Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 87
города Воронежа
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Директор МОУ
________ О.М.Овчинникова МБОУ СОШ № 87
_______ В. А. Зарьянов
Протокол № __ от « ___» __ 20__ Приказ № __ от « __» _____ 20 __
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«В мире книг»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Рабочую программу
составила Рубцова И. В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2014-2018 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно- правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ре. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л.А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий носят практико- ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико - ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиям.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно. Воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из её аппарата и других изданий (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Место кружка в учебном плане
Кружок рассчитан на учащихся 1- 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в две недели.
В 1 классе 16 часов, во 2-4 классах всего 17 час в год. Общее количество часов – 135.
Содержание программы.
1 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 2 | - знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; - сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников – оформителей; - высказывать свое впечатление о выбранной книге; - определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; - сравнивать книгу сборник с книгой – произведением; - слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; - пользоваться аппаратом книги; - овладевать правилами поведения в библиотеке; - выбирать нужную книгу по темам, жанру и авторской принадлежности; - слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках; - рассказывать о книге, о героях или отдельные истории. |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги- сборники | 3 |
5 | По страницам книг В.Г.Сутеева | 3 |
6 | Сказки народов мира | 3 |
7 | Книги русских писателей - сказочников | 3 |
8 | Детские писатели. | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 |
10 | Книги- сборники стихотворений для детей | 2 |
11 | Дети- герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных | 3 |
2 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 3 | - знать структурные элементы библиотеки: абонент, читальный зал; - ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде) - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги - заполнять каталожную карточку; - систематизировать книги по авторской принадлежности; - составлять список прочитанных книг; - выделять особенности учебной книги; - работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; - классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; |
2 | Книгочей- любитель чтения. | 2 |
3 | Книги о твоих ровесниках | 4 |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги- сборники. | 4 |
5 | Писатели – сказочники. | 4 |
6 | Книги о детях | 4 |
7 | Старые добрые сказки. | 4 |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 3 |
9 | Защитникам Отечества посвящается | 3 |
10 | По страницам любимых книг | 3 |
3 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 | - работать с книгой, сборником басен И.Крылова; - сравнивать басни по структуре и сюжету; - выделять книги – произведения и книги – сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателей; - выполнять поисковую работу по проекту; - презентовать результаты проектной деятельности и любую книгу; - готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; - находить по каталогу нужную книгу; - заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; - писать отзыв о книге или героях книги; - пользоваться библиографическим справочником; - рассматривать и читать детские газеты и журналы; - находить нужную информацию в газетах и журналах; - собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала» -готовить материал для классной и школьной газеты - пользоваться электронными газетами и журналами |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 |
3 | Книги – сборники. Басни и баснописцы. | 3 |
4 | Книги о родной природе. | 3 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 |
6 | Животные – герои детской литературы. | 4 |
7 | Дети – герои книг. | 3 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 |
9 | Книги о детях войны | 3 |
10 | Газеты и журналы для детей. | 3 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 3 |
4 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Страницы старины седой. | 4 | - составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; - различать типы и виды книг; - писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; - знать структуру книг и ее элементы, справочный аппарат; - пользоваться библиотекой и выполнять правила, работая в библиотеке; - писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; - пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; - составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; - задавать вопросы, находить ответы в словарях и справочниках; - собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и другое.) - работать с детскими газетами и журналами. |
2 | Крупицы народной мудрости. | 4 |
3 | Мифы народов мира | 2 |
4 | Русские писатели-сказочники | 3 |
5 | «Книги, книги, книги…» | 4 |
6 | Книги о детях и для детей | 3 |
7 | Словари, справочники, энциклопедии | 3 |
8 | Родные поэты | 3 |
9 | Писатели о описателях, очерки и воспоминания | 4 |
10 | Мир книг | 4 |
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1- 2 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: Ювента, 2007
Речь. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2008
Сабельников С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
Светловская Н.Н. , Джежелей О.В., Внеклассное чтение в 1 классе.- М.: Просвещение, 1981
Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь – справочник по литературному чтению для младших школьников: 1- классы. – М.: Вентана Граф
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1 -4 классов. – М.: Вентана Грпаф
Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия |
По плану | фактически |
1 | | | Здравствуй, книга! | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. |
2 | | | | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга – произведение) |
3 | | | Книги о Родине и родной природе. | Экскурсия в школьную библиотеку. |
4 | | | Книги о Родине и природе |
5 | | | Писатели детям | Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник. |
6 | | | Книги – сборники писателей – классиков о детях |
7 | | | Книги о детях современных писателей |
