СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Рисование" 1-4 классы к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Приложение 7

к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Пьянковская ООШ»











Рабочая программа

по учебному предмету

«Рисование»


























  1. Пояснительная записка

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

• Воспитание интереса к изобразительному искусству.

• Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

• Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

• Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

• Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

• Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

• Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

• Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

• Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

• Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

• Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

• Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).


  1. Общая характеристика учебного предмета «Рисование»


Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.


  1. Место учебного предмета «Рисование» в учебном плане


Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Пьянковская ООШ» предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Рисование» на ступени начального общего образования в объеме 134 часа. В том числе: в 1 классе — 33 часа (1 час в неделю), во 2-4 классах - 34 часа (1 час в неделю).


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»


Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.


Планируемые личностные результаты

Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты

Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по получению ими образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы учебного предмета «Рисование» должны отражать:

1) элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;

2) овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования;

3) практические умения самовыражения средствами рисования.

Минимальный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, ощипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


  1. Содержание учебного предмета «Рисование»


Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и ватной палочкой;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и мазок.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и «ритм».

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и на листе бумаги.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и растений.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, до­рисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоя­тель­ное рисование формы объекта и торцевание.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и антропоморфный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и кругу).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и «пастель».

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и бледно-зелёный).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и мазок.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и пастель.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и гипс.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (ук­ра­шение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как ос­но­ва декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с про­изведениями народных художественных промыслов в России с учетом мес­тных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская, дымковская роспись).


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

Составлять аппликацию из вырезанных изображений объектов или их частей. Составлять узор в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев. Рисовать по памяти, по представлению с помощью шаблонов. Рисовать с помощью опорных точек.

Лепить фрукты и овощи. Лепить игрушки. Лепить сложные объекты (поэтапно, под руководством учителя). Составлять аппликацию из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов карандашом, фломастером). Рисовать с натуры предметы простой формы. Рисовать с натуры вылепленные предметы. Рисовать выполненную аппликацию.

Рисовать по памяти нарисованные с натуры предметы.

Рисовать кистью. Раскрашивать изображение предметов, нарисованных ранее. Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных учителем из бумаги. Обводить шаблоны, раскрашивать их. Рисовать кистью без предварительного рисования простым карандашом. Выполнять графический диктант. Изображать фризом. Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости.

Обсуждать содержание художественных произведений

2

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

5

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

6

Изображаем лист сирени. Рисование

1

7

Лепим лист сирени

1

8

Лепим. Матрешка

1

9

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

10

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

11

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

12

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

13

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

14

Изображаем лист сирени. Рисование

1

15

Лепим лист сирени

1

16

Лепим. Матрешка

1

17

Рассматривание картин художников

1

18

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

1

19

Ваза с цветами. Аппликация

1

20

Колобок. Нарисуй картинку

1

21

Дома в городе. Аппликация

1

22-23

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

2

24

Многоэтажный дом. Аппликация

1

25

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

25

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

27

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

28

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

29

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

30

Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация

1

31

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

1

32

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация.

1

33

Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование.

1

ИТОГО 33 часа


2 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Обучение композиционной деятельности (2ч)

1

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Рисование на тему: «Осень в лесу».

1

Рассматривать репродукции художественных произведений. Узнавать и правильно называть изображенные предметы.

2

Лепка барельефа «Веточка с вишнями» и его зарисовка по шаблону.

1

Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи (1 ч)

3

Рисование с натуры грибов. Композиция «Грибы в корзине».

1

Соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (4 ч)

4

Рисование по памяти карандашом. Берёза ель, сосна.

1

Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета

5

Рисование по памяти «Деревья летом и осенью».

1

6

Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом.

1

7

Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом.

1

Обучение композиционной деятельности (1ч)

8

Беседа о художниках и их картинах. Рисование гуашью «Утки на реке».

1

Рассматривать репродукции художественных произведений.

Узнавать и правильно называть изображенные предметы.

Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи (8 ч)

9

Рисование сразу кистью «Кораблик плывет по воде».

1



Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

10

Рисование и раскрашивание несложных листьев (берёза, липа).

1

11

Рисование и раскрашивание сложных листьев (дуб, клён)..

