Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для 5 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом №130/1 от 30.08.13, учебного плана школы на 2016-2017г.
Виды деятельности | Характеристика деятельности обучающихся |
Познавательная деятельность | Предполагает развитие ценностных отношений школьников к Отечеству, родной природе, культуре, знаниям, своему здоровью и внутреннему миру. Развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий: экскурсии, лабораторные работы, творческие мастерские, оформление отчетов, коллажей, составление плана работы, проекта. |
Ценностно-ориентировочная деятельность | Предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и ощущают себя комфортно. Формирование общечеловеческих и социальных ценностей: милосердия, толерантности, навыков самоуправления. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса: изготовление моделей, презентаций, работа и распределение ролей в группе, соблюдение инструкций по охране труда. |
Трудовая деятельность | Саморазвитие и развитие личности ребенка в процессе освоения мира через собственную творческую предметную деятельность. Воспитание отношения к труду как к ценности жизни, уважение к материальным ценностям. Это достигается через участие в акциях экологической направленности: «Кормушка», «Дом для птиц» |
Общественная деятельность | Приобретение опыта исследовательской деятельности: публичное выступление, самоорганизация и организация совместной деятельности со сверстниками, педагогами и другими специалистами. Формирование познавательного интереса, познавательной мотивации и активности. Развитие коммуникативных навыков, поисковых действий, воспитание уважения к профессиям, например, создание картотеки великих естествоиспытателей |
Свободное общение | Формирование основ представлено в виде важнейших компонентов воспитания, обучения, развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, интереса к внеклассной деятельности. Работать в коллективе, помогать друг другу, уважать, дружить. |
| Тема занятия | | | Содержание | Планируемые результаты |
1 | Введение | | | | Познакомиться с правилами проектной деятельности. Список тем проекта выдать учащимся для выбора. |
2 | Юный натуралист | | | Экскурсия Живая и неживая природа | Научиться приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных. Научиться сравнивать объекты живой и неживой природы, делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчёты об экскурсии. |
3 | Почувствуй себя антропологом | | | Творческая мастерская Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития | Выполнить и продемонстрировать ленту времени, как доказательство эволюции человека. |
4 | Ученый-фенолог | | | Лабораторная работа №1 «Составление макета этапов развития семени фасоли» | Выполнить и продемонстрировать макет этапов развития семени фасоли |
5 | Творческая мастерская | | | Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем. | Презентация опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, что исследование объекта возможно с использованием разных методов |
6 | Открываем невидимое | | | Правила пользования микроскопом | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе Ознакомиться с основными частями микроскопа и их назначением. Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат. |
7 | Почувствуй себя цитологом | | | Творческая мастерская Создание модели клетки | Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток) Различать на таблицах части и органоиды клетки Создать и продемонстрировать модель клетки. Узнавать основные части клетки. |
8 | Я-гистолог | | | Лабораторная работа №2 «Строение тканей животного организма» | Принять участие в групповой форме межличностного взаимодействия |
9 | Почувствуй себя биохимиком | | | Лабораторная работа №3«Химический состав растений» | Опыты «Химический состав семян», «Получение вытяжки хлорофилла» |
10 | Занимательная физиология | | | Лабораторная работа №4 «Исследование процесса испарения воды листьями» | Выявлять приспособления организмов к среде обитания; Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Значение испарения воды листьями |
11 | Почувствуй себя физиологом | | | Творческая мастерская Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений овес | Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света и температуры на рост растений. Делать выводы. |
12 | Почувствуй себя эволюционистом | | | Творческая мастерская Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди) | Фотоотчет. Умение объяснять фразу «Живое из живого». |
13 | Эколог-орнитолог | | | Творческая мастерская Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма. | Видовой состав зимующих птиц города. Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдения. |
14 | Я-библиограф | | | Творческая мастерская Создание картотеки великих естествоиспытателей | Картотека великих естествоиспытателей. Выставка- коллаж |
15 | Основы систематики | | | Творческая мастерская Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов | Конструктор Царств живой природы. Работать с конструктором Царств живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции. |
16 | Загадочная вирусология | | | Творческая мастерская Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов | Осознавать необходимость защиты окружающей среды Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет – ресурсах фотографии. |
17 | Занимательно о бактериях | | | Творческая мастерская Изготовление бактерий из подручного материала | Защита работы. Узнавать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных. |
18 | Почувствуй себя альгологом | | | Лабораторная работа №5 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры» | Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни. |
19 | По следам Левенгука | | | Лабораторная работа №6 «Рассматривание простейших под микроскопом» | Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми и временными микропрепаратами. |
20 | Царство грибов | | | Лабораторная работа №7 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом» | Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат. |
21 | Эколог- это здорово! | | | Творческая мастерская Игра - домино «Кто, где живет» | Выявлять приспособления организмов к среде обитания; Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в начальной школе. Определять среды жизни организмов. |
22 | Я аквариумист | | | Творческая мастерская Создание макета аквариума. Условный макет из коробки пленки и т.д | Создавать макет сообщества аквариума. |
23 | Почувствуй себя исследователем природных сообществ | | | Творческая мастерская Лента природных сообществ | Знать основные правила поведения в природе. Лента, мини- конференция |
24 | Зоогеография-это интересно! | | | Творческая мастерская Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах | Создать Игру - путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам. |
25 | Что изучает дендрология? | | | Экскурсия Изучение состояния деревьев на экологической тропе | Картотека и фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев. |
26 | Занимательная этология | | | Лабораторная работа № 8 «Наблюдение за поведением домашнего питомца» | Приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними. Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца. |
27 | Мастерская фольклора | | | Творческая мастерская Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам. |
28 | Загадочная палеонтология | | | Творческая мастерская Работа с изображениями останков человека и их описание | Фотоколлаж. Работать с изображениями и описаниями ископаемых останков человека |
29 | Я -ботаник | | | Творческая мастерская Изготовление простейшего гербария цветкового растения | Соблюдать правила работы с биологическими инструментами. Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции. |
30 | Почувствуй себя следопытом | | | Творческая мастерская Создание биологической игротеки «Узнай следы» | Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь. |
31 | Замечательная зоология | | | Лабораторная работа №9 «Наблюдение за передвижением животных» | Приготовление временного микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Вывод о значении движения для животных. |
32 | Хочу быть цветоводом | | | Лабораторная работа №10 «Правила создания клумбы и ухода за ней» | Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями. |
33 | Экотуризм | | | Творческая мастерская Виртуальное путешествие с Красной книгой. | Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге. |
34 | | | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов |
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.,2011
Савенков Л.И. «Путь в неизведанное».-М.: Генезис, 2005
А.А. Плешаков,Н.И.Сонин Биология. Введение в биологию 5 класс.-М.:Дрофа, 2013 http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology/
Большая Российская энциклопедия в 30 т под ред.С.Л.Кравец.-М.:Большая Российская Энциклопедия, с 1-го по20том,с 2008 по 2012гг
MULTIMEDIA 1С:Репетитор.Биология авт. А.Г.Дмитриева, Н.А. Рябчикова,
Биология Растения.Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- учебное электронное издание