СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Дубровинская средняя общеобразовательная школа филиал Аксурская СОШ

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании экспертной 

группы

______________________

 протокол  от     

 "___" августа 2016 г. №___

 

     СОГЛАСОВАНО:

        методист                        

 _________ Р.К.Петакова

  ______________________

     "___" августа   2016 г. 

                    

УТВЕРЖДЕНО:

приказ МАОУ Дубровинская СОШ

от "___"  августа  2016 г.

№ __________________

РАБОЧАЯ РОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

10-11 класс

Учитель:Курманалиев Г.К.

на  2016-2017 учебный год





Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе:

1. Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Федеральный закон « Об образовании» в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

4.Учебный план на 2017-18 уч. год. МАОУ Дубровинская СОШ, утвержденный директором МАОУ Дубровинская СОШ приказом №___ от»__»_________ 2017г.

5.Положение о рабочей программе МАОУ Дубровинской СОШ от «___________________»№ _____________


В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащих­ся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных си­туациях природного, техногенного и социального характера.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с

Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • .


Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 68 часов на 2 года обучения (1 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы).


Содержание учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антиртеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Репродуктивное здоровье. БЕРЕМЕННОСТЬ И ГИГИЕНА БЕРЕМЕННОСТИ. УХОД ЗА МЛАДЕНЦЕМ.


Нравственность и здоровье.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.


Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

История создания Вооруженных Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

Основные задачи современных Вооруженных Сил.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Символы воинской части.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.



Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество практических работ

1


Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14


2

-


-

2


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства


3


15


-


-


Итого



34


11 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество практических работ

1


Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7


9

-

2


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

4


14

-


-

Итого



34

-



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах

Ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

- пользоваться индивидуальными средствами защиты;

- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении







Тематическое планирование 10 класс


п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Виды деятельности


Дата проведения


Тема1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

6



план

факт

1

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

1

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности,



2

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

1

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;



3

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;








4

Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций».

ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера






1













Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.






Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств,



5

ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера.

1

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи











6

Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.








1


Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,


Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи




Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера

7















7

Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера».

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС











1


Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,


Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи



8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
















9

Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

Тема 5: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».














1











1




Правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов.

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. принципы противодействия. Отношение к любым видам террористической деятельности, выработать твердую нравственную позицию.


виды экстремистской деятельности, их различия; основные направления противодействия.
















Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов

Знать факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Знать принципы противодействия. Сформировать отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности, выработать твердую нравственную позицию.

Знать виды экстремистской деятельности, их различия; основные направления противодействия.

Сформировать отрицательное отношение к любым видам экстремистской деятельности, выработать твердую нравственную позицию.



Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.

10

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности.








11

Тема 6: «Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ».

Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.








1


Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,



Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи



12

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения

1

Знать правовую основу борьбы с терроризмом и экстремизмом, ФЗ регламентирующие борьбу с терроризмом и экстремизмом.












13

Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности».

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности









1


«национальная безопасность»; государственную политику в области на. статьи УК РФ, регламентирующие ответственность за террористическую и экстремистскую деятельности.циональной безопасности в РФ




Знать понятие «национальная безопасность»; государственную политику в области национальной безопасности в РФ










14

Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта».

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.








1





Правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов.






Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов











Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

















15

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.





16

3.3. Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике

Знать об основные принципах классификации инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний






Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие».








17

Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



18

Биологические ритмы

1

Основные понятия о биологических ритмах организма

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



19

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Профилактика вредных привычек

1

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Знать о профилактике вредных привычек. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни




Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».

Раздел 6: «Основы обороны государства»






20

Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны.

1

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности



21

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

1

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



22






Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени.




1

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях










23

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь:– действовать в чрезвычайных ситуациях; – использовать средства коллективной защиты. Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



24

Средства индивидуальной защиты.

1

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты



25

Организация ГО в ООУ.

1

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»








26

Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества».

