Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями),утв.приказомМинобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Яшкинская СОШ», утверждённая директором школы №153 от 28.05.2015 г.;
Примерная образовательная программа по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторская программа (название программы, автор, класс, издательство, год издания);
Календарный учебный график МБОУ «Яшкинская СОШ» на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом директора школы №01/11-165 от 31.08.2020 г.;
Учебный план МБОУ «Яшкинская СОШ», утверждённый приказом директора школы №01/11-165 от 31.08.2020 г.
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» Департамент государственной политики в сфере общего образования разработал рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного для использования в работе.
Родной язык – язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык. Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
На основании ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510 образовательная программа ОО разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствующего ФГОС).
Следовательно, учебные планы основного общего и среднего общего образования, разрабатываемые общеобразовательными организациями, должны включать предметную область «Родной язык и родная литература» в учебных планах 5-9, 10-11 классов.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение родного русского языка на этапе основного общего образования.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
7 класс | 0,5 часа | 17 часов |
Итого | 0,5 часа | 17 часов |
Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 5- 9 класс» используется УМК: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 7 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета
«Родной (русский) язык 7 класс»
(17 часов, 0,5 часа в неделю)
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Язык и культура | 5 |
2 | Культура речи | 6 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 6 |
Календарно-тематический план
«Родной (русский) язык. 7 класс»
(17 часов, 0,5 часа в неделю)
№ | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и культура 5ч |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | Знать связь исторического развития языка с историей общества, факторы, влияющие на развитие языка. Различать устаревшие слова, историзмы, архаизмы как слова. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Знать лексические заимствования последних десятилетий и их употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | | |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | | |
3 | Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы | 1 | | |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 | | |
5 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 | | |
Культура речи (6 ч) |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Уметь находить типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Знать основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Находить грамматические ошибки в речи. Уметь использовать русскую этикетную речь, соблюдать манеры общения: | | |
7 | Контрольный тест. Трудные случаи употребления паронимов | 1 | | |
8 | Типичные ошибки грамматические ошибки в речи | 1 | | |
9 | Традиции русской речевой манеры общения | 1 | | |
10 | Нормы русского речевого невербального этикета. | 1 | | |
11 | Традиции русской речевой манеры общения | 1 | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч) |
12 | Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы | 1 | Знать традиции русского речевого общения, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Знать виды абзацев, тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Различать функциональные разновидности языка. Знать правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Знать особенности публицистического стиля и языка художественной литературы. | | |
13 | Разговорная речь. Спор и дискуссия | 1 | | |
14 | Контрольное изложение | 1 | | |
15 | Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления | 1 | | |
16 | Язык художественной литературы. Притча | 1 | | |
17 | Итоговая контрольная работа | 1 | Диагностика знаний учащихся | | |