Пояснительная записка
Проведение радикальных реформ во всех сферах жизни российского общества, в том числе и образовательной, ставит школу перед необходимостью существенного обновления содержания и методов обучения иностранному языку. Современный социально-экономический и политический контексты развития российского общества нацеливают систему образования на становление свободной и активной личности ученика, способной и готовой жить и работать в демократическом обществе.
Основная задача обучения иностранному языку состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать свободную, думающую и динамичную личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур. Иностранный язык как учебный предмет обладает богатыми возможностями для реализации этой задачи.
Владение иностранным языком создает предпосылки для деятельности, неограниченной собственным языковым пространством. Изучение иностранного языка открывает человеку доступ к культуре, лежащей за пределами его непосредственного опыта, и способствует, таким образом, взаимообогащению культур.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной. Деятельностный характер предмета "Иностранный язык" позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа рассчитана на 1 год (33 часа по 45 минут).
Цель данной программы — подготовить детей младшего школьного возраста к дальнейшему изучению английского языка.
Основные задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре,
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
Данный курс предназначен для младших школьников, ранее не изучавших английский язык. Являясь полностью устным курсом, он позволяет начать изучение иностранного языка естественно, так же, как дети ранее начинали знакомство с родным языком, в основном через аудирование и говорение. В дальнейшем он обеспечит плавный мотивированный переход к обучению учащихся чтению и письму.
Учебный процесс строится на учебном пособии «Счастливый дом» ('Happy House'), авторы Stella Maidment, Lorena Roberts. Курс знакомит детей с английским языком благодаря развитию увлекательной истории семьи англичан и семьи мышек, живущих в их доме. Помимо алфавита, лексики и грамматики, большое внимание уделяется комплексному развитию младших школьников: развитию памяти, образного мышления, мелкой моторики, ориентации в пространстве, творческих способностей. Учебный материал представлен через песенки, рифмовки, смешные истории и игровые виды деятельности, что соответствует личностным и психолого-физиологическим особенностям детей данного возраста. Яркие иллюстрации, звуковые эффекты и подчеркнутая интонация в записях на диске позволяют лучше понимать и быстрее усваивать материал.
Планируемые результаты.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.
Ожидаемые результаты после прохождения данного курса.
Речевые умения.
Аудирование
В области обучения аудированию учащиеся должны воспринимать на слух, понимать и реагировать на записи на CD, речь учителя и одноклассников.
Данный курс предусматривает следующие виды заданий:
прослушай и повтори;
прослушай и покажи;
прослушай и ответь на вопросы (понимание основного содержания рассказов с опорой на иллюстрации, звуковые эффекты, языковую догадку);
выполни просьбу учителя или одноклассников.
Говорение
В области обучения говорению учащиеся должны
уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить с праздником;
уметь назвать предметы, их количество и цвет;
уметь спрашивать "кто?", "что?" и др. и отвечать на подобные вопросы;
уметь обратиться с просьбой.
Обучение чтению и письму данным курсом не предусмотрено. Однако учащимся могут быть предложены для узнавания маленькие и большие буквы, для чтения изучаемые слова, словосочетания и фразы, тексты песен, стихов, рифмовок.
Лексическая сторона речи.
На данном этапе изучения английского языка происходит накопление продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет восприятия на слух речи учителя и записей на диске, заучивания наизусть рифмовок и песен.
Предлагаемая к изучению лексика подразделяется на 3 группы:
основная лексика (обязательна к запоминанию и использованию);
дополнительная лексика (встречается в историях и рифмовках, предлагается для узнавания и использования в определенных ситуациях общения);
речь учителя (предназначена для узнавания но, как правило, не для использования).
Грамматическая сторона речи.
Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение).
Формы контроля.
Данный курс не предусматривает открытого тестирования учащихся, однако дает возможность постоянного контроля их успехов.
Контроль говорения – участие в инсценировках, выступление с выученными стихами и рифмовками.
Контроль аудирования – проверка понимания при помощи вопросов (ответы возможны и на родном языке).
Контроль знания лексики и структур – успешное участие в играх.
Основные темы и ситуации, изучаемые в данном курсе:
Перечень учебно-методического обеспечения.
Stella Maidment, Lorena Roberts Happy House 1 New Edition книга для учащегося. Oxford University Press, 2013.
Stella Maidment, Lorena Roberts Happy House 1 New Edition рабочая тетрадь. Oxford University Press, 2013.
Lorena Roberts Happy House 1 New Edition книга для учителя. Oxford University Press, 2013.
Stella Maidment, Lorena Roberts Happy House 2 книга для учащегося. Oxford University Press, 2013.
Stella Maidment, Lorena Roberts Happy House 2 рабочая тетрадь. Oxford University Press, 2013.
Карточки с картинками (соответствующие основной лексике курса).
Пальчиковые куклы.
Карточки с картинками (иллюстрирующие рассказы).
Плакаты.
Книга с дополнительными заданиями к учебнику Happy House 1 New Edition.
Аудио CD, MultiROM (электронные приложения).
Gill Mackie Super Songs and Activities 2 сборник песен. New Edition, 2002.
Happy House 1, Happy House 2. Ресурсы для обучения. – URL: https://elt.oup.com/student/happyhouse/?cc=ru&selLanguage=ru&mode=hub