СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочной Деятельности "Юный Натуралист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец программы курса Внеурочной Деятельности "Юный натуралист". Предназначена для учащихся с 1-го по 4 -ый класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочной Деятельности "Юный Натуралист"»


  1. Пояснительная записка.

Представленная программа позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности. Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Актуальность выбранного направления в том, что вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Основная ведущая идея программы – содействие формированию у воспитанников ценностных отношений к природе через приобщение их к экологической потребности защиты окружающей среды, расширение природоведческого кругозора, личностно – ориентированную направленность каждого ребёнка к предмету. В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя экологической культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с окружающей средой. Представленная программа «Юный натуралист» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.

должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.

Основная ведущая идея программы – содействие формированию у воспитанников ценностных отношений к природе через приобщение их к экологической потребности защиты окружающей среды, расширение природоведческого кругозора, личностно – ориентированную направленность каждого ребенка к предмету.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Одна из более распространенных форм занятий – экскурсии в природу, где учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных.

В процессе занятий уделяется внимание выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений и опытов; предусматривается активное и пассивное участие в охране птиц, зелёных насаждений, помощь животным, попавшим в беду. Работы, связанные с уходом за животными и растениями проводятся систематически, независимо от тематической темы.

Занятия помогают лучшему изучению родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.

Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.

Программа рассчитана на получение дополнительных теоретических знаний, практических навыков с учётом основных, полученных в школе, развитие творческого потенциала детей. В учебно-воспитательном процессе всё шире используется проектная деятельность, которая является способом активизации познавательной деятельности детей. Исследование обладает широким спектром воспитательных возможностей. Составление проектов формирует умение добывать знания, перерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану. Проектная деятельность развивает внимание, наблюдательность, память, развивает интерес к своему краю, месту в котором живёт ребёнок.

Объединение «Юный натуралист» поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.

С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею, быть созидающей, а не губительной частью мира.

Курс «Юный натуралист» включает в себя два блока – теоретические сведения по основным разделам программы, практическая работа. Упражнения распределены по принципу «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

Цель программы – формирование у воспитанников гуманного и ответственного отношения к природе, нового экологического мышления.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

1 год обучения:

Образовательные:

- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;

- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;

- формировать систему норм и правил отношения к природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;

- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;

- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.

2 год обучения:

Образовательные:

- формировать и углублять у обучающихся знания о природных сообществах, о классификации овощных культур, о разнообразии цветущих растений;

- формировать систему умений и навыков по изучению и охране природы;

- познакомить с правилами поведения в природе;

- формировать потребность общения с природой.

Развивающие:

- расширять кругозор обучающихся в области изучения природы;

- развивать творческое мышление, познавательную, исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

3 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными плодовыми и ягодными породами, с основными правилами содержания животных в уголке живой природы;

- формировать знания о животных и растениях нашей местности занесенных в Красную книгу;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в уголке живой природы;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

4 год обучения:

Образовательные:

- совершенствование навыков по подготовке почвы к посеву и посадке;

- самостоятельно готовить делянки, умение посадить растение;

- самостоятельно пересаживать комнатные растения и вести за ними уход;

- расширение кругозора в области экологии, краеведения, биологии;

- знакомство с объектами города, загрязняющими окружающую среду.

Развивающие:

- развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека.

- развитие умения коллективной творческой деятельности;

- развитие потребности активно участвовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятиях.

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.

- формирование нравственного самоопределения в построении отношений с окружающим миром;

- воспитание лидерских качеств;

- воспитание адекватной самооценки.

Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста:

1 г.о.- 7 лет

2 г.о.- 8 лет

3 г.о.- 9 лет.

4 г.о.-10лет

Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.

Формы и режим занятий:

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в школе. Количество детей в учебных группах составляет 10 – 15 человек.

Количество часов по годам обучения: 1-й год-72ч, 2-й год-72ч, 3-й год-72 ч, 4-год-72ч.

Принципы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Самоопределение детей в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

Доступность программы.

Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Предполагаемые результаты:

1 год обучения.

