Учусь решать задачи
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Учусь решать задачи» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Е. П. Савельевой (учителя начальных классов МБОУ СОШ № 75 г. Ульяновска).
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №6 программа по изучению курса «Учусь решать задачи» в 4 классе начальной школы рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса «Учусь решать задачи»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
сравнивать разные способы решения задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Содержание курса «Учусь решать задачи»
Введение (1 час).
Простые задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (8 часов).
Простые задачи на сложение и вычитание многозначных чисел. Простые задачи на разностное сравнение. Задачи на умножение и деление многозначных чисел. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого при помощи уравнения.
Составные задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (22 часа).
Задачи на одновременное движение в противоположных направлениях. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение навстречу друг другу. Задачи на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на зависимость между величинами: длина, ширина, площадь. Задачи на зависимость между величинами массы, времени. Задачи на совместную работу. Задачи с дробными числами.
Логические и комбинаторные задачи (1 час).
Обобщение. Систематизация изученного материала (2 часа).
№ п/п | Содержание программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Простые задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел | 8 | 8 |
3 | Составные задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел | 22 | 22 |
4 | Логические и комбинаторные задачи | 1 | 1 |
5 | Обобщение. Систематизация изученного материала. | 2 | 2 |
6 | Итого: | 34 | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | план | факт |
1 | Простые задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (9 ч) Введение | | |
2 | Задачи на сложение и вычитание | | |
3 4 | Составление обратных задач с использованием краткой записи | | |
5 6 7 | Задачи на увеличение и уменьшении числа на несколько единиц | | |
8 | Задачи с косвенными данными(простые) | | |
9 | Школьная олимпиада | | |
10 | Составные задачи на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (22 ч) Задачи с косвенными данными(составные) | | |
11 | Задачи с геометрическим содержанием | | |
12 | Задачи на одновременное движение в противоположных направлениях. | | |
13 14 15 | Задачи на движение в одном направлении | | |
16 17 18 | Задачи на движение навстречу друг другу. | | |
19 20 | Задачи на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. | | |
21 | Подготовка к международной математической игре «Кенгуру» | | |
22 23 | Проект «Отправляемся в путешествие» | | |
24 25 | Задачи на зависимость между величинами: длина, ширина, площадь. | | |
26 27 | Задачи на зависимость между величинами: массы, времени. | | |
28 29 | Задачи на совместную работу. | | |
30 31 | Задачи с дробными числами | | |
32 | Логические задачи (1 ч) Логические и комбинаторные задачи | | |
33 | Обобщение. Систематизация изученного материала (2 ч) Устный журнал «Смекалка» | | |
34 | Итоговое занятие. Обобщение | | |
Приложение
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка результатов курса предусматривается в рамках завершающего раздела в форме коллективных , индивидуальных исследовательских и проектных работ. Коллективная творческая работа представляется на общем классном мероприятии при условии взаимооценки качества работы группами, представившими работы. Индивидуальные творческие работы представляются и обсуждаются в классе. Результаты подготовки и защиты творческих работ входит в портфолио обучающегося в виде самооценки обучающимся личных умений находить информацию, путь решения выявленной проблемы, умения работать в группе, связно излагать материал, отвечать на вопросы при выступлении.
Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
• соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
• участие в общественной жизни, образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• прилежание и ответственность за результаты обучения;
• готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
• наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
• способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Список используемой литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство
образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
2.Программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи». Е. П. Савельева (учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 г. Ульяновска).
3.Начальная школа: еженедельное учебно-методическое приложение е газете «Первое сентября» http://nsc.1 september.ru/
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
4. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov/
5.Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http:// www.informika.ru/
6.Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uie.ssu.samara.ru/-nauka/
7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
8. Сайт энциклопедий: http:// www.encyclopedia.ru/