1

12

Основные цвета и оттенки. Работа красками: составление цветов - зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого, раскрашивание картинок.

1

13

Сопоставление радостных и мрачных цветов. Работа красками в сравнении «Солнышко светит, белые облака» — «Серая туча, идёт дождь».

1

14

Рисование с натуры: « Фрукты на столе».

1

15

Рисование с натуры « Овощи на столе».

1

16

Рисование по шаблону, вырезание и наклеивание на лист бумаги, раскрашивание «Человек в одежде».

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (3 ч)

17

Лепка и зарисовка фигуры человека в движении и в покое.

1

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину

18

Рисунок «Моя мама в новом платье»

1

19

Лепка «Снеговик »

1

Обучение композиционной деятельности (1 ч)

20

Рисунок «Снеговик во дворе»

1

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (9 ч)

21

Аппликация « В лесу зимой».

1


Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

22

Лепка «Веселый Петрушка на новогоднем празднике».

1

23

Аппликация «Петрушка» и ее зарисовка с натуры.

1

24

Лепка с последующей зарисовкой «Собака».

1

25

Лепка с последующей зарисовкой «Кошка».

1

26

Лепка « Любимая игрушка».

1

27

Беседа: «Дымковская игрушка». Лепка женщины в длинной юбке «Барыня».

1

28

Рисование по шаблону « Барыня». Украшение одежды узором.

1

29

Рисование «Птичка зарянка»

1

Обучение композиционной деятельности (5 ч)

30

Аппликация с дорисовыванием «Скворец на берёзе».

1

Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева;

31

Аппликация с дорисовыванием «Ваза с цветами»

1

32

Рисование по памяти «Дом в деревне»

1

33

Рисование на тему «Открытка к празднику».

1

34

Рисование на тему «Деревья в парке весной»

1

ИТОГО 34 часа


3 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование

1

Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Передавать пропорции строения тела животных. Рисовать с натуры. Применять приемы и способы передачи графических образов в аппликации. Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами при лепке.

Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние (радость, грусть). Строить растительный орнамент в полосе, применяя чередование элементов по форме, цвету, располагая по краям, углам, центру. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных бумаги. Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и т.д. Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и т.д. Рисовать предметы несложных форм. Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Использовать цветовые сочетания для создания образов. Применять цвета для передачи графических образов в рисовании.

Передавать пропорции тела человека при лепке. Рисовать с натуры. Составлять узор в квадрате из нескольких объектов с фиксацией на плоскости листа. Рисовать с натуры предметы несложных форм. Рисовать по образцу и наблюдению (упражнения в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, дугообразных, спиралевидных, зигзагообразных линий). Составлять узор в квадрате по образцу композиции из нескольких деталей без фиксации на плоскости листа.

Рисовать по образцу и наблюдению. Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Смешивать краски на палитре для получения запланированного оттенка. Раскрашивать нарисованные с натуры предметы. Рисовать элементы городецкой росписи на заданную тему. Рисовать по представлению. Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.

Обсуждать содержание художественных произведений.

2

Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование.

1

3

Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование

1

4

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки

1

5

Разные способы изображения бабочек. Бабочка из гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем

1

6

Одежда ярких и нежных цветов. Рисование

1

7

Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна

1

8

Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге (небо, радуга, листья, цветок)

1

9

Чего не хватает? Человек стоит, идёт, бежит. Рисование, дорисовывание

1

10

Зимние игры детей. Лепка из пластилина

1

11

Рисование выполненной лепки.

1

12

Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и чёрной гуашью

1

13

Рисование угольком. Зима

1

14

Лошадка из Каргополя. Лепка фигурки

1

15

Лошадка из Каргополя. Зарисовка вылепленной фигурки

1

16

Лошадка везёт из леса сухие ветки, дрова. Рисунок

1

17

Натюрморт: кружка, яблоко, груша

1

18

Деревья в лесу. Домик лесника. Рисунок по описанию

1

19

Человек идёт по дорожке. Рисунок по описанию

1

20

Элементы косовской росписи. Рисование

1

21

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью

1

22

Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование

1

23

Сказочная птица. Рисование

1

24

Сказочная птица. Рисование. Украшение узора рамки для рисунка

1

25

Встречай птиц - вешай скворечники! Лепка, рисунок

1

26

Закладки для птиц. Использование картофельного штампа. Рисование 18.03

1

27

Беседа на тему: «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора

1

28

Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация

1

29

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа

1

30

Беседа на заданную тему: «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование

1

31

Кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью

1

32

Беседа на тему: «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки «Колобок»

1

33

Эпизод из сказки «Колобок». Рисование красками гуашь

1

34

«Летом за грибами». Лепка. Рисование.

