СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжение образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мыли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи:

-приобрести математические знания и умения;

-овладеть обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоить компетенции (учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная, личностного саморазвития, информационно технологическая, ценностно-смысловая).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 5 – 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

- Образовательная программа МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- Учебный план МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- Примерная программа по математике 5 – 9 классы и авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–11 классы / [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Д.А. Номировский, Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф, 2016.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжение образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мыли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи:

-приобрести математические знания и умения;

-овладеть обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоить компетенции (учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная, личностного саморазвития, информационно технологическая, ценностно-смысловая).


В авторскую программу были внесены следующие изменения:

6 класс в авторской программе 210 часов, 6 часов в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Повторение и систематизация учебного материала».

7 класс алгебра в авторской программе 140 часов, 4 часа в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 105 часов, 3 часа в неделю, 35 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Повторение и систематизация учебного материала».

9 класс алгебра в авторской программе 105 часов, 3 часа в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Повторение и систематизация учебного материала».

9 класс геометрия в авторской программе 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Обобщение и ситематизация знаний учащихся».


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение математики в 5-6 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего по 170 уроков. На изучение алгебры в 7-8 классах отводится 3 учебных часа в неделю, всего по 105 уроков; на изучение геометрии в 7-8 классах отводится 2 учебных часа в неделю, всего по 70 уроков. На изучение алгебры в 9 классе отводится 3 учебных часа в неделю, всего 102 урока; на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков.


Учебно – методический комплект:


класс

программа

учебник

Методички

для учителя

5

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Математика: 5 класс:

учебник для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2017. –

304 с.

Математика: 5 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2017. – 288с.

6

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Математика: 6 класс:

учебник для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2018. –

304 с.

Математика: 6 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2018. – 288с.

7

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Алгебра: 7 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2018. –

304 с.

Алгебра: 7 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2018. – 288с.

8

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Алгебра: 8 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2018– 304 с.

Алгебра: 8 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2018. – 288с.

9

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Алгебра: 9 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф,2019 – 304 с.

Алгебра: 9 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2019. – 288с.

7

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Геометрия: 7 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2018. –

304 с.

Геометрия: 7 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2018. – 288с.

8

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский, Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Геометрия: 8 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018. –

304 с.

Геометрия: 8 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2018. – 288с.

9

Математика: программы: 5–11

классы /

[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Д.А. Номировский,

Е.В. Буцко]. — М. : Вентана-Граф,

2015. — 152 с.

Геометрия: 9 класс: учебник

для учащихся

общеобразовательных

учреждений / А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир.

— М.: Вентана-Граф, 2019– 304с.

Геометрия: 9 класс:

методическое пособие

/ Е.В. Буцко, А.Г.

Мерзляк, В.Б.

Полонский, М.С.

Якир. — М.: Вентана-

Граф, 2019. – 288с.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи». «Математика в историческом развитии»

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формируют знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладениюформальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

Содержание раздела »Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»,

формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.

Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое применение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии»

Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.

Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.

Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.

Цель содержания раздела « Функции» - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический ).

Содержание раздела « Элементы прикладной математики» раскрывает прикладное и практическое значение математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.

Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения.


Содержание курса геометрии в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы».

Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела - развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представление учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков , необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.

Содержание разделов «Координаты», «Векторы» расширяет и углубляет представления учащихся о методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин.

Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ.


Арифметика

Натуральные числа

  • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.

  • Координатный луч.

  • Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.

  • Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.

  • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

  • Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители

  • Решение текстовых задач арифметическими способами.


Дроби

  • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению её дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

  • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби . Десятичное приближение обыкновенной дроби.

  • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.

  • Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

  • Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

  • Решение текстовых задач арифметическими способами.


Рациональные числа

  • Положительные, отрицательные числа и число 0.

  • Противоположные числа. Модуль числа.

  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.

  • Координатная прямая. Координатная плоскость.


Величины, зависимости между величинами.

  • Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.

  • Параметры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.


Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.

  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.


Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.

  • Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

  • Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Решение комбинаторных задач.


Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин

  • Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.

  • Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

  • Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число .

  • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.

  • Наглядные представления о пространственных фигурах, таких как: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

  • Осевая и центральная симметрии.


Математика в историческом развитии.

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в Росси, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число 0. Появление отрицательных чисел.

Л.Ф.Магницкий. П.Л.Чебышев. А.Н.Колмогоров.


Количество контрольных работ:

В 5 классе- 10

В 6 классе-12


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ 7-9 КЛАССОВ

  • Алгебраические выражения

Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение суммы и разности двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Свойства квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители

Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства.

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

  • Уравнения

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.

Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение равносильных уравнений, сводящихся к линейным или квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.

  • Неравенства

Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оцениваниезначения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.

  • Числовые множества

Множество и его элементы. Способы задания множества.Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операции над множествами Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где m- целое число, а n –натуральное, и как бесконечная периодическая десятичная дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N. Z. Q/

  • Функции

Числовые функции

Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции .Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и промежутки убывания функции.

Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция y = , их свойства и графики.

Числовые последовательности

Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формулы суммы n –первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой . Представление бесконечной периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.

  • Элементы прикладной математики

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных процентов. Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки.

  • Алгебра в историческом развитии.

Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль-Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л.Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.

Л.Ф.Магницкий. П.Л.Чебышев. Н.И.Лобачевский. В.Я.Буняковский. А.Н.Колмогоров. Ф.Виет. П.Ферма. Р.Декарт. Н.Тарталья. Д.Кардано. Н.Абель. Б.Паскаль. Л.Пизанский. К.Гаусс.


Количество контрольных работ:

7 класс-8 8 класс-7 9 класс- 6


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССОВ


  • Простейшие геометрические фигуры

Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.

Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

  • Многоугольники.

Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренных треугольников. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот, треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 . Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.

Четырёхугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма.. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

  • Окружность и круг. Геометрические построения

Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и признаки. Вписанные и описанные многоугольники.

Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ.

Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.

  • Измерение геометрических величин

Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Длина окружности. Длина дуги окружности.

Градусная мера угла. Величина вписанного угла.

Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Понятие площади круга. Площадь сектора. Отношение площадей подобных фигур.

  • Декартовы координаты на плоскости

Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.

  • Векторы

Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.

  • Геометрические преобразования

Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры.. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.

  • Элементы логики

Определение. Аксиом и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условие. Употребление логических связокесли…, то…, тогда и только тогда.

  • Геометрия в историческом развитии.

Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат.Н.И.Лобачевский. Л.Эйлер. Фалес. Пифагор.


Количество контрольных работ

7 класс-5 8 класс-7 9 класс-6


Тематическое планирование

5 класс

Математика (5 часов в неделю; всего 170 часов)

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Повторение

3


Входная контрольная работа

1

РАЗДЕЛ I. Натуральные числа и действия над ними

90

1

Натуральные числа

20


Ряд натуральных чисел

2


Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

3


Отрезок. Длина отрезка

4


Плоскость. Прямая. Луч

3


Шкала. Координатный луч

3


Сравнение натуральных чисел

3


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 1 «Натуральные числа»


1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

33


Сложение натуральных чисел. Свойства

сложения

4


Вычитание натуральных чисел

3


Решение задач с применением свойств вычитания

2


Числовые и буквенные выражения. Формулы

3


Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1


Уравнение

3


Угол. Обозначение углов

2


Виды углов.

2


Измерение углов

3


Многоугольники. Равные фигуры

2


Треугольник и его виды

3


Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

3


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 3«Уравнение. Угол. Многоугольники»

1

3

Умножение и деление натуральных чисел

37


Умножение. Переместительное свойство

умножения

4


Сочетательное и распределительное

свойства умножения

3


Деление

4


Решение задач с применением деления.

3


Деление с остатком

3


Степень числа

2


Контрольная работа № 4

«Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения»

1


Площадь. Площадь прямоугольника

4


Прямоугольный параллелепипед.

