СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство". УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО УМК "Перспектива"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 14»

Обсуждено на заседании МО протокол ______от

« »________ 20__ г.

Руководитель МО ___________________

/_____________/

Принята решением педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 14» Протокол _______от

« »__________2016 г.

Введено в действие приказом ___ от « » ___________ 20__ г.

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 14»


/_____________/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


ступень обучения (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1-4 КЛАСС (ФГОС)


количество часов 135 часов


Учитель (категория) МО учителей начальных классов

Программа разработана на основе:


Программы по изобразительному искусству, 1-4 классы, авторы программы:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. («Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы», М.: «Просвещение», 2012)


Основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 14»




Курск-2016г.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерная программа по изобразительному искусству 1-4 классы.

  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» для учащихся 1-4, 5-9 классов, обучающихся по ФГОС и представляет собой практический курс изобразительного искусства для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 4 класс;


Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования. Она отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения изобразительному искусству и реализует основные идеи стандарта второго поколения для начальной школы.

Целью обучения по предмету «Изобразительное искусство» является усвоение содержания предмета «Изобразительное искусство» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Главными задачами реализации программы по предмету «Изобразительное искусство» являются:

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.Я.Шпикаловой и других, планируемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

В процессе изучения предмета «Изобразительное искусство» создаются условия

- для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

- для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

- для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

- для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

- для знакомства обучающихся с методами научного познания;

- для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательский и художественной деятельности;

- для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Данная программа рассчитана на 135 часов, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство» осуществляется в объёме:

1 класс – 33 часа.

2 класс – 34 часа.

3 класс – 34 часа.

4 класс – 34 часа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования:

личностные, метапредметные, предметные

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе

умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль__ в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Восхитись красотой нарядной осени 




2.

Любуйся узорами красавицы зимы




3.

Радуйся многоцветью весны и лета

15ч




4.

Резервные уроки




5.

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная


11ч



6.

В гостях у чародейки-зимы


12ч



7.

Весна - красна! Что ты нам принесла?


11ч



8.

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»



11ч


9.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»



10ч


10.

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»




11.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»




12.

Восхитись вечно живым миром красоты




11ч

13.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека




14ч

14.

Восхитись созидательными силами природы и человека




ВСЕГО:

33ч

34ч

34ч

34ч



1 класс

Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)

1. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи (1 ч). Восприятие осени в природе и в произведениях русских художников начала XX в. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональны состояний. Живопись. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства.

2. Твой осенний букет. Декоративная композиция (1 ч). Основные содержательные линии. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.

3. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Красота различных состояний осенней природы и художественные выразительные средства её передачи в живописи.

4. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция (1 ч). Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

5. Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция (1 ч). Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции.

6. В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).Народный мастер-хранитель древних традиций кистевого письма, основные элементы и цветовая гамма хохломского травного узора.

7. Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы (1 ч). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета.

8. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект (1 ч). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)

9. О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России (1 ч). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета.

10. В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

11. Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике (1 ч). Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт.

12. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.

13. Белоснежные узоры. Вологодские кружева (1 ч). Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

14. Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция (1 ч). Жанр натюрморта. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. Ритм в расположении новогодних игрушек на ёлке и на таблице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

15. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект (1 ч). Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.

Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч)

16. По следам зимней сказки. Декоративная композиция (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции.

17. Зимние забавы. Сюжетная композиция (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи.

18. Защитники земли Русской. Образ богатыря (1 ч). Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изображении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряжении и движении.

19—20. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч). Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Многообразие и особенности форм дымковской игрушки; многоцветность дымковского узора и его элементы.

21. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч). Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

22. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (1 ч). Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.

23. Птицы — вестники весны. Декоративная композиция (1 ч). Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции (плоскость, условность формы и цвета, ритм).

24. «У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч)

Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы.

25. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч). Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

26—27. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч). Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве.

28. Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки (1 ч). Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Особенности передачи с помощью цветов и их оттенков восхищения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета.

29. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи (1 ч). Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран.

30. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты (1 ч). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Резерв времени — 3 ч

2 класс

В гостях у  осени. Узнай, какого цвета земля родная.(11ч)

1. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Тёплые и холодные цвета.

2. Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет (1 ч)

Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Пейзажи родной природы.

3. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы (1 ч). Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия.

4. В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч). Знакомство с несколькими яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Простые геометрические формы. Многообразие линий и их знакомый характер. Анализ формы сосуда (горловина, тулово, поддон) и расположение орнамента, выявляющего красоту формы и объёма сосуда; сохранение древней символики орнаментальных мотивов.

5. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень (1 ч). Приёмы работы с различными графическими материалами. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт

6. Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт (1 ч). Пейзажи родной природы. Изображение деревьев, птиц: общие и характерные черты. Натюрморт. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

7. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст (1 ч). Восприятие произведений изобразительного искусства, посвящённых всенародному празднику День урожая.

8. В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Неразрывная связь природы и человека в образах-символах народной глиняной игрушки (конь — символ солнца, птица — символ весны); секреты изготовления филимоновской игрушки, её темы (образы).

9. Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов (1ч). Символическое значение красного цвета в произведениях живописи; эмоциональная роль цвета в передаче цветового строя предметного мира. Птица-пава — символ света. Рисовать красную птицу-паву по мотивам народной вышивки.

10. Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет (1 ч). Восприятие красоты реальной действительности в произведениях живописи выдающихся художников XVIII в.

11. Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии (1 ч). Роль чёрной и белой красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Светлое и тёмное, чёрное и белое, цветовой контраст, тоновый контраст в графическом произведении; роль силуэта, направлений и ритмов штриха, чёрной линии на белом фоне и белой линии на чёрном фоне в композиции и тональной проработки произведения графики, в передаче характера животного.

В гостях у чародейки-зимы (12 ч)

12. В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок (1 ч). Описания зимней природы в стихотворении С. Есенина. Синий цвет как основной, его оттенки в живописи и изделиях Гжели; выразительность цветовых сочетаний и приёмы их создания в живописи и гжельской росписи.

13. Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет (1ч). Пейзажи родной природы. Отображение состояния цветовой палитры в пейзажах белоснежной зимы; яркость и приглушённость цвета; цвета сближенные и контрастные, цвет и его оттенки; выделение главного в композиции пейзажа с помощью размеров, расположения на листе, цвета; передача пространства и смысловой связи между предметами.

14. Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Создание образов сказочных и фантастических героев, персонажей карнавального шествия в новогоднем празднике; передача характерных черт внешнего облика персонажа народных сказок, мифов, фантастических героев и передача отношения к ним; приём трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.

15. Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция (1 ч). Тема новогоднего праздника. Формы участия в новогоднем празднике или Рождестве дома, в школе; содержание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства на темы празднования Нового года и Рождества; особенности цветовой гаммы в передаче праздничного настроения, бликов на ёлочных украшениях.

16. Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм (1 ч). Характерные особенности древнерусской архитектуры и художественные выразительные средства передачи великолепия белокаменных храмов Древней Руси в живописи.

17. Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет (1ч).

Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Разнообразие колорита в разную погоду в зимнем пейзаже (солнечный, пасмурный день) и время суток (день, яркое солнце, ночь, лунный свет),передача в картине пространства, разные планы и цвет, настроение.

18. Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении (1 ч).

Образы природы и человека в живописи. Красота и гармония общения человека с природой в сюжетной композиции на темы зимнего спорта.

19. Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца (1 ч). Облицованные керамические плитки (изразцы) рельефные и гладкие, с синим и зелёным, многоцветным рисунком; единство декора с архитектурным решением храмов, украшений изразцовых печей с интерьером боярских палат.

20. Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок (1 ч).

Сюжетные и декоративные мотивы в украшении печных изразцов, фантастические и сказочные герои в их декоре; многосюжетные композиции; эмоциональная роль цвета. Обозначение её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход).

21. Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве (1 ч). Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Композиция. Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях; особенности композиции; выразительные средства создания образа воина-богатыря, прославления воинской доблести. «Костюм и доспехи русского воина (шлем, кольчужная рубаха, щит, меч, копьё)».

22. Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация (1 ч).  Знаки-символы в сюжетно-тематических картинах, посвящённых народному празднику Масленицы; художественные выразительные средства передачи праздничного настроения.

23. Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости (1 ч). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Жанр натюрморта. Диалог об искусстве. Выразительные художественные средства натюрморта в передаче красоты разнообразных форм предметов, цвет, расположение предметов на плоскости.

Весна - красна! Что ты нам принесла? (11 ч)

24. «А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация (1 ч). Портрет. Особенности конструкции и декоративного решения народного костюма. Творческое задание на передачу в рисунке фигуры красной девицы особой выразительности силуэта, цвета и богатого узорочья народного костюма с использованием известных приёмов рисования кистью и средств художественной выразительности.

25. Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки (1ч).

Композиция. Созвучность поэтического слова А. Пушкина с лирическим живописным строем искусства мастеров из Палеха; разновременные действия из сказки А. Пушкина в многосюжетной композиции палехских народных мастеров; повествовательность изображения, месторасположение героев в композиции, выделение их с помощью цвета.

26. Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа (1 ч). Пейзажи родной природы. Особенности колорита весеннего пейзажа. Особенности колорита весеннего пейзажа.

27. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение (1ч). Художественные выразительные средства и своеобразие композиции фантастического пейзажа, роль воображения художника и его наблюдений природы.

28. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия (1 ч). Монотипия как вид печатной графики, разовый оттиск с гладкой пластины, на которую нанесена краска; композиционные и художественно-выразительные средства в пейзажной живописи на тему весны.

29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации (1 ч).

Игрушки из Полховского Майдана. Связь декоративного образа тарарушек с миром, природой, бытом в форме и росписи (природные формы (грибок, яйцо, яблочко), матрёшки, пейзажи, цветочные росписи). Разнообразие и специфика точёных форм.

30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок (1ч). Истоки пряничного дела — выпечка обрядового печенья как народный обычай календарных праздников у многих народов. Образы-символы в прорезном рисунке на старинных пряничных досках (конь, птица), сохраняемые в памяти народной, в устном народном и декоративно-прикладном искусстве.

31. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура (1 ч).

Образ защитника Отечества. Виды скульптуры: статуя (скульптурная группа), плита с рельефом.

32. Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму (1 ч). Известные приёмы художественного языка графики: линии, разные по виду и ритму (штрихи, прямые и кривые, ломаные и завитки и т. п.) в передаче характерных признаков животных.

33. Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч).

Традиции орнаментального искусства народов мира. Отражение родной природы в росписи фарфора из Китая хризантема), вазы из Индокитая; связь декора с формой изделия; закономерности построения орнамента в круге, на объёмной поверхности.

34. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит (1 ч). Демонстрация достигнутых результатов и обсуждение, чему научились в течение года по видам изобразительного искусства.

3 класс

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (11 ч)

1. Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы.  

2. В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства(1 ч) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

3. О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства (1 ч) Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня.

4. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта.

5. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.

6. Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

7. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет (1 ч) Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

8. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства (1 ч) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

9. «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч) Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

10. «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч) Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).

11. Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч)

12. Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

13. Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета (1 ч) Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.

14. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

15. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративно- прикладном искусстве.

16. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

17. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги (1 ч) Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).

18. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма (1 ч) Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

19. Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры (1 ч) Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

20. «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация (1 ч) Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

21. Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр (1 ч) Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества.

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (5 ч)

22. Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица (1 ч) Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника.

23. Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет (1 ч) Образы человека и природы в живописи.

24. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства (1 ч) Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.

25-26. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет (2 ч) Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (8 ч)

27. Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит (1 ч) Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

28. Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства (1 ч)  Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.)

29. Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм (1 ч) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

30. В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества.

31. Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

32. Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет (1 ч) Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.

33. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

34. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект (1 ч)

4 класс

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

1. Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художественной  выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.

2. Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч) Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

4. Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи (). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

5. Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок (1 ч). Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

7. Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика (1 ч). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),

отражённые в искусстве. Жанр портрета.

9. Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.

10. Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч). Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.

11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

12. Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (). Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре.

14. Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (). Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.

15. Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

16. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч)

Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека.

17. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч). Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт

18. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч). Образы природы и человека в живописи.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта.

20. Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч).  Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.

21. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр (1 ч). Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета.

22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит (1 ч). Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. п.

23. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

24. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих ()

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).

25. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих ()

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

26. Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно ()

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

27. Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа (1 ч)

Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

28—29. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч)

Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

30. Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч). Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.

31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч)

Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами.

32—34. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности (2 ч). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).



















Результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

на уровне НОО

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

Учащиеся 1класса должны

знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные учебные действия:

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов

Учащиеся 2 класса должны

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

  • использовать навыки компоновки;

  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);

  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;

  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.

Требования к уровню подготовки учащихся  3 классов

Учащиеся 3 класса должны

знать/понимать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать  деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;

  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.

Требования к уровню подготовки учащихся  4 классов

Учащиеся 4 класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;

  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.

  • Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Учебно-методические комплекты

-  учебники по изобразительному искусству:

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 4 класс;

творческие тетради:

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс;

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.



Методические пособия:

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе);

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе);

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 3 классе);

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие.

  • Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 4 классе).

  • Методические журналы по искусству.

Учебно-наглядные пособия.

  • Хрестоматии литературных произведений

  • к урокам изобразительного искусства.

  • Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

  • Альбомы по искусству.

  • Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

  • Научно-популярная литература по искусству

Печатные пособия

  • Портреты русских и зарубежных художников.

  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

  • Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

  • Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте

Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Электронные учебники.

  • Электронные библиотеки по искусству.

  • Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

  • Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации (памятники архитектуры; художественные музеи; творчество художников, виды и жанры изобразительного искусства, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство; художественные стили и технологии и др.).

  • Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

Технические средства обучения

  • Аудио/видеомагнитофон.

  • CD/DVD-проигрыватели.

  • Компьютер с художественным программным обеспечением.

  • Телевизор.

  • Проектор для демонстрации слайдов.

  • Мультимедийный проектор.

  • Магнитная доска.

  • Графический планшет.

  • Экран (на штативе или навесной).

  • Фотокамера цифровая.

  • Видеокамера цифровая

Учебно-практическое оборудование

  • Конструкторы.

  • Краски акварельные, гуашевые.

  • Тушь. Ручки с перьями.

  • Бумага формата А3, А4.

  • Бумага цветная.

  • Фломастеры.

  • Восковые мелки.

  • Кисти беличьи № 5, 10, 20.

  • Кисти из щетины № 3, 10, 13.К

  • Ёмкости для воды.

  • Стеки (набор).

  • Пластилин/глина.

  • Клей.

  • Ножницы.

  • Рамы для оформления работ.

  • Подставки для натуры

Модели и натурный фонд

  • Муляжи фруктов и овощей (комплект).

  • Гербарии.

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Гипсовые геометрические тела.

  • Гипсовые орнаменты.  3—4 вида.

  • Модель фигуры человека.

  • Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

  • Драпировки.

  • Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

Игры и игрушки

  • Театральные куклы.

  • Маски





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!