СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс 2 часа в неделю

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс 2 часа в неделю»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (от 05.03.2004 №1089) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012). Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

При составлении рабочей программы была использована программа базового курса «Информатика и ИКТ» (авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К.) для 10-11 классов, рассчитанная на 70 часов. В Федеральном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе в универсальных классах отводится: 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе. В региональном БУП на изучение курса базового курса «Информатика и ИКТ» в универсальных классах отводится 1 час в 10 классе и 2 часа в 11 классе (1 час добавлен за счет регионального компонента).
















Учебно-тематический план


Курс 11 класс

Тема (раздел учебника)

Количество часов

по программе

И.Г. Семакина

Количество часов, реализуемых

в рабочей программе

1. Информационные системы (§24)

1

1

2. Гипертекст (§25)

2

2

3. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

2

4. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

6

5. Web-сайт (§29)

3

3

6. ГИС (§30)

2

2

7. Базы данных и СУБД (§§31-33)

5

5

8. Запросы к базе данных (§§34-35)

5

5

9. Электронные таблицы.

-

2

10. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37)

4

4

11. Корреляционное моделирование (§38)

2

2

12. Оптимальное планирование (§39)

2

2

13. Социальная информатика (§§40-43)

3

3

15. Алгоритмизация и программирование

-

24

16. Проектная деятельность учащихся

-

4

16. Резерв времени

-

3

Всего:

35

70


Изменения, внесенные в программу И.Г. Семакина и Е.К Хеннер в связи с увеличением количества часов по информатике в 11-м классе:

  1. В 10-м классе добавлена тема «Основы логики и логические основы компьютера» в количестве 2 часов.

  2. Тема «Многопроцессорные системы и сети» - 2 часа рассматривается в 11 классе.

  3. За счет дополнительных часов добавлены темы «Электронные таблицы» -2 часа, «Алгоритмизация и программирование» - 24 часа, «Проектная деятельность учащихся» - 4 часа.


















Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2013г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Информатика. Задачник-практикум. В 2т./ под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Электронное сопровождение УМК:

  6. Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

  7. Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/


Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».














Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • различные подходы к понятию «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели алгоритмизации деятельности;

  • назначение и функции ОС;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры. В том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и т. д.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и т. д.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • создавать и выполнять программы для решения задач в выбранной среде программирования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • эффективной работы индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникативной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.















СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по второй части курса (11 класс)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Информационные системы (§24)

1

1

0.5, (вопрос и задания к §24 учебника)

2. Гипертекст (§25)

2

1

1, (№3.1)

3. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1, (№2.12)

4. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3, (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5)

5. Web-сайт (§29)

3

1

2, (№3.6, №3.7*)

6. ГИС (§30)

2

1

1, (№3.8)

7. Базы данных и СУБД (§§31-33)

5

3

2, (№3.9, 3.10)

8. Запросы к базе данных (§§34-35)

5

2

3, (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37)

4

2

2, (№№ 3.16, 3.17)

10. Электронные таблицы.

2

1

1

11. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1, (№3.18)

12. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1, (№3.19)

13. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1, (Реферат-презентация)

15. Алгоритмизация и программирование

24

6,5

17,5

16. Проектная деятельность учащихся

4

-

4

17. Резерв времени

3




Итоги изучения тем

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Тема 4. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 5. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 6. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

Тема 7. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 8. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)

Тема 9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 10. Электронные таблицы.

Учащиеся должны знать:

- основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;

- отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функций для обработки числовых данных.

Учащиеся должны уметь:

- создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы, (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах домашней экономики);

- пользоваться основными операциями работы с динамическими таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов, арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц,

- использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональной деятельности.

Тема 11. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Тема 12. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 13. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Тема 14. Алгоритмизация и программирование.

Учащиеся должны знать:

- основные свойства алгоритма;

- типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

- понятие вспомогательного алгоритма;

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать алгоритмы и программы с использование различных алгоритмических конструкций для решения различных задач.

Тема 15. Проектная деятельность учащихся.

Учащиеся должны знать:

- что такое метод проектов

- основные этапы проекта

- классификация проектов

- структура учебного проекта

- формы продуктов проектной деятельности

Учащиеся должны уметь:

- выявлять и формулировать проблемы;

- проводить их анализ;

- строить план исследования;

- находить необходимый источник информации;

- работать с полученной информацией;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач;

- проводить эксперименты или наблюдения;

- фиксировать и обрабатывать результаты;

- формулировать выводы;

- оформлять отчет о выполнении исследования;

- проводить презентацию (защиту) проекта.















Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М. 2004.

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. - М.- 2006.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-3-е изд., исправленное и дополненное –М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.


Литература для учителя

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.

