СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

12



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ – ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4

______________ И.Н. Рыбак

« _____ » ____________ 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИИ РОССИИ

(базовый уровень, ФГОС)

9 класс







Составитель:

Ефременков Алексей Юрьевич,

учитель истории первой категории
















г. Клин

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


9 класс


Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе программ: «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова (М., «Просвещение», 2016 г.)(УМК Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. М.: «Просвещение», 2016) и «История России» А. А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина (42 часа) (М : «Просвещение», 2016) (УМК История России. 9 класс в 2-х ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева./ под ред. Торкунова А.В. М.: «Просвещение», 2018) и предполагает изучение истории на базовом уровне в 9 классе из расчета 2 часа в неделю (68 часов за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.

Так как курс истории 9 класса является частью концентрической системы исторического образования и состоит из двух концентров: «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» - 34 часа и «История России.» - 40 часов, что в совокупности составляет 74 часа за год, а согласно календарному учебному графику школы на 2019-2020 учебный год количество учебных недель в 9 классе - 34, что составляет 68 часов за год, то в связи с этим были внесены следующие изменения в рабочую программу:

- в курсе «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» сокращено количество часов за счет тем, объединенных обобщающей характеристикой следующим образом:



Темы

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

1

Новейшая история. Первая половина ХХ века

16

14

Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало XIX в.

16

12

Итоговое повторение

1

1


34

28






1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

Проверочные работы

2

1

2

5

Контрольные работы

1

1

2

4















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные УУД:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;

  • выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдения под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

«Учащийся научится»:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

«Учащийся получит возможность научиться»:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (28 ЧАСОВ)

Введение (1 час)

Новейшая история - период двух эпох: 1890 - 1960 гг. и 1970-е гг. - насто­ящее время. Модернизация.

Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов)

Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая револю­ция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство про­мышленных товаров. Социальный ре­формизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.

Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеоб­щее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рели­гия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Герма­ния. Франция. Италия. Национализм.

«Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-полити­ческих союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-рус­ская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.

Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Фран­ция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война.

Внутреннее положение в воюющих стра­нах. Революция 1917 г. в России. Брест­ский мир. Военные действия на Запад­ном фронте в 1917 г. Поражение Четвер­ного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтон­ская система. Парижская мирная конфе­ренция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.

Последствия Первой мировой вой­ны. Раскол в рабочем и социалисти­ческом движении. Распад империй и образование новых государств. Револю­ция в Германии в 1918 - 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образова­ние Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восста­новления 1920-х гг. План Дауэса. Между­народные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалицион­ные правительства. Особенности полити­ческого процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. По­литическая неустойчивость. Националь­ный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.

Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. Социальные по­следствия кризиса. Пути выхода из кри­зиса. Либерально-демократические ре­жимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.

Особенности экономического кризи­са в США. Политика президента Г. Гуве­ра. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзно­го движения. Социальные реформы «но­вого курса». Внешняя политика США.

Великобритания: национальное прави­тельство. Экономическая политика. Внеш­няя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование анти­фашистского фронта. Деятельность пра­вительства Народного фронта.

Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитар­ного режима. Особенности итальянско­го фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Ми­литаризация экономики. Внешняя поли­тика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Граж­данская война 1936 - 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 - 1912 гг. Национальная великая револю­ция 1920-х гг. Гражданская война 1928 - 1937 гг. Агрессия Японии и единый наци­ональный фронт. Индия. Гандизм. Кам­пании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности об­щественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борь­бы. Мексика. Кубинская революция.

Революция в естествознании. Осо­бенности художественной культуры. Сим­волизм. Литература.

Крах Версальско-Вашингтонской си­стемы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Начало Второй мировой войны. По­литика СССР. Поражение Франции. Ве­ликая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Север­ной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлин­ская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов)

Последствия Второй мировой вой­ны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский про­цесс. «Холодная война». Военно-полити­ческие блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатланти­ческого договора (НАТО). Организация Варшавского договора.

Особенности экономического восста­новления. Новые международные усло­вия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государствен­ное регулирование и смешанная эконо­мика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Становление информационного об­щества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая ре­волюция. Постиндустриальное (информа­ционное) общество.

Идейно-политические течения и пар­тии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернаци­онал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных госу­дарств.