Пирамида

3


Объем прямоугольного параллелепипеда

4


Комбинаторные задачи

3


Повторение и систематизация учебного

материала

2


Контрольная работа №5: «Деление с остатком. Площадь прямоугольника . Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»

1

РАЗДЕЛ I I.Дробные числа и действия над ними

66

1

Обыкновенные дроби

18


Понятие обыкновенной дроби

5


Правильные и неправильные дроби.

Сравнение дробей

3


Сложение и вычитание дробей с

одинаковыми знаменателями

2


Дроби и деление натуральных чисел

1


Смешанные числа

1


Сложение смешанных чисел.

2


Вычитание смешанных чисел.

2


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа №6 по теме: «Обыкновенные дроби»

1

2

Десятичные дроби

48


Представление о десятичных дробях

4


Сравнение десятичных дробей

3


Округление чисел. Прикидки

3


Сложение десятичных дробей

3


Вычитание десятичных дробей

3


Контрольная работа №7 по теме: «Понятие о десятичной дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»

1


Умножение десятичных дробей. Применение законов умножения для десятичных дробей.

4


Умножение десятичных дробей. Решение задач

3


Деление десятичной дроби на натуральное число.

3


Деление десятичной дроби на десятичную дробь

3


Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Решение уравнений и задач.

3


Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей»

1


Среднее арифметическое. Среднее значение величины

3


Проценты. Нахождения процентов от числа

4


Нахождение числа по его процентам

4


Повторение и систематизация учебного

материала

2


Контрольная работа №9 по теме: « Среднее арифметическое. Процент»

1


Повторение. Итоговая контрольная работа

10


6 класс

Математика (5 часов в неделю; всего 170 часов)

№№

Наименование темы

Количество часов

1

Повторение курса математики 5 класса

4


Обыкновенные дроби

1


Сложение и вычитание десятичных дробей

1


Умножение и деление десятичных дробей

1


Входная контрольная работа

1

2

Делимость натуральных чисел

14


Делители и кратные

2


Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

2


Признаки делимости на 9 и на 3

2


Простые и составные числа

2


Наибольший общий делитель.

3


Наименьшее общее кратное

2


Контрольная работа № 1 «Делимость натуральных чисел»

1

3

Обыкновенные дроби

38


Основное свойство дроби

2


Сокращение дробей

3


Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.

3


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

5


Контрольная работа № 2 «Сравнение, сложение и вычитание дробей»

1


Умножение дробей

5


Нахождение дроби от числа

3


Контрольная работа № 3 «Умножение дробей»

1


Взаимно обратные числа

1


Деление дробей

5


Нахождение числа по заданному значению его дроби

3


Преобразование обыкновенных дробей в десятичные.

1


Бесконечные периодические десятичные дроби

1


Десятичное приближение обыкновенной дроби

2


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 4 «Деление дробей»

1

4

Отношения и пропорции

27


Отношения

2


Пропорции

4


Процентное отношение двух чисел

3


Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел»

1


Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2


Деление числа в данном отношении

2


Окружность и круг

2


Длина окружности и площадь круга

3


Цилиндр, конус, шар

1


Диаграммы

2


Случайные события. вероятность случайного события

3


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»

1

5

Рациональные числа и действия над ними

70


Положительные и отрицательные числа

2


Координатная прямая

3


Целые числа. Рациональные числа

2


Модуль числа

3


Сравнение чисел

4


Контрольная работа № 7 «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел»

1


Сложение рациональных чисел

4


Свойства сложения рациональных чисел

2


Вычитание рациональных чисел

5


Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных чисел»

1


Умножение рациональных чисел

4


Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент.

3


Распределительное свойство умножения

5


Деление рациональных чисел

4


Контрольная работа № 9 «Умножение и деление рациональных чисел»

1


Решение уравнений

4


Решение задач с помощью уравнений

5


Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и решение задач с помощью уравнений»

1


Перпендикулярные прямые

3


Осевая и центральная симметрия

3


Параллельные прямые

2


Координатная плоскость

3


Графики

2


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные прямые. Осевая и центральная симметрия. Координатная плоскость. Графики»

1

6

Повторение и систематизация учебного материала за курс 6 класса. Итоговая контрольная работа

17









7 класс

Тематическое планирование по алгебре (3 часа в неделю, всего -105 часов)


