СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной работы "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Юный эколог" ставит разносторонние задачи

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной работы "Юный эколог"»

Программа кружка « Юный эколог»

3 – Б класс


Руководитель кружка: Герасимова Надежда Александровна



2016 – 2017 учебный год


«Согласовано» « Утверждено»

Зам. Директора по ВР Директор МБОУ «КСОШ № 3»

_________Р.Г.Попова __________Н.Б.Матвеев

«___» _________201 г. «___» _________201 г.





Список членов кружка «Юный эколог»

  1. Андреева Мария

  2. Асташев Дмитрий

  3. Данилов Валерий

  4. Дмитриев Дмитрий

  5. Иванов Антон

  6. Иванова Дарья

  7. Кириллова Анна

  8. Кириллова Ульяна

  9. Крылов Дмитрий

  10. Ларионова Жанна

  11. Максимов Артем

  12. Маслова Арина

  13. Минин Иосиф

  14. Михайлов Родион

  15. Михайлова Вероника

  16. Моисеева Светлана

  17. Мухин Данил

  18. Николаев Алексей

  19. Николаева Анастасия

  20. Писарева Ангелина

  21. Потемкин Даниил

  22. Романова Мария

  23. Сергеев Александр

  24. Сергеев Антон

  25. Степанов Андрей

  26. Субакаев Артем

  27. Язаров Максим

Время проведения кружка « Юный эколог»

Четверг – 12.35



Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон « Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и сознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь год период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически образованного поведения у младших школьников.

Программа «юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

  6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам.

  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.





























Результативность

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: В конце года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся; В течение учебного года проводится пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

  • интерес к познанию мира;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.



Тематическое планирование

п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

I.

Введение

3

Теория – 2 часа, практика – 1 час.



1.

Вводное понятие

1.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий. Беседа о целях кружка в новом учебном году.

Рассказ о рождении планеты. Земная ора – понятие. Фантазии в рисунках детей « Репортаж из прошлого Земли», анализ нескольких работ. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

Живая - неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы.

Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков. Экскурсия.

Инструктаж, представление кружковой деятельности на родительском собрании. Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?».

Игра «Живое – неживое».

1.

Среда обитания

2


.


2.

Среда обитания. Изменения окружающей среды.

1.

Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов. Регулярные изменения (времена года, день и ночь, приливы и отливы). Причины регулярных изменений. Приспособляемость живого мира к смене времен года (миграции, спячка), различия в поведении хищников и плотоядных

Просмотр видеофрагментов. Диалог. Работа с атласом мира.

Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания. Составление схемы «Регулярные изменения».

3.

Жизнь днем.

Наблюдения в природе.

1.

Жизнь на побережье. Приспособленность (на примере анемонов и др.)

Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, зависимость от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых.

Рассматривание иллюстраций с изображениями обитателей побережья.

Сообщения детей.

Игра «Угадай по силуэту»

Игра «День - ночь»

II.

Жизнь животных

2.




4.

Круглый стол «В мире животных»

1.

Защита проектов – сообщений детей «я удивлен!» о животных.

Просмотр видеофильма о жизни некоторых животных.

Обсуждение

Защита проектов – сообщений детей «я удивлен!» о животных

5.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

1.

Знакомство с Красной книгой. Красная книга Республики. Редкие животные. Редкие растения и насекомые.

Чтение сообщений детей.

«Я и Красная книга» - проектирование видов деятельности человека, направленной на защиту животного мира.

III.

Моря и океаны.

3.

.



6.

.Моря и океаны

1.

Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Соленые и пресные воды Мирового океана. Роль океана для жизни на Земле. Поверхность, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы

Работа с картой полушарий, изучение названий.

Просмотр видеофильмов о жизни в поверхностном слое океана (планктон, киты, дельфины, черепахи, медузы)

Игра – путешествие.

Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?»

7.

Наши меньшие братья – аквариумные рыбки.

1.

О многообразии аквариумных рыб.

Дети читают сообщения.

Игра «Кто больше назовет названия рыб?».

8.

Поле чудес «Знатоки мира рыб»

1.

Занятие-игра с целью обобщения знаний детей.

Игра.

Награждение победителей.

IV.

Равнины

1.




9.

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Видеозанятие «Львиный прайд».


Понятие «равнина». Луга и пастбища. Времена года в разных климатических поясах.

