СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" 1-4 классы к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




Приложение 5

к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Пьянковская ООШ»











Рабочая программа

по учебному предмету

«Мир природы и человека»

































  1. Пояснительная записка

17


Система оценки

Оценка достиженийпредметных результатов по практической составляющей

производится путемфиксации фактической способности к выполнению учебного

действия, обозначенногов качестве возможного предметного результата по

следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает;

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или

после частичного выполнения педагогом;

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевойсоставляющейпроизводится

путем фиксациифактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному)

знания, обозначенногов качестве возможного предметного результата по следующей

шкале:

Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего

арифметического из двух оценок –знаниевой (что знает) и практической (что умеет)

18


составляющих. В спорныхслучаях приоритетной является оценка за практические

учебныеумПояснительная записка

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Основные задачи реализации содержания:

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.


  1. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека:


При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.


  1. Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане


На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» отведено270ч.

В 1 классе на изучение отводится 66 ч (2ч в неде­лю, 33 учебных недели), во 2—4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»


Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностныерезультаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.


Планируемые личностные результаты

Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты:

Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по получению ими образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы учебного предмета «Мир природы и человека» должны отражать:

1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;

3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов.

Минимальный уровень:

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его

выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной илисмоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающеммире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных

условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

- знание отличительных существенных признаков групп объектов;

- знание правил гигиены органов чувств;

- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом

возрастных особенностей;

- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего иитогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней

ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- выполнение доступных природоохранительных действий;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.


  1. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»


Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изме­нений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным на­ра­с­та­ни­ем подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – хо­ло­д­но, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (хо­ло­д­ный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, боль­шое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – за­мо­ро­з­ки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и мороз.)

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие.Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.

Животные дикие. Звери. Птицы.Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в при­роде. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориенти­ровка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества:член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или хозтовары), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся







1 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1-4

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Земля и Солнце. Значение Солнца.

4

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта. Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки».

5-6

Солнце и жизнь растений.

2

Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке

7-10

День и ночь. Небо днем и ночью.

4

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы. Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка.

11,12

Сутки. Занятие людей в течение суток.

2

Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению. Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток

13,14

Режим дня

2

Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя

15-18

Осень. Признаки осени.

4

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации.

19-22

Занятия и одежда осенью. Погода.

4

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы). Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха

23-26

Зима. Признаки зимы.

4

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад). Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

27-32

Занятия и одежда зимой

6

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста.

33,34

Погода. Календарь природы.

2

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней.

35,36

Весна. Признаки весны.

2

Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки). Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам.

37,38

Занятия и одежда весной. Погода.

2

Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) .Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней.

39,40

Растения. Строение и сходство растений

2

Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава). Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень).

41,42

Различия растений. Разнообразие цветов.

2

Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень).Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста.


43,44

Семена. Плоды растений.

2

Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода). Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты).

45,46

Приспособление растений к сезонным изменениям.

2

Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям.

47,48

Уход за растениями. Приспособления растений к условиям жизни.

2

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков).

49,50

Растения (обобщающий урок)

2

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

51,52

Животные. Строение и сходство животных.

2

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру). Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост)

53,54

Различие животных. Детеныши животных.

2

Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя). Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных).

55,56

Домашние животные

2

Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное».

57,58

Дикие животные.

2

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло).

59,60

Человек. Части тела человека.

2

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом. Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги).

61, 62

Гигиенические навыки. Лицо человека.

2

Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета.

63,64

Глаза. Уши. Нос. Рот.

2

Прослушивание текста (строение глаз, ушей, носа, рта). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для лица.

65, 66

Осанка. Скелет и мышцы человека.

2

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц.

ИТОГО 66 часов


2 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельностиобучающихся

1


Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Влияние солнца на смену времён года.

1

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов неживой природы, называние объектов.

2

Сутки.

1

Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определениевремени

суток по стихотворению.

3

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

1

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов нарисунке.

Составление рассказа по рисунку. Зарисовка.

4

Долгота дня летом.

1

Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами

5

Долгота дня зимой.

1

6

Времена года. Осень.

1

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад).

7

Экскурсия в природу.

1

8

Знакомство с названиями осенних месяцев

1

Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природыс

опорой на иллюстрацию. Создание аппликации.

9

Растения осенью.

1

10


Наблюдения за деревьями, кустарниками, травами (тополь, акация, клён). Экскурсия.

1


11

Листопад, увядание трав. Экскурсия.

1

12

Животные осенью.

1

13

Птицы осенью

1

14

Занятия людей осенью.

1

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет).

Объяснение выбора объектов и предметов.

Прослушивание стихотворения.

Работа с опорнымисловами (урожай, грибы).

15

Работа в саду, огороде.

1

16

Профилактика простудных и вирусных заболеваний.

1

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)

17

Времена года. Зима.

1

18

Знакомство с названиями зимних месяцев

1

19


Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). Экскурсия.

1


Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям

20

Растения зимой.

1


Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям

21

Животные зимой.

1

Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег,  сорока, дятел, лиса, заяц, еж, белка). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

22

Занятия людей зимой.

1

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста

23

Время года. Весна.

