СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как плане-те людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйст-ва. О проблемах взаимодействия общества  и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа начального курса географии составлена на основе:

• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

• идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Общая характеристика учебного предмета

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Программа «Начальный курс географии» соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Цель и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:



  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;



  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Требования к результатам обучения географии

Личностные результаты:

1) воспитание уважения к Отечеству, к своему краю

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

3) формирование целостного мировоззрения

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры

Метапредметные результаты:

1) умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки;

6) умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

7) умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

10) владение устной и письменной речью

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления

Предметные результаты :

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.




























Календарно- тематическое планирование учебного предмета


№ п/п



урока


Раздел. Тема

Кол-во

часов

Дата по

плану


Дата факт.


Введение (1ч)


1.

1.

Экономическая и социальная география в системе географических наук.

1

2.09


Политическое устройство мира (3ч)

2.

2.

Страны на политической карте мира. Практическая работа №1 «Разработка классификации стран мира по различным признакам».

1

9.09


3.

3.

Политическая карта мира как историческая категория.

1

16.09


4.

4.

Контрольное тестирование «Политическое устройство мира»


23.09


Природа и человек в современном мире (10 ч)

5.

1.

Географическая среда и человек.

1

30.09


6.

2.

Мировые ресурсы Земли и природопользование.

1

7.10


7.

3.

Практическая работа №2 «Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран мира»




8.

4.

География минеральных природных ресурсов.




9.

5.

Практическая работа №3 «Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания (регион по выбору)».

1

14.10


10.

6.

Земельные и лесные ресурсы мира.

1

21.10


11.

7.

Мировые водные ресурсы. Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами»

1

11.11


12.

8.

География неисчерпаемых природных ресурсов.

1

18.11


13.

9.

Экологические проблемы мира.

1

25.11


14.

10.

Контрольная работа №1 «Природа и человек в современном мире»

1

2.12


Раздел 2. Население мира (10ч)


15.

1.

Численность населения мира и демографическая политика.

1

9.12


16.

2.

Практическая работа №4 «Построение графика изменения численности населения мира».




17.

3.

Возрастной, половой и социальный состав населения мира.

1

16.12


18.

4.

Практическая работа №5 «Характеристика половозрастного состава населения одной из стран и описание демографических процессов в ней»




19.

5.

Расовый и этнический состав населения. Историко-культурное районирование мира.

1

23.12


20.

6.

Религии мира и религиозный состав населения.

1

13.01


21.

7.

Размещение и расселение населения мира.

1

20.01


22.

8.

Практическая работа №6 «Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мир».




23.

9.

Проблемы населения современного мира.

1

27.01


24.

10.

Контрольная работа № 2 «Население мира»

1

3.02


Мировое хозяйство и география основных отраслей (15ч)

20.

1.

Мировое хозяйство и основные этапы его развития

1

10.02


21.

2

Научно-техническая революция и ее роль в становлении мирового хозяйства.

1

17.02


22.

3.

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа № 8 «Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями»

1

24.02


23.

4.

Топливная промышленность и энергетика мира. Практическая работа № 9 «Анализ экономических карт мира. Определение направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа».

1

2.03


24.

5.

Мировая металлургия

1

9.03


25.

6.

Машиностроение мира

1

16.03


26.

7.

Мировая химическая промышленность.

1

23.03


27.

8.

Производство строительных материалов и лесная промышленность.

1

6.04


28.

9.

Легкая и пищевая промышленность.

1

13.04


29.

10.

Сельское хозяйство. Растениеводство мира.

1

20.04


30.

11.

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

1

27.04


31.

12.

Мировой транспорт. Практическая работа№10«Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран»

1

4.05


32.

13.

Мировая торговля и сфера услуг.

1

11.05


33.

14.

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира.

1

18.05


34.

15.

Контрольная работа № 3 «Мировое хозяйство и география основных отраслей»

1

25.05






Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Экономическая и социальная география в системе географических наук. Развитие экономической географии.

Политическое устройство мира(3ч)

Страны на политической карте мира. Политическая карта мира как историческая категория.

Природа и человек в современном мире(8ч)

Географическая среда и человек. Изменение географической среды. Мировые ресурсы Земли и природопользование. Природные ресурсы. Обеспеченность природными ресурсами. География минеральных природных ресурсов. Перспективы разработки минеральных ресурсов. Размещение отдельных видов минеральных ресурсов. Земельные и лесные ресурсы мира. Мировые водные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана. География неисчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы. Климатические ресурсы. Экологические проблемы мира. Отдельные экологические проблемы и пути их решения. Объекты и регионы экологических катастроф.

