СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 6класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Какрыбашево

Республика Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

от «27» августа 2019г.


Согласовано

зам.директора по УВР

от «28» августа 2019г.

__________А.Ф.Гафарова


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с.Какрыбашево

__________Г.Р. Ахметова

приказ № 167

от «28» августа 2019г










Рабочая программа

по биологии

6 класс

















Год разработки программы : 2019

Срок реализации программы : 2019-2020 уч.год.

Программу составила: Шакурова Г. М.







Какрыбашево 2019г.




Требования к результатам обучения


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы,

  6. формирование толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.


уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и

описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).






























СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА


Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Экскурсия1

Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)


Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия2

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема


Кол-во часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений


14ч.

2

Жизнь растений


10ч.

3

Классификация растений


6ч.

4


Природные сообщества

4ч.


ИТОГО


34








Тематическое планирование

по биологии 6 класс (линия Пасечника В.В.) – 34часа (1 час в неделю)


  1. № п/п

Дата по плану

Дата фак.

Тема урока

Примечания

1

03.09


Строение семян двудольных растений



2

10.09


Строение семян однодольных растений

«Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»


3

17.09


Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа1

«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»


4

24.09


Зоны корня. Лабораторная работа2

«Корневой чехлик и корневые волоски»


5

01.10


Условия произрастания и видоизменения корней


6

15.10


Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Лабораторная работа 3

«Строение почек. Расположение почек на стебле»



7

22.10


Внешнее строение листа

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»



8

29.10


Клеточное строение листа. Видоизменение листьев


9

05.11


Строение стебля. Многообразие стеблей


10

12.11


Видоизменение побегов Лабораторная работа 4

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»


11

26.11


Цветок и его строение Лабораторная работа 5

«Изучение строения цветка»


12

03.12


Соцветия

Лабораторная работа 6

«Ознакомление с различными видами соцветий»


13

10.12


Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

Лабораторная работа 7

«Ознакомление с сухими и сочными плодами»


14

17.12


Обобщение по теме.

КР №1.


15

24.12


Минеральное питание растений



16

31.12


Фотосинтез


17

14.01


Дыхание растений


18

21.01


Испарение воды растениями. Листопад

Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений»


19

28.01


Передвижение воды и питательных веществ в растении


20

04.02


Прорастание семян Лабораторная работа8

«Определение всхожести семян растений и их посев»


21

11.02


Способы размножения растений


22

25.02


Размножение споровых растений


23

3.03


Размножение семенных растений


24

10.03


Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Лабораторная работа9

«Вегетативное размножение комнатных растений»



25

17.03


Систематика растений


26

24.03


Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


27

31.03


Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные


28

14.04


Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные


29

21.04


Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Повторение и обобщение изученного материала.


30

28.04


КР №2 по теме «Классификация растений»


31

05.05


Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе


32

12.05


Развитие и смена растительных сообществ


33

19.05


Итоговая контрольная работа


34

26.05


Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»







































Основная литература:

1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для 6 класса/ В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2016.- 207с

2. .Методическое пособие. Поурочные планы 6 класс, Автор: Галушкова Н.И.,Дрофа, 2016г


Дополнительная литература:


  1. http://www.prosv.ru

  2. http://www.drofa.ru

  3. http://www.edu.ru

  4. http://www.center.fio.ru/som

  5. http://www. intellectcentre.ru

6.Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс» Н.В.Преображенская; (М. Дрофа,2016)