Тема

Количество часов

Глава 1 Линейное уравнение с одной переменной 12 ч


1

Введение в алгебру

3

2

Линейное уравнение с одной переменной

3

3

Решение задач с помощью уравнений

4


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 1 «Линейное уравнение с одной переменной»

1

Глава 2 Целые выражения 50ч


4

Тождественно равные выражения. Тождества

2

5

Степень с натуральным показателем

3

6

Свойства степени с натуральным показателем

3

7

Одночлены

2

8

Многочлены

1

9

Сложение и вычитание многочленов

2

10

Повторение и систематизация учебного материала

1

11

Контрольная работа № 2 «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов»

1

12

Умножение одночлена на многочлен

4

13

Умножение многочлена на многочлен

4

14

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

3

15

Разложение многочленов на множители. Метод группировки

3

16

Контрольная работа № 3«Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители.»

1

17

Произведение разности и суммы двух выражений

3

18

Разность квадратов двух выражений

2

19

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

3

20

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

3

21

Повторение и систематизация учебного материала

1

22

Контрольная работа № 4«Формулы сокращенного умножения.»

1

23

Сумма и разность кубов двух выражений

2

24

Применение различных способов разложения многочлена на множители

3

25

Повторение и систематизация учебного материала

1

26

Контрольная работа № 5 «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители..»

1

Глава 3 Функции 12ч


27

Связи между величинами. Функция

2

28

Способы задания функции

2

29

График функции

3

30

Линейная функция, её график и свойства

3

31

Повторение и систематизация учебного материала

1

32

Контрольная работа № 6 «Функции »

1

Глава 4 Системы линейных уравнений с двумя переменными 18 ч


33

Уравнения с двумя переменными

2

34

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

3

35

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

3

36

Решение систем линейных уравнений методом подстановки

2

37

Решение систем линейных уравнений методом сложения

3

38

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

3

39

Повторение и систематизация учебного материала

1

40

Контрольная работа № 7 «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

1

Повторение и систематизация учебного материала 9 ч


41

Упражнения для повторения курса 7 класса

8

42

Итоговая контрольная работа

1



Тематическое планирование по геометрии ( 2ч в неделю; всего 70 часов)


Тема

Количество часов

Глава 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч)

1

Точки и прямые

2

2

Отрезок и его длина

3

3

Луч. Угол. Измерение углов

3

4

Смежные и вертикальные углы

3

5

Перпендикулярные прямые

1

6

Аксиомы

1

7

Повторение и систематизация учебного материала

1

8

Контрольная работа № 1 "Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

Глава 2 Треугольники (18 ч)

9

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2

10

Первый и второй признаки равенства треугольников

5

11

Равнобедренный треугольник и его свойства

4

12

Признаки равнобедренного треугольника

2

13

Третий признак равенства треугольников

2

14

Теоремы

1

15

Повторение и систематизация учебного материала

1

16

Контрольная работа № 2 "Треугольники»

1

Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч)

17

Параллельные прямые

1

18

Признаки параллельности прямых

2

19

Свойства параллельных прямых

3

20

Сумма углов треугольника

4

21

Прямоугольный треугольник

2

22

Свойства прямоугольного треугольника

2

Глава 4 Окружность и круг. Геометрические построения. (16 ч)

23

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2

24

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

25

Описанная и вписанная окружности треугольника

3

26

Задачи на построение

3

27

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3

28

Повторение и систематизация учебного материала

1

29

Контрольная работа № 4 "Окружность и круг. Геометрические построения»

1

30

Повторение курса 7 класса

4

31

Итоговая контрольная работа

1


Всего

70



8 класс


Тематическое планирование по алгебре (3 часа в неделю, всего 105 часов)


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Глава 1 Рациональные выражения (42 часа)

2

Рациональные дроби

2

3

Основное свойство рациональной дроби

3

4

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

3

5

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

6

6

Контрольная работа № 1 «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей»

1

7

Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень

4

8

Тождественные преобразования рациональных выражений

4

9

Контрольная работа № 2«Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений»

