СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности « История Урала» для 5-9 классов ФГОС ООО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности " История Урала для 5-9 класов ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности « История Урала» для 5-9 классов ФГОС ООО»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Саргазинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МОУ

Саргазинская СОШ

Зайцева Н.А.

----------------------------









Рабочая программа внеурочной деятельности

« История Урала» для 5-9 классов ФГОС ООО


подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе программы  по  истории Урала для учащихся основной школы (авторы Огоновская И.С., Шкерин В.А.История Урала. Программа учебного курса для учащихся основной школы.)










Составитель

Морозова С.А

учитель истории, высшая квалификационная категория










Структура


1) Пояснительная записка

2) Содержание учебного предмета;

3) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

4) Планируемые результаты изучения учебного предмета

5)Приложения

Приложение №1

Оценочные материалы

Приложение №2

Тематика проектной ,научно-исследовательской работы

Приложение №3.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
































1.Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Урала разработана на основе

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»;

  2. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос.Федерации от 6 октября 2009 № 373»( нет требований к количеству часов, предусмотренных на внеурочную деятельность);

  4. Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50) («Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»);

  5. Сан.ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.»)

  6. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»

8 Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. № 03-02/2257 «О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области»

9.Методические рекомендации учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году. Министерство образования и науки Челябинской области. (www.minobr74.ru)





Задачи:

  1. формирование гражданской позиции учащихся на основе уважения прав и свобод человека и гражданина;

  2. изучение национальных традиций и обычаев;

  3. изучение истории родного края;

  4. воспитание уважения к прошлому своего народа.

Цели образования:

  • развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае, месте своего проживания, области и регионе;

  • понимание своеобразия, особенностей социально-культурного развития региона;

  • более глубокое понимание российской и мировой истории на основе изучения микроистории;

  • развитие интереса к истории и культуре, уважения к жителям, национальностям, религиям на своей территории, в регионе;

  • формирование способности к социально-культурной интеграции и самоопределению, убеждений и ценностных ориентаций учащихся на основе самостоятельного осмысления опыта истории;

  • восприятие идей гуманизма и ненасилия, прав человека и демократических ценностей, социальной ответственности и свободы, патриотизма и взаимопонимания.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:



1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа)
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;

«История Урала» включена также в образовательную область «Обществознание» и это определяет ее интегративный характер на основе многостороннего изучения исторического регионального процесса, включающего естественную, экономическую, социальную, культурную историю. В результате она вводит в образовательный процесс местный социально-культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно-смысловую ориентацию учащихся, их адаптацию и развитие.

6 – 7 класс – работа ведется по учебнику Н. Б. Виноградова, Г. Н. Чагина, В. А. Шкерина, Екатеринбург: Сократ, 2005.

8 – 9 класс – работа ведется по учебнику Л. А. Обухова, В. А. Шкерина, Г. С. Шкребень, Екатеринбург, Сократ, 2005.

Общая характеристика учебного предмета

История Урала – общественная историческая наука. Курс истории Урала имеет комплексный подход в изучении данного большого региона. Как средство познания окружающего мира, история Урала обеспечивает развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей обучающегося, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализация деятельности подрастающего поколения. История Урала - форма хранения и усвоения различных знаний. Она связана со многими школьными науками: географией, Всемирной историей, химией, литературой, музыкой, изобразительным искусством, живописью и пр. История Урала имеет большое воспитательное значение. Прививает любовь к своей малой родине, патриотизм.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

  1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

  2. Технология проектной деятельности.

  3. Технология личностно-ориентированного обучения.

  4. Новые информационные технологии.

  5. Нетрадиционные формы организации уроков.

  6. Различные источники географической информации

Сроки и этапы реализации программы ориентированы на конечный результат.





3.Содержание учебного предмета

История Урала 5 – 6 класс

1 глава -- 12 час.

Происхождение народов Урала

Древнейшие жители нашего края

Эпохи древнейшей истории.

Эпоха камня ( от 300 тыс. лет назад 4-3 тыс. до н. э.), бронзы, железа.

Каким был Урал, когда сюда пришли первые люди.

Первобытные охотники. Родовые общины. Старейшины.

Уральский камень в руках древнего мастера. Яшмовые месторождения.

Экспедиции. Нуклеус. Ножи. Составные лезвия. Рабочие поверхности.

Ретушь.

Тайны Уральских пещер (документ)

Ямазы-Таш (Игнатиевская – отшельник Игнатий).

Рисунки. Капова пещера – Башкирия - (Шаманы-колдуны).

Охотники и рыболовы эпохи камня -27 час

Когда отступили ледники.

Мезолит (средний каменный век 8 – 6 тыс. лет до н.э.). Исчезают носороги и мамонты.

Переселение людей на Север Урала. Круглогодичное обитание на Урале.

Полуземляночные постройки, сезонные стоянки. Каменные грузила для сетей, костяные и роговые остроги, каменные инструменты, лук, стрелы, лодки.

Изобретения мезолитических уральцев.

Археологи. Находки. Лыжи. Легкие сани, весла, луки, туяса, деревянные скульптуры – идолы.( антропоморфные – человекоподобные). Шигирскийторфянник. Горбуновский и Кокшаровский торфянники.

Откуда в скале стрелы? (документ).

Ледяная пещера – г.Кунгур. Экскурсии. Сталагмиты. Святилища. Рисунки –Идрисова, Мурадымовская пещеры. Пещерное святилище скалы дыроватой

( река Чусовая). Найдено – более 20 тыс. каменных, костяных, бронзовых и железных наконечников стрел, ружейные пули и дробь.

Уральский неолит.

Завершает неолит – новый каменный век (5-4 тыс. до н.э.). Теплый, влажный климат. Широколиственные леса. Археологическая культура. Соседние народы (финоугорские). Угры – манси и ханты. Другие народы: коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты, мордва, марийцы. Их далекие родственники современные прибалтийские народы – финны, эстонцы, карелы, ижорцы, вепсы. А также венгры.

Меняли ли коров на камни?

Раскопки – кости домашних животных. Животноводство – менее 7 тыс. лет назад (лошади, коровы, козы попали в результате обмена яшмы на скот).

Древнейшие уральские гончары.

Глиняная посуда - около 7 тыс. лет назад . Керамика – улучшение в жизни. Обожествление духами. Рисунки.

Рисунки на скалах(документ).

Пещеры не становятся святилищами. Святилища – на берега рек (Вишера, Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Исеть, Серга, Уфа, Юрюзань). Рисунки животных, встречи людей с инопланетными существами. Тотемы. Душа. 7 – 5 тыс. лет назад – рисунки охрой. Шаманы (бубен).

Первые уральские металлурги.-34час.

Копи древней чуди (документ).

Рудные месторождения. Чудские копи – медеплавильные заводыпроработали до 18 века. Историк П.А. Словцов. Чудь – финно - угорские племена. Связь с Чудским озером.

Первооткрыватели металла.

4 – 3 тыс. до н.э. – новая эпоха – эпоха меди. Качество меди. Медно-каменный век – энеолит. Медные песчанники. Малахит, азурит. «Малахитово-азуритовый пояс». Обнаружен более 5 тыс. лет назад племенами скотоводов. Переселились в Оренбуржье, в предгорья Урала из Поволжья – обрабатывали медь. Хоронили умерших .Каргалинские медные рудники (с 3 тыс. до н.э. до 19 века). Мировая торговля. Народы перемещаются из степей на уральские леса.

Поселения металлургов.

2тыс. до н. э. и до 15 века до н.э. – на Урале – бронзовый век. Качественные орудия труда. Городища. Укрепления. Могильники. Синташтинская культура. Аркаим. Разводили рогатый скот, лошадей. Находки металлургии, обработка бронзы, куски малахита, азурита, шлаки, слитки металла, заготовки и готовые орудия, остатки печей, бронзовые предметы, керамические формы и прочее.

Ремесло и волшебство.

Кузнецы - литейщики. Инструменты. Литейные формы. Различные виды бронзы. Работу превращали в обряд. «Колдуны-металлурги». Синташтинцы–двухколесная колесница.

Первые земледельцы Урала.

Степи Южного Урала – родина уральской металлургии и уральского земледелия. Алексеевская археологическая культура. Возраст уральского земледелия - не менее 5 тыс. лет. (Найдены зерна пшеницы и орудия труда).

Идолы на длинных ногах.

