СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка"»

Курганинский район ст-ца Михайловская

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12






УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

от 30.09.2013 г.

Председатель педсовета

___________________ Н.П.Ополева





Рабочая программа внеурочной деятельности

физкультурно - оздоровительная

Общая Физическая Подготовка

5 лет

5-9 кл.

Згонников Виктор Николаевич











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15-20 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.

Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по курсу «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносится на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся ОФП должны выполнить не менее 70% требований программы.

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.

Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:

  • Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;

  • Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;

  • Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;

  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются девочки и мальчики в возрасте от 11 до 15 лет, изъявляющие желание заниматься подготовкой к «Губернаторским состязаниям». В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.

Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы и дневнике учителя.

Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.

Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотре видеофильмов и т.п.

Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.

Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.

Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.

Задачи:

  • Приобщить возможно большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;

  • Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.

Цель и задачи образовательной программы


Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:


  1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;

  2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

  3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

  4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;

  5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;

  6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;

  8. Воспитание нравственных и волевых качеств;

  9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;

  10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;

  11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;

  12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.

Базовый учебно-тематический план обучения


Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

1.


Теоретическая подготовка

4

4



2.

Общая физическая подготовка

22


22

3.


Специальная физическая подготовка

20


20


4


Техническая подготовка

10


10

5

Тактическая подготовка

10


10


6

Контрольные испытания

Тесты

6


6

7

Итого часов

72

4

68


Задачи секции:

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;

  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;

  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;

  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;

  • укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;

  • обучение физическими упражнениями из современных здоровье формирующих и здоровье сберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;

  • повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);

  • освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.


Содержание образовательной программы



Наименование раздела

Количество часов

1 год обучения

Теоретических

Практических

1

Значение физических упражнений для здоровья человека


1



2

Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры


1


3

Закаливание, режим дня, самоконтроль

1


4

Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность


1


5

Общая физическая подготовка


22

6

Специальная физическая подготовка


20

7

Техническая подготовка


10

8

Тактическая подготовка


10

9

Контрольные испытания

Тесты



6



Итого


4


68


Теоретическая подготовка:

  • значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;

  • влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;

  • гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;

  • техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;

  • основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;

  • правила игры, организация и проведение соревнований;

  • оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;

  • тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.


Общая физическая подготовка:

  • комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.

  • развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;

  • легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;

  • гимнастические и акробатические упражнения:

  • упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;

  • подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;

  • сдача нормативов по физической подготовке.


Специальная физическая подготовка:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;

  • упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;

  • развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;

  • развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;

  • специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;

  • акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.


Техническая подготовка:

  • обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;

  • обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;

  • серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;

  • обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;

  • обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;

  • обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;


Тактическая подготовка:

  • формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;

  • обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;

  • обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;

  • обучение командным тактическим действиям:


Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):

Подготовительная, основная и заключительная части.


Подготовительная часть.

Задачи:

  • организовать учащихся; определить ЧСС;

  • создать благоприятное эмоциональное настроение;

  • способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.

  • Подсчет ЧСС производится самими учащимися.

  • В подготовительной части применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).



Основная часть.

Задачи:

  • гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;

  • воспитание двигательных качеств;

  • совершенствование двигательных умений и навыков;

  • воспитание морально волевых качеств.


В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.


Заключительная часть.

Задачи:

  • содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;

  • снижение нагрузки;

  • снятие утомления.

  • В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.

  • Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.


Методическое обеспечение образовательной деятельности.


Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.


Занятия должны содействовать:

  • укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;

  • правильному физическому развитию и закаливанию организма;

  • развитию физических качеств;

  • повышению физической и умственной работоспособности;

  • освоению основных двигательных умений и навыков;

  • постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;

  • формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • формирование правильной осанки.


Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.

Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.


Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.

В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 5 км.

Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.

При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.

В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.


Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;

  • иметь навыки самостоятельной работы;

  • использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.

Требования к освоению учебного материала

Иметь представление

Уметь

Демонстрировать

1

О связи физических упражнений со здоровьем.

О способах изменения на­прав­ления и скорости движения;

О режиме дня и гигиены.

Об утренней гимнастике

Значение физических уп­раж­нений для здоровья человека

Выполнять утреннюю гимнастику.

Выполнять комплексы разной направленности

Из положения сидя

наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места

2

О физических качествах.

О закаливании.

Измерять физические качества.

Выполнять комплексы для развития физических качеств

Из положения сидя наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

прыжок в длину с места;

поднимание туловища из положения лежа;

отжимание; подтягивание

3

О разновидностях физических упражнений.

Об особенностях спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол

Играть в волейбол, баскетбол;

Выполнять броски с разных точек;

Выполнять комплексы разной направленности

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места;

умение владеть различными видами мячей

4

О роли и значении фи­зи­чес­кой культуры для подготовки к службе в армии.

О физической подготовке и ее связи с физическими качествами

Определять величину нагрузки

Из положения сидя

наклон вперед;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места


Условия реализации программы.


Количество инвентаря и оборудования для проведения
учебно-тренировочных занятий по ОФП.



п\п

инвентарь

Количество шт.

Срок использования

1.

Мяч волейбольный

20

2 года

2.

Мяч набивной (1-2 кг)

8

5 лет

3.

Секундомер электронный

1

5лет

4.

Скакалки

20

2 года

5.

Насос и иглы

1 комплект

3 года

6.

Мяч баскетбольный

15

2 лет

7.

Гимнастические обручи

10

5лет

8.

Гимнастические маты

5

10лет

9

Рулетка

1

5 лет

10

Волейбольная сетка

1

5 лет





Список литературы


  • Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г.

  • Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.

  • Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.

  • Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.

  • Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.;

  • Просвещение 2006 г.

  • Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.



Ведущие технологии


  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Личностно-ориентированная технология обучения.

  • Групповые способы обучения.

  • Технологии уровневой дифференциации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!