СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Зеленая лаборатория" 1 год обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для 5 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом  №130/1 от 30.08.13, учебного плана школы на 2016-2017г.

Результаты освоения курса внеурочной длеятельности

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Основным принципам и правилам отношения к живой природе;

Использовать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетическое отношение к живым объектам.

Осознавать единство и целостность окружающего мира,   возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 

 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том  числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа  жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою  деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения  окружающей среды  –  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Зеленая лаборатория" 1 год обучения»



Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для 5 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом №130/1 от 30.08.13, учебного плана школы на 2016-2017г.

Результаты освоения курса внеурочной длеятельности

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Основным принципам и правилам отношения к живой природе;

Использовать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетическое отношение к живым объектам.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.


Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.




Составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.



Работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

 


самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;




1. В познавательной сфере

- Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).

Осознавать необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

- Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

- Различать на таблицах части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.

- Выявлять приспособления организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток и тканей.
- Методам биологической науки: наблюдению и описанию биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснению их результатов.
2. В ценностно-ориентированной сфере:

- Знать основные правила поведения в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

- Правилам работы в кабинете биологии.

- Соблюдению правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальными иглами, скальпелем, лупами, микроскопами)

4. В сфере физической деятельности:

- Приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

Выделять направления биологии:

Ботаника — наука о растениях. Зоология—наука, предметом изучения которой являются представители царстваживотных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия— наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология—наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

Умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Содержание программы

В курс «Зеленая лаборатория» включены различные виды деятельности:

  • Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении курса «Зеленая лаборатория».

  • Использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях.

  • Использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов).

  • Организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.



Виды деятельности

Характеристика деятельности обучающихся

Познавательная деятельность

Предполагает развитие ценностных отношений школьников к Отечеству, родной природе, культуре, знаниям, своему здоровью и внутреннему миру. Развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий: экскурсии, лабораторные работы, творческие мастерские, оформление отчетов, коллажей, составление плана работы, проекта.

Ценностно-ориентировочная деятельность

Предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и ощущают себя комфортно. Формирование общечеловеческих и социальных ценностей: милосердия, толерантности, навыков самоуправления. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса: изготовление моделей, презентаций, работа и распределение ролей в группе, соблюдение инструкций по охране труда.

Трудовая деятельность

Саморазвитие и развитие личности ребенка в процессе освоения мира через собственную творческую предметную деятельность. Воспитание отношения к труду как к ценности жизни, уважение к материальным ценностям. Это достигается через участие в акциях экологической направленности: «Кормушка», «Дом для птиц»

Общественная деятельность

Приобретение опыта исследовательской деятельности: публичное выступление, самоорганизация и организация совместной деятельности со сверстниками, педагогами и другими специалистами. Формирование познавательного интереса, познавательной мотивации и активности. Развитие коммуникативных навыков, поисковых действий, воспитание уважения к профессиям, например, создание картотеки великих естествоиспытателей

Свободное общение

Формирование основ представлено в виде важнейших компонентов воспитания, обучения, развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, интереса к внеклассной деятельности. Работать в коллективе, помогать друг другу, уважать, дружить.



Календарно – тематическое планирование курса


Тема занятия



Содержание

Планируемые результаты

1

Введение




Познакомиться с правилами проектной деятельности. Список тем проекта выдать учащимся для выбора.

2

Юный

натуралист



Экскурсия

Живая и неживая природа

Научиться приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

Научиться сравнивать объекты живой и неживой природы, делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчёты об экскурсии.

3

Почувствуй себя антропологом



Творческая мастерская Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития

Выполнить и продемонстрировать ленту времени, как доказательство эволюции человека.

4

Ученый-фенолог



Лабораторная работа №1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»

Выполнить и продемонстрировать макет этапов развития семени фасоли

5

Творческая мастерская




Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем.

Презентация опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, что исследование объекта возможно с использованием разных методов

6

Открываем невидимое



Правила пользования микроскопом

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе Ознакомиться с основными частями микроскопа и их назначением. Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

7

Почувствуй себя цитологом



Творческая мастерская Создание модели клетки

Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток) Различать на таблицах части и органоиды клетки

Создать и продемонстрировать модель клетки. Узнавать основные части клетки.

