СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Лаборатория Салахова»







Рабочая программа

основного общего образования

по ______биологии____________


на 2017-2018 учебный год



Тип программы: компилятивная

УМК: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В.В., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б., Сонин Н.И.– М.: Дрофа, 2016.

Уровень: базовый

Класс: 7 класс

Количество учебных часов по программе: 35




























Пояснительная записка

1. Результаты освоения предмета

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сфомированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные результаты:

Познавательная (интеллектуальная) сфера:

- выделение признаков биологических объектов живых организмов; клеток и организмов растений, животных; процессов обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение;

- распознавание видов животных разных систематических групп, уметь связывать строение с выполняемой функцией;

- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами и вирусами; соблюдение правил поведения в природе;

- составление плана изучаемого материала, использование рисунков и текста как руководства к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

- объяснение места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных отдельных типов и классов; опасных вредителей для человека, растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- описание основных положений теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира;

Ценностно-ориентационная сфера:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе и влияния факторов риска на здоровье человека.

Сфера трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Сфера физической деятельности:

- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах и нападениях животных

- соблюдение правил труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Эстетическая сфера:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


базовый уровень

повышенный уровень

ученик научится ...

ученик получит возможность научиться

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.














2. Содержание учебного предмета


Введение (1 час)

Введение. Сравнительная характеристика растений и животных. Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Подцарство Одноклеточные (3 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных, и их классификация. Тип Инфузории, их значение. Многообразие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Тип Кишечнополостные (3 часа).

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов. Особенности строения кишечнополостных. Тип Губки. Класс Гидроидные, среда обитания, строение, размножение. Классы: Сцифоидные. Медузы, Коралловые полипы. Многообразие кишечнополостных. Рефлекс. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Типы червей (4 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей. Меры предупреждения заражения паразитическими червями.Тип Плоские черви. Особенности организации. Черви-паразиты. Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей.Тип Кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски (2 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие (4 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их использование человеком, охрана. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразинасекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.


Тип Хордовые (13 часов). Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности

организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Резервное время (4 часа)

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Внешнее строение моллюсков».

Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение насекомого на примере майского жука».

Лабораторная работа №4 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

Лабораторная работа №5 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».















3. Тематический план


Основные разделы

количество часов

количество работ практической части

контрольные работы, диктанты

и т.п.

тестовые, диагностические работы, сам раб.

лабораторные, практические работы…

дом. работы

1

Введение

1





2

Подцарс тво Одноклеточные

3

1



1

3

Тип Кишечнополостные

3




1

4

Типы червей

4

1




5

Тип Моллюски

2


1

1


6

Тип Членистоногие

4

1


2


7

Тип Хордовые

13

1

1

2

2


Внеурочная деятельность

5






1 полугодие

35

4

2

5

4


Год

35

4

2

5

4































Календарно-тематическое планирование уроков 7 класс

Календарные сроки



Номер

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Объекты и формы текущего контроля

план


факт


освоение предметных знаний

универсальные учебные действия

познава-

тельные


регулятив-

ные


коммуникатив-

ные


Введение (1 час)

1 неделя сентября


1

Введение. Сравнительная характеристика растений и животных

Биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, размножение.

Применять приемы работы с информацией, систематизация информации, постановка проблемы.


Составление плана работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии нормам родного языка, выражать свои мысли с полнотой и точностью.


Подцарство Одноклеточные (3 часа)

1 неделя сентября


2

Особенности одноклеточных и их классификация

Симметрия двусторонняя и лучевая, подцарство, порошица, циста, псевдоподии, тип


1.Осуществлять расширенный поиск информации

2.Давать определение понятиям

Планировать пути достижения цели


1.Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

2.Формулировать собственное мнение и позицию



2 неделя сентября


3

Тип Инфузории, их значение.

Макронуклеус, микронуклеус, сократительная и пищеварительная вакуоль, реснички, циста, планктон


Осуществлять расширенный поиск информации

2.Давать определение понятиям

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Формулировать собственное мнение и позицию


Проверка теоретических знаний Д/з мал. «Подцарство Одноклеточные

2 неделя сентября


4

Входной контроль





Проверка теоретических и практических знаний

Тип Кишечнополостные (3 часа)

3 неделя сентября


5

Особенности строения

кишечнополостных.

Тип Губки.

Подцарство, хорда, мезоглея, регенерация, фагоцителла


1.Осуществлять расширенный поиск информации

2.Давать определение понятиям


Планировать пути достижения целей


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Формулировать собственное мнение и позицию



3 неделя сентября


6

Класс Гидроидные, среда обитания, строение, размножение

Клетки железистые, эпителиально-мускульные, чувствительные, нервные, железистые, стрекательные


1.Осуществлять расширенный поиск информации

2.Давать определение понятиям


Планировать пути достижения целей


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Формулировать собственное мнение и позицию



4 неделя сентября















7

Классы: Сцифоидные

Медузы, Коралловые

полипы

Актинии, медузы, кораллы, полипы


1.Осуществлять расширенный поиск информации

2.Давать определение понятиям


3.Работать с доп. информацией


Планировать пути достижения целей



Проверка теоретич. и практич. знаний

Д/З «Сравнительная характеристика кишечнополостных». (Б.)

Типы червей (4 часа)


4 неделя сентября



8

Тип Плоские черви.

