СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству ,3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 75»





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________ О.В. Давлятшина



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа № 75»


В.В.Ерёмкин


Приказ №



РАССМОТРЕНО на заседании

ШМО учителей эстетического цикла

_______________________________

Протокол №






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

3 а,б,в,г,д,е,ж,з КЛАССЫ


на 2019-2020 учебный год








Автор-составитель:

Марченко Е.В., учитель

изобразительного искусства






Рязань, 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству, предметная область «Искусство», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программы формирования универсальных учебных действий; авторской учебной программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 c.); основной образовательной программы и учебного плана МБОУ «Школа № 75».

Изобразительное искусство в 3 классе преподается на базовом уровне из расчёта 34 часов в учебном году (1 час в неделю).

При реализации рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусмотрены адаптивные формы работы (индивидуальные, групповые, творческие задания и др.) и образовательные технологии (коррекционно-развивающие, проблемного и разноуровневого обучения, ИКТ, здоровьесберегающие). Тематическое планирование позволяет учитывать общие образовательные потребности и психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования. Адаптация осуществляется в сокращении объема содержания изучаемого материала; использовании специальных методов, приёмов, форм и средств обучения; индивидуализации обучения; изменении структуры и временных рамок образовательного процесса.

Используемый учебник (Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А.Горяева, Л.А.Неменсккая, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд., – М. : Просвещение, 2017. – 144 с.) одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в Федеральный перечень учебников.


Требования к уровню подготовки учащихся 3 классов:

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Планируемые предметные результаты

освоения учебного предмета «Изобразительное искусство», 3 класс


В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования: Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; - различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; – различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; - изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; - использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; - изображать предметы различной формы; - использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; - использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; - передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; - передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.



ИКТ- компетентность:

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Предметные результаты (по Неменскому) характеризуют опыт третьеклассников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 3 КЛАСС

Раздел № 1 Искусство в твоем доме + вводный урок (8 ч)

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уют­ными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли ху­дожника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

1. Твои игрушки

Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

2. Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

3. Мамин платок

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

4. Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

5. Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

6. Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.


Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов, обобщение темы)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать из­делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

1.Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

2. Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

3. Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

4. Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

5. Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

6. Транспорт в городе

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.


Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректиро­вать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

2. Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

3. Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

4. Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

5. Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

6. Праздник в городе

Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Художник создает произведе­ния, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и вы­ражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведе­ния хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи своего города, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

1. Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

2. Искусство, которое хранится в этих музеях

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

4. Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

5. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

6. Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

7. Скульптура в музее и на улице.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

8. Художественная выставка (обобщение темы).

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием.

Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Содержание программного материала (по Б.М.Неменскому)

Универсальные учебные действия 1. Искусство в твоём доме . - Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. - Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. 2. Искусство на улицах твоего города - Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. - Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. - Понимать условность и субъективность художественного образа. - Выполнять учебные действия. - Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. 3. Художник и зрелище Художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. - Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. - Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. - Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. 4. Художник и музей - Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. -Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. - Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. - Создавать композиции на заданную тему. 5. Промежуточная аттестация контроль над формированием УУД.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Изобразительное искусство», 3 класс


Название раздела

Кол-во часов

Содержание

1

Искусство в твоём доме

8

- Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы).

- Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки.

- Искусство вокруг нас сегодня. Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств.

- Живописные материалы. Красота и разнообразие предметов. Симметрия и асимметрия.

- Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон).

- Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

- Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

- Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов.

- Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы.

- Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель).

- Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги.

- Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки.

- Выставка творческих работ. Моделирование похода в музей. Проведение игры-викторины.

2

Искусство на улицах твоего города

7

- Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

- Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании.

- Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.

- Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Разнообразие декоративных форм.

- Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.

- Художественное конструирование и оформление транспорта. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

- Работа с бумагой, красками, ножницами, клеящим карандашом. Составление облика зданий из бумажных заготовок, рисование на бумаге (акварель, гуашь, пастель), аппликация.

- Работа в смешанной технике – рисование, аппликация.

- Объёмная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея.

- Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги.

- Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта.

- Выставка творческих работ. Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.

3

Художник и зрелище

11

- Особенности художественного творчества: художник и зритель. Материалы для рисунка: акварель.

- Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

- Создание простых композиций на заданную тему на плоскости и в пространстве.

- Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов.

- Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

- Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

- Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества.

- Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

- Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

- Выбор художественных материалов, средств художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.

- Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации.

- Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина.

- Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью – шитьё.

- Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной.

- Рисование на бумаге красками и карандашами.

- Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Создание рисунка городского праздника.

4

Художник и музей

8

- Использование и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства.

- Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.

- Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира.

- Образ современника. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества.

- Жанр натюрморта.

- Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.

- Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём – основа языка скульптуры.

- Ведущие художественные музеи. Восприятие и и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

- Рисование на свободную тему.

- Рисование картины-пейзажа (краски, карандаши).

- Рисование картины-портрета (краски, карандаши). Рисование картины-портрета (краски, карандаши).

- Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши).

- Рисование картины на жанровую тему.

- Лепка из пластилина фигуры человека в движении.

- Обобщающий урок учебного года. Проведение экскурсий в музей изобразительного искусства.

Тематическое планирование курса Изобразительное искусство, 3 класс


п/п

Название темы урока

Содержание изучаемого материала

Искусство в твоём доме (8 ч.)

1/1

Вводное занятие. «Твои игрушки».

Лепка из пластилина.

Повторение основных задач образов братьев- Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Цель и назначение игрушки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных промыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли мастеров в создании игрушки. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Новые понятия - «композиция», «колорит». Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).