  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

  5. Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home



Литература для ученика


  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Соответствие содержания учебника нормативным документам


Разделы учебника


Разделы стандарта

(Прилож.2)

Разделы примерной программы

(Прилож.3)

ВВЕДЕНИЕ



5. Технологии использования и разработки информационных систем



§24. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

5.3

7.11,

§25. Компьютерный текстовый документ как структура данных

4.1, 4.2

6.1, 6.2, 6.3

§26. Интернет как глобальная информационная система

5.2

7.9

§27. World Wide Web – Всемирная паутина

5.3

7.11

§28. Средства поиска данных в Интернете

5.3, 5.4

7.11, 7.12, 7.13

§29. Web-сайт - гиперструктура данных

2.5

2.7

§30. Геоинформационные системы

5.3

7.11

§31. База данных – основа информационной системы

4.11, 4.12

3.2, 3.3

§32. Проектирование многотабличной базы данных

2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 4.11

2.5, 2.7, 3.2

§33. Создание базы данных

4.11, 4.12

3.2, 3.3

§34. Запросы как приложения информационной системы

4.11, 4.12

3.2, 3.3

§35. Логические условия выбора данных

4.12. 4.13

3.3,

6. Технологии информационного моделирования



§36. Моделирование зависимостей между величинами

2.3, 2.4, 2.6, 4.6, 4.7

2.2, 2.5, 6.6,, 6.7

§37. Модели статистического прогнозирования

1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7

1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7

§38. Моделирование корреляционных зависимостей

1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7

1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7

§39. Модели оптимального планирования

1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7

1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7

7. Основы социальной информатики



§40. Информационные ресурсы

6.1

8.1

§41. Информационное общество

6.1

8.1

§42. Правовое регулирование в информационной сфере

6.2

8.4

§43. Проблема информационной безопасности

1.11, 6.2

1.22, 8.4





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел 1. Информация и информационные процессы

1.1. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

1.2. Классификация информационных процессов.

1.3. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

1.4. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

1.5. Поиск и систематизация информации.

1.6. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

1.7. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

1.8. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

1.9 Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком

1.10. Организация личной информационной среды

1.11.Защита информации

1.12. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Раздел 2. Информационные модели и системы

2.1. Информационные (нематериальные) модели.

2.2. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

2.3. Назначение и виды информационных моделей.

2.4. Формализация задач из различных предметных областей

2.5. Структурирование данных.

2.6. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

2.7. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Раздел 4. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.

4.2. Гипертекстовое представление информации.

4.3. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

4.4. Средства и технологии работы с таблицами

4.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

4.6. Основные способы представления математических зависимостей между данными

4.7. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

4.8. Графические информационные объекты.

4.9. Средства и технологии работы с графикой.

4.10. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

4.11.Базы данных

4.12. Системы управления базами данных.

4.13. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Раздел 5. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети.

5.2. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

5.3.Поисковые информационные системы.

5.4. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ. Базовый уровень

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

11 класс

Раздел 5. Компьютерные технологии представления информации

5.1.Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.

5.2.Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

5.3.Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

5.4. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

5.5. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.

5.6. Модели цветообразования.

5.7. Технологии построения анимационных изображений.

5.8.Технологии трехмерной графики.

5.9.Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.

5.10. Понятие о методах сжатия данных.

5.11. Форматы файлов.

Раздел 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

6.1 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.

6.2. Основные приемы преобразования текстов.

6.3.Гипертекстовое представление информации.

6.3.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

6.4.Средства и технологии работы с таблицами.

6.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

6.6.Основные способы представления математических зависимостей между данными.

6.7.Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

6.8.Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

6.9.Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Раздел 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

7.1. Каналы связи и их основные характеристики.

7.2. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.

7.3. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

7.4. Возможности и преимущества сетевых технологий.

7.5. Локальные сети. Топологии локальных сетей.

7.6.Глобальная сеть.

7.7. Адресация в Интернете.

7.8. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.

7.9. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

7.10. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.

7.11. Поисковые информационные системы.

7.12.Организация поиска информации.

7.13. Описание объекта для его последующего поиска.

7.14. Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Раздел 8. Основы социальной информатики

8.1. Информационная цивилизация.

8.2. Информационные ресурсы общества.

8.3. Информационная культура.

8.4. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

8.5.Информационная безопасность.





Тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса.

п\п

Дата

Кол.

час.


Тема урока


Цель урока


Содержание учебного материала

Учащиеся должны знать/понимать

Учащиеся должны уметь/использовать

Форма

контр.

Дом. зад.

1 четверть

1


Информационные системы

Провести вводный инструктаж по ТБ. Ввести понятие ИС и рассмотреть классификацию, состав и назначение ИС

Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером. Понятие информационных систем. Их назначение. Состав информационной системы. Их разновидности.


  • Правила поведения в кабинете информатики и правила работы за ПК;

  • назначение информационных систем

  • состав информационных систем

  • разновидности информационных систем

  • Соблюдать правила ТБ.


§24, отв.на вопр.в тетради

Гипертекст. 2 (1т+1п)

2


Компьютерный текстовый документ как структура данных

Рассмотреть основные подходы в определении гипертекста, гиперссылки.