Лесные жители. Поклонение животным, птицам, героям-предкам. Горбуновский и Шигирскийторфянники. Фигурка лося, деревянные ковши и черпаки. Мифы о сотворении мира на керамическом сосуде (ст. Палкино близ Екатеринбурга).

Необычные вещи Турбинцев.

Турбинская культура – середина 2 тыс. до н. э. (Прикамье). Могильники. Бронзовые и серебряные наконечники копий, бронзовые ножи, бронзовые полые топоры – кельты. Река Ока.

Когда человек начал изменять окружающий мир.

Специализация отдельных групп населения на выплавке и обработке металлов, начавшаяся в энеолите (эпоха бронзы). Человек уже начинает не всегда положительно влиять на природу!

Кочевники и лесные народы- 26 час.

Люди с козьими ногами (документ)

Геродот. Описание земель. Скифия. У подножия высоких гор – люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык… Письменное известие об Уральских горах.

Кто плавил металл за оборонительными стенами?

7 век – железный век. С 7 – 3 век – археологи называют иткульцами. Городища, поселения, погребения, укрепления, святилища, металлургия, изделия из меди. Гумешевский рудник, различные месторождения. Плавильные камеры. Топливо – древесный уголь.

Ананьинцы и их потомки.

Ананьинская культура(5 – 3 века до н. э.) Народы бронзового века. Селища. Набеги кочевников. Знать. Скотоводство. Охота. Обработка бронзы и железа. В могильниках – короткие мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники копий и стрел. Греки называют фиссагетами. Ананьинцев называют предками уральских народов, как удмурты и коми. 3 век до н. э. – низовья Камы, по р. Белой и Ик –пьяноборская культура. В Среднем Прикамье – гляденовская. По р.Белой – кара-абызская. Костища, жертвенные предметы, жертвоприношения.

Кочевники Ю. Урала.

Кочевое скотоводство. Кочевые народы Ю.Урала: саки, савроматы (сарматы). Кочевали. Посредники в торговых связях лесного населения Прикамья и жителей Средней Азии.

«Пирамиды» на Урале.

Курганы. Город – Курган. Военные союзы – племена. Вожди. Родовая и военная знать. Загробный мир. Разная высота курганов. Склепы.В погребениях – много оружия. Яркая культура. Из железа – мечи, кинжалы. Из бронзы – наконечники стрел, детали конской упряжи, большие двуручные котлы. Женщины – бусы из камней и непрозрачной стеклянной пасты, зеркала, женское оружие. Амазонки. Искусство «звериного стиля».

Святилища «с усами» (документ).

Курганы « с усами» - степи Ц.Казахстана до Ю.Башкирии. Особенность курганов.

Итоги раннего железного века на Урале.

Эпоха железа. Многочисленные войны. Вожди, дружинники. Расслоение общества. Разделение труда. Северные племена – охота. Южные племена – земледелие. Обмен. Украшения «в зверином стиле». Климат становится суше. Сокращение кочевого населения – воюют.

От великого переселения народов до монгольского нашествия.-12 час.

Череда народов.

2 в. н. э. – на Ю.Урал и Приуралье пришли гунны. Тюркоязычные народы.

2-4вв. гунны смешались с сарматами и др. местными народами. Движение гуннов на Запад – эпоха Великого переселения народов. Новые археологические культуры.

Венгры и болгары – «коренные уральцы»?

Современные венгры – родственники манси и хантов. Находки. 8 век – венгры пришли из лесостепей Зауралья в Ю. Зауралье, затем – на запад. Из Приазовья на Дунай – тюрки (болгары), часть – на Волгу, в Соликамск, ВерхнееПрикамье (страна Вису). « Страна Йура» (Югра). Глиняная посуда, гончарный круг,украшения, монеты. Торговля, воины – наемники. Мусульманство. Аллах. «Слово о полку Игореве».

Земледельцы, охотники и скотоводы.

1 тыс. – обряд погребения. 4 – 5 вв. ломоватовская культура (г. Пермь, верховья р. Камы), неволинская (бассейн р.Сылвы). 7 – 9 вв.- поселки металлургов и кузнецов. Прядение, ткачество, гончарство, обработка кож, кости и дерева. Городища. Земледелие. 9 – 10 вв. – от Чусового озера до р. Чусовой – Родановская культура. Пашенное земледелие и скотоводство , металлургия, металлообработка, ювелирное дело, ( добыча соли - Прикамье). Сылвенская культура – р.Сылва. Земледелие, охота, военное дело.

«Серебро Закамское » (документ)

Коллекция древневосточного и византийского серебра – в Эрмитаже. Находки.

Монгольское нашествие

13 век – полчища завоевателей – монголов. Половцы разгромлены. 40-е годы 13 века – монгольский хан Батый создал Золотую Орду.

Язычество и ислам.

Кочевые племена. Языческие святилища. Церемонии. Ислам (башкиры). Первая половина 9 века – военно-политический союз башкорт – «волк-вожак».

2 Глава

Вхождение народов Урала в состав России.-15 час.

Освоение края.

Урал и Русь в 11 – середине 15в.

О чем эта глава?

Длительный процесс происхождения уральских народов. Люди осваивают новые пространства. Учатся жить с коренными народами. Взаимное обогащение национальных культур.

«Повесть временных лет» об Урале.

Данные археологии. Письменные источники греков и арабов. Нестор-летописец. Походы дружины. Дань.Топонимические названия Урала.

Как возникло слово пермь?

Предполагали, что так называли население Вычегодского бассейна предков коми-зырян. Слово пермь пришло из языка вепсов, с Европейского Северо-Запада. Перама, перемь, пермь. Позже стали называть Пермью Великой. Нселение – пермяне ,пермичи, пермяки.

Соперничество за Урал.

Феодальная раздробленность. Кровопролитная война 1207 год – г.Великий Устюг.1220 год – внук Ю.Долгорукова совершил поход от верховьев Камы до ее впадения в Волгу. 1230-е гг. и в 1240 – соперничество за Урал – монголов. Власть Золотой Орды. Юрий Данилович. Иван Калита. Дмитрий Донской. Стефан Храп. Миссионерство. Стефан Пермский. Крещение Перми.

Что означает слово Урал?

Горы. Камень. Пояс. Каменный Пояс. Нер, т.е. «камень». Уралтау – тау – гора). В 18 веке название Урал распространилось на весь наш край.

Русские и коренные народы края.

Письменные и археологические источники о крае. Родановская культура. Коми-пермяки – дали много названий рекам, полям, гора-кар - (укрепление);- горт- (дом, родина); -ва-(вода); - шор- (ручей); - ыб-(поле)…

«Городки изначальные».

Начало 15 в. – Анфаловский городок. 1430 год - на р. Усолке – Усолье Камское. Солеваренное производство ВерхнегоПрикамья.

Полюд-Богатырь, Пера и Пеля (документ).

Богатырь защичаетвеликопермские земли. Топнул ногой, затряслась земля, вышла Вишера из берегов и потопила незваных пришельцев…

Пермь Великая в составе Русского государства. 20 час.

«Под высокую руку Москвы»

Собирание Руси вокруг Москвы. Князь Великий Василий Васильевич. Князь Ермолай. Михаил Ермолич.

Крещение Перми Великой.

Христианизация.1455г. – епископ Питирим. Епископ Иона – 1462г. Первый на Урале Чердынский Иоанно-Богословский монастырь. Крещение жителей Перми Великой. Фресковая роспись -19-20 век. 16-17 вв. – храмы в Чердыни и Соликамске.

Как Стефан Пермский на камне плавал (документ).

Стефан Великопермский. Язычников-пермяков учил. Крест. 1939 г. Безбожники разрушили часовню.

Раздор между Русским государством и Пермью Великой.

Земля подвергается разорительным набегам отрядов Казанского и Сибирского ханств. Москва борется за земли. Михаил Ермолич. Противоборство Новгорода и Москвы. Московский князь Иван3 организовал поход на Пермь Великую. Вхождение Перми Великой в состав Русского государства.

Конец Великопермской династии.

Князь Михаил Ермолич. Василий 3. Василий Ковр. Иван 4. Наместники.

Борьба с набегами.

Опасность Казанского и Сибирского ханств. Разорительные набеги татар и вогулов. Летописи. Пелымский князь Асыка. Михаил Ермолич. Хан Кулук-Салтан.

Первый кремль на Урале.

Первый на Урале кремль. Укрепления. Приспособления на случай войны. Кремль – важное оборонительное сооружение на пути из Москвы в Сибирь. В Прикамье есть и другие такие места от нападений.

