СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по программе "Две недели в лагере здоровья". 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Молодежнинская средняя общеобразовательная школа

Приаргунского района Забайкальского края



Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Руководитель МО

Гусева Е.С.

«30» августа 2017 года



____________(подпись)


Согласована с заместителем директора по УВР Сайфутдиновой Т.Н.


« 31 »августа 2017 года



______________(подпись)


Утверждена директором школы

Чипизубовой О.А.


« 31 » августа 2017 года



______________(подпись)


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Две недели в лагере здоровья»

(общекультурное направление)


Срок реализации программы 2 года

Возраст учащихся: 10-11 лет

Программу составил

учитель начальных классов

высшей категории

Гусева Елена Сергеевна



Молодежный, 2017


1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» на 2017-2018 учебный год для обучающихся 3-4 классов составлена на основе Закона «Об образовании в РФ»(2013 г); Программы воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г № ИР-352/09; в соответствии с требованиями ФГОС НОО Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), примерной ООП НОО, Учебного плана МБОУ Молодежнинская СОШ.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением ( модуль II) . Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Практическая значимость программы : научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.

Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;

  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны дляреализации в семье учащихся.


2. Общая характеристика программы

       Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

  • вариативность при выборе площадок для реализации;

  • вариативность способов реализации.

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.

В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);

  • чтение по ролям (все темы);

  • рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);

  • выполнение самостоятельных заданий (все темы);

  • игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);

  • мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);

  • совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный 

  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

  • Объяснительно-иллюстративный.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.


3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья» организовано на занятиях внеурочной деятельности по программе «Две недели в лагере здоровья» во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

В 3-4 классах отводится 68 внеурочных часов (3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа; по 1 часу в неделю).



4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса


Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;

  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;

  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;

  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;

  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Участие в различных конкурсах детского творчества на выставках, соревнованиях в рамках реализации программы «Две недели в лагере здоровья».

Отказ или частичный отказ детей от «вредных» продуктов питания.

Употребление в пищу полезных продуктов питания.

Соблюдение режима дня.

Соблюдение режима питания.

Выполнение санитарно-гигиенических норм и правил.



6. Cодержание учебного предмета, курса

3 класс



Тема занятия

Содержание и форма занятия

Количество часов

1

Давайте познакомимся!

Разговор о здоровье и правильном питании

2

2

Из чего состоит наша пища

Формирование представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ

Необходимость разнообразного питания. Решение кроссвордов, викторина, изучение плакатов, рисунки. Игра «Меню сказочных героев». Составление меню на день. Энергетическая ценность продуктов питания.

5

3

Здоровье в порядке -спасибо зарядке

Подвижные игры на прогулке. Конкурс пословиц о зарядке


2

4

Составление меню

Практическое занятие . «Составление меню дня», умение рассчитать калорийность блюд, рекомендации правильного питания. Составление меню праздничного стола.

2

5

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Беседа о правилах закаливания. Соблюдение режима дня, приема пищи. Упражнения для зарядки. Что такое прививки. Мультфильма стихи Михалкова С. «Я прививок не боюсь!»

3

6

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Что можно съесть в походе. Рацион питания спортсмена. Все о воде

3

7

Где и как готовят пищу

Как пища попадает на стол. Приборы для приготовления пищи. Поход в школьную столовую.

2

8

Блюда из зерна

Все о зерновых культурах. Как хлеб попадает на стол.

2

9

Молоко и молочные продукты

Польза молока и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона

Ассортимент молочных продуктов, их польза. Кроссворды и ребусы


2

10

Что можно съесть в походе?

Лесные ягоды и травы. Продукты, необходимые в походе.

2

11

Что нужно есть в разное время года

Практическая работа. Приготовление салата и винегрета. Представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года. Игра «В гостях у тетушки Припасихи» Витаминная составляющая рациона питания в различные времена года.

4

12

Кто такие "Витамины"?

Разнообразие витаминного стола. Стихи о витаминах. Игры, лото "Овощи и фрукты"Мультфильм "Смешарики" "Азбука здоровья"

4

13

Итоговое занятие

Спортивные состязания

1















4 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Количество часов

1

Здоровье - это здорово

Здоровый образ жизни. Режим дня и личная гигиена. Режим питания учащегося

2

2.

Что и как можно приготовить из рыбы Дары моря

Польза и значение рыбных блюд

Ассортимент блюд из рыбы,морские съедобные растения и животные, многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены.


1

3

«Кулинарное путешествие» по России

Кулинарные традиции и обычаи, как составная часть культуры народа

Национальные блюда, способы их приготовления. Загадки. Презентации.

5

4

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

Блюда, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов. Блюда из яиц. Уникальность энергетического состава яиц.


3

5

Как правильно вести себя за столом

Этикет, как норме культуры, важность соблюдения правил поведения за столом

Праздничная сервировка стола. Вредные и полезные советы По стихам Г.Остера


5

6

Блюда из зерна

Продукты и блюда, приготовленных из зерна, как обязательный компонент ежедневного рациона

Польза и значение продуктов и блюд, приготовленных из зерна

Ассортимент зерновых продуктов и блюд


3

7

Какую пищу можно найти в лесу

Дикорастущих съедобных растениях, их польза

Ассортимент блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений

Разнообразие и богатство растительных пищевых ресурсов Забайкальского края.


4

8

Путешествие по сказкам и знакомство с литературными героями

Викторина"В каких сказках говорится о продуктах и в каких мультфильмах можно увидеть, как герои принимают пищу».

4

9

Вода и другие полезные напитки

Фильм о воде. Чай как традиционный напиток. Культура чаепития. Традиционные напитки нашей страны, стран мира.

4

10

Олимпиада здоровья

Подведение итогов. Спортивные игры. выставка рисунков, плакатов о здоровом питании

3























8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Печатные пособия.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.

  2. Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.

  3. Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.

2. Интернет-ресурсы.

www.prav-pit.ru

СайтNestle «Разговор о правильном питании»  www.food.websib

Бесплатная интернет библиотека book.lib-i.ru

Единая Коллекция ЦОР для начальных классов school-collection.edu.ru

3. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, DVD-проигрыватель, МФУ.

4. Дополнительная литература

1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47

4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.

6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185 с.

7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.

11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.

14. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.