Изучить средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Гипертекст. Гиперссылка. Организация документа с гиперструктурой (оглавление, указатели, ссылки, закладки, гиперссылки).

  • что такое гипертекст, гиперссылка

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)



  • автоматически создавать оглавление документа

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе


§ 25, ЗП-зад.5.1.6. (по вариан-там)

3


1п

Пр.работа 3.1. Гипертекстовые структуры.

Выработать навыки создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора.

Средства ТР для организации гипертекста.

Практическая работа 3.1. Гипертекстовые структуры.

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

  • автоматически создавать оглавление документа

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

П.р.

§ 25, повтор.

Многопроцессорные системы и сети. 2 (1т+1п)

4


Многопроцессорные системы и сети

Объяснить идею распараллеливания вычислений, что такое многопроцессорные вычислительные комплексы, варианты их реализации

Многопроцессорные вычислительные комплексы. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, рабочие станции, серверы). Основные функции сетевой ОС. История развития глобальных сетей. Интернет. Адресация в Интернете(IP-адрес, доменная система имен). Принцип пакетной передачи информации в Интернет. Протокол TCP/IP.

  • идею распараллеливания вычислений

  • что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

  • назначение и топологии локальных сетей

  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

  • основные функции сетевой операционной системы

  • историю возникновения и развития глобальных сетей

  • что такое Интернет

  • систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

  • способы организации связи в Интернете

  • принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP


§21-23, отв.на вопр.в тетр., подгот.

Презен-тацию по теме «Комп.сети»

5


1п

Многопроцессор-ные системы и сети.

Подготовка к

ЕГЭ по теме «Компьютерные сети».

Закрепить навыки решения задач

Подготовка к ЕГЭ. Решение задач типа В11, В12

  • что такое Интернет

  • систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

  • способы организации связи в Интернете

  • принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

  • Осуществлять поиск и отбор информации

тест

§21-23,

повтор.

Интернет как информационная система. 6(3т+3п)

6


Интернет как глобальная информационная система

Знать назначение коммуникацион-ных и информа-ционных служб Интернета. Рассмотреть понятие «Прикладные протоколы»

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Прикладной протокол.

  • назначение коммуникационных служб Интернета

  • назначение информационных служб Интернета

  • что такое прикладные протоколы

  • работать с электронной почтой

  • извлекать данные из файловых архивов



§26, отв.на вопр.

7


World Wide Web – Всемирная паутина

Рассмотреть основные структурные составляющие WWW. Изучить основные понятия WWW.

Структурные составляющие. Технология «клиент-сервер». Web-браузер. Основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес.

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

  • работать с электронной почтой

  • извлекать данные из файловых архивов



§27, вопр.4 - в тетради (проект сайта школы)

8


Средства поиска данных в Интернете.


Рассмотреть понятие поисковый каталог: организация, назначение. Провести тестирование по подготовке к ЕГЭ.

Поисковые информационные системы (поисковый каталог, поисковый указатель). Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.


  • что такое поисковый каталог: организация, назначение

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.


§28

9


1п

Практическая работа 3.2, 3.3. «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями».«Интернет: работа с браузером»

Знакомство и практическое освоение работы с электронной почтой и телеконференциями. Получение навыков работы с клиент-программой эл. почты Outlook Express. Знакомство с возможностями использования браузера Internet Explorer для просмотра общедоступных конференций. Освоение приемов работы с браузером, изучение среды и настройка. Получение навыков извлечения Web-страниц путем указания адресов, навигация по гиперссылкам.

Выполнение практических работ

ЗП- зад.5.3.1, зад.5.3.2

  • назначение коммуникационных служб Интернета

  • назначение информационных служб Интернета

  • работать с электронной почтой


П.р.

(д.з.)

§26-28, повтор.

П-зад.3.2, 3.3 (на флешке)

10


1п

Практическая работа № 3.4. «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц».

Освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Web –страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах.

Извлечение фрагментов из загруженных Web –страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах.

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение.

  • извлекать данные из файловых архивов

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

П.р.

§26-28, повтор. ЗП-зад.5.3.3.(№6,7)

11


1п

Практическая работа № 3.5. «Интернет: работа с поисковыми системами».

Подготовка к ЕГЭ по теме «Интернет как информационная система»

Освоение приемов работы с поисковыми системами Интернет: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя


Найти в WWW ответы на поставленные вопросы, используя поисковые серверы. Результаты поиска отразить в отчете, созданном в текстовом редакторе.

Решение задач типа В11, В12

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей

П.р.

§26-28, повтор. ЗП-зад.5.3.3.(№8,9), П-зад.3.5. доделать

Web-сайт. 3 (1т+2п)

12


Web-сайт-гиперструктура данных

Рассмотреть средства создания Web-страниц, каковы возможности текстового процессора по созданию Web-страниц. Объяснить в чем состоит проектирование Web-сайта и что значит опубликовать Web-сайт

Средства для создания Web-страниц. Проектирование Web-сайта. Инструментальные средства создания Web-сайтов.