К концу первого года обучения дети должны

знать:

- многообразие животного и растительного мира

- основные среды обитания животных и растений

-зимующих птиц и перелетных птиц своей местности

- природные условия своего местожительства (сезонные изменения в природе, погодные условия, реки, леса, названия наиболее распространённых животных, растений);

- последствия неразумного отношения к природе;

- способы ухода за растениями;

- правила техники безопасности при работе на участке;

уметь:

- выполнять правила техники безопасности во время экскурсий и наблюдений

- знать правила поведения в природе.

- предвидеть последствия неправильного поведения в природе;

- правильно использовать способы ухода за растениями;

- выполнять правила поведения на экскурсиях.

2 год обучения

К концу второго года обучения дети должны

знать:

- классификацию овощных культур по хозяйственным признакам

- о подготовке животных и растений к зиме

-разнообразие цветущих растений в цветнике

- особенности поведения, среду обитания, цепи питания, наиболее наиболее распространённых животных Ярославской области;

- иметь понятие о природных сообществах

- правила ухода за растениями открытого грунта;

- правила поведения в лесу

уметь:

- ухаживать и правильно содержать комнатные растения

- выполнять правила поведения в природе

-выполнять правила техники безопасности.

- вести и записывать свои наблюдения в природе, в таблицы;

3 год обучения

К концу третьего года обучения дети должны

знать:

-семейства овощных растений;

- основные плодовые и ягодные породы;

-правила содержания животных в уголке живой природы;

- животных и растений нашей местности, занесенных в Красную книгу;

- значение тепла, света, воды, воздуха, почвы для комнатных растений;

- растения, которые выращиваем в теплице для озеленении города;

уметь:

- выполнять инструкции правил техники безопасности.

- различать по внешнему виду наиболее опасные – ядовитые грибы;

- выполнять правила поведения на экскурсии в лесу и городе.

- собирать семена цветочных растений и готовить их к хранению;

- правильно ухаживать за всходами;

4 год обучения

К концу четвёртого года обучения дети должны

знать:

- наиболее редкие и исчезающие виды растений и животных;

- особенности комнатных растений, способы размножения, правила ухода;

- наиболее распространённые болезни и вредителей комнатных растений;

- значение цветов в жизни человека, использование цветов в интерьере помещений;

- правила поведения в природе;

- сроки проведения весенних и осенних видов работ

Уметь:

- готовить почву к посеву и посадке;

- по внешнему виду различать не менее 15 -20 видов цветочных растений открытого грунта;

- вести уход за растениями (полив, рыхление почвы, обрезка, прополка, прореживание);

- различать семена наиболее распространенных цветочных культур

- различать по внешнему виду не менее 15 видов комнатных растений,

- правильно размножать комнатные растения, вести уход (полив, опрыскивание, рыхление, перевалку и пересадку растений);

- соблюдать правила техники безопасности при работе на участке;

- соблюдать правила поведения в природе.


Планируемые результаты

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).


осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.


способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


поиск и выделение необходимой информации.

стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности


принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.


строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.


слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).


адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познавательные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.


  1. Тематическое планирование.

1-ый год обучения.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Осень в нашем крае.

16

8

8

2

Неживая природа.


8

4

4

3

Зима в природе.


16

8

8

4

5

Экология.


12

6

6

5

Весна в нашем крае.


12

6

6

6

Красная книга Ярославской области.


8

4

4


Итого

72

36

36

2-ой год обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Овощные культуры

3

2

1

2

Сезонные явления в природе осенью

6

4

2

3

Цветники осенью

4

2

2

4

Комнатные растения

5

2

3

5

Законы лесной жизни

4

2

2

6

Удивительный мир животных

12

7

5

7

Природа зимой

4

2

2

8

Птицы

7

4

3

9

В мире насекомых

2

2

-

10

Природа весной

8

4

4

11

Царство растений

9

5

4

12

Перелетные птицы

8

3

5

13

Итого

72

39

33

3- ий год обучения

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Книга растений

14

8

6

2

Плодово-ягодные растения

8

4

4

3

Мир крылатых зверьков

2

2

-

4

Пресмыкающиеся

4

2

2

5

Занимательная ихтиология

16

10

6

6

Занимательная биология

6

5

1

7

Книга природы

6

4

2

8

В мире зверей

16

8

8

9

Итого

72

43

29

4-ый год обучения

№ п/п



Наименование тем






































Всего часов



Теория

Практика

1

Цветы открытого грунта


6

4

2

2

Человек и животные

6

2

4

3

Птичьи секреты

8

6

2

4

В мире растений

10

6

4

5

В мире насекомых

24

16

8

6

Влияние человека на природу

18

10

8

7

Итого

72

42

30

Календарно – тематическое планирование.

