МОУ Катуаровская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Катуаровской СОШ
___________________/Н.В. Чуркина/
«______» _______20____ года
Введено в действие
приказом № _____ от «___»____20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я художник»
параллель, 1"А" класс
Составил Чиквасова Е.А.,
учитель ИЗО
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы регламентирующие создание рабочей программы по внеурочной деятельности «Я художник»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я художник» в 1 классе на 2016-17 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)). Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; и в соответствии с основной образовательной программой МОУ Катуаровская СОШ.
Общая характеристика
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Цели и задачи
Цель: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи курса:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа разработана для 1—4 классов начальной школы. На изучение всего курса по предмету отводится всего 135 часов, по 1 часу в неделю. Программа изучается на базовом уровне общее кол-во часов 33 на 1 класс (1 час в неделю).
№ п/п | Название раздела в рабочей программе | Количество часов |
| Живопись | 11 |
| Графика | 12 |
| Скульптура | 2 |
| Аппликация. | 2 |
| Бумажная пластика. | 3 |
| Работа с природными материалами | 3 |
Итого: | 33 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредменые результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Живопись (кол – во 11 часов)
Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Графика (кол – во 12 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Скульптура (кол – во 2 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Аппликация (кол – во 2 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Бумажная пластика (кол – во 3 часа)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Работа с природными материалами (кол – во 3 часа)
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Я художник» в 1 классе на 33 часа
(33 недели по учебному плану)
на 2016-2017 уч. год
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Сроки проведения | Использование ИКТ |
по плану | по факту |
ЖИВОПИСЬ (9 Ч) |
1 | 1 | Вводное занятие «Путешествие по радуге». Изобразительные приёмы. Техника безопасности. | 02.09.2016 | | |
2 | 2 | Печать листами «Осень золотая» | 09.09.2016 | | |
3 | 3 | Рисование листьев деревьев. | 16.09.2016 | | |
4 | 4 | Рисование дерева. | 23.09.2016 | | |
5 | 5 | Рисование «Мой любимый дождик» | 30.09.2016 | | |
6 | 6 | Рисование цветов. | 07.10.2016 | | |
7 | 7 | Рисование «Букет ромашек» | 14.10.2016 | | |
8 | 8 | Введение. Типы линий. | 21.10.2016 | | |
9 | 9 | Портрет. Рисуем маму. | 11.11.2016 | | |
10 | 1 | Работа цветными карандашами | 18.11.2016 | | |
11 | 2 | Работа фломастером | 25.11.2016 | | |
12 | 3 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | 02.12.2016 | | |
13 | 4 | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | 09.12.2016 | | |
14 | 5 | Рисование зубной щёткой «Зимний пейзаж» | 16.12.2016 | | |
15 | 6 | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | 23.12.2016 | | |
16 | 7 | Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа. | 13.01.2017 | | |
17 | 8 | Выполнение творческих работ по рисунку, схеме. | 20.01.2017 | | |
18 | 1 | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | 27.01.2017 | | |
19 | 2 | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | 03.02.2017 | | |
20 | 3 | Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья | 10.02.2017 | | |
21 | 4 | Аппликация из листьев. Животные. | 17.02.2017 | | |
22 | 5 | Создание композиции из листьев, цветов | 03.03.2017 | | |
23 | 6 | Открытка. Готовим открытку «Подарок папе» | 10.03.2017 | | |
24 | 7 | Рисование в смешанной технике «Поздравляем маму» | 17.03.2017 | | |
25 | 1 | Работа на тему «Времена года». | 24.03.2017 | | |
26 | 2 | Рисование птиц | 07.04.2017 | | |
27 | 3 | Рисование бабочек | 14.04.2017 | | |
28 | 4 | Рисование на тему «Космос» | 21.04.2017 | | |
29 | 5 | Рисование нитками «Волшебство на бумаге» | 28.04.2017 | | |
30 | 6 | Рисование в технике фроттаж «Весёлый ёжик» | 05.05.2017 | | |
31 | 7 | Рисование в технике фроттаж «Доктор Айболит» | 12.05.2017 | | |
32 | 8 | Проступающий рисунок «Салют ко Дню Победы» | 19.05.2017 | | |
33 | 9 | Здравствуй, лето! | 26.05.2017 | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Внеурочная деятельность «Я художник»
учитель Чиквасова Екатерина Александровна
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
10