  • какие существуют средства для создания web-страниц

  • в чем состоит проектирование web-сайта

  • что значит опубликовать web-сайт

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц

  • создать несложный web-сайт с помощью текстового редактора


§ 29

13


1п

Инструменталь-ные средства создания Web-страниц. Разработка Web-страницы.

Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового редактора.

Создание Web-сайта с помощью текстового процессора Word. Средства создания Web-страниц. Проектирование Web – сайта.

  • какие существуют средства для создания web-страниц

  • в чем состоит проектирование web-сайта

  • что значит опубликовать web-сайт

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц

• создать несложный web-сайт с помощью текстового редактора


§ 29, повтор.

П.-зад.3.6.

14


1п

Практическая работа 3.6. «Интернет: создание Web-сайта с помощью текстового редактора»

Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового редактора.

Создание Web-сайта с помощью текстового процессора Word.

Проектирование Web –сайта.

  • какие существуют средства для создания web-страниц

  • в чем состоит проектирование web-сайта

  • что значит опубликовать web-сайт

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц

  • создать несложный web-сайт с помощью текстового редактора

П.р.

Web-сайт

§ 29, повтор.,

П.-зад.3.6. (додел.)

ГИС. 2 (1т+1п)

15


Геоинформационные системы. Подготовка к ЕГЭ по теме «Поиск информации в интернете»

Познакомить с новейшим классом информационных систем, развивающихся в настоящее время.

ГИС. Область приложения ГИС. Устройство ГИС. Приемы навигации в ГИС.

Решение задач типа В11, В12

  • что такое ГИС

  • области приложения ГИС

  • как устроена ГИС

  • приемы навигации в ГИС

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

тест

§ 30, отв. на вопр.

16


1п

Практическая работа 3.8. «Поиск информации в ГИС».


Освоение приемов поиска информации в ГИС на примере ГИС «Карта Москвы»

Практическая работа 3.8. «Поиск информации в ГИС»

  • что такое ГИС

  • приемы навигации в ГИС

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

П.р.

§ 30, повтор.

2 четверть

База данных и СУБД. 5(3т+2п)

17


База данных – основа информационной системы

Углубление знаний, полученных в курсе основной школы по данной теме.

Базы данных. Модели баз данных (табличные, иерархические, сетевые). Основные понятия базы данных (запись, поле, тип поля, главный ключ). Системы управления базами данных (СУБД).

  • что такое БД

  • определение и назначение СУБД

  • какие модели данных используются в БД

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

  • определение и назначение СУБД

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (MS Access)


§31, отв.на вопр.в тетради,

ЗП-зад.5.4.1.(№1-5)

18


Проектирование многотабличной БД.

Рассмотреть методику проектирования многотабличной БД. Ознакомить с конкретной СУБД (MS Access)

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Целостность данных. Схема базы данных.

  • основы организации многотабличной БД

  • что такое схема БД

  • что такое целостность данных

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (MS Access)


§ 32, отв.на вопр.в тетради,

ЗП-зад.5.4.1.(№6-7)

19


Создание БД. Подготовка к ЕГЭ по теме «Поиск и сортировка информации в БД»

Продолжить рассмотрение методики проектирования многотабличной БД.

Создание БД. ЗП-зад.5.4.1 (№11)

Решение задач типа А6

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (MS Access)

тест

§ 33,

ЗП-зад.5.4.1.(№8-10)

20


1п

Практическая работа 3.9. «Знакомство с СУБД MS Access»

Освоение простейших приемов работы с готовой БД в среде СУБД MS Access: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме Конструктор; просмотр содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра.

Практическая работа 3.9. «Знакомство с СУБД MS Access», задания 1-4

  • основы организации многотабличной БД

  • что такое схема БД

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (MS Access)

П.р.

§31-33, повтор.

21


1п

Практическая работа 3.10. «Создание БД «Приемная комиссия».

Освоение приемов работы с MS Access в процессе создания спроектированной БД

Практическая работа 3.10. «Создание БД «Приемная комиссия».


  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (MS Access)

П.р.

§31-33, повтор.

Запросы к БД. 5(2т+3п)

22


Запросы как приложения ИС.

Рассмотреть средства формирования запросов, структуру запроса на выборку (список полей, условия выбора записей, ключи и порядок сортировки)

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Структура команды запроса на выборку данных из БД.

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов



§ 34

ЗП-зад.5.4.3.(№22-23)

23


Логические условия выбора данных.

Рассмотреть условия выбора данных (логические выражения – сложные и составные)

Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах.

  • основные логические операции, используемые в запросах

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки



§ 35

ЗП-зад.5.4.3.(№24-25)

24


1п

Практическая работа 3.11. «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

Освоить приемы реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов MS Access.

Условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Практическая работа 3.11. «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

  • организацию запроса на выборку с помощью конструктора запросов.

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

П.р.

§ 34-35, повтор. ЗП-зад.5.4.3.(№26-28)

25


1п

Практическая работа 3.12. «Расширение БД «Приемная комиссия. Работа с формой»

Научить создавать форму таблицы; заполнять таблицу данными с помощью формы; дополнить БД до 5 таблиц.

Задание: создать форму таблицы и заполнить таблицу с помощью формы.

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • создавать форму таблицы;

  • заполнять таблицу с помощью формы;

  • дополнить БД до 5 таблиц.

П.р.

§ 31-35, повтор.

П-зад.3.13.

26

06.12.13

1п

Подготовка к ЕГЭ по теме «База данных и СУБД»

Выявить ЗУН учащихся по теме «База данных и СУБД».

Контрольная работа №1 по теме «База данных и СУБД».

  • организацию запроса на выборку с помощью конструктора запросов;

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

  • реализовывать сложные запросы на выборку данных в конструкторе запросов

К.р.

§ 31-35, повтор.,

ЗП-зад.5.4.4 (№39-45)

Электронные таблицы. 2 (1т+1п)

27


Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MS Excel.

Актуализация знаний, полученных в курсе средней школы. Знакомство с основными свойствами табличного процессора MS Excel.

Табличный процессор. Пример задачи, решаемой с помощью табличного процессора. Табличный процессор MS Excel (назначение, среда, основные режимы работы, система команд, данные в ячейках таблицы).

Практическая работа 1.8.

ЗП-зад.5.5.

  • основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;

  • отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функций для обработки числовых данных.


  • создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы, (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах домашней экономики).


Записи в тетради

ЗП-зад.5.5.

28


1п

Практическая работа «Работа в среде табличного процессора MS Excel».

Освоение основных операций по созданию, редактированию и оформлению электронной таблицы в среде табличного процессора MS Excel

Практическая работа 1.9.

ЗП-зад.5.5.

  • основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;

  • отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функций для обработки числовых данных.


  • пользоваться основными операциями работы с динамическими таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов, арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц;

  • использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональ-ной деятельности.


ЗП-зад.5.5.(на выбор)

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование. 4 (2т+2п)

29


Моделирование зависимостей между величинами

Познакомить с идеями и наиболее простыми технологиями моделирования зависимостей между величинами.

Понятие величины. Свойства величины: имя, тип, значение. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Статистика. Для каких практических задач она используется.

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

  • что такое математическая модель

  • формы представления зависимостей между величинами

  • используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов



§ 36, отв.на вопр.

30


Модели статистического прогнозирования.


Дать понятие статистики. Рассмотреть статистические данные. Рассмотреть регрессионную модель, получение регрессионной модели методом наименьших квадратов.

О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессионной модели.

  • для решения каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели


  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели


§ 37, отв.на вопр.в тетради

31


1п

Практическая работа 3.16. «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

Освоение способов построения по эксперименталь-ным данным регрессионной модели и графического тренда средствами MS Excel

О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессионной модели. Практическая работа 3.16. «Прогнозирование в MS Excel»

  • для решения каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель


  • используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов


П.р.

§ 36-37,

повтор.


32


1п

Практическая работа 3.17. «Прогнозирова-ние в MS Excel»

Освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции

Прогнозирование по регрессионной модели. Практическая работа 3.17. «Прогнозирование в MS Excel»

  • что такое регрессионная модель

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели

  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

П.р.

§ 36-37,

повтор.

3 четверть


Корреляционное моделирование. 2 (1т+1п)

33


Моделирование корреляционных зависимостей.

Подготовка к ЕГЭ по теме «Формализация и моделирование»

Дать понятие корреляционной зависимости. Выработать навыки вычисления коэффициента корреляции.

Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Решение задач типа А2, В3, В9.

  • что такое корреляционная зависимость

  • что такое коэффициент корреляции

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)


тест

§ 38, отв.на вопр.в тетради

34


1п

Практическая работа 3.18. «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel»

Получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции с помощью функции КОРРЕЛ

Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного моделирования. Практическая работа 3.18. «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel»

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

П.р.


§ 38,

П-зад. 3.18.

(сам-но)

Оптимальное планирование. 2 (1т+1п)

35


Модели оптимального планирования

Объяснить что такое оптимальное планирование, ресурсы, стратегическая цель Разобрать в чем состоит задача оптимального планирования

Оптимальное планирование. Ресурсы. Ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана.

  • что такое оптимальное планирование

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)



§ 39, отв.на вопр.в тетр.

36


1п

Практическая работа 3.19. «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

Получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела MS Excel «Поиск решения» для построения оптимального плана.

Возможности табличного процессора для решения задач линейного программирования.

