Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина»
ПРИНЯТО на заседании МО учителей естественно-математического цикла «___»____________ 20______г. № протокола ______ | | СОГЛАСОВАНО методист _______ Н.Р. Мацишин | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы «___»_________20______г. №____ Директор _________Т.В. Зосимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | география |
Учебный год | 2020-2021 |
Класс | 5 - 6 |
Количество часов в неделю | 1 (по учебному плану) |
Количество часов в год теоретически | 34 (по программе) |
Количество часов в год фактически | 34 (по расписанию уроков) |
Учитель: Поповская Н.И.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержательный статус программы – базовая.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов для обучающихся 5-8 классов, работающих по ФГОС:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253 ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Закон города Севастополя «Об образовании в Севастополе» от 23 января 2015 года № 107-ЗС;
Учебный план ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина на 2020-2021г.;
Положение о рабочей программе в ГБОУ СОШ №13им. А.И. Покрышкина.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы; пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М., - М.;
Просвещение, 2013.
2. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География. 5-6 классы. Учебник для
общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение», 2014.
3. Интерактивные карты ФГУП ПКО «Картография» 5 класс ИУП «Наглядная география» 5 класс.
4. Интерактивные карты ФГУП ПКО «Картография» 6 класс ИУП «Наглядная география» 6 класс.
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина рабочая программа на 2020-2021 учебный год рассчитана в 5 классе на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 недели), в 6 классе на 34 часа в год (1 час в неделю , 34 недели).
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении или детей – инвалидов по образовательной программе основного общего образования.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
для 5 - 6 классов
Предметные: - формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. Их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения , использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания:
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Метапредметные:
- владение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные:
- воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся может научиться:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающийся получит возможность:
- работать с различными источниками географической информации и приборами;
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
5 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей -ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы - исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнѐв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, географический атлас. 5 класс. интерактивное учебное пособие 5-6 классы, Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, фильм «История географических открытий», презентации «География сегодня», «Как люди осваивали Землю».
Тема 2. Земля - планета Солнечной системы (3 часа)
Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце - источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещѐнности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, полушарий, карта Пояса освещенности, глобус физический, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс, интерактивное пособие с комплектом таблиц «Земля и Солнце», «Земля как планета», Солнечные часы, теллурий, презентации «Земля – планета Солнечной системы». «Движение Земли»
Тема 3. План и карта (10 часов)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус - объѐмная модель Земли. Географическая карта и еѐ отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта - достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и еѐ предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.
Практические работы.
1. Проведение полярной съемки местности.
2. Определение направлений и географических координат на карте.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, полушарий, Крыма, Российской Федерации, топографическая карта, план местности, мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, географический атлас. 5 класс, компас, транспортир, презентации «Земная поверхность на плане и карте». «Составление плана местности», «Географическая карта», «План и карта».
Тема 4. Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, политическая карта мира, географический атлас. 5 класс, презентации «Как люди заселяли Землю», «Расы и народы».
Тема 5. Литосфера - твѐрдая оболочка Земли (11 часов)
Литосфера - каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, еѐ строение под материками и океанами. Литосфера, еѐ соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Практические работы.
1. Определение горных пород и их свойств.
2. Описание рельефа своей местности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта полушарий, Крыма, карта литосферных плит, интерактивное пособие с комплектом таблиц «Рельеф», фильм «Геология. Неорганические полезные ископаемые», коллекции «Полезные ископаемые», «Гранит и его составные части», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Кварц в природе», «Минералы и горные породы», «Нефть и продукты его переработки», «Поделочные камни», модель зон разломов, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс, презентации «Земная кора и литосфера», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые», «Движение земной коры», «Рельеф Земли. Равнины», «Рельеф Земли. Горы»
Повторение (3 часа)
План и карта. Человек на Земле. Многообразие стран мира. Литосфера - твердая оболочка Земли.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: карты: физическая карта мира, полушарий, Крыма, Российской Федерации, политическая карта мира, карта литосферных плит; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК.
Тема 1. Гидросфера (14 часов)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Практические работы.
1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт.
2. Описание реки по плану на основе анализа географических карт.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса -физическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта России, карта океанов; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы; Интерактивное пособие с комплектом таблиц «География. Начальный курс. 6 класс», фильм «Как устроен океан», географический атлас. 6 класс, контурные карты.
6 класс, презентации: «Состав и строение гидросферы», «Мировой океан», «Воды океана», «Реки - артерии Земли», «Озера», «Болота», «Подземные воды» «Ледники», «Гидросфера и человек».
Тема 3. Атмосфера (11 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Практические работы.
1. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды.
2. Вычерчивание и анализ розы ветров.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса -физическая карта мира, климатическая карта мира; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы; Интерактивное пособие с комплектом таблиц «География. Начальный курс.
6 класс», фильм «Земля. Климат», термометр, гигрометр, барометр, географический атлас. 6 класс, контурные карты.
6 класс, презентации: «Состав и строение гидросферы», презентации «Строение и состав атмосферы», «Тепло в атмосфере», «Атмосферное давление», «Ветер», «Влага в атмосфере», «Погода и климат», «Атмосфера и человек».
Тема 4. Биосфера - живая оболочка Земли (4 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Практическая работа.
1.Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса - почвы мира, растительность мира, животные мира; коллекции: «Почва и ее состав», «Торф и продукты его переработки, презентации: «Биосфера – земная оболочка», «Почвы»; географический атлас. 6 класс, контурные карты. 6 класс
Тема 5. Географическая оболочка (5 часов)
Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Практическая работа.
