СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Какрыбашево

Республика Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

от «27» августа 2019г.


Согласовано

зам.директора по УВР

от «28» августа 2019г.

__________А.Ф.Гафарова


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с.Какрыбашево

__________Г.Р. Ахметова

приказ № 167

от «28» августа 2019г










Рабочая программа

по географии

5 класс

















Год разработки программы : 2019

Срок реализации программы : 2019-2020 уч.год.

Программу составила: Шакурова Г. М.







Какрыбашево 2019г.




Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение географии в школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих:

личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • Овладения умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;

  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

  • Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

  1. В сфере физической деятельности:

  • Освоения приемов первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

  1. В эстетической сфере:

  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

  • Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.




























Содержание учебного курса, предмета:


В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Рабочая программа подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Программа включает темы, в которых обучающиеся знакомятся с географией как наукой, с системой знаний об истории открытия и освоения Земли. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Основная направленность содержания развитие познавательного интереса учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — целесообразно начать с вводной беседы «Земля - планета Солнечной системы», этот раздел не только сообщает учащимся знания о форме и размерах Земли, о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии Земли. Даются понятия «планета», «орбита». В курсе 6 класса эта тема будет рассматриваться как повторительно-обобщающий урок для правильного (планетарного) объяснения последующего материала «Система координат», «Времена года». На практических занятиях, на территории свое местности обучающиеся знакомятся со строением компаса, проводят ориентирование на местности.

Третий раздел «История географических открытий» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. Происходит знакомство с географическим исследованиями Оренбургской области. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей, биологией, технологией, ИЗО и др.предметами. Обучающиеся участвуют в исследовательской учебной деятельности и овладевают навыками создания минипроектов их защиты, презентаций.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» первично знакомит учащихся с особенностями природы материков и океанов. Обучающиеся получают первичные знания о Мировом океане и его частях, подробно изучается «Значение Мирового океана для природы и человека». Продолжением изучения океанов в курсе 6 класса будет в разделе «Гидросфера». Путешествуя по планете Земля, обучающиеся получат первичные знания о материках, которые более подробно будут изучаться в курсе 7 класса.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с понятиями «объекты природы», оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, которая носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии. Завершением курса географии 5 класса целесообразно провести экскурсию в природу или полевой практикум, включающий практические работы на местности. Обучающиеся получают практические навыки наблюдения за объектами природы, фенологическими явлениями. Создают фотоотчет и презентации исследовательской работы.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

При работе с учебником важно научить школьников правильно пользоваться текстовым и внетекстовым (иллюстрации, картосхемы, рисунки, картами атласа и др) компонентами.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации осуществления учебно - позновательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. С целью ранжирования и оценивания знаний учащихся используется проверочный блок: подтверждающий, промежуточный, итоговый. Вариант выставления текущих оценок традиционный (по пятибалльной шкале) за текущий, итоговый тестовый контроль, выполнение заданий практикума-рабочей тетради, устный опрос. Бально-рейтинговою систему (100) за доклады, презентации, творческие задания, минипроекты, за участие в дискуссии, знание географической номенклатуры. Затем баллы переводятся в стандартную пятибалльную для выставления оценок в журнал.

Результаты освоения междисциплинарных разделов: универсальные знания, освоение ИКТ, основы учебно-исследовательской деятельности

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — целесообразно начать с вводной беседы «Земля - планета Солнечной системы», этот раздел не только сообщает учащимся знания о форме и размерах Земли, о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии Земли. Даются понятия «планета», «орбита». В курсе 6 класса эта тема будет рассматриваться как повторительно-обобщающий урок для правильного (планетарного) объяснения последующего материала «Система координат», «Времена года». На практических занятиях, на территории свое местности обучающиеся знакомятся со строением компаса, проводят ориентирование на местности.