Гражданское общество на заверша­ющем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера граждан­ского общества. Новые левые движе­ния молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленче­ский процесс в церкви.

Послевоенный курс: «мировая от­ветственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший. «Третий путь» Б. Клинто­на. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция. М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституцион­ная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Вели­кобритании. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пя­тая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпо­хи голлизма. Внешняя политика. Провозглашение республики. Цен­тризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Про­вал идеи «третьей фазы». Развал преж­ней партийной системы. Правительство С. Берлускони.

Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и прави­тельство А. Меркель. Оккупационный режим в Германии (1945 - 1949). Раскол Германии. Образо­вание ФРГ и ГДР. Экономическое и по­литическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные».

Становление тоталитарного соци­ализма и его кризис. Кризис тотали­тарного социализма. Революции 1989 - 1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Национал-реформизм и модерниза­ция. Латинская Америка в 1970 - 2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей раз­вития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Граждан­ская война и победа народной револю­ции 1946 - 1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Рефор­мы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960 - 1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопас­ности и сотрудничеству в Европе. Дви­жение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Северо­американская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отно­шения.

Наука и общественная мысль. Завер­шение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства.

Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Итоговое повторение (1 час)

Проблемы сохранения мира. Про­блема преодоления отсталости и мо­дернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации



ИСТОРИЯ РОССИИ

Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)

Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)

Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже XVIII - XIX веков. Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России на рубеже XVIII - XIX веков.

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801 - 1809 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. Вхождение Финляндии в состав России. Россия накануне войны с Францией.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.

Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.

Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.

Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816 - 1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения.

Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе.

Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в первой четверти XIX века» и «Россия во второй четверти XIX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.


Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России.

Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы.

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура.

Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Наш регион в XIX в. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадский. Нациоанльно-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Нациоанльно-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Нациоанльно-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Рост населения. Изменения облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.



Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)

На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.

III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.





Формы организации учебных занятий

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная

  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровье сберегающие технологии

  • ИКТ технологии

Основные виды учебной деятельности

Словесные наглядные, практические, проблемно – поисковые, репродуктивные.

Формы контроля

Для контроля результатов обучения предполагаются диагностические, контрольные и проверочные работы, устные опросы, ответы у доски, тестирование, творческие работы































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

урока

Наименования разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Плановые сроки

прохождения

Фактически сроки (и/или коррекция)



Новейшая история (24 часа)






Введение (1 час)




Новейшая история: понятие и пе­риодизация

объяснять значение термина «Новейшая история» и место этого периода в мировой истории. Раскрывать понятие «модернизация». Выделять особенности периодов новейшего этапа мировой истории. Характеризовать: Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира

04.09




Новейшая история. Первая половина ХХ века

(14 часов)




Индустриальное общество в начале ХХ в..

Объяснять значение понятия Новейшая история и место этого периода в мировой истории. Раскрывать понятие модернизация. Выделять особенности периодов новейшего этапа мировой истории. Называть важнейшие перемены в социально-экономической жизни общества. Объяснять причины быстрого роста городов. Сравнивать состояние общества в начале XX в. и во второй половине XIX в.

06.09


Политическое развитие в начала ХХ в.

Объяснять сущность и направления демократизации жизни в начале XX в. Сравнивать политические партии начала XX в. и XIX в. Оценивать роль профсоюзов

11.09


«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

Научаться: Выявлять экономическую и политическую составляющие нового империализма; показывать на карте и комментировать состав военно-политических блоков и их территории; рассказывать о предпосылках 1 мировой войны.

Получат возможность научиться характеризовать термины: Новый империализм. Протекционизм. Происхождение 1 мировой войны. Смена военно- политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 года. Англо-русская конвенция 1907 года. Тройственная Антанта.

13.09


Первая мировая война 1914-1918 гг.

Научаться характеризовать термины: Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырех держав. Договор десяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы. Научаться: Рассказывать об этапах и основных событиях 1 мировой войны; характеризовать цели и планы сторон; оценивать взаимодействие союзников; Июльский кризис. 1 августа 1914 года. Цели и планы участников войны. Военные действия в 1915 году. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 году. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Революция 1917 года в России. Брестский мир. Военные действия на западном фронте в 1917 году. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги 1 мировой войны.

