СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»





Рассмотрена Согласована: Утверждена:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /

Протокол № 1 от . .2019г. ____________ / Коротаева Н.В. / Приказ № от .2019 г.







Рабочая программа

спецкурса

«Лабораторный практикум».

для 9 классов

на 2019-2020 учебный год

количество недель 34, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 34 часов,

учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна







г. Нефтеюганск









Пояснительная записка

Рабочая программа спецкурса «Лабораторный практикум» для обучающихся 9-х классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No1645, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года No1578.

Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)

Рабочая программа спецкурса для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».

Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.

Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».





Рабочая программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями к уровню знаний по биологии за курс 9 класса и предполагает:

реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания биологии,

развитие познавательного интереса к разделу «Биология человека»,

развитие практических навыков в примени методов биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма и антропометрические измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,

находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций, - анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека,

использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма,

приобретение навыка решения практико-ориентированных заданий ОГЭ за курс

«Биология человека»,

определение траектории обучения в старшей школе.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к бучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, практических навыков овладения знаниями и умениями и творческих способностей учащихся.

Раздел II. Планируемые результаты Личностными результатами обучения являются:

сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно - научного направления;

сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами обучения является сформированность:

Регулятивных УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательных УУД:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,

научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

развиие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ: умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста.

совершенствование компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке индивидуальных проектов.

1. Коммуникативных УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты обучения:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;

объяснять механизм свертывания и переливания крови;

выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;  использовать методами биологической науки в изучении организма человека: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерений и простых экспериментов.

В ценностно-ориентационной сфере:

 усвоение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях,

при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и функционирования систем органов человека,

уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Девятиклассник научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

применять методы биологической науки при изучении организма человека:

проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

публично представлять результаты исследовательской деятельности;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

Девятиклассник получит возможность научиться:

использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма, составлять рацион питания людей с различными энергетическими затратами;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел III. Содержание учебного предмета

Тема 1. Организм как целое. (6 часов)

Введение. Задачи курса. Организм человека и его органы. Физиология человека как наука. Значение физиологии. Организм как целое. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида. Строение животной клетки. Этапы митотического деления клетки. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лабораторная работа №1: «Оценка физического развития школьников».

Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян».

Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки».

Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса».

Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме

«Рефлекс, рефлекторная дуга».

Тема 2. Опорно-двигательная систем. (3 часа)

Общая характеристика и значение опорно-двигательной системы. Три типа костей.

Строение костей и мышц. Рост костей. Типы соединения костей.

Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию».

Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы».

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 часов)

Значение крови и её состав.

Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови».

Иммунитет и иммунная система.

Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета»

Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови».

Строение сердца. Сердечный цикл.

Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах».

Малый и большой круги кровообращения.

Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения».

Практическая работа №13 «Ррешение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам».

Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях».

Урок-конференция «Гигиена сердечно-сосудистой системы»:

«Современные методы исследования сердца».

«Действие алкоголя и никотина на сердце и сосуды».

«Современные достижения медицины в лечении врожденных пороков сердца».

Профилактика болезней сердца и сосудов».

«Правила тренировки сердца».

«Последствия несовместимости резус фактора крови матери и плода». 7. «СПИД – чума XXI века».

Тема 4. Дыхательная система (7 ч).

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.

Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений».

Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах».

Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких».

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания». Урок-конференция «Гигиена органов дыхательной системы». Защита проектов по темам:

«Заболевания органов дыхания и их предупреждение»,

«Чем дышат водолазы?»

«Что вдыхает курящий человек?»

«Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека»

Тема 5. Пищеварительная система (5 ч)

Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ.

Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.

Гуморальная регуляция пищеварения.

Пищеварительные ферменты ЖКТ и их функции.

Правильное питание. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов). Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения».

Урок – конференция «Гигиена органов пищеварительной системы». Защита проектов по темам:

1.Роль выдающегося российского ученого И.П.Павлова в изучении пищеварения.

Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.

Источники инфекции ЖКТ.

Искусственная пища – зло или благо для человека?»

Тема 6. Обмен веществ и энергии (6 ч) Обменные процессы в организме.

Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен Нормы питания.

Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.

Витамины

Роль витаминов в организме. гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз.

Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа).

Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ (линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаиинозов». Урок-конференция по теме «Обмен веществ и энергии»:

История открытия и изучения витаминов.

Как правильно приготовить пищу и сохранить витамины?.

Что мы знаем о диетах?

Как организм поддерживает постоянную температуру тела?

Оказание первой помощи при тепловых ударах и обморожениях?

Раздел IV. Основные формы организации учебных занятий

Основные формы учебных занятий элективного курса:

уроки – лекции,

практические работы,

уроки-конференции по защите проектов.

Календарно-тематическое планирование

п/ п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на

изучение

раздела

(тем)

Практические работы

Примечание

1

2

3

5

1.

Тема 1. Организм как целое.

1

Практическая работа №1: «Оценка физического развития школьников».


Организм как целое.

1

Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян».



Организм как целое.

1

Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки».



Организм как целое.

1

Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса.

Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса».



Организм как целое.

2

Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Рефлекс, рефлекторная дуга».


2.

Тема 2. Опорнодвигательная система

1

Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию».

2

Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы».


3.

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

1

Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови».

Иммунитет и иммунная система.




Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

1

Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета»

Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови



Кровеносная система. Внутренняя среда организма

1

. Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови». Строение сердца. Сердечный 1цикл.



Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

1

Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах».

Малый и большой круги кровообращения.




Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

1

Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения».




Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

1

Практическая работа №13 «Ррешение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам».



Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

2

Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях».


4.

Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений».


Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах».



Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких».



Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».




Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».




Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».




Тема 4. Дыхательная система

1

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».



5.

Тема 5.

Пищеварительная система

1

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме

«Система органов пищеварения».



Тема 5.

Пищеварительная система

1

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме

«Система органов пищеварения».



Тема 5.

Пищеварительная система

1

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме

«Система органов пищеварения».



Тема 5.

Пищеварительная система

1

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме

«Система органов пищеварения».



Тема 5.

Пищеварительная система

1

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме

«Система органов пищеварения».


6.

Тема 6. Обмен веществ и энергии

3

Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат»




Тема 6. Обмен веществ и энергии

3

Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ(линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаиинозов».


Итого:

34



11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!