Что такое колонизация?

Колонизация – а) поселение; б) освоение новых земель; захват территорий.

16 в. – опасность татарских и мансийских набегов. Оборонительные стены.

Освоение Урала и завоевание Сибири.-20 час.

Присоединение Башкирии.

Иван 4 Грозный. 1552г.- под натиском русских – пало Казанское ханство. Ногайский властитель Акназар. Восстание башкир. Западные племена башкир приняли русское подданство. В 1554г. К 1557г. – башкиры вошли в состав России. Добровольный характер. Восстания. С бунтовщиками – расправа московского царя.

Владения Строгановых.

Аника Федорович Строганов. Жалованная грамота 1558г.(осваивать земли).

Канкор,Орел,Усолье.

Аника Федорович, сыновья, Строгановы. Письменные источники, археологические находки об Орле-городке. Наконечники стрел, копья, рогатины, кремни пищалей, изразцы, изделия из резной кости, остатки металлургического производства и монеты Ивана 4. Устройство сатрогановской усадьбы. Сеть оборонительных поселений.

Подземные лабиринты разбойников и монахов (документ)

Городок Усолье. Архитектурные памятники. Село Пыскор.

Строгановы и хан Кучум.

Оборонительная линия. Сибирский хан Кучум. Маметкул перебил русских, остяков. Приказ изгнать татар. Строганов умер. Сын и его внуки.

Сибирское взятие.

Легенда об атамане Ермаке. Личность Ермака – загадка уральской истории. Орел-городок. Разгром Сибирского ханства. Разорительный набег пелымского мурзы БекбелияАгтаева. На р. Туре – встреча с татарами. Иван 4. Гибель Ермака. Русскими освоена Сибирь.

Герой легенд и преданий.

В памяти уральцев – Ермак. Предания. Легендарный атаман. Ермак – сподвижник Разина и Пугачева. У камня Шайтан.

Бабиновская дорога.

Как вогулы помогли царский указ исполнить.

Западная Сибирь покорена. Необходима дорога. Артемий Бабинов. Дорога через хребет.

Новый путь из Европы в Азию.

Под руководством Бабинова. «Новая Сибирская Верхотурская дорога». Первопроходец – Бабинов.

Село Караул и станции ямы.

Значение Соликамска. Солеварение и торговля, каменное строительство. Мастера каменного, кузнечного, иконописного дела. Почта. Крестьяне и служилое население.

Город в верховьях Туры.

Город Верхотурье. «Гостиный двор» – торговля с сибирскими жителями. Верхотурье – военно-административный и транспортно-перевалочный центр.

«Сибирский вожОртюшкаБабинов».

Открытие дороги освещено в летописях, документах, книгах, народных преданиях. Ортюшка – «первопроходец и сибирский вож».

По следам первопроходца.

Биография Бабинова не достаточно известна. Похороны Бабинова. Память о землепроходце.

Значение Бабиновской дороги.

15 -17 век – открыт путь в сибирские просторы. Значение дороги( путь в восточные страны, товары, переезд опальных людей…)

Урал в 17 столетии. -34час.

Пермянка.

Соль. Солигалич, Солигорск, Соливычегодск, Илецкая Защита (Соль-Илецк), Усолье Камское – Соль Камская – Соликамск.Пермянка – солеваренный промысел. Покупка соли. Конкуренция!!!

Первые металлургические заводы.

Расцвет солеваренной промышленности. Река Яйва – медная руда. Экспедиции. Иностранные мастера. Разведочные работы. Красноборский железоделательный завод.

Пути-дороги «голутвенных и оскуделых людишек».

17 век – колонизация территории Урала. Соборное Уложение(1649 год). Мамин-Сибиряк.

Новые уезды на карте Урала.

Падение Казанского ханства вызвало переселение народов. Федор Елисеев. Прибыль от земледелия. Кунгур сожжен татарами. Чердынский и Соликамский уезды. Верхотурский и Пелымский уезды. Рост городов – переселение народов.

Монахи и вольные казаки.

Роль монастырей. Черный поп Иона. Переселенцы. Вклады. Монастырские крестьяне. Киприан. Основание городов.

«На воровские промыслы Стеньки Разина не прельщаться…

Бегства крестьян. Пришлые ищут работу на солеварнях. Бунты городских низов. Национальные движения, крестьянское и антифеодальное, зачатки рабочего.

Культура Урала в 15 -17 веках.-25 час.

Взаимодействие культур и народов Урала.

Множество народов. Особенности культур. Особенности орудий труда. Ясак. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, промысел, конструкция избы (керку). Украшения, убранство…

Деревянное зодчество.

Жилище – трехкамерная (изба, сени, клеть). Первые христианские церкви, храмы. Уральское деревянное зодчество.

Уральский Суздаль.

Первое каменное здание на Урале – 1623-1624гг. (Иоанно-Богословский монастырь)… Каменное зодчество. «Суздаль».

Дом – крепость.

Дом воеводы. Три этажа, укрепления, бойницы, лестницы, внутристенные ходы, коридоры и прочее. Потайной выход за пределы города.

Иконопись и лицевое шитье.

Династия Строгановых. Высокий уровень исполнения художественных произведений. Художественные мастерские. Строгановская школа иконописи, миниатюры, строгановское лицевое шитье.

Книги Старого Урала.

Рукописные, дороги. На рубеже 17 – 18вв. жертвовал книги Г.Д.Строганов. Далматовский монастырь.

3 глава.

Урал в 18 веке.

Создание крупной промышленности -20 час.

Что такое горнозаводская промышленность?

Царь Петр 1. Преобразования. Горнозаводская или горная промышленность. Добыча полезных ископаемых, переработка, металлургия, изделия. Горные школы, горное чиновничество, горные рабочие, горная власть.

Причины превращения Урала в основной металлургический район России.

Задачи Петра 1. Война. Металлургическая промышленность. Оружие. Обнаружена руда на Урале. Урал – металлургический район.

От кузнеца до заводчика (документ)

Никита Демидов. Династия. Мастер-оружейник. Народные предания и Демидов.

Капитан Татищев и капитан де Геннин.

Указ Петра 1. Демидовы – привелегии. Система государственного управления. Тимофей Бурцев. Строительство завода-крепости на берегу реки Исети. Екатеринбург. Егошинский медеплавильный завод (город Пермь).

« Горная власть», заводы и заводские работники.

Берг-коллегии. Татищев. Геннин. Переименование ведомств. Заводские конторы. Заводские управители. Казенные и частные заводы (владельческие и посессионные). Приписные крестьяне, мастеровые, работные люди.

Оренбургская экспедиция-25 час

Россия, Южный Урал и Средняя Азия.

18 в. – десятки экспедиций (военно-политическое, хозяйственно-экономическое, научное значение). Южный Урал – природные богатства. Набеги киргиз-кайсаков.

Организация и начало экспедиции.

1731 год – киргиз-кайсаки – российское подданство. А.И.Тевкелев. Петр 1. И.К.Кириллов – атлас России. Экспедиции.

Строительство крепостей.

Башкирское восстание. Кириллов и Татищев. Строительство форпостов. Возведено 4 десятка крепостей. 1736 год – «Челябинский городок». Далматовский монастырь.

Создание Оренбургской губернии.

Орская крепость. И.И.Неплюев. 1743 год – Оренбург. Торговля. 1744 год – создание Елизаветой Петровной Оренбургской губернии.

Оренбургское казачество.

Оренбургская экспедиция. Неплюев – оренбургское казачье войско. Назначение атамана. Охрана крепостей, постов, разъездов, участие в боевых действиях и прочее.

Экономика Урала в 18 веке. -24 час.

Металлургические заводы и их владельцы.

18 век – 176 заводов (123 чугуноплавильных и железоделательных, 53 медеплавильных). Страна выходит на 1 место в мире по производству черных металлов. Благодарность – Уралу. Демидовы. Строгановы. Купечество. Основание новых заводов.

Новые «профессии» заводского Урала.

Военная продукция. Изготовление монет. Церковные колокола. Самовары. Ювелирные изделия из золота.

Трудные времена для солеваров.

Солеварение. Строгановы, Суровцевы, Ростовщиковы. 1747 год – добыча озерной (самосадочной) соли на астраханских озерах. Низкая себестоимость, конкуренция!!!

Сельское хозяйство и промыслы.