1 год

№ п\п

Тема занятия.

дата


1

2

3

4


5

6

7

8

9

10

11

12


13

14

15

16



17-1


18-2


19-3


20-4

21-5


22-6

23-7

24-8



25-1


26-2

27-3


28-4

29-5

30-6


31-7


32-8

33-9


34-10


35-11

36-12


37-13


38-14

39-15

40-16



41-1

42-2


43-3

44-4


45-5

46-6

47-7

48-8


49-9


50-10


51-11

52-12




53-1


54-2


55-3

56-4

57-5


58-6

59-7

60-8

61-9

62-10



63-11

64-12



65-1


66-2


67-3


68-4


69-5


70-6

71-7

72-8

Осень в нашем крае – 16ч

Инструктаж по Т\Б. Праздник «Здравствуй, Осень»!

Времена года и их приметы. Приметы Осени.

«Уж небо осенью дышало». Осень в творчестве писателей и поэтов.

Экскурсия на пришкольный участок. В гости к Осени. Сбор материалов для поделок.

Дары Осени. Изготовление поделок из природных материалов.

Выставка поделок «Дары Осени». Защита своей поделки.

Какие бывают букеты. Творческая работа «Златоцветной осени букет».

Беседа. Художники об Осени. Натюрморты.

Овощи и фрукты – полезные продукты. Витаминная кладовая.

Экскурсия в музей г Рыбинска. Игра «Осенины».

Деревья нашего двора. Игра «Угадай-ка».

Этапы работы над проектом. Как и где собирать информацию. Работа над проектом «Моё дерево»

Сбор информации и её сортировка. Создание проекта «Моё дерево

Формы защиты проекта. Создание презентации «Моё дерево».

Подведение итогов. Защита проекта «Моё дерево».

Праздник «Осень, Осень». Конкурс стихов об Осени.


Неживая природа. 8ч

Коллаж «Вода в природе». Беседа «Роль воды в жизни человека, растений и животных»

Экскурсия к водоёму. Волга и её окрестности. Сбор предметов неживой природы. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка к выставке «Красота неживой природы». Практическая работа «Изготовление поделок из камешков, ракушек»

От неба до Земли. Беседа о роли Солнца в жизни растений.

Практическая работа. Создание альбома

«Красно-Солнышко». Подбор стихов, примет о солнце.

Наблюдение за Солнцем. Творческие рисунки «Моё Солнышко»

Осенние изменения в неживой природе. Приметы зимы в неживой природе.

Отчёт любителей природы. Игровая программа «Здравствуй Зимушка-Зима».


Зима в природе. 16ч

Беседа «Птицы нашего края». Подготовка к созданию проекта «Зимующие птицы».

Акция «Кормушка». Изготовление кормушек из бросового материала.

Акция «Кормушка». Изготовления кормушек из бросового материала» Выставка кормушек.

Экскурсия в зимний лес. «Жизнь деревьев зимой».

Старт акции «Ёлочка». Беседа «Роль леса в жизни человека».

Беседа «Зимняя красавица – ель». Практическая работа «Изготовление ёлочки из бумаги».

Практическая работа «Изготовление ёлочки из бросового материала». Выставка работ.

Беседа. Зимние изменения в природе. Творческий рисунок «Зима в нашем крае».

День наблюдения птиц. Как и где собирать информацию. Работа над проектом «Зимующие птицы нашего края»

Сбор информации и её сортировка. Создание проекта «Зимующие птицы нашего края»

Формы защиты проекта. Создание презентации «Зимующие птицы».

Создание презентации «Зимующие птицы нашего края». Этапы создания слайдов.

Создание презентации «Зимующие птицы нашего края». Этапы создания слайдов.

Подведение итогов. Защита проекта «Зимующие птицы нашего края».

Лыжная экскурсия «Птичьи письмена».