2/2

«Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов

Формы и материал посуды, ее предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор поделки для воспроизведения. Аргументация ее декора. Выполнение основы и декоративных деталей. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки. Новые понятия – «сервиз», «гармония», «колорит». Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта.

3/3

«Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы.

Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. Искусство вокруг нас сегодня. Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств. Новые понятия- «цветовой рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность». Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

4/4

«Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель).

Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. Живописные материалы. Красота и разнообразие предметов. Симметрия и асимметрия. Новые понятия- «мотив», «акцент».

5/5

«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги.

Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников- иллюстраторов. Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон). Новые понятия - «искусство книги», «переплет», « суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка»

6/6

«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги.

Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Новые понятия- «искусство книги», «переплет», « суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка».

7/7

«Открытка». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки.

Возникновение открытки, ее назначение и тематика. Техника создания и оформление открытки. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Новые понятия- «лаконизм», «избирательность»

8/8

«Труд художника для твоего дома». Выставка творческих работ. Моделирование похода в музей. Проведение игры-викторины.

Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение изучении раздела. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9/1

«Памятники архитектуры». Работа с бумагой, красками, ножницами, клеящим карандашом. Составление облика зданий из бумажных заготовок, рисование на бумаге (акварель, гуашь, пастель), аппликация.

Понятие о малой родине. Художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объемного изображение проекта здания или архитектурного ансамбля. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Новые понятия - «памятник архитектуры», «зодчество». Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

10/2

«Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике – рисование, аппликация.

Назначение «зеленых зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта парка- развлечений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании. Новое понятие- «садово- парковое искусство». Художественное конструирование и оформление помещений и парков.

11/3

«Ажурные ограды». Работа в смешанной технике – рисование, объёмная аппликация.

Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Новое понятие – «ажур». Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

12/4

«Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея.

Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов работы с бумагой (складывание, сгибание, скручивание, склеивание, сжимание). Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Разнообразие декоративных форм. Новые понятия- «миниатюрность», « колоссальность». Создание моделей предметов бытового окружения человека.

13/5

«Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги.

Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов. Новые понятия- «эклетика», «коллаж».

14/6

«Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта.

Историческая эволюция облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. Связь автоконструкции с природными формами. Собственный вариант автомобиля будущего. Поделка- елочная игрушка. Художественное конструирование и оформление транспорта. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Новое понятие – «конструктор».Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

15/7

Обобщающий урок «Искусство на улицах твоего города». Выставка творческих работ. Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.

Обмен учащимися мнениями о видах работ, проводимые в течение изучения раздела. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Коллективная творческая работа в смешанной технике. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Художник и зрелище (11ч.)

16/1

«Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации.

Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Новые понятия- «занавес», «костюм», « реквизит», «освещение». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

17/2

«Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации.

Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Новые понятия- «занавес», «костюм», « реквизит», «освещение». Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

18/3

«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина.

Знакомство с работой художника- оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральны постановок, их обсуждение .Создание простых композиций на заданную тему на плоскости и в пространстве. Новые понятия- «макет», «декорация», объемно- пространственная композиция».

Художественное конструирование и оформление помещений .

19/4

«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина.

Рассматривание эскизов театральны постановок, их обсуждение Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов. Новые понятия- «макет», «декорация», объемно- пространственная композиция».Особенности художественного творчества: художник и зритель.


20/5

«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью – шитьё.

Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла- подарок. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Новые понятия - «пропорции», «утрированность».Изображение с натуры, по памяти и воображению .

21/6

«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью – шитьё.

Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла - подарок. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Новые понятия - «пропорции», «утрированность».

22/7

«Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной.

Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. Создание маски- подарка. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Новое понятие – «карнавал». Опыт художественно-творческой деятельности .

23/8

«Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной.

Создание маски - подарка. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Новое понятие – «карнавал».

24/9

«Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами.

Назначение афиши в театральном искусстве. Художественные составляющие афиши. Цель создания плаката. Единство рисунка и текста. Знакомство с классическими примерами плакатов. Рисование афиши театрального представления. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

25/10

«Праздник в городе». Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Создание рисунка городского праздника.

Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление населенных пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления. Выбор художественных материалов, средств художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним. Повторение понятий - «контраст», «сочетание».

26/11

«Школьный карнавал». Обобщающий урок по разделу «Художник и зрелище». Демонстрация лучших работ.

Обмен учащимися мнениями о видах работ, проводимые в течение изучения раздела. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Художник и музей (8 ч.)

27/1

«Музей в жизни города». Рисование на свободную тему.

Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Использование и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства. Новые понятия- «оригинал», «репродукция». Родина моя — Россия.

28/2

«Картина – особый мир. Картина – пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски, карандаши)

Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников- пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Повторение понятия- «колорит», новые понятия- «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия». Красота и разнообразие природы.

29/3

«Картина – портрет ». Рисование картины-портрета (краски, карандаши).

Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками- портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Повторение понятия – «композиция».

30/4

«Картина – портрет ». Рисование картины-портрета (краски, карандаши).

Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Повторение понятия – «композиция».



31/5

«Картина – натюрморт ». Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши).

Жанр натюрморта. Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

32/6

«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему.

Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

33/7

«Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении.

Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём – основа языка скульптуры. Повторение понятия «уличный дизайн», « парковая скульптура». Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).

34/8

Обобщающий урок раздела «Художник и музей». Проведение экскурсий в музей изобразительного искусства.

Обмен учащимися мнениями о видах работ, проводимые в течение изучения раздела. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Ведущие художественные музеи. Восприятие и и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!