18.09


Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

Научаться характеризовать термины: Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырех держав. Договор десяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы. Научаться: Рассказывать об этапах и основных событиях 1 мировой войны; характеризовать цели и планы сторон; оценивать взаимодействие союзников; Июльский кризис. 1 августа 1914 года. Цели и планы участников войны. Военные действия в 1915 году. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 году. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Революция 1917 года в России. Брестский мир. Военные действия на западном фронте в 1917 году. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги 1 мировой войны.

20.09


Последствия войны: революция и распад империй. Капиталистический мир в 20-е гг. США и страны Европы.

Научаться: Показывать на карте страны, где произошли революции во время или после 1 мировой войны; объяснять какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах; комментировать итоги и последствия революций; объяснять причины и последствия распада Российской империи.

Получат возможность научиться характеризовать: Последствия 1 мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии 1918-1919 гг. Распад Австро- Венгерской империи. Образование Чехословакии и Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Научаться: Называть причины быстрого роста экономики США; характеризовать международные отношения в 20-е гг.; сравнивать развитие Англии, Германии, Франции, США в 20-е гг.; готовить сообщения с помощью интернета.

Получат возможность научиться характеризовать: Особенности экономического восстановления 20- х гг. План Дауэса. Международные отношения в 20-е гг. США и страны Европы в 20-е гг. США – процветание по-американски. Германия – кризис Веймарской республики. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания – коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 20-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение.

25.09


Проверочная работа № 1 по темам «Индустриальное общество в начале ХХ в.», «Первая мировая война»

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.. Пути выхода.

Научаться: Объяснять причины и особенности экономического кризиса; сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы; характеризовать авторитарные режимы и их особенности

Получат возможность научиться характеризовать: Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные и авторитарные режимы.

27.09


США: «новый курс» Ф. Рузвельта.

Научаться: называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «нового курса» Рузвельта. Характеризовать социальные реформы «нового курса»

Получат возможность научиться характеризовать: Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США.

02.10


Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция.

Научаться: сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Разрабатывать проекты по проблематике темы урока. Анализировать внешнюю политику Англии в 30-е гг. Приводить аргументы, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции.

Получат возможность научиться характеризовать: Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства народного фронта

04.10


Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания

Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии. Характеризовать итальянский фашизм. Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы, где установился фашизм. Объяснять причины установления тоталитарного режима в Германии. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании.

Получат возможность научиться характеризовать: Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика Италии Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Пропаганда и теория национал-социализма. Установление тоталитарной диктатуры. Милитаризация немецкой экономики. Внешняя политика Германии. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936—1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма

16.10


Восток в первой половине ХХ в. Латинская Америка в первой половине ХХ в..

Объяснять какие задачи стояли перед Японией, Индией и Китаем в 20-30-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывать смысл понятия «гандизм»

Получат возможность научиться характеризовать термины: Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911—1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Поражение движения под лозунгом Советов. Гражданская война 1928—1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления

Выделять особенности общественного развития. Объяснять сходство и различие в развитии континента. Сравнивать развитие Мексики и Кубы.

Получат возможность научиться характеризовать: Особенности общественного развития. Пути развития континента в XX столетий. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция

18.10


Культура и искусство первой половины ХХ в..

Раскрывать социальный смысл революции в естествознании. Давать оценку достижениям художественной культуры. Характеризовать новый стиль в искусстве – модерн. Оценивать произведения в стиле модерн.

Получат возможность научиться характеризовать термины: Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература.

23.10


Международные отношения в 30-е гг. Вторая мировая война 1939-1945 гг..

Объяснять причины распада версальско- вашингтонской системы. Готовить доклады с помощью ресурсов Интернета. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике 30-х гг.

Получат возможность научиться характеризовать: Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно- политический блок «Берлин — Рим — Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть периодизацию войны. Показывать на карте и комментировать основные события и районы боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников. Объяснять, какие страны внесли наибольший вклад в победу. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Получат возможность научиться характеризовать: Начало 2 мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

25.10


Контрольная работа№ 1 по теме «Мир в первой половине ХХ в.»