1

Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа схеме (солнце снег, капля, ручьи), приход весны. Запоминание правил

24

Знакомство с названиями весенних месяцев

1

25


Растения весной.

1


Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (мать-и-мачеха, ландыши). Разучивание стихотворения.

26

Животные весной.


1


Рассматривание рисунка. Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

27


Занятия людей весной.


1


Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)

28

Время года. Лето.

1

Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы). Определение безопасного поведения по рисунку

29

Знакомство с названиями летних месяцев

1

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста

30

Растения летом.

1

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста

31

Животные летом.

1

Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях.

32

Занятия людей летом.

1

Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»

33

Вода.

1

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

34

Вода горячая и холодная.

1

Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок.

35

Температура воды.

1

Определение температуры воды. Термометр (градусник).

36

Вода в природе.

1

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы, реки, ера, болота, пруды. Дождь, лед, снег, пар.Ответы на вопросы. Чтение стихов

37

Значение воды.

1

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка.

38

Части растений.

1

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений.

39

Жизнь растений.

1

Рассматривание рисунка. Определение условий для роста растений.

40

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

Условия для жизни растений. Рассматривание иллюстраций. Зарисовка.

41

Светолюбивые и тенелюбивые растения.

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку

42

Комнатные растения.

1

Рассматривание изображения растений и семян. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков)

43

Уход за комнатными растениями.

1

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря

44

Овощи.

1

Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).

45

Огород.

1

Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям

46

Овощи в питании человека.

1

Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

47

Сад.

1

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

48

Фрукты.

1

Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов).

49

Фрукты в питании человека.

1

Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста

50

Уход за растениями сада и огорода.

1

Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва).

51

Животные.


Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

52

Кошка и рысь.

1

Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост).Место обитания животных. Заучивание прибаутки.)

53

Породы кошек.

1

Нахождение и называние животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, лапы, хвост, усы

54

Собака и волк.

1

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие.

55

Породы собак.

1

Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Разные породы собак. Рассматривание и называние животных по рисункам.

56

Рыбы.

1

Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум.

57

Человек.

1

Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений

58

Гигиена тела человека.

1

Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами

59

Органы пищеварения человека.

1

Разучивание правила гигиены питания. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения

60

Питание человека.

1

Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.

61,62

Продукты питания.

2

Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.

63,64

Правила питания.

2

Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.

65

Профилактика отравлений.

1

Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»

66

Профилактика отравлений.

1

67

Закаливание.

1

Знать причины простудных заболеваний.

68

Обобщающий урок по теме "Живая природа"

1


ИТОГО 68 часов


3 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельностиобучающихся

1,2

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Осень. Осенние месяцы

2

Знать названия осенних месяцев.

3,4

Растения осенью

2

Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад).

5,6

Животные осенью

2

По картинкам назвать перелётных птиц.

7,8

Занятия людей осенью

2

Наблюдение за трудом людей

9,10

Сравнение растений

2

Называть части растений, сравнивать растения.

11,12

Растения сада

2

По картинке называть растения сада

13,14

Лесные ягоды

2

По картинке называть растения леса, лесные ягоды

15,16

Грибы

2

Знать названия 5-6 грибов.

17,18

Зима. Зимние месяцы

2

Знать названия зимних месяцев.

19,20

Растения и животные зимой

2

Знать названия 3 зимующих птиц. Помогать зимой птицам.

21,22

Занятия людей

2

Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

23,24

Солнце в разные времена года. Календарь

2

Беседа о солнце как планете солнечной системы. Знать сторону восхода солнца

25,26

Воздух, его значение.

2

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.

27,28

Ветер

2

Уметь определять направления ветра.

29,30

Дикие животные

2

Сравнивать и различать животных. Знать названия диких животных.

31,32

Домашние животные

2

Знать названия домашних животных.

33,34

Весна. Весенние месяцы.

2

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.

35,36

Растения весной.

2


37,38

Животные весной

2

Сравнивать и различать животных. Знать названия диких животных.

39,40

Занятия людей весной

2

Знать виды деятельности человека характерные данному сезону

41,42

Части растений

2

Называть части растений, сравнивать растения.

43,44

Цветы, плоды и семена.

2

Знать названия цветов, плодов.

45,46

Лес. Травы.

2

Классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать. Знать названия деревьев, трав, съедобных и несъедобных грибов.

47,48

Птицы

2

Составлять предложения заданному плану. Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Называть отличительные особенности животных. Классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать. Описывать предмет по схеме. Составлять предложения заданному плану.

49,50

Зимующие и перелетные птицы

2

51,52

Хищные и певчие птицы

2

53,54

Лето. Летние месяцы.

2

Назвать признаки лета. Знать названия летних месяцев.

55,56

Растения летом.

2

описывать признаки весны, называть изменения, происходящие с растениями, животными.

57,58

Животные летом.

2

59,60

Занятия людей летом.

2

Отгадывать загадки. Сравнивать, классифицировать и обобщать. Анализировать изменения в природе по картинке.

61,62

Дыхание человека.

2

Знать названия органов человека. Называть части тела организма человека. Называть расположение органов на теле человека. Уметь различать молочные, мясные и сухие продукты.

