СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-6 класс»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина»



ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

«___»____________ 20______г.

№ протокола ______


СОГЛАСОВАНО

методист


_______ Н.Р. Мацишин


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

«___»_________20______г. №____

Директор _________Т.В. Зосимова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

география

Учебный год

2020-2021

Класс

5 - 6

Количество часов в неделю

1 (по учебному плану)

Количество часов в год теоретически

34 (по программе)

Количество часов в год фактически

34 (по расписанию уроков)


Учитель: Поповская Н.И.








II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержательный статус программы – базовая.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов для обучающихся 5-8 классов, работающих по ФГОС:


  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253 ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

  • Закон города Севастополя «Об образовании в Севастополе» от 23 января 2015 года № 107-ЗС;

  • Учебный план ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина на 2020-2021г.;

  • Положение о рабочей программе в ГБОУ СОШ №13им. А.И. Покрышкина.






Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы; пособие для

учителей общеобразовательных учреждений. В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М., - М.;

Просвещение, 2013.

2. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География. 5-6 классы. Учебник для

общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение», 2014.

3. Интерактивные карты ФГУП ПКО «Картография» 5 класс ИУП «Наглядная география» 5 класс.

4. Интерактивные карты ФГУП ПКО «Картография» 6 класс ИУП «Наглядная география» 6 класс.


В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина рабочая программа на 2020-2021 учебный год рассчитана в 5 классе на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 недели), в 6 классе на 34 часа в год (1 час в неделю , 34 недели).

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении или детей – инвалидов по образовательной программе основного общего образования.



III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ


для 5 - 6 классов






Предметные:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. Их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения , использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания:

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Метапредметные:

- владение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;




Личностные:

- воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

- освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Обучающийся может научиться:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

-  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Обучающийся получит возможность:

- работать с различными источниками географической информации и приборами;

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.























IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

5 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей -ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы - исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнѐв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, географический атлас. 5 класс. интерактивное учебное пособие 5-6 классы, Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, фильм «История географических открытий», презентации «География сегодня», «Как люди осваивали Землю».


Тема 2. Земля - планета Солнечной системы (3 часа)

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце - источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещѐнности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, полушарий, карта Пояса освещенности, глобус физический, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс, интерактивное пособие с комплектом таблиц «Земля и Солнце», «Земля как планета», Солнечные часы, теллурий, презентации «Земля – планета Солнечной системы». «Движение Земли»


Тема 3. План и карта (10 часов)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус - объѐмная модель Земли. Географическая карта и еѐ отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта - достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и еѐ предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.

Практические работы.

1. Проведение полярной съемки местности.

2. Определение направлений и географических координат на карте.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, полушарий, Крыма, Российской Федерации, топографическая карта, план местности, мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, географический атлас. 5 класс, компас, транспортир, презентации «Земная поверхность на плане и карте». «Составление плана местности», «Географическая карта», «План и карта».




Тема 4. Человек на Земле (3 часа)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта мира, политическая карта мира, географический атлас. 5 класс, презентации «Как люди заселяли Землю», «Расы и народы».


Тема 5. Литосфера - твѐрдая оболочка Земли (11 часов)

Литосфера - каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, еѐ строение под материками и океанами. Литосфера, еѐ соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Практические работы.

1. Определение горных пород и их свойств.

2. Описание рельефа своей местности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: физическая карта полушарий, Крыма, карта литосферных плит, интерактивное пособие с комплектом таблиц «Рельеф», фильм «Геология. Неорганические полезные ископаемые», коллекции «Полезные ископаемые», «Гранит и его составные части», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Кварц в природе», «Минералы и горные породы», «Нефть и продукты его переработки», «Поделочные камни», модель зон разломов, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс, презентации «Земная кора и литосфера», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые», «Движение земной коры», «Рельеф Земли. Равнины», «Рельеф Земли. Горы»



Повторение (3 часа)

План и карта. Человек на Земле. Многообразие стран мира. Литосфера - твердая оболочка Земли.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: карты: физическая карта мира, полушарий, Крыма, Российской Федерации, политическая карта мира, карта литосферных плит; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы, географический атлас. 5 класс, контурные карты. 5 класс.










СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК.


Тема 1. Гидросфера (14 часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Практические работы.

1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт.

2. Описание реки по плану на основе анализа географических карт.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса -физическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта России, карта океанов; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы; Интерактивное пособие с комплектом таблиц «География. Начальный курс. 6 класс», фильм «Как устроен океан», географический атлас. 6 класс, контурные карты.

6 класс, презентации: «Состав и строение гидросферы», «Мировой океан», «Воды океана», «Реки - артерии Земли», «Озера», «Болота», «Подземные воды» «Ледники», «Гидросфера и человек».


Тема 3. Атмосфера (11 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географиче­ской широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Практические работы.

1. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды.

2. Вычерчивание и анализ розы ветров.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса -физическая карта мира, климатическая карта мира; Мультимедийное пособие. Интерактивные карты по географии. Начальный курс географии 5-6 классы; Интерактивное пособие с комплектом таблиц «География. Начальный курс.

6 класс», фильм «Земля. Климат», термометр, гигрометр, барометр, географический атлас. 6 класс, контурные карты.

