Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Молодежнинская средняя общеобразовательная школа
Приаргунского района Забайкальского края
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО Гусева Е.С. «30» августа 2017 года ____________(подпись) | Согласована с заместителем директора по УВР Сайфутдиновой Т.Н. « 31 »августа 2017 года ______________(подпись) | Утверждена директором школы Чипизубовой О.А. « 31 » августа 2017 года ______________(подпись) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Две недели в лагере здоровья»
(общекультурное направление)

Срок реализации программы 2 года
Возраст учащихся: 10-11 лет
Программу составил
учитель начальных классов
высшей категории
Гусева Елена Сергеевна
Молодежный, 2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» на 2017-2018 учебный год для обучающихся 3-4 классов составлена на основе Закона «Об образовании в РФ»(2013 г); Программы воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г № ИР-352/09; в соответствии с требованиями ФГОС НОО Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), примерной ООП НОО, Учебного плана МБОУ Молодежнинская СОШ.
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением ( модуль II) . Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.
Практическая значимость программы : научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.
Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны дляреализации в семье учащихся.
2. Общая характеристика программы
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.
В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:
сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);
чтение по ролям (все темы);
рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);
выполнение самостоятельных заданий (все темы);
игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);
мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);
совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья» организовано на занятиях внеурочной деятельности по программе «Две недели в лагере здоровья» во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
В 3-4 классах отводится 68 внеурочных часов (3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа; по 1 часу в неделю).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
В эстетической сфере:
В коммуникативной:
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Участие в различных конкурсах детского творчества на выставках, соревнованиях в рамках реализации программы «Две недели в лагере здоровья».
Отказ или частичный отказ детей от «вредных» продуктов питания.
Употребление в пищу полезных продуктов питания.
Соблюдение режима дня.
Соблюдение режима питания.
Выполнение санитарно-гигиенических норм и правил.
6. Cодержание учебного предмета, курса
3 класс
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия | Количество часов |
1 | Давайте познакомимся! | Разговор о здоровье и правильном питании | 2 |
2 | Из чего состоит наша пища | Формирование представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ Необходимость разнообразного питания. Решение кроссвордов, викторина, изучение плакатов, рисунки. Игра «Меню сказочных героев». Составление меню на день. Энергетическая ценность продуктов питания. | 5 |
3 | Здоровье в порядке -спасибо зарядке | Подвижные игры на прогулке. Конкурс пословиц о зарядке | 2 |
4 | Составление меню | Практическое занятие . «Составление меню дня», умение рассчитать калорийность блюд, рекомендации правильного питания. Составление меню праздничного стола. | 2 |
5 | Закаляйся, если хочешь быть здоров | Беседа о правилах закаливания. Соблюдение режима дня, приема пищи. Упражнения для зарядки. Что такое прививки. Мультфильма стихи Михалкова С. «Я прививок не боюсь!» | 3 |
6 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Что можно съесть в походе. Рацион питания спортсмена. Все о воде | 3 |
7 | Где и как готовят пищу | Как пища попадает на стол. Приборы для приготовления пищи. Поход в школьную столовую. | 2 |
8 | Блюда из зерна | Все о зерновых культурах. Как хлеб попадает на стол. | 2 |
9 | Молоко и молочные продукты | Польза молока и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона Ассортимент молочных продуктов, их польза. Кроссворды и ребусы | 2 |
10 | Что можно съесть в походе? | Лесные ягоды и травы. Продукты, необходимые в походе. | 2 |
11 | Что нужно есть в разное время года | Практическая работа. Приготовление салата и винегрета. Представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года. Игра «В гостях у тетушки Припасихи» Витаминная составляющая рациона питания в различные времена года. | 4 |
12 | Кто такие "Витамины"? | Разнообразие витаминного стола. Стихи о витаминах. Игры, лото "Овощи и фрукты"Мультфильм "Смешарики" "Азбука здоровья" | 4 |
13 | Итоговое занятие | Спортивные состязания | 1 |
4 класс
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия | Количество часов |
1 | Здоровье - это здорово | Здоровый образ жизни. Режим дня и личная гигиена. Режим питания учащегося | 2 |
2. | Что и как можно приготовить из рыбы Дары моря | Польза и значение рыбных блюд Ассортимент блюд из рыбы,морские съедобные растения и животные, многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены. | 1 |
3 | «Кулинарное путешествие» по России | Кулинарные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа Национальные блюда, способы их приготовления. Загадки. Презентации. | 5 |
4 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | Блюда, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов. Блюда из яиц. Уникальность энергетического состава яиц. | 3 |
5 | Как правильно вести себя за столом | Этикет, как норме культуры, важность соблюдения правил поведения за столом Праздничная сервировка стола. Вредные и полезные советы По стихам Г.Остера | 5 |
6 | Блюда из зерна | Продукты и блюда, приготовленных из зерна, как обязательный компонент ежедневного рациона Польза и значение продуктов и блюд, приготовленных из зерна Ассортимент зерновых продуктов и блюд | 3 |
7 | Какую пищу можно найти в лесу | Дикорастущих съедобных растениях, их польза Ассортимент блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений Разнообразие и богатство растительных пищевых ресурсов Забайкальского края. | 4 |
8 | Путешествие по сказкам и знакомство с литературными героями | Викторина"В каких сказках говорится о продуктах и в каких мультфильмах можно увидеть, как герои принимают пищу». | 4 |
9 | Вода и другие полезные напитки | Фильм о воде. Чай как традиционный напиток. Культура чаепития. Традиционные напитки нашей страны, стран мира. | 4 |
10 | Олимпиада здоровья | Подведение итогов. Спортивные игры. выставка рисунков, плакатов о здоровом питании | 3 |
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.
Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.
2. Интернет-ресурсы.
www.prav-pit.ru
СайтNestle «Разговор о правильном питании» www.food.websib
Бесплатная интернет библиотека book.lib-i.ru
Единая Коллекция ЦОР для начальных классов school-collection.edu.ru
3. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, DVD-проигрыватель, МФУ.
4. Дополнительная литература
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.
2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47
4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.
6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185 с.
7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.
9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.
11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.
13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.
14. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.