СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Красногорский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3





143403, Московская область, г. Красногорск, ул. Кирова, д. 23

тел. 8 (495) 563-14-56/факс 8 (495) 563-37-93; e-mail: [email protected]

УТВЕРЖДЕНО

Приказ руководителя ОУ

№_________от_______20 года









Рабочая программа коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога

На 2019-2020 учебный год







Составитель:

Гусева Мария Владимировна



СОГЛАСОВАННО

Протокол заседания ШМО

№______от _______20___года

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и их социальную адаптацию.

Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Целью коррекционно-развивающих занятийс детьми с ЗПР является: развитие высших психических функций, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, социализация в школьной среде.

Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  1. Психодиагностика особенностей развития школьника с целью своевременной психологической помощи и профилактики;

  2. Создание системы психологической поддержки всех обучающихся с ЗПР в период их школьной адаптации;

  3. Создание специальных психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу;

  4. Развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  5. Снизить уровень агрессивности и тревожности;

  6. Обучить способам регуляции эмоционального поведения;

  7. Обучить анализу своего внутреннего состояния;

  8. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, развитие зрительно-моторной координации;

  9. Формирование представлений об окружающем мире.



Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:

- развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;

- развитие и коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.



Структура занятия включает в себя следующие компоненты:

  • ритуалов приветствия и прощания;

  • дыхательная гимнастика;

  • самомассаж;

  • упражнение на развитие координации движений, ловкости.

  • глазодвигательное упражнение (формирование способности управлять движением глаз и координировать их с движениями тела);

  • коммуникативные игры иупражнения ,арттерапевтические упражнения;

  • упражнения для развития мелкой моторики рук( с использованием материалов Пертра и Монтесори);

  • когнитивные упражнения (для развития познавательной сферы);

  • релаксация.





При организации коррекционных занятий учитываются следующие принципы:

  • принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

  • принцип доступности заданий;

  • принцип систематичности занятий, предусматривающий частоту занятий (3классы – 2раза в неделю);

  • принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;

  • принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей и педагога;

  • принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии;

  • принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

  • Занятия с учащимися третьих классов проводятся в группах (до 7 человек) по 30-40 минут.

Для осуществления принципа закрепления усвоенного регулярно проводятся консультации родителей, консультации совместно с учителем. Это позволяет родителям и педагогу использовать разученные упражнения на своих занятиях, тем самым закрепляя их.

Планируемые результаты:

- успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды школы, расширение адаптивных возможностями личности обучающегося с ОВЗ;

- социализация обучающихся с ОВЗ, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно значимых компетенций;

- Снижение уровня агрессивности и тревожности, обучение способам регуляции эмоционального поведения,обучение анализу своего внутреннего состояния, обучение детей конструктивному общению и выходу из конфликтных ситуаций;

- развитие аудиального восприятия, визуального восприятия, развитие кинестетики (тонкой моторики), познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

Перед планированием коррекционно-развивающих занятий первостепенно проведение психолого-диагностического обследования. Первичная диагностика проходит в течение сентября, занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество занятий по триместрам: I– 23 занятия, II– 22 занятия, III- 22 занятия.

Календарно - тематическое планирование диагностической работы

№ п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1.Уровень развития эмоционального благополучия


1

Исследование уровня эмоционально-волевой сферы.

12.5

Интервьюи

рование детей и родителей;

индивидуальн.

Диагностика ребенка (проективные техники)



2.Уровень интеллектуального развития

2.

Исследование уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов, ориентации в пространстве;

знаний и представлений об окружающем мире.



12.5

Индив. и групповая

диагностика детей (внимание, память, мышление, восприятие, двигательный праксис и т.д.)







Тематическое планирование коррекционно-развивающих

занятий для второклассников, испытывающих трудности в обучении и поведении.

№ п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Планирован.

дата проведения

Фактическая дата проведения


1-2

«Мы -разные»

2

Игровая;

Познавательная.

Элементы фототерапии.




3-4

«Древо желаний»

2

Игровая;

Познавательная.

Сказкотерапия.



5

6

7

8

«Важные чувства».

4

Игровая;

Познавательная.




9

10

11

12

«Слово-Магия»

Развитие и коррекция внимания, памяти и мышления.

4

Игровая;

Познавательная.




13

14

15

16

«Страна Роботов»

Развитие коммуни-кативных навыков и познава-тельных процессов. Развитие навыков ориентации в пространстве.

4

Сказкотерапия, игровая, познавательная




17

18

19

20

«Зазеркалье».

Развитие и коррекция внимания, памяти и мышления.

4

Познавательная, игровая.




21

22

23

24

«Составляем план»

Систематизация полученных знаний, навыков.

4

Изотерапия, познавательная



25

26

27

28

«Волшебные слова»

Развитие и коррекция внимания, памяти и мышления, крупной и мелкой моторики.

4

Познавательная и игровая



29

30

31

32

«Капризный фотограф»

Коррекция пове-денческих реакций, профилакти-ка агрессии, работа в команде.

4

Фототерапия, игровая, познавательная



33

34

35

36

«Угадай-ка»

Развитие и коррекция внимания, памяти и мышления

4

Игровая, Познавательная



373839

40

«Что было раньше?» Коррекция пространственных представлений, систематизация полученных знаний,, работа в команде.


4

Познавательная, игровая



41

42

43

44


«Интересное письмо»

Развитие и коррекция двигательного праксиса, памяти и мышления

4

Игровая, познавательная.



45

46

47

48

«Мы – фантазеры»

Развитие воображения, восприятия, коммуникативных навыков.

4

Игровая терапия.



49

50

51

52

«Графический диктант»

Развитие двигатильно-гопраксиса, пространственных представ-лений.