Кунгур – хлеб. Распашка оренбургских степей. Ярмарки. Заводская работа и промыслы (посуда, подносы…). Месторождения родонита. Эксплуатация монастырских крестьян. Восстания. Скотоводство. Север Урала – охота (пушнина).

Труженица Чусовая, красавица Чусовая (документ).

Главная дорога для перевозки продукции – река Чусовая. Лодки-коломенки, туристы.

Большой Сибирский тракт.

Бабиновская дорога теряет былое значение. Пермское наместничество. Промыслы, негорнозаводская промышленность, торговля.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.- 12 час.

Рождение легенды о царе-избавителе.

Петр 3 Федорович свергнут. Императрица Екатерина 2. Самозванцы.

Емельян Пугачев.

Много испытаний. Воинский опыт. Выдает себя за «государя Петра Федоровича». Урал – болевая точка Российской империи.

«Высокое имя императора».

Пугачев схвачен, посажен в казанскую тюрьму, бежал. Мощное восстание.

Ход восстания.

80 казаков; 2,5 тысячи бойцов; присоединяются многочисленные башкирские отряды. Салават Юлаев. По Уралу распространился народный гнев.

«Батюшка Емельянушка».

Подавление выступления Екатериной. Предать забвению имя Пугачева! Переименованы географические названия.

Образ Пугачева в творчестве А.С.Пушкина.

Исследовал историю восстания. «Капитанская дочка»

Культура Урала 18 века.-12 час.

Православные храмы Урала.

Архитектура, зодчество. Церкви, храмы. Верхотурский кремль. Двухэтажный храм – Успенский собор и другие.

Как строились заводы?

Гигантские заводы, плотины, большие цеха, тысячи рабочих.

Почему наклонилась башня? (документ)

Различные версии. Особенности конструкции.

Искусство горнозаводского края.

Особенность старообрядческой иконописи. Камнерезное, самоварное, колокольное, искусство, тагильские лаковые подносы.

Народное просвещение.

Введена грамота, и азбука. Словесные, арифметические, немецкие, латинские, татарские школы, духовные семинарии, главные народные училища, гарнизонные и прочие школы. Династии заводчиков.

Изучение уральского края.

Татищев. Горная аптека. Лечебные минеральные вещества. Соликамск – ботанический сад. 1734г. – Оренбургская экспедиция. Изучение Пугачева на Урале. Изучение культуры.

История Урала 7 – 8 класс

Глава 1

Урал в 19 – начале 20 века 12 час.

Горнозаводской край

Восстановление « горной власти»

19 век – лидер по производству черных металлов (Урал). Восстановлены высшие органы промышленного края. Округа управляются окружными конторами. Зарплата.

«Дней Александровых прекрасное начало».

Александр1 – преобразования. Екатеринбург – город.18 век – бунт приписных крестьян – зарплата.

Генерал Глинка и военно-заводской режим.

Глинка участвовал в войне с Наполеоном. Заводские мастеровые – жалование, провиант. Выступления мастеровых на березовских золотых приисках.

Иностранные мастера.

Промышленный переворот. Техника.

Горные инженеры и крепостные механики.

Промышленный переворот. Пример – Англия. Приглашают на заводы Урала. Екатеринбург – механический завод. Петр Тет. Джеймс Карр и др.

Горные инженеры и крепостные механики.

Уральские инженеры высокого класса – П.П.Аносов, П.Г.Соболевский, И.П.Чайковский и другие. Внедрение новой техники.

«Золотой ураган».

«Золотая лихорадка». Березовское месторождение (золото). Отыскать серебряные руды! Золотодобывающая промышленность России. Кустари-старатели.

«Большой треугольник» (документ)

Алмазный фонд России – самородок с Ю.Урала – 36кг. Александр 1. К 1840г. на Урале добыто многие тысячи килограммов золота.

«Урал – настоящее Эльдорадо!»

1819г. – «новый сибирский металл» - платина. 1823г. - уральские сапфиры, 1828г. - аметисты, аквамарины, 1829г.- алмазы, 1831г. - изумруды.

Потеря лидерства.

Начало 19 века Росся по производству черных металлов – 1 место. 1860г. – Англия – 1 место, т.к. в России – крепостничество.

Города, заводские поселки и села 12 час.

Уральское крестьянство.

Основная часть населения. Земледельцы – казенные (государственные) крестьяне. Без прав. Крестьянские промыслы. Наемные работники. Охота, лесозаготовки, сплав.

Древние уральские города.

Соликамск, Чердынь, Верхотурье, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Оса, Сарапул, Слободской – солеварение, банки, кредитные заведения и т.д.

Торгово-промышленные центры Урала.

Пермь – торговый город. Ремесленники. К.Ф. Модерах - губернские дороги, народные училища, гостиный двор, выложил камнем набережную Камы. Оренбург, Троицк – благоустройство – губернатор В.А.Перовский. Дворцы, здания, первый водопровод, парки, училища. Кунгур – кожевенное производство. Салотопенное, свечно-сальная, мыловаренная, клееварная промышленность, пошив перчаток, рукавиц, пальто, обуви.

«Золотой век» Екатеринбурга.

Золотопрмышленность. Здания театра, благородного собрания. Изящный стиль. Коммерческий банк (ссуды). Купеческие разгулы богатых, строительство особняков.

Екатеринбургский акрополь или проклятая усадьба? (документ)

Купцы Расторгуевы – Харитоновы. Усадьба. Проклятие зодчего.

Ирбитская ярмарка.

Каждый февраль – ярмарка. Товары, масса покупающих, торгующих. Профессиональный театр. Коммерческий банк.

Учрежденные города.

Екатерина 2 –уездные города. Челябинск, Оренбург, Бугуруслан, Оханск. Хлебопашество, пчеловодство, рукоделие, скотоводство.

Заводские поселки.

Мамин-Сибиряк описывает красоту Н.Тагила. Различные фабрики. Шесть населенных пунктов Урала официально числятся городами, а остальные – поселками.

Первые пароходы.

Необходимость речного транспорта. 1815г. - К.Берд – первый пароход. 1816г. – П.Г.Соболевский – паровой бот для владельца. Пароходы на Каме. Пермское пороходное общество. Кама – 11 пароходов, пассажирское сообщение.

Развитие обрабатывающей промышленности.

Кожевенное производство. Салотопенная промышленность. Экспорт. Свечи, мыло. Продукция заводов – большая прибыль. Стекольная промышленность и бумажное производство. Наемные рабочие – производительность труда.

Уральские бунтари и ссыльные революционеры -10 час.

Эхо «бунташного» века.

Реформа. Волнения на заводах.

«Возмутитель» Егор Дюрягин. Золотые прииски Березовского. Реформатор Сперанский. Жертвы.

Клим Косолапов и Григорий Зотов. Волнения в Кыштыме. «Казенная изба». Расторгуев, Зотов, Харитонов.

Ревдинское восстание.

Волнения за права казенных мастеровых. Глинка пишет рапорт насчет содержания людей на казенных заводах.

Ссыльные декабристы.

Курган, Туринск – два города для ссылки первых революционеров. Вслед за декабристами едут жены.

Ази-Гезга и Общество вольности.

Тайные общества. Андрей Лоцманов. Арест. Устав общества. Петр Поносов.

Крестьянские бунты.

Эпидемии холеры и неурожаи. Восстание стало вторым по силе после Пугачева. «Картофельные бунты».

Загадка Черносвитова (документ)

Мужественный Черносвитов. Публикует проект дирижабля, опередив русскую авиационную мысль.

Петрашевцы в Оренбуржье.

Тайные политические кружки. Аресты, отданы в солдаты, вернулись из ссылки.

Реформы 1860 – 1870-х гг. 10 час.

Необходимость отмены крепостного права.

Объявлена война Османской империи. Боевые действия в Крыму. Защитники Севастополя. Нахимов. Поражение в Крымской войне. Антикрепостническое движение крестьян и рабочих Урала.

Освобождение крестьян.

Накануне отмены крепостного права почти 70% помещичьих крестьян – в Пермской губернии. Манифест подписан Александром 2 - 19 февраля 1861 года.

Отмена крепостного права на горных заводах.

Получили свободу не только помещичьи крестьяне, но и работники владельческих, посессионных и казенных заводов. Владельцы горнозаводских округов не желали отдавать землю.

Крестьянские и рабочие волнения.

Разочарования реформой. Народные восстания (прикамские земли, в Пермской губернии, на Березовских золотых приисках, на Лысьвенском заводе. Июнь 1861 года – недовольство пошло на убыль.

