СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом МО и Науки РФ №1897 от 17.12.2010 и приказа Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 о внесении в него изменений,, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 -6 класс», программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).


Нормативно-методические материалы, используемые при составлении программы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и Науки РФ №1897 от 17.12.2010 и приказа Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 о внесении в него изменений

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Каркалайская СОШ»

Примерная программа основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника

Реализуемые УМК

5 кл. В.В.Пасечник, «Биология», Дрофа

6 кл. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии Грибы. Растения», Дрофа

7 кл. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные», Дрофа

8 кл.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек», Дрофа

9 кл. Пасечник В.В.,А.А.Каменский «Введение в общую биологию»,Дрофа

Место учебного предмета в учебном плане

5 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год)

6 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год)

7 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год)

8 кл 2 час в неделю ( 68 час за учебный год)

9 кл 2 час в неделю ( 68 час за учебныйгод)

Основные задачи реализации содержания учебного предмета

• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;

• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.





2.. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса биология.

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-8 классах отражают достижения:

Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий 2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.); эстетического отношения к живым объектам.

Личностные результаты обучения в 5 классе

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;


Метапредметные результаты обучения в 5 классе

Регулятивные УУД. В 5 классе

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства ресурсы для решения задачи достижения цели;

 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД в 5 классе

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

 оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

 определять логические связи между живыми организмами и процессами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

 создавать абстрактный или реальный образ живых организмов

 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную биологическую область;

 определять отношения объекта с другими объектами;

 определять существенные признаки объекта.

анализировать объекты под микроскопом;

сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

. оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

 определять свое отношение к природной среде;

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

Коммуникативные УУД в 5 классе

:  определять возможные роли в совместной деятельности;

:  играть определенную роль в совместной деятельности;  принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, собеседника, его: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

:  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

:  целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Предметных результатов:

Живые организмы

Ученик 5- класса научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

 аргументировать, приводить доказательства различий растений грибов и бактерий;

 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик 5 класса получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, , грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Раздел 1Клеточное строение организмов

Предметные результаты обучения

Ученик научится

— определять строение клетки;, еёхимический состав

— знать основные процессы жизнедеятельности клетки;

— определять по характерным признакам различие растительных тканей.

—работать с лупой и микроскопом;

Ученик получит возможность научиться

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей.

Раздел 2 и 3Царство Бактерии и Грибы

Предметные результаты обучения

Ученик научиться

— характеризовать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— знать разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.:

—давать общую характеристику бактерий и грибов;

—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

—отличать съедобные грибы от ядовитых;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Ученик получит возможность научиться

отличать съедобные грибы от ядовитых

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Раздел 4. Царство Растения

Предметные результаты обучения

Ученик научиться:

— определять основные методы изучения растений;

— определять основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

—характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— определять роль растений в биосфере и жизни человека;

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность научиться

давать общую характеристику растительного царства

давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);




3.Содержание учебного предмета, курса

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (34 ч, 1ч в неделю)

Введение (7 ч)

Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

Изучение строение плесневого гриба мукора.

Изучение строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.

Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Усложнение растений в процессе эволюции.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строение зелёных водорослей.

Изучение строение мха (на местных видах).

Изучение строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений

Резервное время — 1 ч.

Тема.

Количество

Количество часов.

Лабораторных работ.

Практических работ.

Экскурсий.

1

Введение

7

2

0

1

2

Клеточное строение организмов

10

3

3

0

3

Царство Бактерии

3

0

0

0

4

Царство Грибы

5

3

0

0

5

Царство Растения

8

6

0

0

6

Резерв.

1





Итого за год.

34

14

3

1





4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс


Тема раздела,

количество часов, отводимых на тему

№ урока

Срок проведения урока

Поурочное планирование

Введение.

7 часов

1

04.09

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей



2

11.09

Методы исследова­ния в биологии Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения

за сезонными изменениями в природе»


3

18.09

Разнообразие живой природы. Многообразие растений и принципы их классификации.

Отличительные при­знаки живого от не­живого



4

25.09

Среды обитания жи­вых организмов. Основные растительные сообщества.


5

02.10

Экологические фак­торы и их влияние на живые организмы. Лабораторная работа №2 «

Ведение дневника наблюдений».



6

09.10

Экскурсия



7

16.10

Обобщающий урок

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10 час

8

23.10

Устройство увеличи­тельных приборов Практическая работа №1.

«Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними».




9

06.11

Строение клетки Практическая работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»


10

13.11

Лабораторная работа №3 «Приготовление мик­ропрепарата кожи­цы чешуи лука»


11

20.11

Пластиды Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассмат­ривание под

микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».


12

27.11

Химический состав клетки: неорга­нические и органиче­ские вещества


13

04.12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная

работа№5 «Приготовление препарата и рассматри­вание под микроскопом движения ци­топлазмы в клетках

листа элодеи»


14

11.12

Жизнедеятельность клетки: рост, разви­тие


15

18.12

Деление клетки


16

25.12

Понятие «ткань» Практическая работа №3»Рассматривание под микроскопом го­товых

микропрепаратов различных растительных тканей»


17

15.01

Обобщающий урок

Раздел 2. Царство Бактерии

3 час

18

22.01

Бактерии, их разно­образие, строение и жизнедеятельность


19

29.01

Роль бактерий в при­роде и жизни че­ловека. Бактерии-возбудители заболеваний


20

05.02

Вирусы – неклеточные формы.

Раздел 3. Царство Грибы

5 час

21

12.02

Грибы, их общая ха­рактеристика, стро­ение и жизнеде­ятельность. Роль грибов в природе и жизни

Человека


22

19.02

Шляпочные грибы Оказа­ние первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Лабораторная

работа №6 «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов»


23

26.02

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторные работа№7 «Особенности строения мукора»


24

04.03

Грибы-паразиты Лабораторная работа №8 «Изучение строение дрожжей».



25

11.03

Обобщающий урок

Раздел 4. Царство Растения

8 час

26

25.03

Ботаника — наука о растениях. Многообразие растительного мира. Клетки и ткани растений

Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение


27

01.04

Водоросли, их много­образие, строение, среда обитания Лабораторная работа №9 « Строение

зелёных водорослей»


28

08.04

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники- симбиотические

организмы, их экологическая роль.


29

15.04

Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа №10. «Строение спороносящего хвоща и

папоротника»


30

22.04

Семенные растения. Голосеменные расте­ния Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек

хвойных (на примере местных видов»


31

29.04

Покрытосеменные растения Значение растений в природе и жизни человека. Лабораторная работа

№12 «Строение цветкового растения».


32

06.05

Итоговая контрольная работа


33

13.05

Обобщающий урок Лабораторная работа №14 «Изучение строения голосеменных растений».



34

20.05

Происхождение растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Основные этапы

развития растительного мира. Лабораторная работа № 13 «Изучение строения мха

( на местных видах)»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!