Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Какрыбашево
Республика Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 от «27» августа 2019г. | Согласовано зам.директора по УВР от «28» августа 2019г. __________А.Ф.Гафарова | Утверждаю Директор МБОУ СОШ с.Какрыбашево __________Г.Р. Ахметова приказ № 167 от «28» августа 2019г |
Рабочая программа
по биологии
6 класс
Год разработки программы : 2019
Срок реализации программы : 2019-2020 уч.год.
Программу составила: Шакурова Г. М.
Какрыбашево 2019г.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Экскурсия1
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсия2
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14ч. |
2 | Жизнь растений | 10ч. |
3 | Классификация растений | 6ч. |
4 | Природные сообщества | 4ч. |
| ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
по биологии 6 класс (линия Пасечника В.В.) – 34часа (1 час в неделю)
№ п/п | Дата по плану | Дата фак. | Тема урока | Примечания |
1 | 03.09 | | Строение семян двудольных растений | |
2 | 10.09 | | Строение семян однодольных растений «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | |
3 | 17.09 | | Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа1 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» | |
4 | 24.09 | | Зоны корня. Лабораторная работа2 «Корневой чехлик и корневые волоски» | |
5 | 01.10 | | Условия произрастания и видоизменения корней | |
6 | 15.10 | | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Лабораторная работа 3 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | |
7 | 22.10 | | Внешнее строение листа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | |
8 | 29.10 | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | |
9 | 05.11 | | Строение стебля. Многообразие стеблей | |
10 | 12.11 | | Видоизменение побегов Лабораторная работа 4 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» | |
11 | 26.11 | | Цветок и его строение Лабораторная работа 5 «Изучение строения цветка» | |
12 | 03.12 | | Соцветия Лабораторная работа 6 «Ознакомление с различными видами соцветий» | |
13 | 10.12 | | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян Лабораторная работа 7 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | |
14 | 17.12 | | Обобщение по теме. КР №1. | |
15 | 24.12 | | Минеральное питание растений | |
16 | 31.12 | | Фотосинтез | |
17 | 14.01 | | Дыхание растений | |
18 | 21.01 | | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений» | |
19 | 28.01 | | Передвижение воды и питательных веществ в растении | |
20 | 04.02 | | Прорастание семян Лабораторная работа8 «Определение всхожести семян растений и их посев» | |
21 | 11.02 | | Способы размножения растений | |
22 | 25.02 | | Размножение споровых растений | |
23 | 3.03 | | Размножение семенных растений | |
24 | 10.03 | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений Лабораторная работа9 «Вегетативное размножение комнатных растений» | |
25 | 17.03 | | Систематика растений | |
26 | 24.03 | | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | |
27 | 31.03 | | Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные | |
28 | 14.04 | | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | |
29 | 21.04 | | Важнейшие сельскохозяйственные растения. Повторение и обобщение изученного материала. | |
30 | 28.04 | | КР №2 по теме «Классификация растений» | |
31 | 05.05 | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | |
32 | 12.05 | | Развитие и смена растительных сообществ | |
33 | 19.05 | | Итоговая контрольная работа | |
34 | 26.05 | | Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.» | |
Основная литература:
1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для 6 класса/ В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2016.- 207с
2. .Методическое пособие. Поурочные планы 6 класс, Автор: Галушкова Н.И.,Дрофа, 2016г
Дополнительная литература:
http://www.prosv.ru
http://www.drofa.ru
http://www.edu.ru
http://www.center.fio.ru/som
http://www. intellectcentre.ru
6.Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс» Н.В.Преображенская; (М. Дрофа,2016)