УМК: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В.В., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б., Сонин Н.И.– М.: Дрофа, 2016.
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сфомированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
- эстетического отношения к живым объектам.
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- выделение признаков биологических объектов живых организмов; клеток и организмов растений, животных; процессов обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение;
- распознавание видов животных разных систематических групп, уметь связывать строение с выполняемой функцией;
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами и вирусами; соблюдение правил поведения в природе;
- составление плана изучаемого материала, использование рисунков и текста как руководства к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- объяснение места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных отдельных типов и классов; опасных вредителей для человека, растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- описание основных положений теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе и влияния факторов риска на здоровье человека.
- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах и нападениях животных
- соблюдение правил труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных, и их классификация. Тип Инфузории, их значение. Многообразие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов. Особенности строения кишечнополостных. Тип Губки. Класс Гидроидные, среда обитания, строение, размножение. Классы: Сцифоидные. Медузы, Коралловые полипы. Многообразие кишечнополостных. Рефлекс. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей. Меры предупреждения заражения паразитическими червями.Тип Плоские черви. Особенности организации. Черви-паразиты. Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей.Тип Кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.Внешнее строение дождевого червя.
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их использование человеком, охрана. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразинасекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Лабораторная работа №1 «Внешнее строение моллюсков».
Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».
Лабораторная работа №3 «Внешнее строение насекомого на примере майского жука».
Лабораторная работа №4 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».
Лабораторная работа №5 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».
Календарные сроки | Номер урока | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Объекты и формы текущего контроля |
план | факт | освоение предметных знаний | универсальные учебные действия |
познава- тельные | регулятив- ные | коммуникатив- ные |
Введение (1 час) |
1 неделя сентября | | 1 | Введение. Сравнительная характеристика растений и животных | Биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, размножение. | Применять приемы работы с информацией, систематизация информации, постановка проблемы. | Составление плана работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии нормам родного языка, выражать свои мысли с полнотой и точностью. | |
Подцарство Одноклеточные (3 часа) |
1 неделя сентября | | 2 | Особенности одноклеточных и их классификация | Симметрия двусторонняя и лучевая, подцарство, порошица, циста, псевдоподии, тип | 1.Осуществлять расширенный поиск информации 2.Давать определение понятиям | Планировать пути достижения цели | 1.Устанавливать и сравнивать разные точки зрения 2.Формулировать собственное мнение и позицию | |
2 неделя сентября | | 3 | Тип Инфузории, их значение. | Макронуклеус, микронуклеус, сократительная и пищеварительная вакуоль, реснички, циста, планктон | Осуществлять расширенный поиск информации 2.Давать определение понятиям | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Формулировать собственное мнение и позицию | Проверка теоретических знаний Д/з мал. «Подцарство Одноклеточные |
2 неделя сентября | | 4 | Входной контроль | | | | | Проверка теоретических и практических знаний |
Тип Кишечнополостные (3 часа) |
3 неделя сентября | | 5 | Особенности строения кишечнополостных. Тип Губки. | Подцарство, хорда, мезоглея, регенерация, фагоцителла | 1.Осуществлять расширенный поиск информации 2.Давать определение понятиям | Планировать пути достижения целей | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Формулировать собственное мнение и позицию | |
3 неделя сентября | | 6 | Класс Гидроидные, среда обитания, строение, размножение | Клетки железистые, эпителиально-мускульные, чувствительные, нервные, железистые, стрекательные | 1.Осуществлять расширенный поиск информации 2.Давать определение понятиям | Планировать пути достижения целей | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Формулировать собственное мнение и позицию | |
4 неделя сентября | | 7 | Классы: Сцифоидные Медузы, Коралловые полипы | Актинии, медузы, кораллы, полипы | 1.Осуществлять расширенный поиск информации 2.Давать определение понятиям 3.Работать с доп. информацией | Планировать пути достижения целей | | Проверка теоретич. и практич. знаний Д/З «Сравнительная характеристика кишечнополостных». (Б.) |
Типы червей (4 часа) | |
4 неделя сентября | | 8 | Тип Плоские черви. Особенности организации. Черви-паразиты. | Ленточные черви, сосальщики, ресничные, системы органов | Осуществлять расширенный поиск информации | Вносить необходимые коррективы в действие | Формулировать собственное мнение и позицию | |
1 неделя октября | | 9 | Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей | Присоски, крючья, цикл развития, гермафродиты | Давать определение понятиям | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | Формулировать собственное мнение и позицию | |
