Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от . .2019г. ____________ / Коротаева Н.В. / Приказ № от .2019 г.
Рабочая программа
спецкурса
«Лабораторный практикум».
для 8 классов
на 2019-2020 учебный год
количество недель 34, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 34 часов,
учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Лабораторный практикум» для обучающихся 8-х классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No1645, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года No1578.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Рабочая программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями к уровню знаний по биологии за курс 8 класса и предполагает:
реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания биологии,
развитие познавательного интереса к разделу «Биология человека»,
развитие практических навыков в примени методов биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма и антропометрические измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций, - анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека,
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма,
приобретение навыка решения практико-ориентированных заданий ОГЭ за курс
«Биология человека»,
определение траектории обучения в старшей школе.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к бучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, практических навыков овладения знаниями и умениями и творческих способностей учащихся.
Раздел II. Планируемые результаты Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно - научного направления;
сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами обучения является сформированность:
Регулятивных УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательных УУД:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,
научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
развиие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ: умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста.
совершенствование компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке индивидуальных проектов.
1. Коммуникативных УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты обучения:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;
объяснять механизм свертывания и переливания крови;
выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; использовать методами биологической науки в изучении организма человека: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерений и простых экспериментов.
В ценностно-ориентационной сфере:
усвоение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях,
при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и функционирования систем органов человека,
уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Восьмиклассник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
публично представлять результаты исследовательской деятельности;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
Восьмиклассник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма, составлять рацион питания людей с различными энергетическими затратами;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел III. Содержание учебного предмета
Тема 1. Организм как целое. (6 часов)
Введение. Задачи курса. Организм человека и его органы. Физиология человека как наука. Значение физиологии. Организм как целое. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида. Строение животной клетки. Этапы митотического деления клетки. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Лабораторная работа №1: «Оценка физического развития школьников».
Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян».
Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки».
Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса».
Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме
«Рефлекс, рефлекторная дуга».
Тема 2. Опорно-двигательная систем. (3 часа)
Общая характеристика и значение опорно-двигательной системы. Три типа костей.
Строение костей и мышц. Рост костей. Типы соединения костей.
Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию».
Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы».
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 часов)
Значение крови и её состав.
Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови».
Иммунитет и иммунная система.
Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета»
Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови».
Строение сердца. Сердечный цикл.
Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах».
Малый и большой круги кровообращения.
Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения».
Практическая работа №13 «Ррешение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам».
Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях».
Урок-конференция «Гигиена сердечно-сосудистой системы»:
«Современные методы исследования сердца».
«Действие алкоголя и никотина на сердце и сосуды».
«Современные достижения медицины в лечении врожденных пороков сердца».
Профилактика болезней сердца и сосудов».
«Правила тренировки сердца».
«Последствия несовместимости резус фактора крови матери и плода». 7. «СПИД – чума XXI века».
Тема 4. Дыхательная система (7 ч).
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях
Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.
Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.
Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений».
Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах».
Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких».
Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». Урок-конференция «Гигиена органов дыхательной системы». Защита проектов по темам:
«Заболевания органов дыхания и их предупреждение»,
«Чем дышат водолазы?»
«Что вдыхает курящий человек?»
«Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека»
Тема 5. Пищеварительная система (5 ч)
Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.
Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ.
Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.
Гуморальная регуляция пищеварения.
Пищеварительные ферменты ЖКТ и их функции.
Правильное питание. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов). Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения».
Урок – конференция «Гигиена органов пищеварительной системы». Защита проектов по темам:
1.Роль выдающегося российского ученого И.П.Павлова в изучении пищеварения.
Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.
Источники инфекции ЖКТ.
Искусственная пища – зло или благо для человека?»
Тема 6. Обмен веществ и энергии (6 ч) Обменные процессы в организме.
Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен Нормы питания.
Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Витамины
Роль витаминов в организме. гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз.
Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа).
Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ (линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаиинозов». Урок-конференция по теме «Обмен веществ и энергии»:
История открытия и изучения витаминов.
Как правильно приготовить пищу и сохранить витамины?.
Что мы знаем о диетах?
Как организм поддерживает постоянную температуру тела?
Оказание первой помощи при тепловых ударах и обморожениях?
Раздел IV. Основные формы организации учебных занятий
Основные формы учебных занятий элективного курса:
уроки – лекции,
практические работы,
уроки-конференции по защите проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Наименование разделов (или тем) | Общее количество часов на изучение раздела (тем) | Практические работы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 5 | |
1. | Тема 1. Организм как целое. Практическая работа №1: «Оценка физического развития школьников». | 1 | Практическая работа №1: «Оценка физического развития школьников». | |
| Организм как целое. Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян». | 1 | Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян». | |
| Организм как целое. Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки». | 1 | Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки». | |
| Организм как целое. Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса». | 1 | Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса». | |
| Организм как целое. Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Рефлекс, рефлекторная дуга». | 2 | Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Рефлекс, рефлекторная дуга». | |
2. | Тема 2. Опорнодвигательная система | 1 | Опорнодвигательная система Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию». | |
2 | Опорнодвигательная система Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы». | |
3. | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови». Иммунитет и иммунная система. | 1 | Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови». Иммунитет и иммунная система. | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета» Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови | 1 | Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета» Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови». Строение сердца. Сердечный 1цикл. | 1 | . Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови». Строение сердца. Сердечный 1цикл. | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах». Малый и большой круги кровообращения. | 1 | Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах». Малый и большой круги кровообращения. | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения». | 1 | Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения». | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа №13 «Ррешение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам». | 1 | Практическая работа №13 «Ррешение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам». | |
| Кровеносная система. Внутренняя среда организма. Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях». | 2 | Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях». | |
4. | Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений». | 1 | Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах». | 1 | Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких». | 1 | Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | 1 | Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | 1 | Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | 1 | Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | |
| Тема 4. Дыхательная система Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | 1 | Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». | |
5. | Тема 5. Пищеварительная система Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | 1 | Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | |
| Тема 5. Пищеварительная система Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | 1 | Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | |
| Тема 5. Пищеварительная система Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | 1 | Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | |
| Тема 5. Пищеварительная система Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | 1 | Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | |
| Тема 5. Пищеварительная система Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | 1 | Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения». | |
6. | Тема 6. Обмен веществ и энергии Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа). | 3 | Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа). | |
7 | Тема 7 Работа с текстом биологического содержания | 3 | Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ(линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаиинозов». | |
| Итого: | 34 | | |
11