В честь отмены крепостного права (документ)

Повсюду создаются монументы.

Уральские земства.

Следующими последовали земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Городское самоуправление.

1863г. – Екатеринбург лишен статуса горного города. Реформа городского самоуправления. Мухлынин – городской голова. Открыта библиотека, женские училища, реставрация Свято-Троицкого собора, пособия бедным.

Судебная и военная реформы.

Судебная – самая пргрессивная. Военная – прошла оперативно.

Реформы в казачьих землях.

Менее затронуты преобразованиями. У них – самоуправление.

Урал капиталистический.-12 час.

Пережитки крепостничества и конкуренция Юга.

В наследство от крепостной эпохи промышленности осталось крупное горнозаводское землевладение, устаревшее посессионное право, поземельные отношения между заводчиками и рабочими. Убыточные предприятия. Прибыль. Каменный уголь. Конкуренция с Югом России.

«Царь-пушка» и «Царь – молот» из Мотовилихи

Артиллерийские орудия. Гигантская чугунная пушка (45т.). Паровой «Царь – молот» (сила удара – 160т.)

Железнодорожное строительство.

Проблема транспорта, оторванность Урала от рынков сбыта. Не всегда удобно использовать речной транспорт. Проект создания ж/д. 1874г. – прокладка ж/д. Разработка проекта Транссибирской магистрали. Другие дороги. Литературные произведения.

Сельское хозяйство.

99% всех посевных Урала – рожь, пшеница, овес, ячмень. Небольшие объемы – горох, гречиху, просо. Вятская, Пермская губернии – лен. Пермский красный клевер. Батраки. Аренда.

Речной транспорт.

Судоходство. Крупнейшие судоходные компании. Извозный промысел. Система гужевых перевозок. Прибыль. Паровое судоходство.

Акционерные компании и монополии.

Улучшение рынка сбыта. Устаревшее оборудование. Нужнареконструкия заводов. Акционерные общества. Акции.

Иностранные капиталы и уральские заводы.

Акции. Акционерные общества. Банкротства. Постройка новых заводов.

Медь, золото и платина.

Контролируют британские фирмы. Уральская Калифорния (95%) мировой добычи платины.

« Надо будить Урал!»

Экспедиции Д.И.Менделеева. Нужна приватизация заводов.

Революция 1905 – 1907гг-15 час.

Трудные времена.

Экономический кризис. Активизируются революционеры.

Начало революционных событий на Урале.

Январь 1905года. Советы рабочих депутатов. Массовые аресты. Деятельность эсеров. Эсдеки. Меньшевики.

Крестьянские выступления.

Рост крестьянского движения. Всероссийский крестьянский союз. Приговоры. Требуют наделение землей, снижение налогов, созыв государственной думы.

Отклики на создание манифеста 17 октября 1905г.

Мирная демонстрация в Перми. Столкновения. Избиения бунтовщиков. Еврейские погромы. Столкновения революционеров и черносотенцев.

Декабрьские вооруженные выступления.

Поддержка многими городами. Мотовилиха – перестрелка. Столкновения в Челябинске, на станции Чусовской, в Уфе и Вятке. Тайные агенты.

Уральская буржуазная революция.

Требования. Некоторые уральские предприниматели поддерживают забастовщиков.

Либеральное движение.

Политические организации. Создание профсоюзов. Выборы в 1 Государственную думу. Разные партии, программы.

Благородные разбойники или политические бандиты? (документ)

Революционеры – боевые дружины. Убийства царских чиновников и провокаторов.

Итоги революции на Урале.

Главный итог – расширение политических свобод в стране. Выборы. Царь дважды разгонял Государственную думу, наступления на политические свободы.

Урал в годы Первой мировой войны. -12 час.

Большая война.

28 июня – застрелян австрийский эрсгерцог – конфликт. «Сараевское убийство» - Первая мировая война. Влияние на развитие уральского края.

Перестройка промышленности на военный лад.

Заводы еще не подготовлены к военной миссии. Спешная перестройка. Заказы. Новое оборудование. Развитие предприятий.

Изменение в составе рабочего класса.

Мобилизация квалифицированных рабочих. Нехватка рабочей силы- «желтые» рабочие, русские и кавказцы, военнопленные.

Война и сельское хозяйство.

Разрушающее действие. Остались без работников-мужчин.

« Буйства» запасных.

Предвоенная мобилизация –волна беспорядков. Восстания. Запасные. Лысьвенский бунт. Прокламации.

Патриотическое движение.

Война объявлена «Второй Отечественной». «Все для фронта, все для победы!» Благотворительные организации. Акции помощи пострадавшим.

Нарастание политического кризиса.

Тревожные вести с фронта. Тяготы окопной жизни. Нелегко в тылу. Женщины-солдатки громят магазины и хлебные лавки. «Война до победного конца!»

Культура Урала 19 – начала 20в.- 12 час.

Народное образование.

Александр 1 – одногодичные приходские и двухгодичные уездные училища, четырехгодичные гимназии. Поступают в университеты даже крестьяне. Различные школы, Горный институт.

От Усолья до Невского проспекта.

Воронихин - знаменитый русский зодчий.

Искусство горнозаводского края.

Архитекторы. Камнерезное искусство. Уральские камни – в Эрмитаж. Артисты. Художественный фильм.

Урал в писательских судьбах.

С.Т.Аксаков, словарь В.И.Даля, поэт Т.Г.Шевченко, классик уральской литературы - Д.Н.Мамин-Сибиряк, Ф.М.Решетников,А.Грин.

Ученые мужи Урала.

И.М.Первушин – преподаватель Пермской семинарии, историк, статистик,географ, директор Уральского горного училища Н.К.Чупин.

От бельевой корзины до Сибирско-Уральской выставки.

О.Клер – изучение края и улучшение быта народа. Собраны экспонаты и книги .«Записки УОЛЕ»

«Россия не продается!» (документ)

1900г. – выставка в Париже. Много наград Уралу. Предложено продать павилион с образцами за 2 млн. рублей.

2 глава.

Урал в 20 веке.

Революция1917г. на Урале. – 34 час.

Начало революционных событий. КОБы и Советы.

Отречение Николая 1.Временное правительство. КОБы – умеренные социалисты. 140 Советов на Урале.

Революционеры и либералы.

Активизация политической деятельности. Эсдеки, меньшевики, эсеры, кадеты.

Рост влияния большевиков.

Попытка большевиков захватить власть. Аресты. Восстание в Петрограде.

6 съезд большевиков. Путч генерала Корнилова.

Установление власти большевиков.

Начало Гражданской войны. Заводские центры в руках Советов. Забастовка.

Родственники Ленина – жертвы большевиков (документ).

Ардашевы. До революции 1917г. дожили двое братьев.

Первые экономические преобразования.

14 ноября 1917г. – постановление об установлении рабочего контроля над производственной и финансовой деятельностью предприятий. Некомпетентное руководство – безработица. Крестьянство за Декрет о земле. Кулацкие мятежи.

Урал в огне Гражданской войны.

Чехословацкое выступление.

Гражданская война. Брестский мир. Экономический кризис. Продовольственная диктатура. Мобилизация в Красную армию. Чехословацкий кризис. Восточный фронт. Атаман Дутов.

Под красным знаменем против красных (документ)

Ижевско – Воткинское восстание. Д.И.Федичкин. Народноармейцы. Л.Д.Троцкий.

Красный террор.

Красные войска – карательные экспедиции. Практика захвата заложников. Пермская губерния – место ссылки и гибели династии Романовых. Убийство Пермского священника и36 монахов.

Антибольшевисткие правительства.

25 июля советские войска покидают Екатеринбург. Временное областное Уральское правительство. Директория.

« Пермская катастрофа».

Восточный фронт, Южный фронт. События на Северном фронте. Адмирал Колчак. Восстание кавалеристов. Белый террор против большевиков.

Изгнание Колчаковцев с Урала.

Декабрь 1918г. - Колчак реорганизовал свою армию. Апрель 1919г. советские войска – наступление. Гражданская война – трагедия для соотечественников.

Новая экономическая политика.

«Военный коммунизм».

Продразверстка и трудовая повинность - «Трудовой фронт». Саботаж продразверстки. Крестьянское антибольшевисткое движение «Черный орел» - Башкирия.

Голод 1921 – 1922гг.

