Аннотация к рабочей программе по истории в 8 классе
Рабочая программа курса истории в 8 классе составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по истории для 8 класса. Программа предполагает использование следующих учебников: по Всеобщей истории: «Новая история, 1800-1913» 8 класс. А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2013. По Истории России:«История России XIX век»: 8 класс А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.Предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно. Курс «Всеобщая история» изучается в 8 классе в объеме 28 часов, курс «История России» - в объеме 40 часов.
Цели:
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
Задачи:
- овладение умениями разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи. Определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- развитие умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять план, тезисы конспекта, участвовать в диалоге, формулировать выводы, умения использовать различные источники информации;
- развитие умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Россия в 1 четверти XIX века (10 ч).
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX века. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на I общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Тема 2. Россия во 2 четверти XIX века. (10 ч)
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Повторение и обобщение по теме: «Россия в первой половине XIX века» (1 ч).
Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860 – 1870 гг.(10 ч).
Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Тема 4. Россия в 80-90е гг. XIX века. (9 ч).
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. Культура России во второй половине XIX века. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Повторение и обобщение по теме: «Россия во второй половине XIX века (2 ч).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков
урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторительно-обобщающий; контрольный урок; комбинированный урок
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1. | Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в. | 17 | Различает виды источников исторических знаний по истории XIX в.; Описывать границы Российской империи. Устанавливает причинно-следственные связи между фактами и явлениями; анализировать произведения общественно-политической мысли. |
2. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Систематизирует знания по сквозным вопросам содержания (экономика, политика, социальные отношения и культура); доказывает теоретические положения фактами; дает характеристику экономического, политического, социального и культурного развития. |
3. | Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в. | 13 | Комментирует государственный документ, формулирует и обобщать его основные положения; давать историческую оценку государственных мероприятий, фиксирует её в виде таблицы (задание 2 параграфа учебника); составляет план источника; извлекает необходимую информацию из тематической карты |
4. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирает материал для систематизации и обобщения знаний об историческом периоде; дает обобщённую характеристику исторического периода; определяет противоречия в развитии страны; осуществляет самоанализ результатов изучения материала главы |
5. | Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в. | 11 | Определяет особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе памятки; заполняет сравнительные таблицы, самостоятельно определяя линии сравнения; аргументирует своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения, в том числе статистические таблицы, карты-схемы, диаграммы; |
6. | Наш регион в XIX — начале XX в. | 2 | Составляет синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группирует исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирает из главы учебника и систематизировать сведения для обобщённой характеристики развития России; выявляет характерные черты, особенности, проблемы исторического развития страны в изучаемый период |
Итого: | | 70 | |
Календарно –тематическое планирование по истории России (8 класс)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | по плану | факт. |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (19 ч) |
2 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | 1 | | |
3 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | | |
4 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | 1 | | |
5 | Отечественная война 1812 г. | 1 | | |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | 1 | | |
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 1 | | |
8 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | 1 | | |
9 | Общественное движение при Александре I | 1 | | |
10 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов | 1 | | |
11 | Внутренняя политика Николая I | 1 | | |
12 | Социально-экономическое развитие в 20-50-х гг. XIX в. | 1 | | |
13 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | 1 | | |
14 | Общественное движение в годы правления Николая I | 1 | | |
15 | Крымская война 1853-1856 гг. | 1 | | |
16 | Образование и наука | 1 | | |
17 | Работа над проектом «Русские первооткрыватели и путешественники» | 1 | | |
18 | Художественная культура | 1 | | |
19 | Быт и обычаи | 1 | | |
20 | Контрольная работа №1 «Россия в первой половине 19 века» | 1 | | |
Тема 2. Россия во второй половине 19 века (22 часа) |
21 | Начало царствования Александра II | 1 | | |
22 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | | |
23-24 | Либеральные реформы 1860-1870-х гг. | 2 | | |
25 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | 1 | | |
26 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | | |
27 | Зарождение революционного народничества и его идеология | 1 | | |
28 | Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. | 1 | | |
29 | Внешняя политика Александра II | 1 | | |
30 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | | |
31 | Внутренняя политика Александра III | 1 | | |
32 | Экономическое развитие в годы правления Александра III | 1 | | |
33-34 | Положение основных слоев общества | 2 | | |
35 | Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в. | 1 | | |
36 | Внешняя политика Александра III | 1 | | |
37 | Просвещение и наука | 1 | | |
38 | Литература и изобразительное искусство | 1 | | |
39 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | 1 | | |
40 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | | |
41 | Контрольная работа №2 «Россия во второй половине 19 века» | 1 | | |
42 | Итоговое повторение и обобщение «Россия в 19 веке» | 1 | | |
Учебно – методический комплект:
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Учебник для общеобразовательных организаций «История России XIX век. 8 класс». М.: Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь в двух частях «История России. XIX век. 8 класс». М.: Просвещение.
Технические средства обучения.
-
Электронные приложения к учебникам.
-
Электронные и настенные исторические карты.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
-
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
-
История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: «Просвещение», 2011