63

Профилактика простудных заболеваний.

1

Знать причины простудных заболеваний. Знать полезные свойства продуктов.

64,65

Кровь.

2

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану. Отвечать на вопросы. Классифицировать и обобщать. Описывать предмет по схеме. Составлять предложения заданному плану. Выполнять практические действия по обработке раны.

66

Окружающая среда и здоровье человека.

1

67,68

Питание человека.

2

Уметь различать молочные, мясные и сухие продукты.

ИТОГО 68 часов


4 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельностиобучающихся

1,2

Инструкция по технике безопасности для учащихся в учебном кабинете. ИТБу-01-2019.

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Правила поведения в школе. Времена года. Осень.

2

Различать признаки осени:пасмурные дни, холодные дожди,туманы, изменение окраски листьев,

листопад, увядание трав,наступление холодов, отлет птиц.

Объяснять причину сезонныхизменений в жизни живой природы.

3,4

Растения осенью. Экскурсия в природу. Практическая работа «Сбор образцов осенних листьев»

2

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей. Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение 20 ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов

5,6

Животные осенью.

2

7,8

Труд людей города и села осенью. Практическая работа

2

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам

9,10

Неживая природа. Почва

2

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов). Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке

11,12

Состав почвы: песок, глина, камни. Практическая работа «Состав почвы»

2

13,14

Рельеф: горы, холмы, равнины, овраги.

2

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг)

15,16

Живая природа. Растения. Огород. Проверочная работа.22.10

2

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте

17,18

Лес.

2

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники) Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас).

19,20

Сад. Семена. Практическая работа «Сбор семян с клумб»

2

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы

21,22

Растения культурные и дикорастущие.

2

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями 22 книга (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия

23,24

Лекарственные растения. Парки

2

25,26

Растения полей. Практическая работа с гербарием.

2

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы

27,28

Животные. Домашние животные: корова, овца, свинья, лошадь.

2

Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном животном. Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади, коровы человеком. Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Зарисовка домашнего животного Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

29,30

Птицы. Водоплавающие птицы. Проверочная работа.

2

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы).

31,32

Дикие птицы. Утка. Гусь, лебедь.

2

33,34

Домашние птицы. Утки, гуси и куры

2

35,36

Насекомые. Пчелы.

2

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о насекомых вредителях. Рассматривание рисунка. Запись названий насекомых в тетрадь

37,38

Времена года. Зима. Правила безопасности на водоемах зимой.

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

39,40

Экскурсия в природу зимой. Практическая работа «Зимние забавы»

2

41,42

Растения зимой.

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, 17 и животные зимой изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть

43,44

Животные зимой.

2

45,46

Труд людей зимой. Практическая работа «Зимние инструменты»

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

47,48

Человек. Мозг человека.


2

Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам

49,50

Профилактика травматизма головного мозга.


2

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения

51,52

Режим дня. Правила поведения дома. Практическая работа «Строение тела человека»

2

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь

53,54

Охрана природы.


2

Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам

55,56

Заповедники и зоопарки.

2

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь

57, 58

Времена года. Весна. Лето. Экскурсия в природу.

2

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок..

59, 60

Растения весной и летом.

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть

61,62

Животные весной и летом

2

63,64

Труд людей весной и летом. Практическая работа на пришкольном участке

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

65

Правила дорожного движения.

1

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге. Рассматривание иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору

66

Дорога. Пешеходный переход.

1

67

Транспорт. Мы - пассажиры.

1

68

Повторение изученного за год.

1


ИТОГО 68 часов


7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Специализированная мебель:

-доска классная;

-стол учителя;

-парта школьника регулируемая;

-стул ученический для начальной школы;

-шкаф для хранения учебных пособий;

-информационно-тематический стенд


Наглядные средства:

- муляжи (овощи и фрукты);

-календарь погоды;

-дидактические карточки «Овощи», «Животные наших лесов», «Профессии», «Мебель», «Дорожные знаки»;

-дидактический материал «Наш дом», «Зима», «Зимние виды спорта», «Животные. Домашние питомцы», «Деревья», «Космос», «Посуда», «Птицы»;

-Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель;

- демонстрационные таблицы;

-компас;

-часы с синхронизированными стрелками;

-коллекции полезных ископаемых;

-гербарии культурных и дикорастущих растений;

-глобус физический;

- географические карты;

-плакаты с правилами поведения в общественных местах;

-плакаты с правилами техники безопасности на дороге;

-плакаты с правилами безопасного поведения дома, при пожаре; с электроприборами;

-набор карточек «Человек.Строение человека»;

-набор карточек «Дорожные знаки»


Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

-многофункциональное устройство;

- интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-цифровой микроскоп;

-мультимедийный проектор;

-документ-камера;

-акустическая система для аудитории;

-сетевой фильтр.


Электронные средства обучения:

-Электронное пособие Атлас-определитель «От земли до неба» автор. А.А. Плешаков

-Времена года

-Уроки живой природы

-Уроки живой природы. Большие и маленькие

-Маленькие сказки большого леса

-Уроки окружающего мира. Электронное интерактивное приложение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!