Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №29»
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2019 г. №1
Введено приказом от 29.08.2019г №307
Директор МБОУ
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
Направление развития личности: общеинтелектуальное
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Мирзиева Гузелия Талгатовна,
учитель математики, I квалификационная категория.
«Согласовано»
Заместитель директора по ___________
«Рассмотрено» от 29.08. 2019 г
На заседании МО, протокол от 29.08. 2019 г. № 1
Руководитель МО ________________/
г. Набережные Челны 2019г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности по математике подготовлена для учащихся 6–х классов. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности.
Личностные результаты
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном;
прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата;
коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Коммуникативные УУД
построение речевых высказываний, постановка вопросов;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
Познавательные УУД
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез как составление целого из частей;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений.
Предметные результаты
Ученик научится:
Основам логического и алгоритмического мышления;
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи, делать выводы на основе обобщения знаний;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
распознавать и изображать графики;
решать задачи повышенной трудности (олимпиадные);
разгадывать и составлять разного уровня сложности математические головоломки;
решать логические задачи, задачи на переливание и взвешивание (моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ);
Ученик получит возможность научиться:
использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня
решать задачи народов мира;
сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом;
работать с различными источниками информации;
приемам исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях деятельности.
Содержание программы
Название раздела | Краткое содержание учебной темы | Основные формы организации | Основные виды деятельности |
Процентные расчеты на каждый день. | Рассматриваются основные понятия процента, процентные вычисления в жизненных ситуациях, банковские операции. Задачи на смеси, растворы, сплавы. Задачи с литературными сюжетами. | Группавая-викторина | Вводная беседа Познавательная |
Шифры и математика | В разделе шифры и математика рассматриваются следующие темы: задачи кодирования и декодирования ( вводная беседа), матричный способ кодирования и декодирования, тайнопись и самосовмещение квадрата, знакомство с другими методами кодирования и декодирования. И завершающим уроком этого занятие игра «Расшифруй-ка». | Группавая-Познавательная игра | Вводная беседа Познавательная Игровая |
Графики улыбаются | Раскрывается применение графиков в различных сферах деятельности человека. Рассматриваются темы: геометрические преобразования графиков функций, графики кусочно-заданных функций, метод линейного сплайна. | Индивидуальная-Общественно- полезная практика | Познавательная Игровая |
Геометрия красота и гармония | Рассматривается практическая значимость геометрических знаний. «Золотая» пропорция и связанные с нею соотношения. Возвышенный треугольник. Пятиконечная звезда. «Золотая» пропорция в природе, «Золотая» пропорция в живой природе. Геометрические задачи, сформированные как следствия решения архитектурных проблем. | Группавая-Круглый стол | Познавательная. Проблемно-ценностное общение |
Симметрия вокруг нас | Раскрывается применение симметрии в различных сферах деятельности человека, ее связь с другими предметами. Изучается виды симметрии. | Группавая-викторина | Обще- интеллектуальное Познавательная. |
Обобщение и систематизация знаний. Тренинг. Итоговое занятие.
Организационные условия: количество часов занятий в неделю -1; количество учащихся в группе – 10-15.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| I раздел. Процентные расчеты на каждый день. | 10 |
1 | Вводное занятие. Постановка задач. Техника безопасности. | 1 |
2-3 | Проценты в прошлом и настоящем. | 2 |
4-5 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 2 |
6 | Банковские операции. | 1 |
7-8 | Задачи на смеси, растворы, сплавы. | 2 |
9-10 | Задачи с литературными сюжетами. | 2 |
| II раздел. Шифры и математика | 5 |
11 | Задачи кодирования и декодирования ( вводная беседа). | 1 |
12 | Матричный способ кодирования и декодирования | 1 |
13 | Тайнопись и самосовмещение квадрата . | 1 |
14 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. | 1 |
15 | Игра «Расшифруй-ка» | 1 |
| III раздел. Графики улыбаются. | 4 |
16 | Графики вокруг нас. | 1 |
17 | Геометрические преобразования графиков функций | 1 |
18 | Графики кусочно-заданных функций | 1 |
19 | Метод линейного сплайна. | 1 |
| IV раздел. Геометрия красота и гармония | 8 |
20-21 | «Золотая» пропорция. Общие сведения | 2 |
22-23 | «Золотая» пропорция и связанные с нею соотношения. Возвышенный треугольник. Пятиконечная звезда. | 2 |
24-25 | «Золотая» пропорция в природе | 2 |
26 | «Золотая» пропорция в живой природе. | 1 |
27 | «Золотое» сечение в архитектуре и скульптуре. | 1 |
| V раздел. Симметрия вокруг нас. | 7 |
28-29 | Симметрия. Виды симметрии | 2 |
30 | Симметрия в природе . Симметрия в физике: симметрия законов природы. | 1 |
31 | Симметрия в искусстве архитектуре, музыке, литературе. | 1 |
32 | Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства | 1 |
33 | Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Козина М.Е. Математика 6-7 классы. Сборник элективных курсов , издательство «Учитель»- 2007.
2.Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С., Математика 6-7 классы. Сборник элективных курсов, , издательство «Учитель»- 2006.
3. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С., Геометрия: красота и гармония 7 классы. Сборник элективных курсов, , издательство «Учитель»- 2007.
4. Никольская И.Л., Факультативный курс по математике для 6-7 классов, издательство «Просвещение»- 1991.
5. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика 6 класс. Подготовка к ГИА-2017. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2017.