научатся определять термины, изученные в курсе истории. Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры

30.10




Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало XXI в. (12 часов)




Анализ к/р. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Объяснять основные последствия войны для стран- союзников, агрессоров, всего мира. Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивать цели и территории охвата военно- политических блоков

Получат возможность научиться характеризовать: Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация. Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора

01.11


Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг.

Выявлять и указывать новизну в экономических и политических связях. Характеризовать государство благосостояния. Объяснять условия развития массового производства

Получат возможность научиться характеризовать: Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергий и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния

06.11


Кризисы 1970-1980-х. Становление информационного общества.

Называть черты и признаки постиндустриального (информационного) общества. Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Получат возможность научиться характеризовать: Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970—1980 гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество

08.11


Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения

Называть основные идейно-политические направления в европейских государствах. Подготовить сообщения с помощью ресурсов Интернета. Сравнивать содержание трёх этапов в экономической политике. Сравнивать тенденции мирового развития с тенденциями развития 1920—1930 гг. Получат возможность научиться характеризовать: Идейно-политические течения и партии. Между-народное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.Называть главные черты гражданского общества. Сравнивать гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи.

13.11


Проверочная работа № 2 по теме «Устройство мира 1945-1980 гг». Страны Запада во второй половине XX – начале XIX в :

Объяснять особенности развития США в изучаемый период. Сравнивать внешнеполитический курс довоенного времени и конца XX в. Сравнивать

Получат возможность научиться характеризовать: Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший. «Третий путь» Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика

Выявлять особенности лейбористского курса. Раскрывать понятие «политический маятник». Разрабатывать проекты по изучению курса М. Тэтчер, «третьего пути» Э. Блэра. Составлять доклады о внешней политике Англии

Получат возможность научиться характеризовать: Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М.Тэтчер. «Третий путь» Энтони Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании

Характеризовать сущность временного режима во Франции. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика

15.11




Итого за 1 триместр – 19 часов




Социально-политическая трансформация в Центральной и Восточной Европе во второй половине XX – начале XIX в.

Сравнивать преобразования довоенного периода с преобразованиями 1945—2007 гг. Выделять наиболее общие причины революций 1989-1991 гг. Подготовить доклады с помощью Интернета

Получат возможность научиться характеризовать: Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз

27.11


Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в.

Выделять общие и различные черты латиноамериканских стран. Анализировать причины, особенности перехода к демократизации в 1980-е гг. Составлять сообщения о лидерах-латиноамериканцах

Получат возможность научиться характеризовать: Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970-2000 гг. Поворот к неоконсерватизму

29.11


Страны Азии и Африки в современном мире

Объяснять трудности выбора путей развития стран Азии и Африки. Характеризовать две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сравнивать развитие Японии и Китая. Объяснять трудности, возникшие на пути к модернизации Индии

Получат возможность научиться характеризовать: Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции. 1946—1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. «Культурная революция». Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии

04.12


Международные отношения

Объяснять причины складывания двухполюсного мира. Характеризовать противоречия биполярного мира. Оценивать роль ООН в регулировании международных отношений. Подготовить сообщения с помощью Интернета. Определять значение распада СССР для мировой системы

Получат возможность научиться характеризовать: Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960—1970 гг. Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Северо-американская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения


06.12


Культура второй половины ХХ – начала XXI в.

Раскрывать особенности модерна и постмодерна. Сравнивать модерн и постмодерн в искусстве, литературе. Объяснять особенности нового видения мира

Получат возможность научиться характеризовать: Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого ин-формационного пространства

11.12


Глобализация в конце ХХ – начале XXI в. Глобальные проблемы современности

Объяснять смысл понятия «глобализация». Называть главные черты современной глобализации. Приводить примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке, моде. Называть три основных центра мировой экономики

Получат возможность научиться характеризовать: Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации

13.12


Контрольная работа № 2 за курс «Новая история».

научатся определять термины, изученные в курсе истории. Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры

18.12




Итоговое повторение (1 час)




Анализ к/р. Повторение. Новейшая история

научатся определять термины, изученные в курсе истории. Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры

20.12




ИСТОРИЯ РОССИИ






Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)






Россия в первой четверти XIX века (9 часов)




Россия и мир на рубеже XVIII - XIX веков.

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения.

25.12


Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в.

27.12


Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг.

Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.

10.01


Отечественная война 1812 г.

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.

15.01


Заграничные походы рус­ской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг.

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в.