Особенности организации. Черви-паразиты.



Ленточные черви, сосальщики, ресничные, системы органов


Осуществлять расширенный поиск информации


Вносить необходимые коррективы в действие

Формулировать собственное мнение и позицию



1 неделя октября


9

Тип Круглые черви

Особенности организации

круглых червей


Присоски, крючья, цикл развития, гермафродиты


Давать определение понятиям


Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Формулировать собственное мнение и позицию



1 неделя октября


10

Тип Кольчатые черви

Особенности строения

и жизнедеятельности

кольчатых червей


Нематоды, системы органов


Задавать вопросы своим товарищам


Вносить необходимые коррективы в действие

Работать в парах - устанавливать рабочие отношения


2 неделя октября


11

Контрольная работа «Сравнительная характеристика червей разных типов)».


Сегменты, параподии, жабры, метанефридии, гермафродиты, регенерация


Осуществлять расширенный поиск информации


Планировать пути достижения целей


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.



Проверка практических и теоретических знаний.

Тип Моллюски (2 часа)

2 неделя октября


12

Особенности организации моллюсков. Лаб. раб. «Внешнее строение моллюсков).

Мантия, раковина, мантийная полость


Осуществлять расширенный поиск информации



Вносить необходимые коррективы в действие

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.


Проверка практических и теоретических знаний.

3 неделя октября


13

Многообразие моллюсков. Сам. раб.

«Сравнительная характеристика»

Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие


Осуществлять расширенный поиск информации



Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Формулировать собственное мнение и позицию


Проверка теоретических знаний.

Тип Членистоногие (4 часов)

3 неделя октября


14

Класс Ракообразные. Многообразие и значение

Головогрудь, брюшко, хитин, статоцист, статолит, фасетка, половой диморфизм


Осуществлять расширенный поиск информации

Вносить необходимые коррективы в действие

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других


Лаб. раб. «Внешнее строение речного рака» обучающая)

4 неделя октября


15

Класс Паукообразные.

Клещи-паразиты

Многообразие паукообразных. Хелицеры, педипальпы, паутинные железы


Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую



Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Работать в парах - устанавливать рабочие отношения


4 неделя октября


16

Класс Насекомые

Внешнее и внутреннее строение насекомого.

Рудименты, передне-, средне- и заднегрудь, крылья, надкрылья


Адекватно выбирать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции


Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других



2 неделя ноября


17

Многообразие и значение членистоногих






Тип Хордовые (13 часов)

2 неделя ноября


18

Особенности организации

Бесчерепные животные

Хорда, нервная трубка, ланцетник


Выделять существенные признаки биологических объектов

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения


3 неделя ноября


19

Рыбы – водные позвоночные животные

Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы»


Боковая линия, плавательный пузырь, икринка, личинка, малёк, зародыш


Приводить доказательства эволюционного развития животного мира


Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения

Проверка практических и теоретических знаний

3 неделя ноября


20

Основные группы рыб: хрящевые, костные, двоякодышащие, кистепёрые

Хрящевые, костные, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые

Приводить доказательства эволюционного развития животного мира


Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.


Д/з мал. «Особенности приспособления рыб к жизни в воде» (контр.)

4 неделя ноября


21

Особенности строения,

Жизнедеятельности земноводных

Амфибии, головастик, третье веко, барабанная перепонка


Приводить доказательства эволюционного развития животного мира


Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других



4 неделя ноября


22

Размножение,

развитие, многообразие и значение

Метаморфоз, квакши, жабы, чесночницы, протеи


Выделять существенные признаки биологических объектов

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.



1 неделя декабря


23

Особенности жизнедеятельности пресмыкающихся

Рептилии, костные бляшки, грудная клетка, конические зубы


Приводить доказательства эволюционного развития животного мира


Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других



1 неделя декабря


24

Контрольная работа «Холоднокровные животные»

Ящерицы, змеи. крокодилы, черепахи

Осуществлять расширенный поиск информации


Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Проверка практических и теоретических знаний

2 неделя декабря


25

Особенности строения,

жизнедеятельности птиц. Лаб. раб. «Внешнее строение птицы»

Киль, цевка, копчиковая железа, клюв, стержень, пуховые перья, зоб, нижняя гортань, воздушные мешки


Приводить доказательства эволюционного развития животного мира


Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других


Проверка практических и теоретических знаний

2 неделя декабря


26

Внутреннее строение птиц

Маховые, рулевые, кроющие перья, летательные мышцы, обтекаемая форма тела, киль

Выделять существенные признаки биологических объектов

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.



3 неделя декабря


27

Экологические типы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Птицы разных природных зон

Приводить доказательства обитания разных природных зон

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других


Дом. раб. «Экологические типы птиц» (контролирующая)

3 неделя декабря


28

Общая характеристика класса Млекопитающие

Теплокровность, вибриссы, наружная ушная раковина, диафрагма, дифференциация зубов, волосяной покров


Приводить доказательства эволюционного развития животного мира

Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.


Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.



4 неделя декабря


29

Особенности строения, жизнедеятельности

Плацента, пуповина, беременность


Выделять существенные признаки биологических объектов

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.


4 неделя декабря


30

Сам. раб. «Сравнительная характеристика теплокровных животных»






Проверка практических и теоретических знаний

4 неделя декабря



31-35


Внеурочная деятельность


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!