1

10

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения

3

11

Степень с целым отрицательным показателем

4


Свойства степени с целым показателем

4

12

Функция и её график

4

13

Повторение и систематизация знаний

2

14

Контрольная работа № 3 «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция и её график»


1

15

Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа (26 часов)

16

Функция y = x2 и её график

3

17

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

4

18

Множество и его элементы

2

19

Подмножество. Операции над множествами

2

20

Числовые множества

2

21

Свойства арифметического квадратного корня

3

22

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни

5

23

Функция и её график

3

24

Повторение и систематизация знаний

1

25

Контрольная работа № 4 «Квадратные корни»

1

26

Глава 3 Квадратные уравнения (24часа)

27

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

3

28

Формула корней квадратного уравнения

4

29

Теорема Виета

3

30

Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения. Теорема Виета»

1

31

Квадратный трёхчлен

3

32

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

4

33

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

4

34

Повторение и систематизация знаний

1

35

Контрольная работа № 6 «Квадратный трехчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач с помощью рациональных уравнений»

1

36

Повторение и систематизация учебного материала (13часов)

37

Повторение. Итоговая контрольная работа

13


Итого

105


Тематическое планирование по геометрии

(2 часа в неделю ; всего 70 часов)


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Глава 1. Четырёхугольники (26ч)

2

Четырёхугольник и его элементы.

2

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

3

4

Признаки параллелограмма

2

5

Прямоугольник.

2

6

Ромб

2

7

Квадрат

2

8

Контрольная работа №1 «Параллелограмм. Виды параллелограмма"

1

9

Средняя линия треугольника

2

10

Трапеция.

4

11

Центральные и вписанные углы.

2

12

Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

2

13

Повторение и систематизация знаний

1

14

Контрольная работа №2 «Вписанная и описанная окружности. Трапеция»

1

15

Глава 2 Подобие треугольников (12ч)

16

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

3

17

Подобные треугольники

1

18

Первый признак подобия треугольников

4

19

Второй и третий признаки подобия треугольников

2

20

Повторение и систематизация учебного материала

1

21

Контрольная работа №3 « Подобие треугольников»

1

22

Глава 3 Решение прямоугольных треугольников(15ч)

23

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

2

24

Теорема Пифагора

4

25

Контрольная работа №4 «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

1

26

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

3

27

Решение прямоугольных треугольников

3

28

Повторение и систематизация учебного материала

1

29

Контрольная работа №5 «Решение прямоугольных треугольников»

1

30

Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)

31

Многоугольники. Сумма углов многоугольника.

1

32

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.

1

33

Площадь параллелограмма

2

34

Площадь треугольника

3

35

Площадь трапеции

3

36

Повторение и систематизация учебного материала

1

37

Контрольная работа №6 «Площади четырехугольников»

1

38

Повторение курса 8 класса (5ч)

39

Повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии 8 класса

3

40

Итоговая контрольная работа

1

41

Итоговое занятие

1

42

Итого

70



9 класс

Тематическое планирование по алгебре.

(3 часа в неделю, всего 105 часов)


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Глава 1 Неравенства (21 час)

2

Неравенства

3

3

Основные свойства числовых неравенств

2

4

Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения.

3

5

Неравенства с одной переменной

1

6

Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки

5

7

Системы линейных неравенств с одной переменной

5

8

Повторение и систематизация учебного материала

1

9

Контрольная работа №1 «Неравенства»

1

10

Глава 2 Квадратичная функция (32 часа)

11

Повторение и расширение сведений о функции

3

12

Свойства функции

3

13

Построение графика функции y = kf(x)

2

14

Построение графика функций y = f(x) + b и y = f(x + a)

4

15

Квадратичная функция, её график и свойства.

6

16

Контрольная работа№ 2 «Квадратичная функция, ее график и свойства».

1

17

Решение квадратных неравенств.

6

18

Системы уравнений с двумя переменными.

5

19

Повторение и систематизация учебного материала

1

20

Контрольная работа№ 3 «Квадратные неравенства».

1

21

Глава 3 Элементы прикладной математики (21 час)

22

Математическое моделирование

3

23

Процентные расчёты.