Практическая работа 3.19. «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»


  • что такое оптимальное планирование;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

П.р.

§ 39, повтор.

Социальная информатика. 3 (2т+1п)

37


Информацион-ные ресурсы. Информационное общество.

Познакомить учащихся с информационными ресурсами. Рассмотреть основные черты информационного общества, опасности информационного общества.

Что такое информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг. Основные черты информационного общества. Изменение структуры экономики и труда. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий. Преодоление информационного кризиса. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Рост информационной культуры. Изменения в сфере образования. Изменение уклада жизни людей. Опасности информационного общества.

  • что такое информационные ресурсы общества

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов

  • - что относится к информационным услугам

  • в чем состоят основные черты информационного общества

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности



§ 40, 41, подготовить рефераты по рис.7.1. учебника

38


Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Ознакомить с основными законами РФ в сфере правового регулирования информационной сферы

Законы РФ, действующие в информационной сфере.

  • основные законодательные акты в информационной сфере

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации


  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности



§ 42, 43, подготовить рефераты

39


1п

Практическое занятие по теме «Социальная информатика».

Обобщение знаний по данной теме. Подготовка материала для презентации.

Защита рефератов



защита


Алгоритмизация и программирование. 24 (6,5т+17,5п)

40


Основы алгоритмизации. Этапы решения задач на ЭВМ.

Повторение темы за курс 9 класса

Основные сведения об алгоритмах. Сущность понятия алгоритм. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов. Исполнители алгоритмов: среда, система команд, режимы работы. Алгоритмические задачи, их решение.



Реализация разветвляющегося алгоритма. Полное и неполное ветвление. Выбор. Реализация циклического алгоритма. Цикл с предусловием, постусловием, цикл-счетчик. Подпрограмма-процедура. Подпрограмма-функция.

Одномерные и двумерные массивы. Строковый тип данных как одномерный массив. Типовые задачи на обработку массивов.

  • Понятие алгоритм, свойства алгоритмов.

  • Способы записи алгоритмов.

  • Этапы решения задач на компьютере.


  • Решать алгоритмические задачи.


Записи в тетради

41


Основы языка программирования Паскаль

Ознакомить с историей появления языка Pascal и причины его популярности. Изучить опции меню среды Turbo Pascal. Рассмотреть структуру программы, описание и преобразование типов, действия над типами, команды ввода и вывода информации.

Язык программирования, краткая характеристика и форма представления программ.

Среда программирования, меню. Алфавит языка, основные типы данных, константы, переменные, выражения, функции.

Структура программы.

Запись выражений на языке программирования.

  • Понятие величины в программировании.

  • Правила записи арифметических выражений на языке программирования

  • Структуру программы на языке программирования.

  • Записывать арифметические выражения на языке программиро-вания..


Задания на выработку навыков записи арифметических выражений на языке Паскаль

42


1т+п

Ввод-вывод данных (процедуры Read, Write).

Выработать навыки решения задач линейной структуры.

Операторы языка программирования для кодирования алгоритмов линейной структуры. Операторы ввода/вывода. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций и комментарии в программе.


  • Операторы языка для кодирования линейных алгоритмов.

  • Тип переменной (integer, real, char, string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln, write, writeln,

  • Составлять алгоритмы и программы для задач линейной структуры.


Задания на составление простейших программ

43


1п

Разработка алгоритмов линейной структуры.

Выработать навыки решения задач линейной структуры.

Операторы языка программирования для кодирования алгоритмов линейной структуры. Составление алгоритмов и программ для задач линейной структуры. Операторы ввода/вывода, присваивания.

Решение задач с использованием функций DIV и MOD .


  • Операторы языка для кодирования линейных алгоритмов.

  • Позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)

  • Составлять алгоритмы и программы для задач линейной структуры.


Решение задач с использованием функций DIV и MOD .

44


1п

Разработка программ задач линейной структуры. Подготовка к ЕГЭ по теме «Линейные алгоритмы».

Проверить уровень овладения навыками по составлению алгоритмов и программ линейной структуры.

Составление алгоритмов и программ линейной структуры с использованием математических функций при записи арифметических выражений. Отладка программ и решение задач на ЭВМ. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. Решение прикладных задач.

Решение задач типа В1, В2.

  • Операторы языка для кодирования линейных алгоритмов.

  • Составлять алгоритмы и программы для задач линейной структуры.

С.р.

Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

45


1п

Графика. Разработка алгоритмов и программ.

Познакомить учащихся с понятием предопределенные константы стандартного модуля Graph. Изучить графические примитивы и форматы их записи.

Практическая работа «Графические примитивы. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор».

  • Модуль Graph. Графические фигуры: line, pset, circle,SetColor,

  • Составлять алгоритмы и программы с использованием геометрических фигур


Составлять программы с использованием геометрических примитивов

46


1п

Графика. Разработка алгоритмов и программ.

