Муниципальное образовательное учреждение
Техтюрская СОШ им.А.Д. Широких
МР «Хангаласский улус»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УВР ______________ директор школы _____________
Семенова Л.И. Игнатьев Г.И.
Рабочая учебная программа
по биологии
для 5 класса
2019-2020 уч. год
Учитель: Попова Инна Иннокентьевна
Количество часов по учебному плану в неделю 1, в год 34
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математических наук
Протокол № ____ от _______________201__ г
Используемая литература:
Биология. Бактерии, грибы, растения – 5 класс / / М.: Дрофа, 2018
Рабочая тетрадь по биологии 5 класс. / В.В. Пасечник. /М.: Дрофа, 2018
Тетрадь-тренажер по биологии 5 класс. / В.В. Пасечник. /М.: Дрофа, 2018
Тетрадь-экзаменатор по биологии 5 класс. / В.В. Пасечник. /М.: Дрофа, 2018
Рук. МО _________________ Попова И.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В основе рабочей программы лежит программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под рук. В.В.Пасечника. 5-11 класс, М., Дрофа, 2018 г. в соответствии с утверждённым перечнем учебных программ школы.
Основной учебник для работы по программе - В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс, ФГОС, Москва, издательство «Дрофа», 2018 год, в соответствии с утверждённым перечнем учебников школы.
Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 ч).
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Знать основные принципы отношения к живой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
Различать жизненные формы растений;
Знать строение и процесс деления клетки;
Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
Учебно-тематическое планирование
(34 ч, 1 час в неделю)
№ п/п | Раздел | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
| Введение | 6ч | 1 | 1 |
| Клеточное строение организмов | 10 ч | 5 | |
| Царство Бактерии. | 2ч | 1 | |
| Царство Грибы | 4ч | 1 | |
| Царство Растения | 13ч | 5 | 1 |
| Итого: | 35 | 13 | 2 |
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Введение (6ч) |
1 | Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | 1 | | |
2 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | 1 | | |
3 | Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | | |
4 | Среды обитания живых организмов. Л.р «Влияние света на рост и развитие растений». | 1 | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | | |
6 | Обобщающий урок «Наука биология. Многообразие живых организмов». Тест 1. | 1 | | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч) |
7 | Устройство увеличительных приборов. Л.р «Устройство увеличительных приборов - лупа и световой микроскоп» | 1 | | |
8 | Строение клетки. Л.р. «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов». | 1 | | |
9 | П.р. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука рассматривание его под микроскопом» | 1 | | |
10 | Пластиды. | 1 | | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | | |
12 | Обобщающий урок « Сходство и различия клеток растений, животных и грибов» | 1 | | |
13 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л.р. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | 1 | | |
14 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки. | 1 | | |
15 | Понятие «ткань». Л.р. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 1 | | |
16 | Тест 2. Клеточное строение организмов | 1 | | |
Раздел 2. Царство Бактерий (2ч) |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Л.р. «Значение кипячения молока». Тест 3. Царство Бактерий | 1 | | |
Царство Грибы (4ч) |
19 | Грибы. Шляпочные грибы. | 1 | | |
20 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р. Строение плесневого гриба мукора. | 1 | | |
21 | Грибы-паразиты. | 1 | | |
22 | Обобщающий урок Тест 4. Царство Грибы | 1 | | |
Раздел 3. Царство Растения (13ч) |
23 | Ботаника— наука о растениях. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | 1 | | |
24 | Водоросли. Л.р. «Строение зелёных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей». | 1 | | |
25 | Лишайники. | 1 | | |
26 | Мхи. Л.р. Строение мха (на местных видах). | 1 | | |
27 | Папоротники, хвощи, плауны. Л.р. Строение спороносящего хвоща. | 1 | | |
28 | Голосеменные растения. Л.р. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 1 | | |
29 | Покрытосеменные растения. Л.р. «Строение цветкового растения» | 1 | | |
30 | Покрытосеменные растения. | 1 | | |
31 | Покрытосеменные растения. | 1 | | |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | | |
33 | Итоговый тест за курс 5 класса | 1 | | |
34 | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» («Орто дойду»). | 1 | | |