РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»
Класс: 7
Количество часов: 35
Педагог: Старостина И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает внеурочная работа с детьми «В мире прекрасного». Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
Программа создана для занятий с обучающимися 7 классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
Цель программы: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
Задачи программы:
развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
Уважать личность ребенка, его позицию;
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
Отмечать достоинства каждого ребенка;
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и стенгазеты, готовят номера к праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и т.п.).
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, походы в выставочный зал, музей, библиотеку, театр, кинотеатр. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и донского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа рассчитана на один год обучения по 1 часу в неделю (35 занятий в течение учебного года).
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• классифицировать виды искусства;
• изготавливать праздничные открытки.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• использовать полученную во время экскурсий информацию на учебных занятиях;
• узнать историю календарных праздников, творческий путь великих деятелей искусства;
• научиться составлять сценарий праздничного мероприятия;
• получить навыки артистической деятельности.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на школьных и городских мероприятиях, а также подготовка и защита проекта, посвященного определенному виду искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения занятия | Раздел, тема | |
Количество часов |
Пластические виды искусства | 7 |
1 | Сент. | Изобразительное искусство | 1 |
2 | Сент. | Виртуальная экскурсия в выставочный зал музея изобр.иск-в А.С.Пушкина. | 1 |
3 | Сент. | Декоративно- прикладное искусство. Экскурсия в школу ремесел. | 1 |
4 | Сент. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
5 | Окт | Архитектура | 1 |
6 | Окт | Фотография. Экскурсия в Коломенский музей фотографии | 1 |
7 | Окт | Экскурсия в Мемориальный парк | 1 |
Динамические виды искусств | 3 |
8 | Окт | Музыка Подмосковья | 1 |
9 | Нояб. | Литература Коломенского края. «Коломенский альманах» | 1 |
10 | Нояб. | Виртуальная экскурсия в библиотеку им. И.Лажечникова | 1 |
Временные виды искусства | 7 |
11 | Ноябр. | Хореография | 1 |
12 | Ноябрь | Киноискусство | 1 |
13 | Декабрь | Экскурсия в кинотеатр | 1 |
14 | Декабрь | Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах | 1 |
15 | декабрь | Новый год. История праздника | 1 |
16 | декабрь | Подготовка праздничного мероприятия |
17 | Январь | Театральное искусство | 1 |
18 | Январь | Экскурсия в Коломенский театр | 1 |
Великие деятели искусства | 8 |
19 | Январь | Художники Коломны | 1 |
20 | Февраль | Композиторы Подмосковья | 1 |
21 | Февраль | Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты. | 1 |
22 | Февраль | День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики» | 1 |
23 | Февраль | Поэты и писатели Подмосковья | 1 |
24 | март | Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток. | 1 |
25 | Март | Международный Женский день. История праздника. Конкурс «А ну-ка, девочки» | 1 |
26 | Март | Актеры и артисты. Сценическое искусство. | 1 |
Народное творчество | 3 |
27 | Март | Частушки, пословицы, поговорки | 1 |
28 | Апрель | Народные праздники | 1 |
29 | Апрель | Экскурсия в Коломенский музей | 1 |
Творческий отчет | 7 |
30 | Апрель | Конкурс творческого мастерства «Минута славы» | 2 |
31 | Апрель | Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток. | 1 |
32-33 | Май | Экскурсия в музей боевой славы | 2 |
34-35 | Май | Защита творческих проектов | 2 |
Итог | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пластические виды искусств |
Изобразительное искусство |
Экскурсия в выставочный зал |
Декоративно-прикладное искусство |
Экскурсия в краеведческий музей |
Архитектура |
Фотография |
Экскурсия в парк культуры и отдыха |
Динамические виды искусств |
Музыка |
Литература |
Экскурсия в библиотеку |
Временные виды искусств |
Хореография |
Киноискусство |
Экскурсия в кинотеатр |
Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах |
Новый год. История праздника |
Подготовка праздничного мероприятия |
Театральное искусство |
Экскурсия в театр |
Великие деятели искусства |
Художники |
Композиторы |
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты. |
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики» |
Поэты и писатели |
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток. |
Актеры и артисты |
Народное творчество |
Частушки, пословицы, поговорки |
Народные праздники |
|
Творческий отчет |
Конкурс творческого мастерства «Минута славы» |
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление стенгазеты. |
Экскурсия в музей боевой славы |
Защита творческих проектов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т.Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.
Е.Коротеева. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2007.
Е.В.Ефремова. Я вхожу в мир искусства. - М.: Просвещение, 2008.
Ю.М.Ашикова. Виды искусства и их классификация.
А. Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000.
Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. – М., 2000.
Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Книга для учителя в 3-х частях / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
Н.М.Сокольникова, В.Н.Крейн. История стилей в искусстве: учеб. пособие / – М.: Гардарики, 2006 – 395 с.
Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М.: Советская Россия, 1991.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
17