1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса - природные зоны мира, фильм «Природные зоны мира», презентации «Географическая оболочка Земли», «Природные зоны Земли», «Культурные ландшафты», географический атлас. 6 класс, контурные карты. 6 класс
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | В том числе |
уроков | Контрольная работа, сочинения, изложения, диктант | Практическая работа | Лабораторная работа | Экскурсии |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 4 | 4 | - | - | - | - |
2 | Земля – планета Солнечной системы. | 3 | 3 | - | - | - | - |
3 | План и карта. | 10 | 9 | 1 | 2 | - | - |
4 | Человек на Земле. | 3 | 3 | - | - | - | - |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли. | 11 | 10 | 1 | 2 | - | - |
6 | Повторение | 3 | 3 | - | - | - | - |
| Всего | 34 | 32 | 2 | 4 | - | - |
6 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | В том числе |
уроков | Контрольная работа, сочинения, изложения, диктант | Практическая работа | Лабораторная работа | Экскурсии |
1 | Гидросфера. | 14 | 13 | 1 | 2 | - | - |
2 | Атмосфера. | 11 | 10 | 1 | 2 | - | - |
3 | Биосфера – живая оболочка Земли. | 4 | 4 | - | - | - | - |
4 | Географическая оболочка. | 5 | 4 | 1 | - | - | - |
| Всего | 34 | 31 | 3 | 4 | | |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | дата | Примечания |
план | факт |
| Тема 1. Развитие географических знаний о Земле. | 4 | | | |
1 | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. | | | | |
2 | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Входной контроль. | | | | |
3 | Дальнейшие открытия и исследования материков. | | | | |
4 | Источники географической информации. | | | | |
| Тема 2. Земля – планета Солнечной системы. | 3 | | | |
5 | Земля - одна из планет солнечной системы. | | | | |
6 | Движения Земли. Виды движения Земли. | | | | |
7 | Солнечный свет на Земле. | | | | |
| Тема 3. План и карта. | 10 | | | |
8 | Ориентирование на местности. | | | | |
9 | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | | | | |
10 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. | | | | |
11 | Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. Составление плана местности. Практическая работа 1. Проведение полярной съемки местности. | | | | |
12 | Географическая карта - особый источник информации. | | | | |
13 | Градусная сетка. | | | | |
14 | Географические координаты. Географическая широта. | | | | |
15 | Географическая долгота. Часовые пояса. | | | | |
16 | Практическая работа 2. Определение направлений и географических координат на карте. | | | | |
17 | Контрольная работа 1. План и карта. | | | | |
| Тема 4. Человек на Земле | 3 | | | |
18 | Заселение человеком Земли. | | | | |
19 | Расы и народы мира. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | | | | |
20 | Сравнение стран мира по политической карте. | | | | |
| Тема 5. Литосфера - твердая оболочка Земли | 10 | | | |
21 | Земная кора и литосфера. | | | | |
22 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа 3. Определение горных пород и их свойств. | | | | |
23 | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. | | | | |
24 | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. | | | | |
25 | Рельеф Земли. Равнины. | | | | |
26 | Рельеф Земли. Горы. | | | | |
27 | Практическая работа 4. Описание рельефа своей местности. | | | | |
28 | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». | | | | |
29 | Литосфера и человек. | | | | |
30 | Контрольная работа 2. Литосфера - твердая оболочка Земли. | | | | |
31 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | | | | |
| Повторение | 3 | | | |
32 | План и карта. | | | | |
33 | Человек на Земле. | | | | |
34 | Многообразие стран мира. | | | | |
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | дата | Примечания |
план | факт |
| Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. | 14 | | | |
1 | Состав и строение гидросферы. | | | | |
2 | Мировой океан, его части. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане. Входной контроль. | | | | |
3 | Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. | | | | |
4 | Практическая работа 1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт. | | | | |
5 | Прокладывание маршрута на карте. Выполнение проектного задания. | | | | |
6 | Воды Океана. Температура и соленость вод Мирового океана. | | | | |
7 | Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. | | | | |
8 | Реки Земли. Части реки. Крупнейшие реки мира и России. | | | | |
9 | Режим реки. Равнинные и горные реки, их особенности. | | | | |
10 | Практическая работа 2.Описание реки по плану на основе анализа географических карт. | | | | |
11 | Озера и болота. | | | | |
12 | Подземные воды и ледники. | | | | |
13 | Гидросфера и человек. | | | | |
14 | Контрольная работа 1. Гидросфера. | | | | |
| Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 11 | | | |
15 | Состав и строение атмосферы. | | | | |
16 | Тепло в атмосфере. Практическая работа 3. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды. | | | | |
17 | Тепло в атмосфере. | | | | |
18 | Атмосферное давление. | | | | |
19 | Ветер. Практическая работа 4. Вычерчивание и анализ розы ветров. | | | | |
20 | Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Облака и их виды. | | | | |
21 | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. | | | | |
22 | Погода и климат. | | | | |
23 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. | | | | |
24 | Атмосфера и человек. | | | | |
25 | Контрольная работа 2. Атмосфера. | | | | |
| Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли. | 4 | | | |
26 | Биосфера - земная оболочка. | | | | |
27 | Почвы. | | | | |
28 | Биосфера - сфера жизни. | | | | |
29 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | | | | |
| Тема 5. Географическая оболочка. | 5 | | | |
30 | Географическая оболочка Земли. | | | | |
31 | Широтная зональность и высотная поясность. | | | | |
32 | Природные зоны Земли. | | | | |
33 | Контрольная работа 3. Биосфера. Географическая оболочка. | | | | |
34 | Культурные ландшафты. | | | | |