НЭП. Засуха и неурожай 1921г. Люди умирают везде. Комиссии помощи голодающим. Международные организации.

«Мясниковщина».

Г.И.Мясников. Резко критиковал НЭП. Преследования. Арест. Расстрел.

Американские трактористы на полях Урала.

1922г. – ослаблен налоговый гнет на крестьян. Кооперация – снабженческая и сбытовая. Реконструкция плужного завода – производство молотилок и т.д. Лето 1922г. работает на Урале тракторный отряд, созданный американским Обществом друзей.

Восстановление промышленности.

Медленное восстановление. Привлечение частного иностранного капиталла.

1922г. – 17 трестов. Регулирование цен. Электрификация.

Курс на социалистическую индустриализацию.

Декабрь 1925г. Национализация частной промышленности. Перевооружение промышленности. «Генеральный план хозяйства Урала. С 1927Г. – постепенное свертывание НЭПа.

Модернизация по – большевистки.

Промышленные гиганты.

Май 1929г. – первый пятилетний план. Крупнейшие предприятия. Металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность.

От Уралмаша до Тайваня (документ)

«Архипеллаг ГУЛАГ».

Использование труда уголовно-заключенных. 1939г. – Управление лагерей. Труд спецпереселенцев – раскулаченных. Исправительно – трудовые лагеря. В ужасающих условиях с родителями проживают дети.

Коллективизация.

Хлеб – основной продукт. На вырученную за него валюту закупаются станки и оборудование. Сплошная коллективизация.

«Дела специалистов» и «Большой террор».

В.М.Молотов. Маховик репрессий. Просчеты в экономике. И.В.Сталин. Показательные судебные процессы. С августа 1937г. – ноябрь1938г. в СССР проводился «Большой террор».

Урал в годы Великой Отечественной войны.

Арсенал победы.

22 июня 1941г. – Германия напала. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Эвакуация предприятий с прифронтовой полосы. Изменился химический профиль заводов Прикамья. Недостаток топлива для заводов. Опорный край державы!

« В труде, как в бою!»

Проблема с кадровыми рабочими предприятий. «Трудиться за себя и за товарища, ушедшего на фронт». «В труде, как в бою». Строительство новых объектов.

Подвиг колхозного Урала.

Расширение посевных площадей. Лишь с 1944г. медленный рост с/х продукции.

«Все для фронта, все для победы!»

Весь труд во имя спасения Родины. Патриотическое движение. Осень 1941г. – сбор средств на вооружение. Сформированы 533 воинские части и соединения. Более тысячи уральцев – Герои СССР, восемь человек удостоены этого звания дважды.

Легендарный разведчик (документ)

Н.И.Кузнецов.

Действовал на оккупированной немцами Украине. Погиб. Могила – в Львове.

Помощь людям и областям.

Помощь раненым воинам, семьям, ушедших на фронт, детям, эвакуированным из прифронтовой полосы. Помощь районам, бывшим в оккупации. Победа.

Послевоенное восстановление и «оттепель».

Индустриальный Урал после войны.

Мирная жизнь. Восстановление. Важность ускоренного развития.

Создание атомной промышленности.

Свердловская и Челябинская области. Комбинат «Маяк», просчеты и аварии.

Послевоенное с/х.

Восстановление уральской деревни идет медленно. Нехватка специалистов. Символическая оплата трудодней. Укрупнение колхозов – кризис.

Изменения в политической жизни.

1953г. – скончался Сталин. Лидером – Хрущев. В политической жизни – «оттепель», прекратились репрессии, начались реабилитации. Критика культа Сталина.

«Декабристы из Верхнечусовских городков (документ)

Промышленность в 1950-е и первой половине 1960-х годов.

Новые предприятия. Строятся ГЭС. Автоматические линии, модернизируется оборудование, прогрессивные технологии, новые машины, механизмы.

Эксперименты над с/х.

Кончина Сталина. Повышаются закупочные цены, снижаются налоги. «Хрущевское десятилетие» - много успехов и неудач в с/х.

Повышение уровня жизни.

Перебои в снабжении крупных городов. Материальные изменения у сельских тружеников. Рост денежных доходов. Рост покупательской способности. Улучшение бытовых условий у городских жителей.

«Застойный период»

Отказ от реформ. Хрущев смещен. Л.И.Брежнев. Самостоятельность предприятий отсутствует.

Промышленность.

Капиталовложения в промышленность Курганской и Оренбургской областей. Военнопромышленный комплекс. Перерабатывающая отрасль, машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. Изменение в топливном балансе Урала. Легкая индустрия.

Транспорт.

Железнодорожный. Автодороги с твердым покрытием. Газопровод. Воздушный транспорт.

Сельское хозяйства.

Курс на интенсификацию, мелиорацию, освоение новых земель. Животноводство, птицеводство.

«Пермский треугольник».

Специальные лагеря для политических заключенных (Пермь -35, Пермь – 36, Пермь – 37). Отказ от дальнейших экономических реформ. Кризис.

Новейшая история Урала.

Перестройка.

Горбачев. Курс на ускорение экономического развития – перестройка. Зреет экономический кризис. Курган – колхозы-банкроты. Талоны. Очереди. Обмен. Обострение жилищной проблемы. Падение рождаемости в1988г. Курс на демократизацию. Антисоветчики. Гласность. «Народные фронты в поддержку перестройки».

Борис Ельцин: от опального коммуниста до президента России.

Лидер демократического движения. Выступает против злоупотребления властью. Обострение экономической ситуации. Реформы 1991г. привели к кризису плановой экономики. Снижение производства. Президент РФ. ГКЧП. Декабрь 1991г. – распался СССР.

«Шоковая терапия» для экономики.

Е.Гайдар «Отпущены цены». Всеобщий дефицит. Задержки зарплаты. Приватизация. Рост цен опережает рост зарплаты. Задержки зарплаты, пенсий, пособий. Рыночные отношения.

Челябинское двоевластие.

Обострение событий в Москве. Роспуск областного совета в Челябинске.

Короткий век Уральской республики.

Свердловск – Екатеринбург. Область – Свердловская. Губернатор – Россель.

Демократические выборы.

6 августа 1995г. – Россель – губернатор. Формируются представительные органы, уставы. 1998г.- тяжелый финансовый кризис. 1999 – 2000г. – оживление экономики. Выборы2000г. – победа Путина В.В.2000Г. – второй срок ( президент).

Культура Урала 20 века.

Народное образование.

Задача – ликвидация безграмотности. Война 1941 -1945гг. К 1975г. – переход к всеобщему среднему образованию.

Тихая кончина УОЛЕ.

Коллекции библиотек. Музеи. В 1929 -1930ГГ. – лишение государственной и общественной поддержки.

Академическая поддержка.

Академик А.Е.Ферцман. Преобразования.

Писатели в вихре событий.

Я. Гашек, Д.Фурманов, Михаил Осоргин.

Поэты и Урал.

Д.Бурлюк,В.Каменский,О.Мандельштам.

Тайна «Малахитовой шкатулки»

П.Бажов. Книги, сказки.

От Аркадия Гайдара до Виктора Астафьева.

Федор Гладков, Мариэтта Шагинян, Вера Панова, Александр Фадеев, Борис Ручьев, Людмила Татьяничева, Владислав Крапивин, Анатолий Марченко, Леонид Бородин.

Художники, рожденные Уралом.

Александр и Павел Сведомские, Алексей Денисов-Уральский, Михаил Нестеров, Леонард Туржанский.

Уральские ваятели.

Эрьзя,Степан Нефедов, Иван Шадр, Лев Головницкий, Владимир Егоров, Эрнст Неизвестный.

Архитектура.

Архитектурные эксперименты. Градостроитель – Эрнст Май. Побеждает дешевая типовая застройка. Гибнут памятники деревянного зодчества.

Культура конца 20 столетия.

Сложный, но плодотворный путь развития.

Творчество и выбор методик обучения. Разные типы заведений, театральные заведения, молодежная рок-культура, частный театр – «Балет Панфилова». Резкое сокращение государственных затрат на культуру. Низкая оплата работников культуры.

































































8. Тематическое планирование

История Урала – 5 класс

урока

Название темы

страницы

1-18

Вводный урок.

Глава 1

Происхождение народов Урала.

19-35

Глава 2

Вхождение народов Урала в состав России.

Освоение края.

(обобщение знаний)



Итого: 35 часа



История Урала – 6 класс

урока

Название темы



1-18


Вводный урок.