Познавательно – развлекательная программа «Орнитологический турнир».


Экология. 12ч

Беседа «Наука о доме» Творческий рисунок «Природа – наш дом»

Беседа «Откуда в море столько воды». Игра – путешествие «Экологический калейдоскоп».

Беседа «Как проводится научное исследование. Сбор исследуемого материала.

Экскурсия в библиотеку для сбора материала по теме исследования «Вода – это жизнь»

Подготовка к созданию проекта «Вода – это жизнь». Беседа «Куда течёт вода».

Беседа «Великие реки России». Экологическая тревога.

Беседа «Красота России. Озеро Байкал». Экологическая тревога.

Создание презентации «Вода – это жизнь». Плесна – речка нашего посёлка. Этапы создания слайдов.

Создание презентации «Вода – это жизнь». Плесна – речка нашего посёлка. Анимация в презентации.

Экологическая тревога. Разноцветная речка. Творческий рисунок «Помоги речке».

Подведение итогов. Защита проекта «Вода – это жизнь».

Создание экологической сказки о речных жителях. Творческая работа «Сказка о нефтяной рыбке».


Весна в нашем крае. 12ч

Беседа «Весенние изменения в неживой и живой природе».

Творческий рисунок «Первоцветы».

Экскурсия в весенний лес. Беседа: Признаки объектов неживой природы. Сбор природного материала для поделок.

Беседа. Лес – природная мастерская. Практическая работа «Поделки из веток».

Экскурсия. Признаки весны в живой природе. Прилёт птиц.

Подготовка к празднику «Встреча птиц». Разучивание стихов, чтение рассказов о Весне в природе.

Беседа «Жизнь птиц». Творческая работа «Зарисовка грача и скворца.

День наблюдения птиц. Экскурсия на весеннее поле

Театрализованное представление «Встреча птиц»

Беседа «Растительный мир Весны». Творческий рисунок «Первоцветы».

Экскурсия на пришкольный участок. Практическая работа. Создание альбома «Альбом – первоцветы»


Практическая работа. Создание альбома «Альбом – первоцветы»

Экскурсия на весенний луг. Травянистые растения нашего края.


Красная книга Ярославской области. 8ч

Беседа «Животные и растения под охраной». Знакомство с Красной книгой Ярославской области.

Практическая работа с литературными источниками.

«Описание растений и животных».

Создание экологической сказки о растениях и животных Красной книги. Творческая работа «Экологическая сказка».

Лекарственные растения Красной книги. Составление книжки – малышки «Лекарственные растения нашего края».

Практическая работа Составление книжки – малышки «Лекарственные растения нашего края».

Экскурсия в природу. Растения Красной книги на территории нашего посёлка,

Отчёт Любителей природы. Творческий рисунок «Наши маршруты».

Туристический поход «Мы – дети природы».









2 –ой год

№ п\п

Тема занятия.

дата


1

2


3




4-1

5-2


6 -3


7-4


8-5


9-6



10-1


11-2


12-3


13-4




14-1

15-2

16-3


17-4


18-5



19-1

20-2


21-3


22-4



23-1

24-2


25-3

26-4

27-5


28-6


29-7


30-8


31-9


32-10


33-11

34-12



35-1


36-2


37-3


38-4




39-1


40-2


41-3


42-4


43-5



44-6


45-7



46-1


47-2





48-1


49-2


50-3


51-4


52-5


53-6

54-7


55-8



56-1


57-2

58-3


59-4

60-5

61-6

62-7

63-8

64-9



65-1

66-2


67-3

68-4


69-5


70-6


71-7

72-8

Овощные культуры. 3 ч

Инструктаж по технике безопасности. Виды овощных культур.

Значение овощных культур в жизни человека и с/х животных. Классификация овощных культур по хозяйственным признакам.

Классификация овощных культур по хозяйственным признакам. Практическая работа по распознаванию овощных растений.


Сезонные явления в природе осенью – 6 ч

Признаки осени. Подготовка растений к зиме.

Изменение погодных условий. Подготовка животных к зиме. Наблюдение за живой и неживой природой

Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев деревьев в разных частях кроны

Экскурсия №1. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев.

«Зеленый наряд нашей планеты». . Составление гербария с засушенных листьев.