4

Познавательная, игровая



53

54

55

56

«Веселое рисование»

Развитие навыковдвигательногопраксиса.

4

Сказкотерапия



57

58

59

60

«Стоим разные фигуры»

Развитие двигательногопраксиса, познавательной сферы, умение работать в команде.

4

Познавательная, игровая.



61

62


«Создатель»

Развитие эмоцио-нальной целостности, профилактика агрессии.

4

Пластилиновая терапия.



63

64








«Спектакль»

Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

4

Познавательная, игровая.Итоговое занятие.







Итого (диагностическая и коррекционная работа):

68 часов








Список литературы:

  1. Анисимов В.П., «Арт-педагогика нравственности: монография»- Тверь: ТГУ, 2016г.

  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., «Как преодолеть трудности в общении детей» - М.: 2000г.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Сказкотерапия Здоровья» - С.П. «Речь» -2016г.

  4. Киселева М.В. «Арт-Терапия в работе с детьми»- С.-П. «Речь» -2015г.

  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологическиезангятия с детьми» практическое пособие в двух частях, М.: Айрис-пресс – 2017г.

  6. Набойкина Е.Л., «Сказки и игры с «Особым» ребенком» - С.-П.: 2006г

  7. Перминова Г.А. « Игровой комплект Пертра» - М.: 2014 г.

  8. Рудякова О.Н. «Психологическая поддержка младших школьников» -Волгоград «Учитель» 2008г.

  9. Широкова Г.А., Е.Г. Жадько «Психологический практикум» - Ростов-на-Дону: 2007 г.





Приложение №1

Тематическое занятие № 1-2,3-4

  1. Ритуал приветствия. Разминка.

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство с новыми членами коллектива, эмоциональная разгрузка.

Мяч передается по кругу со словами приветствия.

Упражнение «Наши правила»

Детям объясняются правила поведения на занятиях, дети могут вносить свои предложения по правилам.

Упражнение «Птицы, блохи, пауки»

2 команды, решают кем будут. Жестами показывают выбранное животное. Пауки убегают от птиц, птицы от блох, блохи от пауков.



  1. Основная часть.

Упражнение «Древо желаний».

Делятся на пары. Поводырь и слепой. Слепой впереди, поводырь – позади, ведущей рукой своего партнера рисует древо желаний (часть). Участники меняются местами. Когда дерево готово необходимо его раскрасить так, чтобы стало понятно, какие желания оно может выполнять. Деревья желаний вывешиваются на доску, каждая пара рассказывает о своем дереве.

Упражнение «Дерево».

Все встают в круг, закрывают глаза и представляют что тело – окаменевшее дерево. «Весна, почва прогревается под солнечными лучиками, и дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись корни дерева, ваши ноги. Теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя крону дерева, его веточки. Листочки распускаются, наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох».

Выполняется под музыку «Звуки природы». После окончания упражнения дети делятся своими ощущениями.

Упражнение «Бал». Детям рассказывается что такое «Бал», когда и для чего проводился. Предлагается создать свой «Волшебный бал». Тематика бала обговаривается с детьми, придумывается сценарий, создаются маски и костюмы. Каждый ребенок играет определенную роль, которую выбрал сам. После проведения упражнения дети делятся своими впечатлениями.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов через рефлексию собственных ощущений и вербализацию своих чувств.



Тематическое занятие № 5 - 6,7 - 8.



1. Ритуал приветствия. Разминка.

Игра-разминка «Будь внимателен»

Цель: развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию на аудиальную информацию

«Зайчики» - дети прыжками имитируют прыжки зайцев

«Лошадки»- ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

«Раки»- пятятся назад

«Аист»- стоят на 1 ноге

«Лягушка»- присесть и скакать вприсядку


2. Основная часть. Развитие памяти, внимания, аудиального восприятия.

Упражнение «Предложение на 2 части»

- читается предложение, первый ученик повторяет 1-ую часть предложения, второй ученик 2-ую часть, а третий- все предложение целиком, затем оно записывается в тетради

1. Зимой медведь спит в берлоге и прячет свой нос от мороза.

2. Взошло ласковое солнышко и обогрело землю.

3. Заяц всех пугается и под кустом спасается.

Упражнение на развитие мышления(загадки, 4-ый лишний)

1) 1. Тает снежок, ожил лужок. 3.Утром мы во двор идем

День прибывает, когда это бывает? Листья сыплются дождем

(Весна) Под ногами шелестят

2. Солнце печет, липа цветет. И летят, летят, летят…

Рожь поспевает, когда это бывает? (Осень)

(Лето) 4. Я белым одеялом всю землю укрываю,

Белю поля, дома…Зовут меня…

(Зима)

2) щука, карась, окунь, рак Лишние слова выписать в тетрадь

нос, рот, мыло, уши через запятую в строчку

заяц, индюк, кабан, волк

-Составьте предложение с любыми словами из двух заданий.


Упражнение на развитие мыслительных операций

- расскажите о форме, цвете, вкусе ЯБЛОКА, АРБУЗА

- из каких цифр состоят числа: 27, 39, 45

- составить слово из первых слогов данных слов: КАША, РЕКА, ТАРЕЛКА


5. Работа в тетради ( развитие аудиального восприятия, увеличение объема памяти)

- запомнить и записать слова в том порядке в котором они будут прочитаны

1. Утро Дети самостоятельно записывают слова, затем идет

2. Корова коллективная проверка. Все неверно записанные или

3. Забор пропущенные слова записываются другим цветом.

4. Ландыш

5. Буря



3. Заключительная часть.Подведение итогов через рефлексию собственных ощущений и вербализацию своих чувств.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!