Глава 1

Происхождение народов Урала.



19-35

Глава 2

Вхождение народов Урала в состав России.

Освоение края.

(обобщение знаний)




Итого: 35 часа

















История Урала – 7 класс

урока

Название темы



1-13

Вводный урок


Бабиновскаядогога





14-34


Глава 3


Урал в 18 в.


Создание крупной горнозаводской промышленности


(обобщение знаний)





Итого: 35 часа



История Урала -8 класс

урока

Название темы

1-26

Глава 1


Урал в 19 – начале 20 века


Горнозаводской край




27-35



Урал в 20 в

.

(обобщение знаний)






Итого: 35 часа















9. Поурочное планирование

История Урала 5 класс

урока


Название темы урока

дата

Факт.


Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок

1 глава

Происхождение народов Урала.

Древнейшие жители


Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.


2

Каким был человек, когда сюда пришли первые люди.

(практическая работа)


Рисунки

Творческие работы умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.


3

Первобытные охотники


описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

4

Уральский камень в руках

древнего мастера


Сообщения, рисунки

5

Как делали орудия труда каменного века


Работа с текстом.

рисунки

6

Тайны уральских пещер


Работа с документом, анализ

7

Охотники и рыболовы эпохи камня.

( Когда отступили ледники)

(практическая работа)


Работа с документом, анализ

с.17-18

8

Уральский неолит.

Древнейшие уральские гончары


Работа в группах.

Проверочная работа.

9

Рисунки на скалах

(практическая работа)


Работа с документом, создают свой рисунки

10

Первые уральские металлурги


Работа с документом.

Рисунок жилища

11

Поселения металлургов


Работа с текстом,

рисунки

12

Первые земледельцы Урала


Сообщения. Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору .презентации

13

Кочевники и лесные народы


Уважение к труду, ценностям народов, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

14

Ананьинцы и их потомки


Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия .

Рисуют бронзовый топор

савроматов, мечи

15

Курганы на Урале


Рисуют схему кургана в тетради с.34

16

Ананьинцы и их потомки.

Венгры и болгары – коренные жители Урала



Работа с текстом-

составить план

17

Земледельцы. Охотники и скотоводы на Урале


Работа с документом

с.39-40, картой

18

Монгольское нашествие.

Язычество и ислам


Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов

19

Глава 2

Вхождение народов Урала в состав России. Освоение края.

Коренные народы Урала.

Урал в составе России.


Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

20

Как возникло слово Пермь?


Работа с текстом,

анализ

21

Соперничество за Урал


Работа с картой, доп.

литературой

22

Русские и коренные народы Урала

(практическая работа)



Конспект в тетради

23

«Полюд-Богатырь»

(работа с источником)


Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.


24

Пермь Великая в составе Русского государства


Работа с картой

25

Крещение Перми Великой


26

Как Стефан Пермский на камне

плавал


Словарный диктант

27

Раздор между Русским государством и Пермью Великой


Доп.материал об Иване 3.

28

Конец Великопермской династии


Работа с текстом,

конспект

29

Что такое колонизация


Составить вопросы к тексту

30

Освоение Урала и завоевание Сибири


Работа в группах,

работа с картой

31

Владения Строгановых


Искать в сети Интернет информацию

32

Подземные лабиринты разбойников и монахов


Работа с документом,

текстом, со словарем

33

Строгановы и хан Кучум.

«Сибирское взятие»


Работа в группах,

работа с дополнительной литературой

34-35

Герой легенд и преданий.

(Обобщение знаний)


Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).



История Урала 6 класс

урока

Название темы урока

факт

дата

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок.

1 Глава

Происхождение народов Урала.

Древнейшие жители


19.09.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории

2

Каким был человек, когда сюда пришли первые люди.

( практическая работа)

25.09.

умение  определять понятия, создавать обобщения

3

Первобытные охотники

03.10.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией Рис. орудий труда с.12 - 13

4

Уральский камень в руках

древнего мастера

10.10.

Сообщения, рисунки

5

Как делали орудия каменного века?

17.10.

Работа с текстом, рисунками

6

Тайны уральских пещер

24.10.

Работа с документом, анализ

7

Охотники и рыболовы эпохи камня (Когда отступили ледники) .(практическая работа).

07.11.

Работа с документом с.17 – 18.анализ

8

Уральский неолит. Древнейшие уральские гончары

14.11.


Работа в группах.

.

9

Рисунки на скалах. (практическая работа).

21.11.

Работа с документом, свои рисунки

10

Первые уральские металлурги

28.11.

Работа с документом.

Рисунок жилища

11

Поселения металлургов

05.12.

Работа с текстом, рисунки

12

Первые земледельцы Урала.

12.12.

Сообщения

13

Кочевники и лесные народы

19.12.

14

Ананьинцы и их потомки

26.12.

Рисуют бронзовый топор савроматов, мечи

15

Курганы на Урале

16.01.

Рисуют схему кургана в тетради с.34

16

Ананьинцы и их потомки. Венгры и болгары – корен-

ные жители Урала.

23.01.

Работа с книгой – составить план

17

Земледельцы, охотники и скотоводы на Урале

30.01.

Работа с док.с 39 - 40, картой.

18

Монгольское нашествие.

Язычество и ислам


06.02.

Комментиро-ванное чтение.

Записи в тетради

19

2 Глава

Вхождение народов Урала в

состав России. Освоение края.

Коренные народы Урала.

Урал в составе России.

13.02.

Работа в группах

20

Как возникло слово Пермь?

20.02.

Работа с текстом, анализ.

21

Соперничество за Урал

27.02.

Работа с картой, доп. лит-рой

22

Русские и коренные народы

Урала (практическая работа)


06.03.

Конспект в тетради

23

«Полюд-Богатырь»

(работа с источником)

14.03.

Конспект в тетради

24

Пермь Великая в составе Русского государства

21.03.

Работа с картой

25

Крещение Перми Великой

04.04.

См. доп. Лит - ру

26

Как Стефан Пермский на камне плавал

10.04.

Словарный диктант, работа с текстом

27

Раздор между Русским государством и Пермью Великой

17.04.

Доп. матер.об Иване 3.

28

Конец Великопермской династии

24.04.

Работа с текстом, конспект

29

Что такое колонизация


02.05.!!

Составить вопросы к тексту

30

Освоение Урала и завоевание Сибири

02.05.!!

Работа в группах, с картами

31

Владения Строгановых

15.05.!!

Письменная работа, работа с текстом

32

Подземные лабиринты разбойников и монахов


15.05.!!

Работа с документом, текстом, со словарем

33

Строгановы и хан Кучум.

«Сибирское взятие»


16.05.!!

Работа в группах, работа сдополнительной литературой

34-35

Герой легенд и преданий

Обобщение знаний

23.05.

Работа в группах










История Урала 7 класс

урока

Название темы урока

факт

дата

Основные виды деятельности

1

Вводный урок.

Бабиновская дорога


Лекция

Работа с картой, схемой в тетради

2

Новый путь из Европы в Азию

Работа с текстом, картой

4


Село Караул и станции-ямы

Работа с текстом, составление плана

5

Урал в 17 столетии

Работа с текстом, иллюстрациями

6

Пути-дороги «голутвенных и оскуделых людишек»

Работа с текстом, составление подробного плана

7

Новые уезды на карте Урала

Работа с текстом, словарем, картой

8

Монахи и вольные казаки

Работа с дополнительной литературой

9

«На воровские промыслы Стеньки Разина не прельщаться…»

Работа с текстом, составление подробного плана

10

Культура Урала 15 -17в.в.

Работа с текстом, иллюстрациями.

д\з –изготовить макет домика – с. 93

11

Деревянное зодчество

Работа с текстом, иллюстрациями, дополнительной литературой

12

Уральский Суздаль

Работа с текстом, иллюстрациями


13

Иконопись и лицевое шитье

Работа с текстом и дополнительной литературой

14

3 глава

Урал в 18 в.

Создание крупной горнозаводской промышленности

.

Работа с текстом, картой

15

Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых

Работа с текстом, составить тесты

16

Капитан Татищев и генерал де Геннин

Работа с текстом, составить подробный план

17

«Горная власть», заводы и заводские работники

Работа с текстом, составить вопросы

18

Практическая работа по теме: «Урал в 18 веке»

Ответы на вопросы с.114

19

Оренбургская экспедиция

Работа с текстом, иллюстрациями.составить план, д\з найти доп. материал

20

Строительство крепостей

Работа с текстом, составить вопросы к кроссворду

21

Оренбургское казачество

Практическая работа

Работа с текстом, вопросы с114.