17.01


Либеральные и охрани­тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825 гг.

Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра I.

22.01


Национальная политика Александра I.

Характеризовать национальную и религиозную политику Александра 1. Объяснять последствия проводимой политики.

24.01


Социально-экономическое развитие страны в первой четвер­ти XIX в.

Объяснять смысл понятий: военные поселения, аракчеевщина. Давать характеристику личности и деятельности Александра I.

29.01


Общественное движение при Александре I. Выступление де­кабристов. Проверочная работа № 3 по теме: «Россия в первой четверти XIX века»

Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности.

31.01




Россия во второй четверти XIX века (8 часов)




Реформаторские и кон­сервативные тенденции во внутрен­ней политике Николая I.

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I.

05.02


Социально-экономическое развитие страны во второй четвер­ти XIX в.

Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина.

07.02


Общественное движение при Николае I.

Объяснять смысл понятий: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты.

12.02


Национальная и рели­гиозная политика Николая I. Этно­культурный облик страны.

Характеризовать национальную и религиозную политику Николая 1 и объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать этнокультурный облик страны.

14.02


Внешняя политика Ни­колая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг.

Характеризовать основные на правления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристики за щитников Севастополя.

Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Рассказывать о положении на родов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов истории края).

19.02




Итого за 2 триместр – 23 часа




Крымская война 1853 - 1856 гг.

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853–1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества.

26.02


Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору).

Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д.

28.02


Контрольная работа№ 3 по теме: «Россия в первой четверти XIX века». «Россия во второй четверти XIX века».

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро вой истории первой половины XIX в.

04.03




Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)




Европейская индустри­ализация и предпосылки реформ в России.

Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения крестьянской, земской, судебной, военных реформ. Объяснять смысл понятий: редакционные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.

06.03


Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения крестьянской, земской, судебной, военных реформ. Объяснять смысл понятий: редакционные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.

11.03


Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модерниза­ция.

Приводить оценки характера и значения реформ 1860–1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Объяснять смысл понятий: земства, городские управы, мировой суд.

13.03


Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.).

18.03


Общественное движение при Александре II и политика пра­вительства.

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своё отношение к ним.

20.03


Национальная и религи­озная политика Александра II. На­циональный вопрос в России и Ев­ропе.

Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II.

25.03


Внешняя политика Алек­сандра II. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Проверочная работа № 4 по теме: «Россия в эпоху Великих реформ»

Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг.

Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в.

27.03




Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)




Александр III: особенно­сти внутренней политики.

Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литера туре, высказывать и аргументировать свою оценку.

01.04


Перемены в экономике и социальном строе.

Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.

03.04


Общественное движение при Александре III.

Излагать оценки значения общественного движения, высказывать своё отношение к ним.

15.04


Национальная и рели­гиозная политика Александра III.

Характеризовать национальную и религиозную политику Александра III. Объяснять последствия проводимой политики.

17.04


Внешняя политика Алек­сандра III.

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.

Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях.

22.04


Культурное простран­ство империи во второй половине XIX в.

Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемо го периода (для памятников,

находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии). Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в.

24.04


Повседневная жизнь раз­ных слоёв населения в XIX в. Проверочная работа № 5 по теме: «Россия в 1880 - 1890-е гг.»

Рассказывать о положении основных слоёв российского общества в этот период, характеризовать его. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.

29.04




Россия в начале XX века (9 часов)




Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и проти­воречия развития.

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя ин формацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.

06.05


Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв.

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя ин формацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.

08.05


Николай II: начало прав­ления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг.

Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России в начале XX в., характеризовать их определяющие черты.

13.05


Внешняя политика Ни­колая II. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.

Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

15.05


Первая российская рево­люция и политические реформы 1905 - 1907 гг.

Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.

20.05


Социально-экономические реформы П.А. Столыпина.

Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения.

Объяснять смысл понятий: отруб, хутор, переселенческая политика. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.

22.05


Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг.

Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г.



Серебряный век русской культуры.

Итоговая контрольная работа

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их

достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).



Анализ итоговой контрольной работы. Повторение. Российская империя в XIX - начале XX вв.

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории в начале XX в.





Итого за 3 триместр - 26 часов






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

от « ____ » _____________ 2019 г. № _____





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________ Королева Т.О.

« ____ » _____________ 2019 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!