1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом МО и Науки РФ №1897 от 17.12.2010 и приказа Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 о внесении в него изменений,, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 -6 класс», программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Нормативно-методические материалы, используемые при составлении программы | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и Науки РФ №1897 от 17.12.2010 и приказа Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 о внесении в него изменений Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Каркалайская СОШ» Примерная программа основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника |
Реализуемые УМК | 5 кл. В.В.Пасечник, «Биология», Дрофа 6 кл. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии Грибы. Растения», Дрофа 7 кл. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные», Дрофа 8 кл.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек», Дрофа 9 кл. Пасечник В.В.,А.А.Каменский «Введение в общую биологию»,Дрофа |
Место учебного предмета в учебном плане | 5 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год) 6 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год) 7 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год) 8 кл 2 час в неделю ( 68 час за учебный год) 9 кл 2 час в неделю ( 68 час за учебныйгод) |
Основные задачи реализации содержания учебного предмета | • освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии; • овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. |
2.. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса биология.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-8 классах отражают достижения:
Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий 2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностные результаты обучения в 5 классе
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
Метапредметные результаты обучения в 5 классе
Регулятивные УУД. В 5 классе
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства ресурсы для решения задачи достижения цели;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД в 5 классе
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
определять логические связи между живыми организмами и процессами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ живых организмов
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную биологическую область;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта.
анализировать объекты под микроскопом;
сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
. оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
определять свое отношение к природной среде;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
Коммуникативные УУД в 5 классе
: определять возможные роли в совместной деятельности;
: играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, собеседника, его: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации
Предметных результатов:
Живые организмы
Ученик 5- класса научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства различий растений грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик 5 класса получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, , грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 1Клеточное строение организмов
Предметные результаты обучения
Ученик научится
— определять строение клетки;, еёхимический состав
— знать основные процессы жизнедеятельности клетки;
— определять по характерным признакам различие растительных тканей.
—работать с лупой и микроскопом;
Ученик получит возможность научиться
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей.
Раздел 2 и 3Царство Бактерии и Грибы
Предметные результаты обучения
Ученик научиться
— характеризовать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— знать разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.:
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Ученик получит возможность научиться
—отличать съедобные грибы от ядовитых
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
Раздел 4. Царство Растения
Предметные результаты обучения
Ученик научиться:
— определять основные методы изучения растений;
— определять основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— определять роль растений в биосфере и жизни человека;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность научиться
—давать общую характеристику растительного царства
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
3.Содержание учебного предмета, курса
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (34 ч, 1ч в неделю)
Введение (7 ч)
Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строение плесневого гриба мукора.
Изучение строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (8 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строение зелёных водорослей.
Изучение строение мха (на местных видах).
Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений
Резервное время — 1 ч.
№ | Тема. | Количество |
Количество часов. | Лабораторных работ. | Практических работ. | Экскурсий. |
1 | Введение | 7 | 2 | 0 | 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | 3 | 3 | 0 |
3 | Царство Бактерии | 3 | 0 | 0 | 0 |
4 | Царство Грибы | 5 | 3 | 0 | 0 |
5 | Царство Растения | 8 | 6 | 0 | 0 |
6 | Резерв. | 1 | | | |
| Итого за год. | 34 | 14 | 3 | 1 |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс
Тема раздела, количество часов, отводимых на тему | № урока | Срок проведения урока | Поурочное планирование |
Введение. 7 часов | 1 | 04.09 | Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей |
| 2 | 11.09 | Методы исследования в биологии Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» |
| 3 | 18.09 | Разнообразие живой природы. Многообразие растений и принципы их классификации. Отличительные признаки живого от неживого |
| 4 | 25.09 | Среды обитания живых организмов. Основные растительные сообщества. |
| 5 | 02.10 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Лабораторная работа №2 « Ведение дневника наблюдений». |
| 6 | 09.10 | Экскурсия |
| 7 | 16.10 | Обобщающий урок |
Раздел 1. Клеточное строение организмов 10 час | 8 | 23.10 | Устройство увеличительных приборов Практическая работа №1. «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними». |
| 9 | 06.11 | Строение клетки Практическая работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» |
| 10 | 13.11 | Лабораторная работа №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» |
| 11 | 20.11 | Пластиды Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». |
| 12 | 27.11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
| 13 | 04.12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» |
| 14 | 11.12 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие |
| 15 | 18.12 | Деление клетки |
| 16 | 25.12 | Понятие «ткань» Практическая работа №3»Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» |
| 17 | 15.01 | Обобщающий урок |
Раздел 2. Царство Бактерии 3 час | 18 | 22.01 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
| 19 | 29.01 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии-возбудители заболеваний |
| 20 | 05.02 | Вирусы – неклеточные формы. |
Раздел 3. Царство Грибы 5 час | 21 | 12.02 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни Человека |
| 22 | 19.02 | Шляпочные грибы Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Лабораторная работа №6 «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов» |
| 23 | 26.02 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторные работа№7 «Особенности строения мукора» |
| 24 | 04.03 | Грибы-паразиты Лабораторная работа №8 «Изучение строение дрожжей». |
| 25 | 11.03 | Обобщающий урок |
Раздел 4. Царство Растения 8 час | 26 | 25.03 | Ботаника — наука о растениях. Многообразие растительного мира. Клетки и ткани растений Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение |
| 27 | 01.04 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №9 « Строение зелёных водорослей» |
| 28 | 08.04 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники- симбиотические организмы, их экологическая роль. |
| 29 | 15.04 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа №10. «Строение спороносящего хвоща и папоротника» |
| 30 | 22.04 | Семенные растения. Голосеменные растения Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов» |
| 31 | 29.04 | Покрытосеменные растения Значение растений в природе и жизни человека. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения». |
| 32 | 06.05 | Итоговая контрольная работа |
| 33 | 13.05 | Обобщающий урок Лабораторная работа №14 «Изучение строения голосеменных растений». |
| 34 | 20.05 | Происхождение растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Основные этапы развития растительного мира. Лабораторная работа № 13 «Изучение строения мха ( на местных видах)» |