Население мира(7)

Численность населения мира и демографическая политика. Изменение численности населения мир. Динамика численности населения мира. Демографическая политика государств мира. Возрастной, половой и социальный состав населения мира. Социальная структура народонаселения. Расовый и этнический состав населения. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Религии мира и религиозный состав населения. Буддизм. Христианство. Ислам. Национальные религии. Размещение и расселение населения мира. Миграционные процессы. Городские и сельские поселения. Проблемы населения современного мира. Демографическая проблема. Проблема разоружения и сохранения мира.

НТР и Мировое хозяйство (10ч)

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция и ее роль в становлении мирового хозяйства. Научно-технический прогресс. Характерные черты современной НТР. Нанотехнологии. Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства. Основные модели территориальной структуры мирового хозяйства. Топливная промышленность и энергетика мира. Первичные энергоносители. Нефтедобывающая промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика. Энергетическая стратегия мира. Мировая металлургия. Черная металлургия. Цветная металлургия. Алюминиевая промышленность. Медная промышленность и производство благородных металлов. Машиностроение мира. Общее машиностроение. Станкостроение. Тяжелое машиностроение. Транспортное машиностроение. Электротехническое машиностроение. Электронная промышленность. Мировая химическая промышленность. Горнохимическая промышленность. Основная химия. Химия органического синтеза. Высокотехнологичные отрасли. Производство строительных материалов и лесная промышленность. Легкая и пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Растениеводство мира. Типы сельского хозяйства. Биотехнологии в сельскохозяйственном производстве. Зерновое хозяйство. Технические культуры. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. Перспективы развития животноводства. Мировой транспорт. Виды транспорта. Мировая торговля и и сфера услуг. Мировая торговля. Финансово-кредитные отношения. Международная торговля услугами. Международный туризм. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира.


География отраслей Мирового хозяйства -33 ч

.

География промышленности мира

Промышленность мира. Топливно - энергетическая промышленность

Нефтяная , газовая , угольная

Электроэнергетика. Нетрадиционные источники энергии

Горнодобывающая промышленность.

Металлургическая промышленность

Машиностроение мира

Химическая промышленность.

Практическая работа №11 «Размещение отраслей химической промышленности»

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Легкая промышленность мира. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство мира. Сельскохозяйственное производство в развитых и развивающихся странах

"Зеленая революция".

Растениеводство. Зерновые культуры

Растениеводство. Другие продовольственные культуры

Растениеводство. Непродовольственные культуры

Животноводство.

Практическая работа №12 Распространение главных отраслей животноводства мира

Сельское хозяйство и окружающая среда

Рыболовство

Транспорт мира.

Сухопутный транспорт

Водный транспорт

Воздушный (авиационный) транспорт

Практическая работа№13 «Особенности транспорта в развитых и развивающихся странах». Региональные транспортные системы

Практическая работа№13 Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду

Всемирные экономические отношения. Пр.раб. : Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.

Практическая работа№14 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Сравнение международной специализации одной развивающейся и одной развитой страны

Мировая торговля

Международные финансово-кредитные отношения

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество

Международный туризм

Обобщение знаний по теме : Мировое хозяйство". Установление взаимосвязей между размещением населения , хозяйством и природными условиями.



Регионы и страны мира (28 ч)


Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурно - исторические регионы мира, их основные характеристики.


Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Экономические и социальные контрасты.


Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики.


Зарубежная Европа: территория, границы, географическое положение, природные условия и ресурсы, население. Хозяйство: место в мире, различия между странами. Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Западной Европы и Центрально - Восточной Европы. Германия, Великобритания, Франция.


Общая характеристика зарубежной Азии. Межэтнические и религиозные конфликты. Роль региона в мировом хозяйстве. КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии.


Общая характеристика Африки. Континентальный тип отраслевой структуры хозяйства. Монокультурная специализация хозяйства. Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР — страна с двойной экономикой.


Общая характеристика США. Городские агломерации и мегалополисы. Североамериканский тип транспорт ной системы. Промышленные районы и пояса США. Макрорегионы США. Канада.


Общая характеристика Латинской Америки. Латиноамериканский тип города. Понятие «ложная урбанизация». Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика).


Российская Федерация и постсоветский регион. Австралии и Океании. Общие географические характеристики стран (по выбору).






Глобальные проблемы человечества (7 ч)


Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.


Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем.


Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества.






































Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Обучающиеся научатся:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!