МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ
имени А.Цыденжапова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурное направление
«В мире прекрасного»
1-4 класс
НорбоеваТ.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире прекрасного» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
«Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218
Программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В., Куприянова Б.В. «Любительский театр». (Москва «Просвещение» 2011 год.)
Реализуемое направление внеурочной деятельности: Программа общекультурного направления по внеурочной деятельности «В мире прекрасного» дл я1-4 класса.
Основной целью курса «В мире прекрасного» является формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников театральной постановки.
Задачи:
Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, внимания, памяти, речи, чувства ритма, координации движения, воображения, фантазии, самостоятельного мышления, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.
Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Формы проведения занятий:
театральные игры и упражнения,
беседа,
иллюстрирование,
изучение основ сценического мастерства,
мастерская образа,
мастерская костюма, декораций,
инсценирование прочитанного произведения,
постановка спектакля,
посещение спектакля,
работа в малых группах,
актёрский тренинг,
экскурсия,
выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Место курса «В мире прекрасного» в учебном плане
Количество часов составляет 135 ч за четыре учебных года; в 1 классе 33 ч, во 2-4 классах по 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.
Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной деятельности) Программа внеурочной деятельности " В мире прекрасного " разработана в тесной интеграции с основными учебными дисциплинами (окружающий мир, обучение грамоте, технология, изо, литературное чтение).
В ходе реализации программы " В мире прекрасного " учащиеся обогащают словарный запас, учатся мастерству актера, примеряют разные социальные роли на себя, а также творчески мыслят и воображают.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
Личностные результаты:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» 1 класс
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические |
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. | 1 | 1 | | Беседа. | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). |
2-3 | Знакомство с театром. Учебные театральные игры | 2 | 1 | 1 | Театральные игры и упражнения. | Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра теней. Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. |
4-6 | Устройство ширмы и декорации. Знакомство с понятием «декорация» Ознакомление с элементами оформления театра теней. Первичные навыки работы с ширмой. | 3 | 1 | 2 | Мастерская костюма, декораций. Экскурсия. | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). |
7-10 | Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи. | 4 | 1 | 3 | Артикуляция и выразительное чтение различных текстов. Речевая гимнастика. Скороговорки. | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи |
11-15 | Фольклор. Знакомство с играми народов России. Знакомство с обрядами народов России Знакомство с народными праздниками (Рождество Христово). Знакомство с народными праздниками ( Масленица). Знакомство с народными праздниками (Троица). | 5 | 1 | 4 | Игры народов России. Обряды народов России Народные праздники (Рождество Христово, Масленица, Троица). | Знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица. Просмотр видео, прослушивание аудиосказок. Знакомство с народными жанрами: песнями, сказками, играми, обрядами. |
16-18 | Работа над постановочным материалом. Выбор сказки (Как атаман грамоте учился) Изготовление персонажей. | 3 | 1 | 2 | Изготовление персонажей. | Выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. |
19-22 | Репетиция спектакля. Распределение ролей. Первичное чтение по ролям Разыгрывание спектакля | 4 | | 4 | Инсценирование прочитанного произведения. Разыгрывание спектакля. |
23 | Премьера спектакля. Премьера спектакля | 1 | | 1 | Премьера спектакля. Выступление. | Премьера спектакля. Выступление |
24-26 | Работа над постановочным материалом. Выбор сказки (Как атаман грамоте учился) Изготовление персонажей | 3 | 1 | 2 | Работа в малых группах. Мастерская костюма. | Изготовление персонажей. |
27-31 | Репетиция спектакля. Распределение ролей. Первичное чтение по ролям. Разыгрывание спектакля. | 5 | 1 | 4 | Мастерская образа. Мастерская костюма. Актерский тренинг. | Чтение, обсуждение. Распределение ролей в спектакле. Работа над образами. |
32-33 | Премьера спектакля. Премьера спектакля Итоговый отчёт. | 2 | | 2 | Премьера спектакля | Подготовка помещения для презентации спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля. |
| Итого | 33 | | | | |
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» 2 класс
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические |
1-4 | Роль театра в культуре. Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп, ритм, рифма) Знакомство ребёнка с терминами (сцена, жестикуляция, мимика). | 4 | 4 | | Беседа. Работа в малых группах. | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). |
5-12 | Театрально – исполнительская деятельность. Знакомство с терминами- мимика, пантомима, этюд, ритм. Выражение благодарности, сочувствия. Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью, выражение чувств через мимику, жесты. Упражнения, направленные на взаимодействие в группах. Игра «Маски» Обсуждение различных ситуаций. Разыгрывание мини-сценок. Импровизация русской народной сказки «Теремок» | 8 | 2 | 6 | Мимика, пантомима, этюд, ритм. Игра. Мини-сценки. Мастерская образа. | Упражнения, направленные на взаимодействия в группах. Игра «Маски» Обсуждение различных ситуаций. Разыгрывание мини-сценок. Импровизация русской народной сказки «Теремок» |
13-27 | Занятия сценическим искусством. Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация Упражнения одиночные-на выполнение простого задания. Этюды. Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима. Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Мини-сценки (повадки животных) Знакомство с понятием - сценическое общение. Работа в парах (сказка на два героя) Исполнение этюдов по картинкам. Введение нового понятия «обращение к предмету». Выполнение этюдов по картинкам. Игры по выбору детей. | 15 | 1 | 14 | Актерский тренинг. Упражнения на выполнение простого задания. Этюды. Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима. Мини-сценки (повадки животных) Работа в парах (сказка на два героя) | Исполнение этюдов по картинкам. Введение нового понятия «обращение к предмету». Выполнение этюдов по картинкам. Игры по выбору детей. Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). |
28-34 | Работа над серией мини- спектаклей. Подборка спектаклей, выбор ролей. Распределение ролей, учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу. Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой. Просмотр спектаклей, поставленных учащимися З класса «Новогодний хоровод», учащимися 4 класса «Ганс - Чурбан» | 7 | 2 | 5 | Театральные игры и упражнения. Инсценирование прочитанного произведения. Актерский тренинг. | Подготовка помещения для презентации спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля |
| Итого | 34 | | | | |
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» 3 класс
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические |
1 | Роль театра в культуре. Знакомство с древнегреческим современным, кукольным, музыкальным театрами | 1 | 1 | | Беседа. | Просмотр презентаций, мультфильмов мифы Древней Греции |
2-11 | Занятия сценическим искусством. Приёмы релаксации. Пантомима. Этюды Приёмы концентрации внимания. Этюды. Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2героя) Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. Знакомство со сказкой «Новогодний хоровод» | 10 | 1 | 9 | Пантомима. Этюды.Изучение основ сценического мастерства. | Инсценирование сказок (2героя) Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. Повторение и закрепление изученного. Знакомство со сказкой «Новогодний хоровод» |
12-23 | Театрально – исполнительская деятельность. Работа над образами. Я - предмет. Работа над образами. Я- стихия. Работа над образами. Я - животное. Работа над образами. Я - фантастическое животное. Работа над подбором спектакля. Чтение обсуждение. Распределение ролей в спектакле «Новогодний хоровод» | 12 | 2 | 10 | Мастерская образа. Работа в малых группах. | Работа над подбором спектакля. Чтение, обсуждение. Распределение ролей в спектакле «Новогодний хоровод» Работа над образами |
24-34 | Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов. Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор декораций. Умение распределяться на сцене. Репетиция. Репетиция. Подбор костюмов и декораций. Показ представления учащимся нач. классов и подготовительному классу. Подведение итога. | 11 | 1 | 10 | Актерский тренинг. Мастерская костюма, декораций. Выступление. | Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор декораций. Умение распределяться на сцене. Репетиция. Показ представления учащимся нач. классов и подготовительному классу. Подведение итога |
| Итого | 34 | | | | |
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» 4 класс
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические |
1-8 | Роль театра в культуре. Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт. Знакомство с театральными жанрами. Басни Крылова по выбору детей | 8 | 2 | 6 | Беседа. Иллюстрирование. | Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. Этюд. Инсценировка басни |