3

24

Абсолютная и относительная погрешности.

2

25

Основные правила комбинаторики.

3

26

Частота и вероятность случайного события.

2

27

Классическое определение вероятности.

3

28

Начальные сведения о статистике.

3

29

Повторение и систематизация учебного материала

1

30

Контрольная работа№ 4 «Элементы прикладной математики».

1

31

Глава 4 Числовые последовательности (21 час)

32

Числовые последовательности.

2

33

Арифметическая прогрессия.

4

34

Сумма n первых членов арифметической прогрессии.

4

35

Геометрическая прогрессия.

3

36

Сумма n первых членов геометрической прогрессии.

3

37

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | меньше 1.

3

38

Повторение и систематизация учебного материала

1

39

Контрольная работа№ 5 «Числовые последовательности».

1

40

Повторение и систематизация учебного материала (10 часов)

41

Повторение.

8

42

Итоговая контрольная работа

1

43

Итоговое занятие

1

44

Итого

105


Тематическое планирование по геометрии

(2 часа в неделю ; всего 70 часов)


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Глава 1 Решение треугольников (17 ч)

2

Тригонометрические функции угла от 0 до 180.


2

3

Теорема косинусов.

4

4

Теорема синусов.

3

5

Решение треугольников.

2

6

Формулы для нахождения площади треугольника.

4

7

Повторение и систематизация учебного материала

1

8

Контрольная работа№1 «Решение треугольников»

1

9

Глава 2 Правильные многоугольники (10 ч)

10

Правильные многоугольники и их свойства.

Контрольная работа№2 «Правыильные многоугольники»

4

11

Длина окружности.Площадь круга.

4

12

Повторение и систематизация учебного материала

1

13

Контрольная работа№2 «Правильные многоугольники»

1

14

Глава 3 Декартовы координаты (12 ч)

15

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка.

3

16

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

3

17

Уравнение прямой.

2

18

Угловой коэффициент прямой.

2

19

Повторение и систематизация учебного материала

1

20

Контрольная работа№3 «Декартовы координаты»

1

21

Глава 4 Векторы (15 ч)

22

Понятие вектора.

2

23

Координаты вектора.

1

24

Сложение и вычитание векторов.

4

25

Умножение вектора на число.

3

26

Скалярное произведение векторов.

3

27

Повторение и систематизация учебного материала

1

28

Контрольная работа№4 «Векторы»

1

29

Глава 5 Геометрические преобразования (11 ч)

30

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

3

31

Осевая симметрия.

2

32

Центральная симметрия. Поворот.

2

33

Гомотетия. Подобие фигур.

2

34

Повторение и систематизация учебного материала

1

35

Контрольная работа№5 «Геометрические преобразования»

1

36

Повторение курса 9 класса (5 ч)

37

Повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии 9 класса

3

38

Итоговая контрольная работа

1

39

Итоговое занятие

1

40

Итого

70



Планируемые результаты


Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • особенности десятичной системы счисления;

  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

  • анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).

Учащийся получит возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • выполнять операции с числовыми выражениями;

  • выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);

  • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

  • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых так и практических задач.

Геометрические фигуры.

Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

  • строить углы, определять их градусную меру;

  • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

  • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

  • научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов.

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Выпускник научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Выпускник научится:

• использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

• оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Выпускник получит возможность:

• развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения, оценки

Выпускник научится:

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Алгебраические выражения

Выпускник научится:

• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

• выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).

Уравнения

Выпускник научится:

• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник научится:

• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Основные понятия. Числовые функции

Выпускник научится:

• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

• строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Числовые последовательности

Выпускник научится:

• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

• понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.

Описательная статистика

Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Случайные события и вероятность

Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Комбинаторика

Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки:анализ, построениедоказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точеки ,методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости»«Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Векторы

Выпускник научится:

• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

• овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения курса математики ученик должен знать/ понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.


Арифметика

Уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближенные числа с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Алгебра

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координата точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материала;

  • моделирование практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Геометрия

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения тригонометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь

  • Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и использованием правил умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!