


“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.


“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.


“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.


“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).


“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.


“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.


“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.


“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.


“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.


“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.


“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.


“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).


“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.


“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.


“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.


“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.


“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.


“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.


“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.


“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.


“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.


“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.


Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.


“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.


Приложение 2.


Дидактические задания.


“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.


“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.


“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).


“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.


“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.


“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.


“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.


“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.


“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.


“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.


“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.


“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.


“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.


“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.


“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.


“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.


“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.


“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.


“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.


“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.


“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.


“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.


“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.


“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.


“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.


“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.


“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

  4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

  5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

  6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

  8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.

  12. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

  13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

  14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.

  15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .

  16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.

  17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.

  18. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!