Конкурс рисунков «Осень в природе».(обобщение)


Цветники осенью – 4 ч

Экскурсия №2 на пришкольный участок. Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью.

Наиболее распространенные однолетние растения (сальвия, петуния, астра, бархатцы, однолетняя георгина, львиный зев).

Особенности цветов. Как вырастить цветы. Сбор семян однолетних растений и подготовка их к хранению.

Экскурсия №3 на участок Сбор семян однолетних растений, их первичная обработка. Подготовка семян к хранению


Комнатные растения – 5 ч

Виды комнатных растений. Польза и вред растений в доме.

Значение комнатных растений. Размещение их в помещении.

Уход за комнатными растениями. Сравнение внешнего вида комнатных растений и растений в природе.

Практическая работа: уход за комнатными растениями (полив, удаление сухих листов).

Какие растения больше любят свет, воду? Пересадка растений.


Законы лесной жизни – 4 ч

Понятие лес. Правила поведения человека в лесу. Охрана леса

Природные сообщества (луг, лес, озеро). Сочетание растительного и животного мира.

Приспособление к определенным условиям среды (деревья, травы, мох, грибы). Для чего лесу солнце, воздух, вода.

Аппликация из природного материала (сухие листья, травы, цветы)


Удивительный мир животных – 12 ч

Удивительные животные: слон, верблюд, Чем они удивительны.

Сумчатые млекопитающие - кенгуру (повторить), сумчатый волк, коала и др. Охрана сумчатых.

Жираф, кенгуру. Что общего и в чем отличие между этими животными.

Дикие кошки. Виды кошек (лев, тигр, рысь, леопард, гепард, пантера).

Жизнь диких кошек. Места обитания. Условия жизни. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Утконос, ехидна - яйцекладущие млекопитающие. Их условия жизни, питание, размножение. Почему их называют первозверями?

Ондатра, бобр. Жилище этих животных. Что в них необычного. Образ жизни,

питание.

Копытные млекопитающие: олень, лось, косуля, кабан и др. Образ жизни, места обитания, питание. Охрана копытных.

Медведи. Многообразие, питание, образ жизни, места обитания. аппликация медведя из манки;

Грызуны: белки, зайцы, суслики, мыши, крысы. Образ жизни, поведение. Вред. Лепка зайца из пластилина

Великаны ледниковой эпохи. Аппликация пингвина из цветной бумаги;

Удивительный зверек (выхухоль). Поделка ехидны из природного материала.


Природа зимой – 4 ч

Экскурсия №4 в лес. Признаки наступления зимы. Особенности этого времени года.

Значение снегового покрова для растений и животных. Измерение глубину снегового покрова.

Водоемы зимой. Почему вода замерзает? Как влияет температура воздуха на состояние воды.

Жизнь животных зимой. Группировка животных. Следы на снегу. Распознавание животного по отпечаткам, оставленным на снегу.


Птицы – 7 ч

Птицы лесов. Питание лесных птиц. Жилье лесных птиц. Аппликация снегиря из цветной бумаги;

Экскурсия №5 в природу « Птицы нашего посёлка» (воробей, ворона, галка, сорока, синица, снегирь).

Птицы окраин поселка (воробей, овсянка, жаворонок, ворона, галка, сорока, синица, снегирь, дрозд-рябинник, свиристель, щегол).

Жизнь птиц зимой. Охрана и привлечение птиц, зимующих в нашей местности.

Изготовление кормушек.

Птицы-барометры природы. Знакомство с птицами - предсказателями погоды. Природа и приметы.


Хищные птицы. Многообразие хищных птиц. Особенности их внешнего вида Питание хищных птиц.

Легендарные птицы. Крылатые предсказатели погоды .


В мире насекомых – 2 ч

Империя насекомых. Численность насекомых.Гиганты и карлики среди насекомых. Аппликация бабочки из манки;

Диковинные насекомые (жуки-навозники, саранча, термиты, жук-геркулес, жук-скрипач, жук-носорог и др.). Их образ жизни, поведение. Поделка из природного материала (жука).


Природа весной – 8 ч

Экскурсия №6. Признаки наступления весны, изменение внешнего вида растений.