8 | | | Народная мудрость. Книги – сборники. | Потешки, шутки и считалки |
9 | | | Загадки о животных |
10 | | | По страницам книг В.Г. Сутеева | По страницам книг В.Г. Сутеева |
11 | | | В.Г.Сутеева – автор и оформитель книг для детей |
12 | | | Литературная игра «По страницам сказок В.Г.Сутеева» |
13 | | | Сказки народов мира | Народные сказки (цепочки) |
14 | | | Книга – сказка |
15 | | | Библиотечный урок |
16 | | | Книги русских писателей - сказочников | Книга сказок А.Н. Толстой «Приключение Буратино» |
17 | | | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» |
18 | | | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» |
19 | | | Детские писатели | Книги С.Я.Маршака. Выставка книг |
20 | | | Книги- сборники произведений К.И.Чуковского |
21 | | | Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг |
22 | | | Сказки зарубежных писателей | Книга Ш.Перро «Красная шапочка» разных изданий |
23 | | | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» |
24 | | | В гостях у сказки |
25 | | | Книги- сборники стихотворений для детей | Стихотворения для детей. Книги – сборники. |
26 | | | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. |
27 | | | Дети- герои книг | Дети- герои книг детских писателей |
28 | | | Литературная игра «Вопросы и ответы» |
29 | | | Литературная игра «Вопросы и ответы» |
30 | | | Книги о животных | Книги В.В.Бианки, Г.А.Скребицкого |
31 | | | Книга Н.А.Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» |
32 | | | По страницам любимых книг |
33 | | | По страницам любимых книг |
2 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятий |
По плану | фактически |
1 | | | Книга, здравствуй! | Роль книги в жизни человека |
2 | | | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. |
3 | | | Структура книги |
4 | | | Книгочей- любитель чтения | Экскурсия в библиотеку |
5 | | | Правила поведения в библиотеке |
6 | | | Книги о твоих ровесниках | Выставка книг о детях. Структура книги |
7 | | | Книги В.Осеевой. Книга – сборник. |
8 | | | Книги Е.Пермяка Титульный лист. |
9 | | | Книги В. Драгунского. Типы книг. |
10 | | | Крупицы народной мудрости. Книги – сборники. | Малые жанры фольклора |
11 | | | Пословицы |
12 | | | Загадки |
13 | | | Скороговорки и чистоговорки |
14 | | | Писатели - сказочники | Писатели – сказочники. |
15 | | | Герои сказок. |
16 | | | По страницам сказок Х.К.Андерсена |
17 | | | Проект «Лукошко сказок» |
18 | | | Книги о детях | Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке |
19 | | | Книги С.Михалкова |
20 | | | Книги о братьях наших меньших |
21 | | | Стихи для детей |
22 | | | Старые добрые сказки | Книги- сборники сказок народов мира |
23 | | | Книги- сборники сказок народов мира |
24 | | | Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка» |
25 | | | Народные сказки на страницах детских журналов |
26 | | | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | Книги о семье |
27 | | | Книги о семье |
28 | | | Проект «Моя семья» |
29 | | | Защитникам Отечества посвящается. | Защитники Отечества в былинах и сказаниях |
30 | | | Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне» |
31 | | | Проект «Защитники Отечества в моей семье» |
32 | | | По страницам любимых книг | Библиотечный урок «Хвала книге» |
33 | | | Проект «Презентация любимых книг» |
34 | | | Летнее чтение |
3 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия |
По плану | фактически |
1 | | | История книги. библиотека | Былины, легенды, сказы |
2 | | | Первые книги. Библия |
3 | | | Летописи. Рукописные книги. |
4 | | | История книги |
5 | | | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | Волшебный мир сказок. |
6 | | | Сказки бытовые, волшебные, о животных |
7 | | | Сказки с загадками |
8 | | | Книги – сборники. Басни и баснописцы | История басни |
9 | | | Басни в прозаической форме |
10 | | | Русские баснописцы |
11 | | | Книги о родной природе | Родные поэты |
12 | | | Стихотворения Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета |
13 | | | Проект «Краски и звуки поэтического слова» |
14 | | | Книги Л.Н.Толстого для детей | Л.Н.Толстой для детей |
15 | | | Л.Н.Толстой для детей |
16 | | | Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок |
17 | | | Животные – герои детской литературы | Произведения о животных |
18 | | | Рассказы о животных А.Куприна |
19 | | | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» |
20 | | | Художники- иллюстраторы книг о животных |
21 | | | Дети- герои книг. | Дети – герои книг |
22 | | | Произведения о детях |
23 | | | Литературная игра |
24 | | | Книги зарубежных писателей | Зарубежные писатели |
25 | | | Библиографический справочник |
26 | | | Книги о детях войны | Л.Воронкова «Девочка из города» |
27 | | | Л.Пантелеев «Новенькая» |
28 | | | Кто они- дети войны |
29 | | | Что такое периодика |
30 | | | Газеты и журналы для детей | Детские газеты и журналы |
31 | | | Электронные периодические издания |
32 | | | «Книги, книги, книги..» | Классная газета «Книгочей» |
33 | | | Классная газета «Книгочей» |
34 | | | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» |
4 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия |
По плану | фактически |
1 | | | Страницы старины седой | Книги Древней Руси |
2 | | | Былинные богатыри |
3 | | | Библейские предания |
4 | | | Экскурсия в книжный магазин |
5 | | | Крупицы народной мудрости | Героические песни о героях России |
6 | | | С. Алексеев «Рассказы о Суворове» |
7 | | | Русь в произведениях фольклора |
8 | | | Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» |
9 | | | Мифы народов мира | Мифы народов мира |
10 | | | Мифологические герои |
11 | | | Русские писатели - сказочники | Мир сказок: сказки народные и авторские |
12 | | | Сказки русских писателей – классиков |
13 | | | Фольклорные корни литературных произведений |
14 | | | «Книги, книги, книги..» | Книга. Элементы книги |
15 | | | Первые библиотеки |
16 | | | Книга. Типы книги |
17 | | | Проект «Русские баснописцы» |
18 | | | Книги о детях и для детей | Дети – герои книг писателей 19 в. |
19 | | | Фантастика и приключения |
20 | | | Авторы произведений о детях |
21 | | | Словари, справочники, энциклопедии | «Хранители слов» - словари |
22 | | | Справочники и энциклопедии |
23 | | | Игра «100 вопросов Почемучек» |
24 | | | Родные поэты | Поэты о русской природе |
25 | | | Стихотворения о Родине |
26 | | | Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе» |
27 | | | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | Писатели о детях |
28 | | | Писатели о детях |
29 | | | Корреспондент газеты |
30 | | | «Очерк о своей школе или поселке» |
31 | | | Мир книг | Книги о детях войны |
32 | | | Книги о животных |
33 | | | Детские журналы и газеты |
34 | | | Библиотечная мозаика «Тайны книг» |