Третий раздел «История географических открытий» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. Происходит знакомство с географическим исследованиями Оренбургской области. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей, биологией, технологией, ИЗО и др.предметами. Обучающиеся участвуют в исследовательской учебной деятельности и овладевают навыками создания минипроектов их защиты, презентаций.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» первично знакомит учащихся с особенностями природы материков и океанов. Обучающиеся получают первичные знания о Мировом океане и его частях, подробно изучается «Значение Мирового океана для природы и человека». Продолжением изучения океанов в курсе 6 класса будет в разделе «Гидросфера». Путешествуя по планете Земля, обучающиеся получат первичные знания о материках, которые более подробно будут изучаться в курсе 7 класса.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с понятиями «объекты природы», оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, которая носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии. Завершением курса географии 5 класса целесообразно провести экскурсию в природу или полевой практикум, включающий практические работы на местности. Обучающиеся получают практические навыки наблюдения за объектами природы, фенологическими явлениями. Создают фотоотчет и презентации исследовательской работы.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

При работе с учебником важно научить школьников правильно пользоваться текстовым и внетекстовым (иллюстрации, картосхемы, рисунки, картами атласа и др) компонентами.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации осуществления учебно - позновательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. С целью ранжирования и оценивания знаний учащихся используется проверочный блок: подтверждающий, промежуточный, итоговый. Вариант выставления текущих оценок традиционный (по пятибалльной шкале) за текущий, итоговый тестовый контроль, выполнение заданий практикума-рабочей тетради, устный опрос. Бально-рейтинговою систему (100) за доклады, презентации, творческие задания, минипроекты, за участие в дискуссии, знание географической номенклатуры. Затем баллы переводятся в стандартную пятибалльную для выставления оценок в журнал.



Содержание учебного предмета в 5 классе


Тема 1. Наука география (2 часа)


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)


Тема 3. История географических открытий (14 часов)


Тема 4. Путешествие по планете Земля (9часов)


Тема 5. Природа Земли (4 часа)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Раздел (ч)

Класс (ч.)

5

6

Наука география

2ч.


Земля и её изображение

5 ч.


История географических открытий


14 ч.


Путешествие по планете Земля

9 ч.


Природа Земли


4 ч.


Итого

34 ч




















Календарно-тематическое планирование по географии 5 класса


№ урок




Дата

Тема урока

Примечание

План



Факт.

1.

04.09


1.Что такое география. Входная диагностика


2.

11.09


2.Методы географических исследований.


3

18.09


1.От плоской Земли к земному шару


4

25.09


2.Форма, размеры и движения Земли


5

02.10


3.Глобус и карта


6

16.10


4.Ориентирование на местности на территории школы


7

23.10


5.Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение»


8

30.10


1.По следам путешественников каменного

века


9

06.11


2.Путешественники древности


10

13.11


3.Путешествия морских народов


11

27.11


4.Первые европейцы на краю Азии


12

04.12


5.Хождение за три моря


13

11.12


6.Морской путь в Индию


14

18.12


7.Открытие Америки


15

25.12


8.Первое кругосветное плавание


16

31.12


9.Контрольная работа по теме «Эпоха

Великих географических открытий»


17

15.01


10.Открытие Южного материка


18

22.01


11.Поиски Южной земли продолжаются


19

29.01


12.Русские путешественники.


20

05.02


13.Вокруг света под русским флагом


21

12.02


14.Итоговый урок по разделу

«История географических открытий»


22

26.02


1.Мировой океан и его части


23

04.03


2.Значение Мирового океана для

природы и человека


24

11.03


3.Контрольная работа по теме

«Мировой океан»


25

18.03


4. Путешествие по Евразии


26

25.03


5. Путешествие по Африке


27

01.04


6. Путешествие по Северной Америке


28

15.04


7. Путешествие по Южной Америке


29

22.04


8. Путешествие по Австралии


30

29.04


9. Путешествие по Антарктиде


31

06.05


1.Что такое природа? Природа

Башкортостана.


32

13.05


2.Облочки Земли


33

20.05


3.Итоговая контрольная работа


34

27.05


4.Повторение



Основная литература:


  1. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013

  2. 3.Географический атлас «Введение в географию. Физическая география». 5-6 классы/ авт.-сост. С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.

Дополнительная литература:

  1. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

  2. http://geographer.ru – Географический портал.

  3. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии

  1. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

  1. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

  1. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

  1. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии

8. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс/ Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 72 с. – (ФГОС. Инновационная школа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!