Распускание листьев из почек. Где зимуют почки? Наблюдение за состоянием природы

День весеннего равноденствия. Жизнь растений и животных весной. Измерение температуры воздуха

Появление раннецветущих растений. Их многообразие. Влияние температуры воздуха на состояние растений

Причины раннего цветения. Определить вид первоцвета (по срезанному растению).

Охрана растений - надежда, что на земле будут всегда цвести цветы.

Появление первых насекомых. Наблюдение за насекомыми, птицами, приспособленность их к полету.

Изучение зимних явлений». Конкурс рисунков « Весна в природе» (Обобщение)


Царство растений – 9 ч

Путешествие в мир растений. Чудесная страна нектара (орхидея, малиновая смолка).

Часы-цветы (мак, кувшинка, ноготки, одуванчик и др.).

Многообразие растений-хищников. Зарисовка растений (мак, кувшинка, одуванчик

Растения-хищники. «Зеленые капканы». Конкурс рисунков.

Третье царство живой природы. Грибная галерея.

Царство грибов. Их многообразие. Значение.

Съедобные и ядовитые грибы. Лепка мухомора из пластилина.

Грибы – двойники. Как правильно собирать грибы?

Чудачество грибов. Роль грибов в лесу. Игра " Поход за грибами", ( повторение)


Перелетные птицы – 8 ч

Первые перелетные птицы. Сроки прилета. Их значение в природе.

Польза перелетных птиц. Необходимость охраны. Зарисовка полета птиц (косяк журавлей);

Птицы, как биологическое средство защиты растений и украшение природы .

Удивительное в лесу: постройки птиц. Из чего изготовлено гнездо? (исследование)

Кто не строит гнезд? (кукушка) и не насиживает яиц? Определение птиц в

природе

Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе . Зарисовка птиц.

Птицы Ярославской области, занесенные в красную книгу.

Птичий КВН. Итоговое занятие









3- ий год обучения

№ п/п

Наименование тем

дата


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



15-1

16-2

17-3

18-4

19-5

20-6

21-7

22-8



23-1

24-2




25-1

26-2

27-3

28-4



29-1

30-2

31-3

32-4

33-5

34-6

35-7

36-8

37-9

38-10

39-11

40-12

41-13

42-14

43-15

44-16



45-1


46-2


47-3

48-4

49-5

50-6



51-1

52-2

53-3

54-4

55-5


56-6




57-1

58-2


59-3

60-4

61-5


62-6

63-7

64-8


65-9

66-10

67-11

68-12

69-13

70-14

71-15

72-16

Книга растений – 14 ч

Дикорастущие и культурные растения.

Теплолюбивые и светолюбивые растения

Овощные растения. Аптека на грядке (лук, чеснок, капуста).

Цветочные растения. Сбор семян цветочных растений.

Виды цветочных растений (однолетние, двулетние, многолетние).

Подготовка многолетников к зиме. Их семена

Мхи - кукушкин лен, страусово перо и др. С чего начинается мох?

Лишайники - накипные, листоватые, кустистые (ягель). Долгожители.

Растения и человек. Экскурсия №1 в природу.

Растения лекари. Работа с коллекцией лекарственных растений.

Растения барометры.

Растения - часы. Лесной календарь.

Убивающие растения.

КВН" Лекарственные растения". ( итоговое занятие)


Плодово-ягодные растения – 8 ч

Экскурсия №2 в сад. Разнообразие плодово-ягодных растений.

Основные плодовые и ягодные породы. Различия между ними.

Польза яблони и груши.

Способы и сроки размножения смородины, крыжовника, малины.

Биологические особенности растений.

Насекомые вредители плодово-ягодных растений.

Декоративные растения и цели их выращивания.

Игра «Плодово-ягодные растения»


Мир крылатых зверьков – 2 ч

Летучие мыши. Их образ жизни, поведение, польза.

Строение. Питание. Размножение. Охрана летучих мышей. Зарисовка летучих мышей.


Пресмыкающиеся – 4 ч

Змеи, ящерицы. Их биологические особенности.

Места обитания змей и ящериц.

Польза и вред для человека. Охрана пресмыкающихся.

Виды пресмыкающихся. Зарисовка змей


Занимательная ихтиология – 16 ч

Вода это источник жизни.

Удивительное и необычное в подводном мире.