9-18 | Театрально – исполнительская деятельность. Пантомима-средство выражения создания образа через действия героя. Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог, монолог Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог Упражнение для развития темпа речи. Диалог. Монолог. Обобщение пройденного. Диалог, монолог. | 10 | 2 | 8 | Пантомима. Мастерская образа. Диалог, монолог. | Пантомима-средство выражения создания Образа через действия героя. Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог, монолог Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог Упражнение для развития темпа речи. |
19-30 | Основы пантомимы. Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки. Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. Поза актёра в пантомиме, как основное средство. Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. Маска в пантомимном действии. Выразительные средства в пантомимном действии: поза актёра, жесты, маска. Пантомима, этюд, инсценировка - виды сценической деятельности. | 12 | 2 | 10 | Куклы марионетки. Пантомима, этюд, инсценировка. | Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. Поза актёра в пантомиме, как основное средство. Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. |
31-34 | Работа и показ театрализованного представления. Репетиция и показ спектакля «Ганс-Чурбан» пq мотивам сказок Г.Х. Андерсена. | 4 | 1 | 3 | Постановка спектакля. Выступление. | Подготовка помещения для презентации спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей. Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. |
| Итого | 34 | | | | |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол - во часов | Дата |
по плану | по факту |
Вводное занятие-1ч |
1 | Особенности театральной терминологии. | 1 | | |
Знакомство с театром -2ч |
2 | Учебные театральные игры | 1 | | |
3 | Учебные театральные игры | 1 | | |
Устройство ширмы и декорации-3 ч |
4 | Знакомство с понятием «декорация» | 1 | | |
5 | Ознакомление с элементами оформления театра теней. | 1 | | |
6 | Первичные навыки работы с ширмой. | 1 | | |
Речевая гимнастика- 4 ч |
7 | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля. | 1 | | |
8 | Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. | 1 | | |
9 | Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. | 1 | | |
10 | Отработка сценической речи. | 1 | | |
Фольклор – 5 ч |
11 | Знакомство с играми народов России. | 1 | | |
12 | Знакомство с обрядами народов России | 1 | | |
13 | Знакомство с народными праздниками (Рождество Христово). | 1 | | |
14 | Знакомство с народными праздниками ( Масленица). | 1 | | |
15 | Знакомство с народными праздниками (Троица). | 1 | | |
Работа над постановочным материалом- 3 ч |
16 | Выбор сказки (Как атаман грамоте учился) | 1 | | |
17 | Изготовление персонажей. | 1 | | |
18 | Изготовление персонажей. | 1 | | |
Репетиция спектакля -4 ч |
19 | Распределение ролей. Первичное чтение по ролям | 1 | | |
20 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
21 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
22 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
Премьера спектакля -1ч |
23 | Премьера спектакля | 1 | | |
Работа над постановочным материалом- 3 ч |
24 | Выбор сказки (Как атаман грамоте учился) | 1 | | |
25 | Изготовление персонажей. | 1 | | |
26 | Изготовление персонажей. | 1 | | |
Репетиция спектакля -5 ч |
27 | Распределение ролей. Первичное чтение по ролям | 1 | | |
28 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
29 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
30 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
31 | Разыгрывание спектакля. | 1 | | |
Премьера спектакля -1ч |
32 | Премьера спектакля | 1 | | |
33 | Итоговый отчёт | 1 | | |
| Итого | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол - во часов | Дата |
по плану | по факту |
Роль театра в культуре- 4 ч |
1-2 | Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп, ритм, рифма) | 2 | | |
3-4 | Знакомство ребёнка с терминами (сцена, жестикуляция, мимика) | 2 | | |
| |
Театрально- исполнительскаядеятельность-8ч |
5-6 | Знакомство с терминами- мимика, пантомима, этюд, ритм. Выражение благодарности, сочувствия. | 2 | | |
7-8 | Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью, выражение чувств через мимику, жесты. | 2 | | |
9-10 | Упражнения, направленные на взаимодействие в группах. Игра «Маски» | 2 | | |
11 | Обсуждение различных ситуаций. Разыгрывание мини-сценок. | 1 | | |
12 | Импровизация русской народной сказки «Теремок» | 1 | | |
Занятия сценическим искусством-15 ч |
13-14 | Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация | 2 | | |
15-16 | Упражнения одиночные-на выполнение простого задания. Этюды. | 2 | | |
17-18 | Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима. | 2 | | |
19-20 | Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Мини-сценки (повадки животных) | 2 | | |
21 | Знакомство с понятием - сценическое общение. | 1 | | |
22 | Работа в парах (сказка на два героя) | 1 | | |
23-24 | Исполнение этюдов по картинкам. | 2 | | |
25-26 | Введение нового понятия «обращение к предмету». Выполнение этюдов по картинкам. | 2 | | |
27 | Игры по выбору детей. | 1 | | |
Работа над серией мини-спектаклей- 7 ч |