6 класс, презентации: «Состав и строение гидросферы», презентации «Строение и состав атмосферы», «Тепло в атмосфере», «Атмосферное давление», «Ветер», «Влага в атмосфере», «Погода и климат», «Атмосфера и человек».


Тема 4. Биосфера - живая оболочка Земли (4 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Практическая работа.

1.Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса - почвы мира, растительность мира, животные мира; коллекции: «Почва и ее состав», «Торф и продукты его переработки, презентации: «Биосфера – земная оболочка», «Почвы»; географический атлас. 6 класс, контурные карты. 6 класс


Тема 5. Географическая оболочка (5 часов)

Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Практическая работа.

1. Опи­сание природных зон Земли по географическим картам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Комплект настенных учебных карт для 6 класса - природные зоны мира, фильм «Природные зоны мира», презентации «Географическая оболочка Земли», «Природные зоны Земли», «Культурные ландшафты», географический атлас. 6 класс, контурные карты. 6 класс





















V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

уроков

Контрольная работа, сочинения, изложения, диктант

Практическая

работа

Лабораторная

работа

Экскурсии

1

Развитие географических знаний о Земле

4

4

-

-

-

-

2

Земля – планета Солнечной системы.

3

3

-

-

-

-

3

План и карта.

10

9

1

2

-

-

4

Человек на Земле.

3

3

-

-

-

-

5

Литосфера – твердая оболочка Земли.

11

10

1

2

-

-

6

Повторение

3

3

-

-

-

-


Всего

34

32

2

4

-

-















6 класс


Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

уроков

Контрольная работа, сочинения, изложения, диктант

Практическая

работа

Лабораторная

работа

Экскурсии

1

Гидросфера.

14

13

1

2

-

-

2

Атмосфера.

11

10

1

2

-

-

3

Биосфера – живая оболочка Земли.

4

4

-

-

-

-

4

Географическая оболочка.

5

4

1

-

-

-


Всего

34

31

3

4















VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

дата


Примечания

план

факт


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.


4




1

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни.





2

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней.

Входной контроль.






3


Дальнейшие открытия и исследования материков.






4


Источники географической информации.







Тема 2. Земля – планета Солнечной системы.


3





5


Земля - одна из планет солнечной системы.






6


Движения Земли. Виды движения Земли.






7


Солнечный свет на Земле.







Тема 3. План и карта.


10





8


Ориентирование на местности.





9

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.






10


Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.






11

Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. Составление плана местности.

Практическая работа 1. Проведение полярной съемки местности.






12


Географическая карта - особый источник информации.






13


Градусная сетка.






14


Географические координаты. Географическая широта.






15


Географическая долгота. Часовые пояса.






16

Практическая работа 2. Определение направлений и географических координат на карте.






17


Контрольная работа 1. План и карта.







Тема 4. Человек на Земле


3





18


Заселение человеком Земли.






19


Расы и народы мира. Многообразие стран. Столицы и крупные города.






20


Сравнение стран мира по политической карте.







Тема 5. Литосфера - твердая оболочка Земли


10





21


Земная кора и литосфера.





22

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практическая работа 3. Определение горных пород и их свойств.






23

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли.






24

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.






25


Рельеф Земли. Равнины.






26


Рельеф Земли. Горы.






27


Практическая работа 4. Описание рельефа своей местности.






28


Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».






29


Литосфера и человек.






30


Контрольная работа 2. Литосфера - твердая оболочка Земли.






31


Промежуточная аттестация. Тестирование.







Повторение


3





32


План и карта.






33


Человек на Земле.






34


Многообразие стран мира.










6 класс


п/п


Тема

Кол-во

часов

дата


Примечания

план


факт



Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли.


14





1


Состав и строение гидросферы.






2

Мировой океан, его части. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане.

Входной контроль.






3


Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана.






4

Практическая работа 1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт.






5


Прокладывание маршрута на карте. Выполнение проектного задания.






6


Воды Океана. Температура и соленость вод Мирового океана.






7

Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы.






8


Реки Земли. Части реки. Крупнейшие реки мира и России.






9


Режим реки. Равнинные и горные реки, их особенности.






10

Практическая работа 2.Описание реки по плану на основе анализа географических карт.






11


Озера и болота.






12


Подземные воды и ледники.






13


Гидросфера и человек.






14


Контрольная работа 1. Гидросфера.







Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.


11





15


Состав и строение атмосферы.






16

Тепло в атмосфере.

Практическая работа 3. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды.






17


Тепло в атмосфере.






18


Атмосферное давление.






19

Ветер.

Практическая работа 4. Вычерчивание и анализ розы ветров.






20

Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная

влажность воздуха. Облака и их виды.






21

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.






22


Погода и климат.






23


Наблюдение за погодой. Карты погоды.






24


Атмосфера и человек.






25


Контрольная работа 2. Атмосфера.









Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли.


4





26


Биосфера - земная оболочка.






27


Почвы.






28


Биосфера - сфера жизни.






29


Промежуточная аттестация. Тестирование.







Тема 5. Географическая оболочка.


5





30


Географическая оболочка Земли.






31


Широтная зональность и высотная поясность.






32


Природные зоны Земли.






33


Контрольная работа 3. Биосфера. Географическая оболочка.






34


Культурные ландшафты.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!