Жизнь у рек и озер.

Вплавь, пешком и по воздуху (летучая рыба, меч-рыба, морской петух).

Гиганты и карлики (китовая акула, сом, камбала и др.).

В доспехах и с оружием (морской конек, плавун и др.).

Берегись опасно! (минога, скат, акула, пиранья и др.).

Кто лучше спрячется. «Шестое чувство». Аппликация рыб из манки;

Рыбы пучин. Враги большие и маленькие.

Что и как едят рыбы. Путешествия рыб.

Растительный и животный мир пресных водоемов.

Обитатели глубин.

Морские обитатели.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Защита проекта.


Занимательная биология – 6 ч

Формы и краски в мире животных (на севере - животные с белым мехом, тропики - преобладает зеленый цвет и т.д.).

Постройки зверей, птиц и насекомых (гнезда, их форма: норы, берлоги, муравейники и т.д.)

Аппликация хамелеона из цветной бумаги.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Итог. КВН «Занимательная биология»


Книга природы – 6 ч

Сколько страниц в книге природы?

Сколько птиц, зверей, насекомых, цветов, грибов, рыб.

Красная книга растений. Охрана растительного мира.

Какие растения нашей местности занесены в Красную книгу?

Красная книга животных. Животные нашей местности, занесенные в Красную книгу?

Составление гербария из растений нашей местности, занесенных в
Красную книгу


В мире зверей – 16 ч

Кто такие звери? Класс млекопитающих.

Насекомоядные, грызуны, ластоногие, китообразные, копытные, приматы, первозвери.

Сумчатые млекопитающие - кенгуру (повторить), сумчатый волк, коала и др.

Охрана сумчатых.

Полосатые хищники: тигры, гиены. Их образ жизни, питание, поведение. Места обитания.

Властелин Беловежской пущи. Внешний вид зубров.

Образ жизни, питание, размножение. Места обитания. Охрана.

Копытные млекопитающие: олень, лось, косуля, кабан и др. Образ жизни, места обитания, питание.

Охрана копытных.

Медведи. Многообразие, питание, образ жизни, места обитания.

Грызуны: белки, зайцы, суслики, мыши, крысы. Образ жизни, поведение. Вред.

Рассказ о морском котике.

Обобщение теоретических знаний и итог практических дел по занятиям.

Знакомство с разновидностями домашних животных.

Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж

Игра-викторина «Путешествие в царство природы»




4-ый год обучения

№ п/п



Наименование тем

6





































дата



1


2

3


4

5

6




7-1

8-2


9-3


10-4


11-5


12-6




13-1

14-2

15-3

16-4


17-5

18-6

19-7

20-8



21-1


22-2


23-3


24-4

25-5


26-6

27-7

28-8

29-9

30-10



31-1

32-2

33-3

34-4

35-5

36-6

37-7

38-8

39-9

40-10

41-11



42-12

43-13

44-14

45-15

46-16

47-17

48-18

49-19

50-20

51-21

52-22

53-23

54-24



55-1

56-2

57-3

58-4

59-5

60-6

61-7

62-8

63-9

64-10

65-11


66-12

67-13

68-14

69-15

70-16

71-17

72-18

Цветы открытого грунта – 6 ч

Многолетние цветочно – декоративные растения, зимующие в открытом грунте. (дельфиниум, аконит, флоксы, пионы, хризантемы, рудбекия, горицвет и др).

Многолетники, зимующие в помещении (георгины, канны, гладиолусы).

Луковичные многолетники (тюльпаны, нарциссы, крокусы, лилии, гиацинты, безвременник).

Сроки посадки многолетников. Уход за многолетниками.

Способы размножения многолетников.

Осенние работы на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений, уборка растительных остатков.


Человек и животные – 6 ч

Человек и животное. Ролевая игра «Это все кошки»

Знакомство с разновидностями домашних животных. Викторина «Собаки – наши друзья»

Уход за домашними животными. Игра – викторина «Породы собак».

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»


Птичьи секреты – 8ч

Самые большие птицы.

Самые маленькие.

Места обитания. Образ жизни. Питание. Крылатый хамелеон (колибри).