Жизнь семейства львов в Африканской саванне.

Работа с картой климатических поясов.

Видеозанятие.

Игра «Найди отличия» (равнины и горы, леса и пустыни…). Разукрашивание альбома «Животные Африки»

V.

Пустыни

2.




10.

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.

1.

Жители жаркой пустыни. Приспособляемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни.

Сообщения детей.

Игра «Кто где живет? (приспособленность животных). Составление пищевых цепочек.

11.

Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»

1.

Что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь.

Диалог.

Защита проектов группами.

VI.

Леса

2.




12.

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Наблюдение – сравнение.

1.

1/3 поверхности Земли покрыта лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса.

Сравнение природы своего края и северных лесов.

Работа с картой полушарий.

Наблюдение.

Диалог.

Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?»

Игра «Узнай по описанию!»

13.

Занятие-игра «Узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии.


Угадывание по описанию животных.

Игра.

Составление очерка о влиянии человека на изменения в живой природе.

VII.

Полярные районы.

2.




14.

Полярные районы.

1.

Полярные времена года. Выживание на холоде.

Работа с картой природных и картой полушарий.

Игра «Кто где живет?»

15.

Видеозанятие «Путешествие в Антарктиду»

2.

Роль человека в освоении и покорении холода.

Просмотр видеофильма о жизни в Антарктиде.


VIII.

Горы.

2.




16.

Горы.

1.

5% поверхности времени года. Горные цепи.

Работа с географической картой.

Географический диктант.

17.

Составление макета « Жизнь в горном климате».


Пищевые цепочки и связи, приспособленность животных.

Практическая работа.

Составление цепи питания.

IX.

Реки и озера.

2.




18.

Реки и озера. Путь реки.

1.

Пресная вода. Осадки. Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Кого, Нил, Амазонка, Волга, Лена)

Беседа. Работа с картой.

Мини-сочинение «Как образуются реки и озера?».Географическая игра «Покажи на карте».

19.

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.

1.

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод – причина загрязнения водоемов.

Беседа, работа со схемой.

Рисунок – плакат «Не навреди!»

X.

Реки и озера нашего края.

2.




20.

Животный мир возле рек и озер области.

1.

Природа нашей Республики – благоприятная среда обитания животных возле водоемов. Работа с Красной книгой Республики.

Беседа о красоте, животном мире.

Работа с картой и атласом Республики Чувашия.

Видеофрагмент.

Игра «Кто больше назовет?» .

Сообщения детей.

21.

Экскурсия в краеведческий музей.


Знакомство с видами животных, населяющих наш край.

Игра – викторина «День птиц»

Наблюдение, диалог.

Викторина.



Награждение победителей.

XI.

Влажные тропические леса.

2.






22.

Амазонка – неповторимый тропический мир.

1.

Растения и животные – гиганты (водяная лилия, водосвинки, рыба арапайма)

Беседа.

Рисунок «Удивительные животные»

23.

Влажные тропические леса.



Видеофрагмент. «Жизнь во влажном лесу»

1.

Приспособленность животного мира (гладкая кожа, множество холоднокровных, сильные клювы для продвижения через листву, умение лазать).

Тропический лес – очень шумное место. Обезьяна – ревун распространяет зук на 5 км. Увеличенные глаза и уши - необходимость.

Работа с картой животного мира.



Видеофрагмент.

Игра «Угадай по описанию!»

XII.

Человек и животные.

2.




24.

Ролевая игра – « Это все кошки».

Жизнь среди людей.

Викторина «Собаки – наши друзья».

1.

Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих.

Жизнь в городах. Человек и животное.



Игра – викторина по породам собак.

Диалог.



Беседа.



Игра.

Ролевая игра.



Изготовление кормушек для птиц.

Конкур рисунков «Мой питомец»

25.

Исчезающие виды животных.

1.

Почему исчезают животные?

Диалог.

Сообщения детей.

XIII.

Заключение.

3.




26.

Практическое занятие

1.

Высадка семян в горшочки. Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение пророщенных семян фасоли и сухих семян цветковых растений.

Практическая работа.

Ведение наблюдений.

27.

Брейн – ринг

« В мире животных»

1.

Игра. Редкие и исчезающие виды.

Игра.

Награждение победителей.

28.

Начни с себя!

1.

Акция (проводится по классам школы) с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ.

Выступление детей.

Подведение итогов. Задания на лето.