Бутурлиновский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Филиппенковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор школы
_____/Дятлова В.Е /
Протокол №__ от Приказ №__ от «___»
«__» _______ 201__ ___________ 201___
Рабочая программа
по предмету
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
в 5-7 классах
Составитель:
учитель МКОУ Филиппенковская ООШ
Середа Лидия Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана для 5-7 классов.
Программа составлена с учетом требований:
- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;
- Приказа Министерства образования и науки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2017-2018 уч. год…
- на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2016.
- в соответствии с учебным планом МКОУ Филипенковская ООШ;
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.
Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Искусство (Изобразительное искусство)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения курса изобразительного искусства «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» обучающиеся 5 класса должны понимать:
- значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка -народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
-создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
В результате изучения курса изобразительного искусства «Изобразительное искусство в жизни человека» обучающиеся 6 класса должны знать:
-о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
-о месте станкового искусства в познании жизни;
-о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
-о произведениях агитационно-массового искусства;
-о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
-о выдающихся произведениях современного искусства.
обучающиеся должны уметь:
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
-передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
-изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
-выполнять элементы оформления альбома или книги;
-отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
-вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
В результате изучения курса изобразительного искусства «Дизайн и архитектура в жизни человека», обучающиеся 7 класса
должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Содержание учебного предмета в 5 классе
Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Содержание программы раскрывается в следующих разделах:
Раздел 1. Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Тема 1 .Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли. Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)и с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Тема 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище. Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа
Тема 3. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.
Предметы народного быта (прялки, ковши, хлебницы рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта. Символическое значение элементов декора. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.
Тема 4. Народный праздничный костюм. Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма.
Формы и декор женских головных уборов. Образный строй костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Тема 5. Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица,) в современных народных игрушках .Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки и Матрешки. Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.
Тема 6 Искусство Гжели. Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.
Тема 7-8. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи .Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.
Тема 9. Золотая Хохлома. Выставка коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».Определение народного промысла по заданным характеристикам.
Раздел 3. Декор — человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Тема 10.Народные праздничные обряды.
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года….). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды ,зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.
Тема 11. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза - уаджета, др.)
Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях. Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.
Тема 12. Одежда «говорит» о человеке.
Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Строгая регламентация в одежде людей разных сословий.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности.
Выполнение коллективной работы «Бал во дворце».
Тема 13. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, др.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Тема 14-15. Творчество художников – сказочников.
Декоративные куклы.
Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр. Значение в сказках сказочных персонажей. Кукла – образ.
Тема 16. Творческий проект «Ты сам мастер».
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом, постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общую работу . Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Тема 17. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией.
Пластический язык материала, его роль в создании образа.
Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.
Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.
Содержание учебного предмета в 6 классе
Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.
Содержание программы раскрывается в следующих разделах:
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.
Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Содержание учебного предмета в 7 классе
Содержание программы для 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» раскрывает конструктивные виды искусства: дизайн и архитектуру. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Содержание программы раскрывается в следующих разделах:
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Тематическое планирование 5 класса
№ | Тема | Количество часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 4 часа |
2 | «Связь времён в народном искусстве» | 5 часов |
3 | «Декор – человек, общество, время» | 4 часа |
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | 4 часа |
| ИТОГО: | 17 часов |
Тематическое планирование 6 класса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 4 часа |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 4 часа |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 5 часов |
4 | Человек и пространство. Пейзаж. | 4 часа |
| ИТОГО: | 17 часов |
Тематическое планирование 7 класса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Художник — дизайн — архитектура. | 3 часа |
2 | В мире вещей и зданий. | 4 часа |
3 | Город и человек. | 5 часов |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | 5 часов |
| ИТОГО: | 17 часов |
Бутурлиновский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Филиппенковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор школы
_____/Дятлова В.Е /
Протокол №__ от Приказ №__ от «___»
«__» _______ 201__ ___________ 201___
Календарно-тематическое планирование
по предмету
ИСКУССТВО
(Изобразительное искусство)
в 5-7 классах
Составитель:
учитель МКОУ Филиппенковская ООШ
Середа Лидия Николаевна
Календарно – тематическое планирование. 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
I раздел. «Древние корни народного искусства»( 4 часа) | | |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | | |
2 | Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. | 1 | | |
3 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. | 1 | | |
4 | Народный праздничный костюм. Русская народная вышивка. | 1 | | |
II раздел. «Связь времён в народном искусстве» ( 5 часов). | | |
5 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | | |
6 | Искусство Гжели. | 1 | | |
7-8 | Городецкая роспись. | 2 | | |
9 | Золотая Хохлома. | 1 | | |
III раздел. «Декор – человек, общество, время» (4 часа ) | | |
10 | Народные праздничные обряды. | 1 | | |
11 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 | | |
12 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | | |
13 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 1 | | |
IV раздел. «Декоративное искусство в современном мире» (4 часа) | | |
14-15 | Творчество художников – сказочников. Декоративные куклы. | 2 | | |
16 | Творческий проект «Ты сам мастер. | 1 | | |
17 | Современное выставочное искусство. | 1 | | |
| ИТОГО: | 17 часов | | |
Календарно – тематическое планирование. 6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 часа) | | |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | | |
3 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | 1 | | |
4 | Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. (обобщение темы) | 1 | | |
2. Мир наших вещей. Натюрморт (4 часа) | | |
5 | Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | | |
6 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. | 1 | | |
7 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | 1 | | |
8 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | | |
3. Вглядываясь в человека. Портрет (5 часов) | | |
9 | Образ человека – главная тема искусства. | 1 | | |
10 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. | 1 | | |
11 | Протрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. | 1 | | |
12 | Сатирические образы человека. Роль цвета в портрете. | 1 | | |
13 | Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | | |
4. Человек и пространство. Пейзаж (4 часа) | | |
14 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | | |
15 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | | |
16 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. | 1 | | |
17 | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. | 1 | | |
| ИТОГО: | 17 часов | | |
Календарно – тематическое планирование. 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 Художник — дизайн — архитектура. (3 часа) | | |
1 | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос». | 1 | | |
2 | Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. | 1 | | |
3 | Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | | |
2 В мире вещей и зданий.- (4 часа) | | |
4 | Объект и пространство. | 1 | | |
5 | Конструкция: часть и целое. | 1 | | |
6 | Красота и целесообразность. | 1 | | |
7 | Цвет и архитектура в дизайне. | 1 | | |
3 Город и человек. – (5 часов) | | |
8 | Город сквозь времена и страны. | 1 | | |
9 | Город сегодня и завтра. | 1 | | |
10 | Живое пространство города. | 1 | | |
11 | Вещь в городе и дома. | 1 | | |
12 | Природа и архитектор. Ты – архитектор. | 1 | | |
4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (5 часов) | | |
13 | Мой дом – мой образ жизни Функционально-архитектурная планировка своего дома» | 1 | | |
14 | Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | | |
15 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | | |
16 | «Мой костюм — мой облик». Дизайн современной одежды. | 1 | | |
17 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. « Моделируя себя — моделируешь мир». | 1 | | |
| Итого: | 17 часов | | |