Зам. Директора по ВР Директор МБОУ «КСОШ № 3»
«___» _________201 г. «___» _________201 г.
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон « Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и сознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь год период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
I. | Введение | 3 | Теория – 2 часа, практика – 1 час. | | |
1. | Вводное понятие | 1. | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий. Беседа о целях кружка в новом учебном году. Рассказ о рождении планеты. Земная ора – понятие. Фантазии в рисунках детей « Репортаж из прошлого Земли», анализ нескольких работ. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. Живая - неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. | Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков. Экскурсия. | Инструктаж, представление кружковой деятельности на родительском собрании. Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?». Игра «Живое – неживое». |
1. | Среда обитания | 2 | | . | |
2. | Среда обитания. Изменения окружающей среды. | 1. | Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов. Регулярные изменения (времена года, день и ночь, приливы и отливы). Причины регулярных изменений. Приспособляемость живого мира к смене времен года (миграции, спячка), различия в поведении хищников и плотоядных | Просмотр видеофрагментов. Диалог. Работа с атласом мира. | Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания. Составление схемы «Регулярные изменения». |
3. | Жизнь днем. Наблюдения в природе. | 1. | Жизнь на побережье. Приспособленность (на примере анемонов и др.) Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, зависимость от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых. | Рассматривание иллюстраций с изображениями обитателей побережья. Сообщения детей. | Игра «Угадай по силуэту» Игра «День - ночь» |
II. | Жизнь животных | 2. | | | |
4. | Круглый стол «В мире животных» | 1. | Защита проектов – сообщений детей «я удивлен!» о животных. Просмотр видеофильма о жизни некоторых животных. | Обсуждение | Защита проектов – сообщений детей «я удивлен!» о животных |
5. | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 1. | Знакомство с Красной книгой. Красная книга Республики. Редкие животные. Редкие растения и насекомые. | Чтение сообщений детей. | «Я и Красная книга» - проектирование видов деятельности человека, направленной на защиту животного мира. |
III. | Моря и океаны. | 3. | . | | |
6. | .Моря и океаны | 1. | Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Соленые и пресные воды Мирового океана. Роль океана для жизни на Земле. Поверхность, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы | Работа с картой полушарий, изучение названий. Просмотр видеофильмов о жизни в поверхностном слое океана (планктон, киты, дельфины, черепахи, медузы) | Игра – путешествие. Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?» |
7. | Наши меньшие братья – аквариумные рыбки. | 1. | О многообразии аквариумных рыб. | Дети читают сообщения. | Игра «Кто больше назовет названия рыб?». |
8. | Поле чудес «Знатоки мира рыб» | 1. | Занятие-игра с целью обобщения знаний детей. | Игра. | Награждение победителей. |
IV. | Равнины | 1. | | | |
9. | Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Видеозанятие «Львиный прайд». | | Понятие «равнина». Луга и пастбища. Времена года в разных климатических поясах. Жизнь семейства львов в Африканской саванне. | Работа с картой климатических поясов. Видеозанятие. | Игра «Найди отличия» (равнины и горы, леса и пустыни…). Разукрашивание альбома «Животные Африки» |
V. | Пустыни | 2. | | | |
10. | Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. | 1. | Жители жаркой пустыни. Приспособляемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. | Сообщения детей. | Игра «Кто где живет? (приспособленность животных). Составление пищевых цепочек. |
11. | Экологический проект «Нет продвижению пустынь!» | 1. | Что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь. | Диалог. | Защита проектов группами. |
VI. | Леса | 2. | | | |
12. | Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Наблюдение – сравнение. | 1. | 1/3 поверхности Земли покрыта лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. Сравнение природы своего края и северных лесов. | Работа с картой полушарий. Наблюдение. Диалог. | Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?» Игра «Узнай по описанию!» |
13. | Занятие-игра «Узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии. | | Угадывание по описанию животных. | Игра. | Составление очерка о влиянии человека на изменения в живой природе. |
VII. | Полярные районы. | 2. | | | |
14. | Полярные районы. | 1. | Полярные времена года. Выживание на холоде. | Работа с картой природных и картой полушарий. | Игра «Кто где живет?» |
15. | Видеозанятие «Путешествие в Антарктиду» | 2. | Роль человека в освоении и покорении холода. | Просмотр видеофильма о жизни в Антарктиде. | |
VIII. | Горы. | 2. | | | |
16. | Горы. | 1. | 5% поверхности времени года. Горные цепи. | Работа с географической картой. | Географический диктант. |
17. | Составление макета « Жизнь в горном климате». | | Пищевые цепочки и связи, приспособленность животных. | Практическая работа. | Составление цепи питания. |
IX. | Реки и озера. | 2. | | | |
18. | Реки и озера. Путь реки. | 1. | Пресная вода. Осадки. Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Кого, Нил, Амазонка, Волга, Лена) | Беседа. Работа с картой. | Мини-сочинение «Как образуются реки и озера?».Географическая игра «Покажи на карте». |
19. | Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. | 1. | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод – причина загрязнения водоемов. | Беседа, работа со схемой. | Рисунок – плакат «Не навреди!» |
X. | Реки и озера нашего края. | 2. | | | |
20. | Животный мир возле рек и озер области. | 1. | Природа нашей Республики – благоприятная среда обитания животных возле водоемов. Работа с Красной книгой Республики. Беседа о красоте, животном мире. | Работа с картой и атласом Республики Чувашия. Видеофрагмент. | Игра «Кто больше назовет?» . Сообщения детей. |
21. | Экскурсия в краеведческий музей. | | Знакомство с видами животных, населяющих наш край. Игра – викторина «День птиц» | Наблюдение, диалог. Викторина. |
Награждение победителей. |
XI. | Влажные тропические леса. | 2. |
| | |
22. | Амазонка – неповторимый тропический мир. | 1. | Растения и животные – гиганты (водяная лилия, водосвинки, рыба арапайма) | Беседа. | Рисунок «Удивительные животные» |
23. | Влажные тропические леса.
Видеофрагмент. «Жизнь во влажном лесу» | 1. | Приспособленность животного мира (гладкая кожа, множество холоднокровных, сильные клювы для продвижения через листву, умение лазать). Тропический лес – очень шумное место. Обезьяна – ревун распространяет зук на 5 км. Увеличенные глаза и уши - необходимость. | Работа с картой животного мира.
Видеофрагмент. | Игра «Угадай по описанию!» |
XII. | Человек и животные. | 2. | | | |
24. | Ролевая игра – « Это все кошки». Жизнь среди людей. Викторина «Собаки – наши друзья». | 1. | Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Жизнь в городах. Человек и животное.
Игра – викторина по породам собак. | Диалог.
Беседа.
Игра. | Ролевая игра.
Изготовление кормушек для птиц. Конкур рисунков «Мой питомец» |
25. | Исчезающие виды животных. | 1. | Почему исчезают животные? | Диалог. | Сообщения детей. |
XIII. | Заключение. | 3. | | | |
26. | Практическое занятие | 1. | Высадка семян в горшочки. Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение пророщенных семян фасоли и сухих семян цветковых растений. | Практическая работа. | Ведение наблюдений. |
27. | Брейн – ринг « В мире животных» | 1. | Игра. Редкие и исчезающие виды. | Игра. | Награждение победителей. |
28. | Начни с себя! | 1. | Акция (проводится по классам школы) с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ. | Выступление детей. | Подведение итогов. Задания на лето. |