СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по русскому языку для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"»

Введение

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

В первом классе учащиеся моего класса посещали кружок «Занимательное азбуковедение». Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах, радость от сознания, что ты такой сообразительный, - вот что я увидела в своих учениках. Это и способствовало разработке продолжения занимательного, интересного подхода к изучению правил русского языка, использованию при обучении грамматике игр и игровых ситуаций: всегда легче запомнить то, что интересно.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

Программа курса «Занимательная грамматика» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно побуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Поэтому особое внимание обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников норм речевого поведения. Для этого необходимо использование ролевых игр. Кроме того курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, но и развивает правильную речь.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, считалки, головоломки, грамматические сказки.

Программа рассчитана на 1 год для занятий с учащимися 2 класса.


Цель и задачи программы


Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка.

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений и навыков по грамматике русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • воспитание культуры общения с книгой;

  • развитие смекалки и сообразительности;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.





  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обуче

ния

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

(2 класс)

Фонетика. Графика.

Правописание

Словообразование

Итого:

2

20

12

34

1

6

4

11

1

14

8

23


III. Содержание курса внеурочной деятельности


Фонетика и графика (2 часа)

Введение.

Звуки и буквы русского языка.

Правописание (20часов)

Парные звонкие и глухие согласные.

Непроизносимые согласные.

Удвоенные согласные.

Мягкий знак.

Твердый знак.

Мягкий знак после шипящих.

Буквы о и ё после шипящих.

Сочетания чк, чн.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание цы-ци.

Слог.

Перенос слов.

Ударение.

Безударные гласные.

Словообразование (12часов)

Состав слова.

Однокоренные слова.

Приставки.

Правописание приставок.

Суффиксы.

Правописание суффиксов.

Окончание.


Формы работы и контроля

Содержание работы строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая работа, включение учащихся в разнообразную деятельность: учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры.

В начале учебного года и по его окончании проводится мониторинг сформированности универсальных учебных действий.










IV. Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Занимательная грамматика".


Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.


( базовая ценность-

нравственный выбор)




Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;

проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.



Методики «Что такое хорошо и что такое плохо», «Лесенка»







Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

анализировать информацию, представленную на рисунке

применять орфографические правила и правила при записи собственных и предложенных текстов;

находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

наблюдать образование слов в русском языке, значения приставок и суффиксов;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями, значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

группировать слова по заданным основаниям.


Методика «Найди отличия»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач.


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

контролировать свои действия, проверять написанное;

определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

работать по предложенному учителем плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Методика «Корректурная проба»


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Методика «Узор под диктовку» (Цукерман и др.)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи; принимать другое мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



Литература

1.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург «АРГО» 1996

2. Граник Г.Г. «Секреты орфографии» М.: Просвещение, 1991

3. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание 1995

4. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.: «АСТ», 1996

5. Журналы «Начальная школа»






















Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Дата проведения

1

Меня зовут фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные.


2

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения.


3-4

«Ошибкоопасные» места.

Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады.


5-6

Тайны фонемы.

Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки».


7

Ваши старые знакомые.

Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


8

И вновь знакомые сочетания.

Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


9-10

Опасные согласные.

Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения.


11

Удвоенные согласные.

Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады.


12-14

На сцене гласные.

Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


15

Где же хранятся слова?

Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре.


16

Буква-помощница.

Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место».


17

Буква-подсказчица.

Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания.


18

«Фонемы повелевают буквами».

Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК)


19

Слог.

Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом».


20

Перенос слов.

Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения.


21-22

Волшебное средство – «самоинструкция».

Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции.


23

Слова-«родственники».

Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?».


24-25

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения.


26

«Пересаженные» корни.

Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения.


27-28

Поговорим обо всех приставках сразу.

Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения.


29

Суффиксы.

Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания.


30

Братья-суффиксы – ЕК и – ИК.

Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов.


31

Зачем словам окончания.

Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады.


32

«Не лезьте за словом в карман!»

Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».


33

Эти удивительные морфемы.

Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады.


34

Итоговое занятие.

Игра-викторина.