.История создания Вооруженных Сил России




1

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы




Иметь представление об истории создания



27

Памяти поколений – дни воинской славы

1

Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;



28

Организационная структура Вооруженных Сил России

1

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



29

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

1

Сухопутные войска ( СВ), история создания, предназначение, рода

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.



30






Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ.

1

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации.




Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.











31

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

1

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.



32

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

1

Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС.Ракетные войска

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.



33

Другие войска, их состав и предназначение

1

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.




Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ».










34

Тема 6 Боевые традиции Вооруженных сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений





1





Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг –

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.



Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств,




Всего 34ч.























тематическое планирование 11 класс


п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Вид деятельности



Дата проведения

1

2

3

4

5

6 7







1


Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.-7 ч.

план

факт


Раздел 1. Основы комплексной безопасности- 3ч.

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.



1

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи



2

Обеспечение личной безопасности на водоёмах.

1



3

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

1




Тема 2: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»






4

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

1

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.


Знать понятие «национальная безопасность»; государственную политику в области национальной безопасности в РФ


Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов


Знать факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Знать принципы противодействия. Сформировать отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности, выработать твердую нравственную позицию.


Знать виды экстремистской деятельности, их различия; основные направления противодействия.

Сформировать отрицательное отношение к любым видам экстремистской деятельности, выработать твердую нравственную позицию.




5

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

1



6

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

1



7

Применение и участие ВС РФ в борьбе с терроризмом внутри и за пределами страны.

1





Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».


Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

8

Правила личной гигиены.

1

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма

Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



9

Нравственность и здоровый образ жизни.

1

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи

Знать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи





10

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ- инфекции

1

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ- инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ- инфекцией

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. о путях заражения ВИЧ- инфекции.


Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни. использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни



11

Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцами

1

Брак и семья. Беременность и гигиена беременности

Знать Об основных законодательствах РФ о семье Уметь использовать преобретенные знания в жизни



12

Семья в современном обществе.

1

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей

Знать об основах законодательства РФ о семье.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи




Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».




13

Тема 4: «Первая помощь при неотложных состояниях».
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.


Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

Владеть навыками первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте



14

Первая помощь при ранениях.

1

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях



15

Основные правила оказания первой помощи.

1

Правила оказания первой медицинской помощи

Знать правила оказания первой медицинской помощи



16

Правила остановки артериального кровотечения.

1

Способы остановки кровотечений. Правила наложения и давящей повязки.

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях



17

Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения шин и давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях



18

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

1

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях



19

Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

1

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарат.. Первая медицинская при травмах груди, живота, в области глаз, при повреждении позвоночника

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях



20

Первая помощь при остановке сердца.

1

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможны причины клинической смерти и ее признаки. Правила поведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца



Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».

Раздел 6: «Основы обороны государства».

Тема 5: «ВС РФ –основа обороны государства».





21

Основные задачи современных ВС РФ.

1

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил..



22

Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ.

1

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента

Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.


Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.


Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



Тема6: «Символы воинской чести».





23

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

1

Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части.

Иметь представление о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.



24

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза,

Герой Российской Федерации

Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды



25

Военная форма одежды.

1

«О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»

Иметь представление об основных особенностях военной формы и воинских званиях



Тема 7: «Воинская обязанность».












26

Основные понятия о воинской обязанности.

1

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе



27

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

Организация воинского учёта. Обязанности граждан по воинскому учету

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет

Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.

Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



28

Обязанности граждан по воинскому учету.

1

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе



29

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы



30

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

1

Виды воинской деятельности и их особенности.

Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.

Особенности воинской деятельности в различных вида Вооружённых сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности

Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности.



31

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1

Виды воинской деятельности и их особенности.

Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.

Особенности воинской деятельности в различных вида Вооружённых сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности

Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности.



32

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим цель военную подготовку

Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы



33

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

1

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет.


Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)

Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт.

Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы



34

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе.

1

Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов

Знать об основах военной службы.

Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе


































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Нормативно-правовые документы РФ.

Конституция РФ

Общевоинские уставы ВС РФ

Семейный кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Основная и дополнительная литература.


  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.

  4. Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2011 г.






36




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!