Познакомить учащихся с понятием предопределенные константы стандартного модуля Graph. Изучить графические примитивы и форматы их записи.

Практическая работа «Графика. Закрашивание. Динамическая графика», «Построение графиков на экране. Построение поверхностей»

  • Модуль Graph. Графические фигуры: line, pset, circle,SetColor,

  • Составлять алгоритмы и программы с использованием геометрических фигур


Составлять программы на построение графиков и поверхностей

47


1т+п

Организация ветвлений в программах. Оператор выбора if…


Ознакомить учащихся со структурой ветвление. Разобрать различные варианты использования условного оператора if: полной и неполной формы;

Алгоритмическая структура ветвление. Команда ветвления. Полная и неполная форма ветвления. Операторы языка программирования для записи ветвлений.

  • Алгоритмическую структуру ветвление, её особенности.

  • Операторы языка программирования для записи алгоритмов.

  • Составлять алгоритмы с ветвлением.


Задачи с использованием полной и неполной формы операторов ветвления

48


1т+п

Организация ветвлений в программах.

Оператор выбора Case

Научить составлять алгоритмы и программы для решения задач с ветвлением.

Составление алгоритмов и программ для решения задач с ветвлением. Составление протоколов выполнения алгоритмов и программ с ветвлением. Отладка программы, анализ результатов решения задач.

Оператор выбора Case

  • Соблюдать этапы решения задач на компьютере.

  • Составлять алгоритмы и программы с использованием ветвления.


Задачи с использованием оператора выбора Case

49


1п

Разработка программ с ветвлением. Подготовка к ЕГЭ по теме «Ветвление».

Проверить уровень овладения знаниями по составлению

алгоритмов

и программ для учебных задач. содержащих ветвление

Разработка алгоритмов решения задач и программ разветвляющейся структуры. Отладка программы, анализ результатов решения задач. Решение задач типа В14, С1.


  • Соблюдать этапы решения задач на компьютере.

  • Составлять алгоритмы и программы с использованием ветвления.

С.р.

Задачи с использованием операторов ветвления

50


Алгоритмическая структура – цикл.

Рассказать учащимся о необходимости использования циклических алгоритмов. Объяснить, как записываются, и как работают отдельные циклические команды.

Циклический алгоритм. Команда повторения. Виды циклов. Средства языка программирования для записи циклических алгоритмов. Организация счетного (арифметического) цикла.

Разработка алгоритмов задач. Разработка программы решения задачи. Отладка программ и решение задач на ЭВМ.

  • Определение циклического алгоритма.

  • Типы циклов: for..do, while..do, repeat..until, параметр цикла, тело цикла, зацикливание, условие выполнения (окончания) цикла, вложенные циклы.

  • Составлять алгоритмы, используя команду повторения.


Задачи с использованием циклов

51


1п

Решение задач, содержащих циклы.

Показать отличия между циклами for, while, repeat. Продемонстрировать, как можно записать один и тот же фрагмент программы с использованием различных циклов. Научить решать задачи с использованием вложенных циклов. Объяснить, что неправильная запись команды может привести к зацикливанию.

Составление алгоритмов и программ для решения задач с использованием циклов for, while, repeat .

Определение результатов выполнения алгоритмов с циклом по его блок-схеме или на языке программирования.

  • Особенности использования циклов for, while, repeat.

  • Составлять алгоритмы и программы, используя циклов for, while, repeat.


Задачи с использованием циклов for, while, repeat

52


1п

Решение задач, содержащих циклы.

Выработать навыки решения задач, содержащих

циклы.

Составление алгоритмов и программ для решения задач с использованием циклов for, while, repeat .

Определение результатов выполнения алгоритмов с циклом по его блок-схеме или на языке программирования.

  • Особенности использования циклов for, while, repeat.

  • Составлять алгоритмы и программы, используя циклов for, while, repeat.


Задачи с использованием циклов for, while, repeat

53


1п

Решение задач с использованием циклов. Подготовка к ЕГЭ по теме «Циклы»




Выработать навыки решения задач с использованием циклов.

Составление алгоритмов и программ для решения задач с использованием циклов for, while, repeat.

Решение задач типа В13, В14, В5.


  • Особенности использования циклов for, while, repeat.

  • Составлять алгоритмы и программы, используя циклов for, while, repeat.

С.р.

Задачи с использованием циклов for, while, repeat

54


1п

Обобщающий урок по решению задач на составление программ с использованием основных алгоритмических конструкций.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Алгоритмы и программирова-ние»

Повторение алгоритмических конструкций. Решение задач. Составление алгоритмов и программ. Подготовка к контрольной работе.

  • Правила записи основных алгоритмических конструкций на языке Турбо Паскаль

  • Составлять программы с использованием основных алгоритмических конструкций


Подгот. к к.р.

55


1п

Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации и программиро-вание»

Проверить уровень овладения знаниями по составлению

алгоритмов

и программ для учебных задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Составление алгоритмов и программ для решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

  • Правила записи основных алгоритмических конструкций на языке Турбо Паскаль

  • Составлять программы с использованием основных алгоритмических конструкций

К.р.