28-29 | Подборка спектаклей, выбор ролей. | 2 | | |
30-31 | Распределение ролей, учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу. | 2 | | |
32 | Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой. | 1 | | |
33-34 | Просмотр спектаклей, поставленных учащимися З класса «Новогодний хоровод», учащимися 4 класса «Ганс - Чурбан» | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол - во часов | Дата |
по плану | по факту |
Роль театра в культуре-1 ч |
1 | Знакомство с древнегреческим современным, кукольным ,музыкальным театрами. | 1 | | |
3анятия сценическим искусством- 10 ч |
2-3 | Приёмы релаксации. Пантомима. Этюды | 2 | | |
4-5 | Приёмы концентрации внимания. Этюды. | 2 | | |
6-7 | Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2героя) | 2 | | |
8-9 | Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. | 2 | | |
10 - 11 | Знакомство со сказкой «Новогодний хоровод» | 2 | | |
Театрально – исполнительская деятельность-12ч |
12-13 | Работа над образами. Я - предмет. | 2 | | |
14-15 | Работа над образами. Я- стихия. | 2 | | |
16-17 | Работа над образами. Я - животное. | 2 | | |
18-19 | Работа над образами. Я - фантастическое животное. | 2 | | |
20-21 | Работа над подбором спектакля. Чтение обсуждение. | 2 | | |
22-23 | Распределение ролей в спектакле «Новогодний хоровод» | 2 | | |
Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов- 11 ч |
24-25 | Разучивание ролей изготовление костюмов. | 2 | | |
26-27 | Подбор декораций. | 2 | | |
28-29 | Умение распределятся на сцене. Репетиция. | 2 | | |
30-31 | Репетиция. Подбор костюмов и декораций. | 2 | | |
32-34 | Показ представления учащимся нач. классов и подготовительному классу. Подведение итога. | 3 | | |
| Итого – 34 ч | | | |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного» 4 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол часов | Дата |
по плану | по факту |
Роль театра в культуре-8 ч |
1-2 | Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт. | 2 | | |
3-4 | Знакомство с театральными жанрами. | 2 | | |
5-6 | Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. | 2 | | |
7-8 | Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей. | 2 | | |
Театрально- исполнительская деятельность- 10 ч |
9-10 | Пантомима-средство выражения создания | | | |
11 | Образа через действия героя. | 3 | | |
12-13 | Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог, монолог | 2 | | |
14-15 | Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог | 2 | | |
16-17 | Упражнение для развития темпа речи. Диалог. Монолог. | 2 | | |
18 | Обобщение пройденного. Диалог, монолог. | 1 | | |
Основы пантомимы – 12 ч |
19-20 | Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки. | 2 | | |
21 | Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. | 1 | | |
22-23 | Поза актёра в пантомиме, как основное средство. | 2 | | |
24-25 | Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. | 2 | | |
26 - 27 | Маска в пантомимном действии. | 2 | | |
28-29 | Выразительные средства в пантомимном действии: поза актёра, жесты, маска. | 2 | | |
30 | Пантомима, этюд, инсценировка - виды сценической деятельности. | 1 | | |
Работа и показ театрализованного представления- 4 ч |
31-34 | Репетиция и показ спектакля «Ганс-Чурбан» по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. | 4 | | |
| Итого | 34 | | |
Планирование выездов и посещений театров
№ | Мероприятие | Целевая аудитория | Сроки |
1 | Театр кукол «Электроша в гостях» | 1-4 кл | 11.09 |
2 | «Посвящение в Первоклассники» «Вовка в Тридевятом царстве» | 1 кл | 16.10 |
13 | Театр «Антрэ» Кукольный познавательно-развлекательный спектакль «Радуга чудес» | 1-4 кл | 17.10 |
4 | Студия арт – песок урок рисования на воде «Эбру» | 1-4 кл | 14.11 |
5 | Планетарий | 1-4 кл | 28.11 |
6 | Выезд в Русский драматический театр | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
7 | Выезд в Бурятский театр драмы | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
8 | Выезд в кукольный театр «Ульгэр» | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
9 | Выезд в театр оперы и балета | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
10 | Выезд в Бурятский национальный цирк | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
11 | Выезд в ГДДЮТ | 1-4 кл | 23.12-28.12 |
12 | Экскурсия в театр | 1-4 кл | январь |
13 | Выезд в театр «Феникс» | 1-4 кл | февраль |
14 | Конкурс чтецов «Живая классика» | 1-4 кл | март |
15 | Планетарий | 1-4 кл | апрель |
16 | Выезд в театр | 1-4 кл | май |
Список литературы
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград, 1990.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ в двух частях. Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова. Ульяновск УИПКПРО, 2011.
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр», М – Русское слово, 2018, -135с.
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008 г.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2019 г.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 2015 г.