муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школы №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
Чурсановой Ирины Александровны
«Русский язык», 8 класс
Количество часов на год: 105
Всего в неделю: 3 часа
Уровень: базовый
Утверждено на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 13 Протокол № от «» августа 2018 года Директор ___________________________ Е.Ю. Румянцева Приказ № 195-о от 30.08.2017 г. |
- Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты иадекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
• 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
• 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание предмета Русский язык»
О языке. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И.И.Срезневский. ( урок – лекция)
Речь. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?» Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Ритор. вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повеств. текстах; их синонимика. Стилист. роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в худ. тексте односоставных предложений
Неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. ( урок- исследование, практикум)
Предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф.Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями.
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилист. различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами.
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилист. роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Тематическое планирование по русскому языку 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во час | КЭС | КПУ |
1 | Русский язык в семье славянских языков. | 1 | 8.1 | 3.6 3.1 |
2 | РР .1 Речь. Разновидности речи. | 1 | 8.1 | 3.6 3.1 |
3 | Р. Р.2 Стили речи. | 1 | 8.1 8.4-8.6 | 2.2 |
Повторение изученного в 5-7 классах. Морфология и орфография ( 13 ч. , 3 р/р, 1 к/р) |
4 | Н и НН в суффиксах существительных и прилагательных. | 1 | 6.8 | 3.8 1.1 |
5 | Н и НН в суффиксах причастий. | 1 | 6.8 | 3.8 |
6 | Н и НН в наречиях | 1 | 6.8 | 3.8 |
7 | Слитное, раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | 6.13 | 3.8 |
8 | НЕ с причастиями и прилагательными. | 1 | 6.13 | 1.1 3.8 |
9 | НЕ и НИ с наречиями и местоимениями. | 1 | 6.11-6.13 | 1.1 3.8 |
10 | Употребление частицы НИ в речи. | 1 | 6.13 | 1.1 3.8 |
12 | Употребление дефиса. | 1 | 6.16 | 1.1 3.8 |
13 | Правописание наречий. | 1 | 6.12 | 1.1 3.8 |
14 | Входной контроль по теме «Повторение». Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 5.2-5.5 6.7-6.13 | 3.8 |
15 | Работа над ошибками.. Р. Р.3 Типы речи. | 1 | 8.3 | 3.1-3.9 |
16 | РР 4. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | 8.2 | 3.1-3.9 |
17 | РР 5. Сочинение «Легко ли быть молодым» | 1 | 8.1-8.6 | 3.1-3.9 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение (39 ч., к/р 2 ч., р/р 4 ч.) |
18 | Словосочетание. | 1 | 5.1 | 3.8 |
19 | Виды словосочетаний. | 1 | 5.1 | 3.8 |
20 | Типы связи слов в словосочетании. | 1 | 5.1 | 3.8 |
21 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 5.1 | 3.8 |
22 | Предложение и его типы. | 1 | 5.2 | 3.8 1.1 |
23 | Простое предложение. Интонация простого предложения. | 1 | 5.2 | 3.8 |
24 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 1 | 5.2 | 3.8 |
25 | Сказуемое и способы его выражения. | 1 | 5.2 | 1.1 3.8 |
26 | Виды сказуемых. Глагольное сказуемое. | 1 | 5.2 | 1.1 3.8 |
27 | Составное именное сказуемое. | 1 | 5.2 | 3.8 |
28 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 7.16 | 3.8 1.1 |
29 | Согласование подлежащего и сказуемого. | 1 | 5.2 | 3.8 |
30 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 5.3 | 1.1 |
31 | Определение. Виды определений. | 1 | 5.3 | 1.1 |
32 | Приложение. | 1 | 7.16 7.19 | 3.8 1.1 |
33 | Виды приложений. | 1 | 7.16 | 3.8 1.1 |
34 | Дополнение. | 1 | 5.3 | 3.8 |
35 | Обстоятельство. | 1 | 5.3 | 1.1 |
36 | Сравнительный оборот. | 1 | 7.5 | 1.1 |
37 | Порядок слов в предложении. | 1 | 5.12 5.14 7.19 | 3.8 1.1 |
38 | Обобщающее повторение по теме «Двусоставное предложение». | 1 | 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 7.16-7.19 | 3.8 1.1 |
39 | Промежуточный контроль по теме «Двусоставное предложение» (за 1 полугодие) | 1 | 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 7.16-7.19 | 3.8 3.9 |
40 | Работа над ошибками. | 1 | | |
41 | РР 6. Репортаж. Строение, языковые средства. | 1 | 8.1-8.6 | 1.1 3.1-3.9 |
42 | РР 7. Сочинение в жанре репортажа. | 1 | 8.1-8.6 | 3.8 1.1 |