Куриные птицы (глухарь, тетерев, рябчик и др.). Аппликация птиц из цветной бумаги;

Золотой пух (гага). Образ жизни. Места обитания.

Питание птиц. Птичьи враги. Аппликация гаг из перьев.

Экологический проект «Птицы - наши друзья»

Защита проекта.


В мире растений – 10ч

Удивительные растения: баобаб, бамбук, бутылочное дерево, кофейное, хлебное дерево и др.

Биологические особенности. Места обитания. Чем они удивительны? (форма ствола, листьев, размер, польза).

Ядовитые растения (кураре, марцинелла, беладонна и др.). Биологические особенности.

Многообразие видов. Какие части растений ядовиты?

Аптека под ногами: лекарственные растения нашего края (одуванчик, подорожник, ромашка и др.).

Польза лекарственных растений. Охрана.

Лес. Основные породы, образующие лес. Про березу и березовый сок.

Сила и слабость дуба.

Дерево горожанин. Смелое дерево.

Деревья Красной книги России (хурма, сосна пицундская, инжир и т.д.).


В мире насекомых – 24ч

Многообразие мира насекомых.

Сад бабочек (140 тыс. видов).

Пыльца на пестрых крыльях. Сколько ног у гусеницы?

Виды бабочек (адмирал, голубянка, бражник и др.).

Разнообразие жуков.

У каждого свои повадки.

Друзья и враги человека: саранча, капустница, божья коровка и др.

Водяные жуки (плавунец).

Насекомые-опылители: пчелы, шмели, бабочки и др.

Многообразие видов насекомых. Биологические особенности.

Насекомые против насекомых (хищные насекомые; стрекозы и мухи; муравьиный лев и др.).

Живая ракета (стрекоза). Кого на свете больше всех?

Жуки (майский жук, жук-усач, жук-олень, плавунец, дубовый усач).

Без них земля бы заскучала.

Два опасных чужеземца.

Кто для кого важнее?

Несметные полчища (термиты).

Взаимоотношения в животном мире.

Красная книга – способ защиты редких видов животных.

Вредители сельскохозяйственных культур.

Биологические методы борьбы с вредителями.

Насекомые опылители.

Птицы помощники на огороде.

Игра-викторина «Путешествие в царство насекомых»


Влияние человека на природу 18ч

Современное состояние природной среды.

Влияние на нее хозяйственной деятельности человека.

Источники загрязнения атмосферы.

Загрязнение почвы.

Загрязнения природных вод.

Здоровье человека.

Состояние окружающей природной среды Ярославской области.

Заповедные места Ярославской области.

Влияние деятельности человека на природные сообщества.

Посади дерево (практическая работа).

Подготовка к созданию проекта «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Продолжение темы. Этапы работы над проектом.

Как и где собирать информацию.

Защита проекта «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Значение животных в жизни человека. Жизнь среди людей.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Обобщение теоретических знаний и итоги практических дел по занятиям.

Викторина «Угадай-ка»





































































































  1. Методическое обеспечение.

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Виды контроля

Форма – занятие по изучению нового материала:

Словесный рассказ

Алгоритм выполнения задания

Памятки для выполнения задания


Форма – занятие по закреплению изученного.

Работа в парах

Выполнение упражнений на закрепление

Вид – предварительный

- текущий

- итоговый


Метод – самостоятельная работа

- индивидуальный опрос

- игра

- викторина, КВН,


  1. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить

учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Принципы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Самоопределение детей в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

Доступность программы.

Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста.

Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:

  • высокая эмоциональность;

  • любознательность;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразия работы;

  • конкретно-образное мышление и др.

Занятия для детей младшего школьного возраста проводятся в игровой форме, с сочетанием разных форм работы и видов деятельности:

Методы и приёмы.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.


  1. Литература

Арди Ф. Мир живой природы. Растения и животные. Издательство: Москва, «Астрель», 2000 г

Бузель С. Мир живой природы. В деревне. Издательство: Москва, «Астрель», 2000 г

Дитрих. А. Почемучка. Издательство «Педагогика – Пресс», 1992 г.

Рахманов А. И. Птицы – наши друзья. Издательство: Москва, «Росагропромиздат», 1998 г.

Руднянская Е. И. Экскурсии в природу. Издательство «Учитель», 2003 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!