Повторить тему «Алгоритмизация и программирование»

56


Вспомогатель-ные алгоритмы.

Объяснить, что такое метод пошаговой детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются и чем они отличаются. Рассмотреть основные стандартные процедуры и функции модуля system, crt. Объяснить, в каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции.

Понятие вспомогательного алгоритма. Разбиение задачи на подзадачи. Средства языка программирования для записи подпрограмм. Составление алгоритмов и программ с использованием вспомогательных алгоритмов. Понятие подпрограмм (функции и процедуры).

Назначение. Способы описания. Обмен информацией между основной программой и подпрограммой.

Глобальные и локальные переменные.

Особенности построения схем алгоритмов.

Операторы организации вычислений с применением подпрограмм.

Использование подпрограмм при решение задач.

  • Понятие вспомогательного алгоритма.

  • Описание вспомогательных алгоритмов.

  • Составлять алгоритмы и программы с использованием вспомогательных алгоритмов.


Учить записи в тетради

57


1п

Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму»

Выработать навыки составления алгоритмов

и программ с использованием вспомогательных алгоритмов.

Составление алгоритмов и программ для учебных задач содержащих подпрограмму (соблюдая этапы решения задач на компьютере).

Разработка и отладка программы.

  • Понятие вспомогательного алгоритма.

  • Описание вспомогательных алгоритмов.

  • Составлять алгоритмы и программы с подпрограммами.


Задачи на составление программ, содержащих процедуры и циклы

58


1п

Рекурсия

Научить записывать рекурсивные алгоритмы.

Рекурсивный алгоритм, прямая и косвенная рекурсия, организация выделения стека.

  • Рекурсивный алгоритм, прямая и косвенная рекурсия.

  • Составлять рекурсивные алгоритмы и программы

С.р.

Задачи на составление рекурсивных программ

59


Двумерные массивы.

Ввести понятие двумерного массива. Дать отличия от одномерных массивов. Научить решать задачи с использованием двумерных массивов.

Массив. Способы задания массивов. Двумерный числовой массив. Средства языка программирования для описания двумерных числовых массивов. Ввод и вывод заданного массива на экран.

  • Понятие двумерного массива.

  • Средства языка программирования для описания массивов.

  • Вводить и выводить элементы числового двумерного массива.


Задачи на ввод и вывод элементовчислового двумерного массива.

60


1п

Обработка двумерных массивов.

Выработать навыки решения задач на обработку двумерных массивов.

Поиск в двумерном массиве элементов по заданным условиям.

Нахождение номера элемента массива по заданным условиям.

  • Алгоритмы обработки двумерных числовых массивов

  • Решать типовые задачи на обработку двумерных числовых массивов


Задачи на обработку массивов (по аналогии)

61


1п

Обработка двумерных массивов.

Выработать навыки решения задач на обработку двумерных массивов.

Сортировка двумерного массива по возрастанию, убыванию с указанием позиции элемента.

Поиск минимума и максимума в одномерных массивах.

Сортировка выбором. Сортировка двумерного массива».

  • Алгоритмы обработки двумерных числовых массивов

  • Решать типовые задачи на обработку двумерных числовых массивов


Задачи на сортировку массива

62


1п

Решение задач по теме «Двумерные массивы». Подготовка к ЕГЭ по теме «Массивы»

Систематизировать знания и умения учащихся по работе с массивами. Выработать навыки решения задач на обработку двумерных массивов

Сортировка массива. Методы сортировок массивов. Решение задач типа А12, С2

  • Алгоритмы обработки двумерных числовых массивов

  • Решать типовые задачи на обработку двумерных числовых массивов


Задачи на сортировку массива

63


1п

Контрольная работа №3 по теме «Подпрограммы. Двумерные массивы».

Проверить уровень овладения знаниями по теме «Двумерные массивы».

Выявить уровень сформированности умений и навыков по решению задач на обработку двумерных массивов.

  • Понятие вспомогательного алгоритма.

  • Описание вспомогательных алгоритмов.

  • Рекурсивный алгоритм, прямая и косвенная рекурсия.

  • Понятие двумерного массива.

  • Средства языка программирования для описания массивов.

  • Алгоритмы обработки двумерных числовых массивов


  • Решать задачи с использованием подпрограмм и на обработку двумерных массивов.

К.р.


64


1п

Проектная деятельность учащихся

Выработать навыки разработки учебно-исследовательских проектов

Разработка учебно-исследовательских проектов.


Проект

65


1п


Проект

66


1п


Проект

67


1п

Защи-та проек-та

Проект

68


1п

Подготовка к ЕГЭ. Решение задач КИМ ЕГЭ.


Решение задач по КИМам




К.р. - 3

П.р. - 15

Подг.к ЕГЭ – 9


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!