1 неделя октября | | 10 | Тип Кольчатые черви Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей | Нематоды, системы органов | Задавать вопросы своим товарищам | Вносить необходимые коррективы в действие | Работать в парах - устанавливать рабочие отношения | |
2 неделя октября | | 11 | Контрольная работа «Сравнительная характеристика червей разных типов)». | Сегменты, параподии, жабры, метанефридии, гермафродиты, регенерация | Осуществлять расширенный поиск информации | Планировать пути достижения целей | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Проверка практических и теоретических знаний. |
Тип Моллюски (2 часа) |
2 неделя октября | | 12 | Особенности организации моллюсков. Лаб. раб. «Внешнее строение моллюсков). | Мантия, раковина, мантийная полость | Осуществлять расширенный поиск информации | Вносить необходимые коррективы в действие | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Проверка практических и теоретических знаний. |
3 неделя октября | | 13 | Многообразие моллюсков. Сам. раб. «Сравнительная характеристика» | Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие | Осуществлять расширенный поиск информации | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Формулировать собственное мнение и позицию | Проверка теоретических знаний. |
Тип Членистоногие (4 часов) |
3 неделя октября | | 14 | Класс Ракообразные. Многообразие и значение | Головогрудь, брюшко, хитин, статоцист, статолит, фасетка, половой диморфизм | Осуществлять расширенный поиск информации | Вносить необходимые коррективы в действие | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | Лаб. раб. «Внешнее строение речного рака» обучающая) |
4 неделя октября | | 15 | Класс Паукообразные. Клещи-паразиты | Многообразие паукообразных. Хелицеры, педипальпы, паутинные железы | Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Работать в парах - устанавливать рабочие отношения | |
4 неделя октября | | 16 | Класс Насекомые Внешнее и внутреннее строение насекомого. | Рудименты, передне-, средне- и заднегрудь, крылья, надкрылья | Адекватно выбирать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | |
2 неделя ноября | | 17 | Многообразие и значение членистоногих | | | | | |
Тип Хордовые (13 часов) |
2 неделя ноября | | 18 | Особенности организации Бесчерепные животные | Хорда, нервная трубка, ланцетник | Выделять существенные признаки биологических объектов | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | Работать в группе - устанавливать рабочие отношения | |
3 неделя ноября | | 19 | Рыбы – водные позвоночные животные Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы» | Боковая линия, плавательный пузырь, икринка, личинка, малёк, зародыш | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | Работать в группе - устанавливать рабочие отношения | Проверка практических и теоретических знаний |
3 неделя ноября | | 20 | Основные группы рыб: хрящевые, костные, двоякодышащие, кистепёрые | Хрящевые, костные, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Д/з мал. «Особенности приспособления рыб к жизни в воде» (контр.) |
4 неделя ноября | | 21 | Особенности строения, Жизнедеятельности земноводных | Амфибии, головастик, третье веко, барабанная перепонка | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | |
4 неделя ноября | | 22 | Размножение, развитие, многообразие и значение | Метаморфоз, квакши, жабы, чесночницы, протеи | Выделять существенные признаки биологических объектов | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | |
1 неделя декабря | | 23 | Особенности жизнедеятельности пресмыкающихся | Рептилии, костные бляшки, грудная клетка, конические зубы | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | |
1 неделя декабря | | 24 | Контрольная работа «Холоднокровные животные» | Ящерицы, змеи. крокодилы, черепахи | Осуществлять расширенный поиск информации | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. | Проверка практических и теоретических знаний |
2 неделя декабря | | 25 | Особенности строения, жизнедеятельности птиц. Лаб. раб. «Внешнее строение птицы» | Киль, цевка, копчиковая железа, клюв, стержень, пуховые перья, зоб, нижняя гортань, воздушные мешки | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | Проверка практических и теоретических знаний |
2 неделя декабря | | 26 | Внутреннее строение птиц | Маховые, рулевые, кроющие перья, летательные мышцы, обтекаемая форма тела, киль | Выделять существенные признаки биологических объектов | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | |
3 неделя декабря | | 27 | Экологические типы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека | Птицы разных природных зон | Приводить доказательства обитания разных природных зон | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | Формулировать собственное мнение и позицию, слушать мнение других | Дом. раб. «Экологические типы птиц» (контролирующая) |
3 неделя декабря | | 28 | Общая характеристика класса Млекопитающие | Теплокровность, вибриссы, наружная ушная раковина, диафрагма, дифференциация зубов, волосяной покров | Приводить доказательства эволюционного развития животного мира | Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | |
4 неделя декабря | | 29 | Особенности строения, жизнедеятельности | Плацента, пуповина, беременность | Выделять существенные признаки биологических объектов | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. | |
4 неделя декабря | | 30 | Сам. раб. «Сравнительная характеристика теплокровных животных» | | | | | Проверка практических и теоретических знаний |
4 неделя декабря | | 31-35 | Внеурочная деятельность | | | | | |