1

ИТОГО 34 часа


4 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019. Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков

1

Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Обследовать предметы, выделять их признаки и свойства, необходимые для передачи в рисунке. Уметь строить орнамент в полосе. Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в квадрате, треугольнике. Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. Использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Рисовать по воображению. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Рисовать по опорным точкам, дорисовывать, обводить шаблон, самостоятельно рисовать формы объекта. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Лепить с натуры, передавая все признаки и свойства изображаемого объекта. Составлять целое изображение из частей, передавать основную форму предметов. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Гжель. Применять разные способы лепки. Рисовать изображение головы человека в статике. Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково. Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу. Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Рисовать по мокрому листу акварельными красками. Применять цвета для передачи графических образов в рисовании по представлению.

Подбирать цветовые сочетания при создании образов. Передавать с помощью цвета характер персонажа. Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажа. Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Обсуждать содержание художественных произведений.

Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Обсуждать содержание художественных произведений

2

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги)

1

3

Рисование с натуры листа дерева.

1

4

Рисование с натуры ветки рябины.

1

5

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

6

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

7

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

8

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

9

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)

1

10

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)

1

11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

12

Нарисуй картину пейзаж

Беседа на тему «Золотая хохлома».

1

13

Рисование предметов цилиндрической формы

1

14

Рисование предметов цилиндрической формы

1

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

17

Новогодняя ёлка, Дед Мороз и Снегурочка. Рисование праздничной открытки.

1

18

Художники — о тех, кто защищает Родину. Рисование

1

19

Доброе и злое в сказках. Василиса Прекрасная. Баба-яга.

1

20

Необыкновенные деревья в сказках. Иллюстрации известных художников. Узор в овале, круге. Орнамент.

1

21

Фигура человека в движении. Рисование и лепка.

1

22

Узнай больше о художниках и скульпторах. Как изображают море.

1

23

Нарисуй море. Рисование.

1

24

Удивительные животные жарких стран.

1

25

Изображай удивительных животных разных стран. Рисование

1

26

Тематическое занятие. Рисование открытки к 8 Марта.

1

27

Насекомые. Стрекоза. Лепка.

1

28

Насекомые. Стрекоза. Рисование.

1

29

Гжель. Части узора гжельской росписи. Работа кистью.

1

30

Украшение посуды гжельской росписью (чашки, блюда, вазы)

1

31

Улица города. Люди на улице города. Беседа.

1

32

Рисунок по описанию. Улица города.

1

33

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.

1

34

Краски лета. Венок из цветов и колосьев. Рисование.

1


ИТОГО 34 часа


7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Специализированная мебель:

-доска классная;

-стол учителя;

-парта школьника регулируемая;

-стул ученический для начальной школы;

-шкаф для хранения учебных пособий;

-информационно-тематический стенд


Наглядные средства:

-портреты художников;

-репродукции картин художников;

-демонстрационный материал «Декоративное рисование»;

-набор плакатов «И.И. Левитан», «И.И. Шишкин», «Изобразительное искусство детям», «Природа нашей родины», «Государственная Третьяковская галерея», «Декоративно-прикладное искусство. Современные народные художественные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство. Русская художественная резьба и роспись по дереву», «Государственная Третьяковская галерея»;

-муляжи фруктов и овощей;

-демонстрационные таблицы


Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

-многофункциональное устройство;

- интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-документ-камера;

-акустическая система для аудитории;

-сетевой фильтр.


Материалы для работы:

Палитра, альбом, кисти, акварельные краски, баночка для воды, гуашь, мелки, пастель, тряпочка, клеёнка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!