43 | Виды односоставных предложений. | 1 | 5.4 | 1.1 |
44 | Определённо-личные предложения. | 1 | 5.3 | 1.1 |
45 | Определённо-личные предложения. | 1 | 5.3 | 3.8 1.1 |
46 | Неопределённо-личные предложения | 1 | 5.3 | 1.1 |
47 | Неопределённо-личные предложения | 1 | 5.3 | 1.1 |
48 | Обобщённо-личные предложения. | 1 | 5.3 | 3.8 1.1 |
49 | Безличные предложения. | 1 | 5.3 | 1.1 |
50 | Способы выражения сказуемого в безличных предложениях. | 1 | 5.3 | 1.1 |
51 | Назывные предложения. | 1 | 5.3 | 3.8 1.1 |
52 | Неполное предложение. | 1 | 5.3 | 1.1 |
53 | Обобщающее повторение по теме «Простое предложение». | 1 | 5.1-5.7 | 1.1 |
54 | РР 8. Жанры публицистики. Статья. | 1 | 8.1-8.6 | 3.1-3.9 |
55 | РР 9. Языковые особенности, строение статьи. | 1 | 8.1-8.6 | 3.1-3.9 |
56 | Изложение «Что значит быть воспитанным?». | 1 | 8.1-8.6 | 3.1-3.9 |
Предложение с однородными членами (12 ч., к/р 1 ч.) |
57 | Понятие однородности членов предложения | 1 | 5.12-5.13 7.19 | 1.1 |
58 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 5.12-5.13 7.19 | 1.1 |
59 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | 1.1 |
60 | Средства связи между однородными членами предложения. | 1 | 5.12-5.13 7.19 | 3.8 1.1 |
61 | Соединительная связь. | 1 | 5.14 | 1.1 |
62 | Разделительная и противительная связь. | 1 | 5.3 | 1.1 |
63 | Однородные определения. | 1 | 5.3 | 3.1-3.9 |
64 | Неоднородные определения. | 1 | 5.3 | 3.1-3.9 |
65 | Обобщающее слово при однородных членах предложения. | 1 | 7.19 | 3.1-3.9 |
66 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 5.4-5.5 | 1.1 |
67 | Контр. работа №4 по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | 5.2-5.5 | 1.1 |
68 | Работа над ошибками. Обращение. | 1 | | 3.8 1.1 |
69 | Предложения с обращениями. | 1 | 5.2 | 1.1 |
70 | Знаки препинания в предложениях с обращениями. | 1 | 7.19 | 1.1 |
71 | Предложения с вводными конструкциями. | 1 | 5.2 | 3.1-3.9 |
72 | Основные группы вводных слов по значению. | 1 | 7.8 | 3.1-3.9 |
73 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 1 | 7.8 | 3.1-3.9 |
74 | Вставные конструкции. | 1 | 7.8 | 2.1 |
75 | Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями. | 1 | 7.8 | 2.1 |
76 | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. | 1 | | |
77 | Контр. работа №5 по теме «Предложения с вводными словами». | | 7.8 5.2 5.3 5.4 | 3.8 |
Предложения с обособленными членами ( 15 ч., к/р 1 ч., р/р 3 ч.) |
78 | Работа над ошибками. Понятие обособления. Обособление второстепенных членов предложения. | 1 | 5.3 | 3.8 |
79 | Обособленные определения. | 1 | 5.3 | 1.1 |
80 | Обособленные приложения. | 1 | 5.3 | 1.1 |
81 | Распространённые и нераспространённые определения. | 1 | 5.5 | 3.8 1.1 |
82 | Определения, выраженные причастным оборотом. | 1 | 7.19 | 1.1 |
83 | Знаки препинания при обособленных определениях. | 1 | 7.19 | 1.1 |
84 | Знаки препинания при обособленных определениях. | 1 | 7.19 | 3.1-3.9 |
85 | Контр. работа №6 по теме «Предложения с обособленными определениями». | 1 | 5.3. 5.19 | 3.1-3.9 |
86 | Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства. | 1 | 5.3 | 3.1-3.9 |
87 | Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | 1 | 5.3 | |
88 | Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 | 5.3 | 1.1 |
89 | Уточняющие члены предложения. | 1 | 5.14 | 1.1 |
90 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | 5.14 | 1.1 |
91 | Работа над ошибками. РР 10. Портретный очерк. | 1 | 8.1-8.6 | 3.8-3.9 |
92-93 | РР 11, 12. Изложение. | 1 | 8.1-8.6 | 3.1-3.9 |
Прямая и косвенная речь ( 7 ч.,к/р 1 ч.) |
94 | Прямая речь. | 1 | 7.10 | 3.8 |
95 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 7.10 | 3.8 |
96 | Диалог | 1 | 7.10 | 3.8 |
97 | Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвен. речью. | 1 | 7.10 | 3.8 |
98 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант. | 1 | 2.1-2.5 4.1-4.3 5.1-5.7 6.8-6.13 7.14-7.19 | 1.1 3.8 |
99 | Работа над ошибками . | 1 | 2.1-2.5 4.1-4.3 5.1-5.7 6.8-6.13 7.14-7.19 | 3.8 |
100 | Цитаты и их обозначения. | 1 | 7.10 | 3.8 |
Повторение изученного в 8 классе ( 5ч.) |
101-105 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 5 | | |
Промежуточная аттестация проходит в форме контрольной работы. В контрольную работу входит
( диктант с грамматическим заданием).
Система оценивания
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | Отлично |
76-90% | Хорошо |
51-75% | Удовлетворительно |
Менее 50% | Неудовлетворительно |
7