8

Я-гистолог



Лабораторная работа №2 «Строение тканей животного организма»

Принять участие в групповой форме межличностного взаимодействия

9

Почувствуй себя биохимиком



Лабораторная работа №3«Химический состав растений»

Опыты «Химический состав семян», «Получение вытяжки хлорофилла»

10

Занимательная физиология



Лабораторная работа №4 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Выявлять приспособления организмов к среде обитания; Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Значение испарения воды листьями

11

Почувствуй себя физиологом



Творческая мастерская Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений овес

Опыт и защита, таблица.

Изучать и описывать влияние воды, света и температуры на рост растений. Делать выводы.

12

Почувствуй себя эволюционистом



Творческая мастерская

Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди)

Фотоотчет. Умение объяснять фразу «Живое из живого».

13

Эколог-орнитолог



Творческая мастерская Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма.

Видовой состав зимующих птиц города. Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдения.

14

Я-библиограф



Творческая мастерская Создание картотеки великих естествоиспытателей

Картотека

великих естествоиспытателей. Выставка- коллаж

15

Основы систематики



Творческая мастерская Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов

Конструктор Царств живой природы.

Работать с конструктором Царств живой природы.

Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

16

Загадочная вирусология



Творческая мастерская Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов

Осознавать необходимость защиты окружающей среды Фотоколлекция. Выставка.

Находить в интернет – ресурсах фотографии.

17

Занимательно о бактериях



Творческая мастерская Изготовление бактерий из подручного материала

Защита работы.

Узнавать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных.

18

Почувствуй себя альгологом



Лабораторная работа №5 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни.

19

По следам Левенгука



Лабораторная работа №6 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми и временными микропрепаратами.

20

Царство грибов



Лабораторная работа №7 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат.

21

Эколог- это здорово!



Творческая мастерская

Игра - домино «Кто, где живет»

Выявлять приспособления организмов к среде обитания; Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в начальной школе. Определять среды жизни организмов.


22

Я аквариумист



Творческая мастерская Создание макета аквариума. Условный макет из коробки пленки и т.д

Создавать макет сообщества аквариума.


23

Почувствуй себя исследователем природных сообществ



Творческая мастерская

Лента природных сообществ

Знать основные правила поведения в природе.

Лента, мини- конференция

24

Зоогеография-это интересно!



Творческая мастерская Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах

Создать Игру - путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам.

25

Что изучает

дендрология?



Экскурсия

Изучение состояния деревьев на экологической тропе

Картотека и фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев.

26

Занимательная этология



Лабораторная работа № 8 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца.

27

Мастерская фольклора



Творческая мастерская Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

28

Загадочная палеонтология



Творческая мастерская

Работа с изображениями останков человека и их описание

Фотоколлаж. Работать с изображениями и опи­саниями ископаемых останков человека


29

Я -ботаник



Творческая мастерская Изготовление простейшего гербария цветкового растения

Соблюдать правила работы с биологическими инструментами. Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции.

30

Почувствуй себя следопытом



Творческая мастерская Создание биологической игротеки «Узнай следы»

Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

31

Замечательная зоология



Лабораторная работа №9 «Наблюдение за передвижением животных»

Приготовление временного микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Вывод о значении движения для животных.

32

Хочу быть цветоводом



Лабораторная работа №10 «Правила создания клумбы и ухода за ней»

Клумба или кашпо. Определять правила ухода за ком­натными растениями.

33

Экотуризм



Творческая мастерская Виртуальное путешествие с Красной книгой.


Создать агитационные лист­ки (плакаты) по Красной книге.

34



ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов



Примерные темы исследовательских работ:

  1. Влияние фитонцидов на рост плесени.

  2. Влияние различных способов предпосевной обработки на прорастание семян.

  3. Пигменты растений.

  4. Изучение зообентоса водоёмов.



Учебно-методический комплекс для учителя:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.,2011

Савенков Л.И. «Путь в неизведанное».-М.: Генезис, 2005

http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/



Учебный комплекс для учащихся:

А.А. Плешаков,Н.И.Сонин Биология. Введение в биологию 5 класс.-М.:Дрофа, 2013 http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology/

http://interneturok.ru

Большая Российская энциклопедия в 30 т под ред.С.Л.Кравец.-М.:Большая Российская Энциклопедия, с 1-го по20том,с 2008 по 2012гг

MULTIMEDIA 1С:Репетитор.Биология авт. А.Г.Дмитриева, Н.А. Рябчикова,

Лабораторный практикум Биология 6-11 класс.-учебное электронное издание

Биология Растения.Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- учебное электронное издание