д\з – найти доп. материал

22

Экономика Урала в 18 веке

Работа с текстом, с доп. литературой, с краеведческим материалом

23

Новые « профессии» заводского Урала

Работа с текстом, сообщения

24

Трудные времена для солеваров

Работа с текстом, составление подробного плана

25

Труженица Чусовая, красавица Чусовая

Практическая работа

Работа с текстом.

26

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

Работа с текстом, с доп. литературой

27

Высокое имя императора

Работа с текстом, составить подробный план.

28

Батюшка Емельянушка.

Практическая работа


Работа с документом, отвечать на вопросы с.142, составить таблицу

29

Культура Урала 18 в.

Работа с текстом, план

30

Искусство горнозаводского края

Работа стекстом, подробный план.

д\з – найти доп. литературу

31

Изучение Уральского края

Практическая работа

Работа с текстом, составить таблицу

32

Послесловие.

Подведение итогов

Работа с текстом, записи.в тетради

33

Обобщение знаний



34-35

Обобщение знаний







История Урала 8 класс

урока


Тема урока

факт

Дата

Основные виды деятельности

1

Вводный урок

конспект

2



Глава 1

Урал в 19 – начале20 века

Горнозаводской край



Работа в группах

3

Генерал Глинка и военно-

Заводской режим

Работа с понятиями, с текстом

4

Иностранные мастера

.

Составить подробный план

5

«Золотой ураган»

Дополнительная лит-ра

6

Обобщение главы «Урал

В19 – н.20 века»


Составить подробный план (кроссворд)

7

Города, заводские поселки и села

Перекрестный опрос

8

Торгово-промышленные центры Урала

Работа с текстом

9

Ирбитская ярмарка

Сообщения в группах, составление таблицы

10

Уральские бунтари и ссыльные революционеры

Сообщения в парах

11

Ссыльные декабристы

.

Работа с текстом,

составить подробный план

12

Ази-Гезга и общество

Вольности»

Ролевая игра

13

Загадка Черносвитова

.

Работа в парах

14

Реформы 1860 -1870-х г.г.

Проверочная работа

15

Отмена крепостного права

на горных заводах Урала

Задания в группах

16

В честь отмены крепостного права

.

Тезисы

17

Городское самоуправление.

Судебная и военная реформы

Составить вопросы

18

Урал капиталистический

Подробный план

19

Развитие торговли


Подробный план

20

Акционерные общества

Сообщения

21

Революция 1905 – 1907 г.г.

Составить тезисы

22

Уральская буржуазная революция

.

Работа с учебником

23

Урал в годы Первой мировой войны

.

Работа с текстом, картой

24

Патриотическое движение

Составить вопросы

25

Культура Урала в 19 – н.20 века

.

Составление схемы

26

Знаменитые композиторы Урала.

Работа в группах, сообщения

27




Глава 2.

Урал в 20 веке

Конспект, либо план

28

Установление власти большевиков на Урале

Составить вопросы к тексту

29

Урал в огне гражданской войны


Перекрестный опрос

30

Новая экономическая политика


Составить таблицу

31

Модернизация по-большевистски


Составить таблицу

32

Урал в годы Великой Отечественной войны


Написать сочинение

33

Послевоенное восстановление и оттепель. Новейшая история Урала


Сообщения, сочинения по теме

34-35

Новейшая история Урала. Обобщение



Сообщения, презентации

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории урала в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.























5.Приложение

Приложение №1

Оценочные материалы

Критерии оценивания ответа по истории



Составляющая качества образованности

Уровень

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-

ориентационная

Уровень неудовл.

Знания слабые, неглубокие (на уровне отдельных фактов)

Отсутствуют навыки работы с картой,

источниками, речь невнятная

Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов

Уровень удовлетв.

Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако, есть попытки их связать в единое целое

Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником


Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточны, несистемны, неглубоки

Уровень хороший

Знания фактов на достаточно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов

Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие

грамотной устной речи

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных

личностей





Уровень отличный

Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте

мировом и европейском.

Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читатьисторическую карту, выявлять сходства и

различия в источниках,

давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качествустной речи

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества



Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Критерии оценивания письменного и устного ответа.

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; корректно используются исторические термины и понятия в контексте ответа; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни; дана аргументация своего мнения с опорой на факты истории.

Оценка «4» - представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии темы; в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные мнения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки; не достаточно использованы исторические термины.

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

 значимость и актуальность выдвинутых проблем;  корректность используемых методов исследования;

 активность каждого участника проекта;

 доказательность принимаемых решений;

 умение аргументировать свои заключения, выводы

;  эстетика оформления;

 умение отвечать на вопросы оппонентов.

Критерии оценки работы учащихся в группе, команде.

 умение распределить работу в команде;

 умение выслушать друг друга;

Приложение№2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Закон РФ «Об образовании»

2. Федеральный компонент государственного стандарта. История. Базовый уровень. Вестник образования №14, 2004.

3. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного, начального основного, общего полного (Среднего) образования Свердловской области. Вестник регионального образования №1, 2006.

4. Виноградов, Н.Б., Чагин, Г.Н., Шкерин, В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.- Екатеринбург, 2001

5. История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ кол. Авторов. Под ред. И.С.Огоновской, Н.Н.Попова.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003

6. История Урала с древнейших времен до конца XIX века, под редакцией Б.В.Личмана. - Екатеринбург 1999

Художественная литература

1. Алексеев В.В. Гибель царской семьи: мифы и реальность. Екатеринбург,1993.

2. Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992.

3. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск, 1995.

4. Базаров А. Дурелом или господа колхозники. Кн. 1, 2. Курган, 1998.

5. Бакунин А.В., Бедель А.Э. Уральский промышленный комплекс. Екатеринбург, 1994.

6. Войнов В. М. Атаман Дутов и трагедия оренбургского казачества // Рифей: Урал.краевед. сб. Челябинск, 1990.

7. Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI – XVII вв. М., 1962.

8. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск, 1997.

9. Виргинский В.С. Черепановы. Свердловск, 1987.

10. Колесников А.Д. Ермак. Свердловск, 1974.

11. Корнилов Г.Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) Свердловск, 1990.

12. Нарский И.В. Жизнь в Катастрофе: Будни населения Урала в 1917 – 1922 гг. М., 2001.

13. Павленко Г.К. Юные гвардейцы тыла. Трудовые резервы Урала – фронту. 19141 – 1945. Челябинск, 2004.

14. Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. Челябинск, 1995.

15. Плотников И.Ф. Колчак. Екатеринбург, 1996.

16. Плотников И.Ф. Смута. Уфа, 1994.

17. Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы. Свердловск, 1991.

18. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. М., 1988.

19. Славко Т.И. Кулацкая ссылка на Урале. 1930-1936. М., 1995.

20. Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 12996.

21. Урал – фронту. М., 1985.

22. Урал в 1941 – 1945 годах: экономика и культура военного времени: (К 60-детию Победы СССР в Великой Отечественной войне). Челябинск, 2005.

23. Урал. XX век. Екатеринбург, 1997.

24. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории/ Научн. ред. А.Д. Кириллов, Н.Н. Попов. Екатеринбург, 2000.

25. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998.

26. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982.

27. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XV – первой половине XIX века. Пермь, 1995.

28. Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2003.






Приложение№3

Тематика проектной ,научно-исследовательской работы


«История моего имени:

Улицы моего родного поселка

Из истории названия населенных пунктов Сосновского района»

 Дом, в котором мы живём. .

 «Трудовой подвиг моей прабабушки в годы войны».

Память Челябинских улиц.

Бессмертный подвиг уральцев в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война в истории моей семьи
Великая Отечественная война в названиях улиц города.
Великая Победа в истории моей семьи

Великая Отечественная война в жизни моей прабабушки в зоне оккупации немецких войск.
Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки.
Великая Отечественная война в судьбе моей прабабушки.
Великая Отечественная война глазами ребёнка
Великая Отечественная война глазами современных детей.

Афганистан в моей семье оставил след

Герои Советского Союза - наши земляки.
Герои нашего города.\

Блокадные страницы истории моей семьи.

Афганский дневник моего отца

БАМ в истории страны, земляков и моей семьи.

Мои археологические находки.

Проблемы сохранения археологического наследия в нашей области.
































40